Значение изучения татарского музыкального фольклора в воспитании личности младшего школьника
Ю. Ф. Янгляева, МордГПИ,
руководитель Л. П. Карпушина, докт. пед. наук, доцент
ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Большое значение в воспитании детей, особенно татарской национальности, имеет татарский музыкальный фольклор. Основные виды татарской народной музыки: песни ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к™йле Gырлар) – светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]баиты, напевы дастанов и поэтических произведений (в том числе и авторских), такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Напевы внекультовой речитации (чтения) Корана в домашнем, особенно женском, кругу могут отличаться от общемусульманских [1].
Как и некоторые другие, татарская народная музыка одноголосна, ее звуковая система чаще всего представляет ангемитонную пентатонику. Наиболее распространенный вокальный жанр – песня – имеет две основные формы (иногда они сосуществуют в рамках одного произведения как запев и припев) соответствующие двум основным формам текста – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (короткая песня; 8–7 сложный стих) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (длинная песня; 10–9 сложный стих) [1].
Татарский музыкальный фольклор обладает уникальной возможностью и способностью последовательного и эффективного введения ребенка в диалогическое пространство мира культуры. Поэтому для музыкальной педагогике и теории музыкального воспитания путь освоения диалогического мира и бытия человеческого рода является не только желаемым, но и единственно верным, ибо «бесконечность диалога вселенной создается в каждом ее элементе – звуке, интонации. Они явны и не постижимы одновременно, них заложено голограмма духовного мира, мироощущения народов и эпох» [2]. Татарский музыкальный фольклор может не только вводить ребенка в музыкально-художественное пространство человеческой культуры, но и способно являться своеобразной «диалогической моделью мира» [2]. Знакомство с культурным наследием татарского народа способствует не только расширению кругозора детей, но и формированию толерантного воспитания младших школьников.
Анализируя музыкальный фольклор татарского народа, мы пришли к выводу, что в нем заключены общечеловеческие ценности. Это любовь к Родине, любовь и уважение к родителям, близким. Соседям, предкам, любовь матери к ребенку, уважительное отношение к природе, честность, достоинство, смелость и т. д. Так, например, явление природы, окружающей действительности всегда были и будут предметом внимания в искусстве, а наблюдения, поставляемые обыденным сознанием, играли и будут играть особую роль в художественно-творческой деятельности. Восприятие мира в музыкальной культуре татарского народа связанно с восприятием природы человека [3]. В татарских народных песнях получила отражение любовь к родному краю, красоте его природы, в них воспеваются дремучие леса («Кара урман»), прозрачные реки («Агыйдел»), широкие поля, луга («Сахраларга чыксам»), луна, звезды на небе [3, 81]. Фольклорные песни о природе – повод не только к поиску особенности выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающий музыкальный язык одной песни от другой.
В татарских народных песнях мы видим лирических героев народных песен: хлебороба, рабочего, ищущего счастье путешественника, солдата и т. д. Рядом с ними всегда стоят образы татарских девушек. Через эти образы открывается богатство чувств, красота духовного мира народа. Они рассказывают о татарском национальном характере, которому свойственны самые прекрасные человеческие качества: доброта, жизнерадостность, нравственная чистота, любовь к родной земле, терпимость, настойчивость в преодолении жизненных трудностей [3, 79].
В лирических песнях часто воспевается красота татарской девушки, которая стройна («зифа буйлы», «н‰зек билле»), черноглаза, черноброва («кара к_зле», «кара кашлы»), с длинными ресницами («озын керфекле»), светлолица («нурлы й™зле») и т. д. Такая красавица, вобравшая в себя всю земную красоту, разожжет огонь в любом сердце, на нее просто невозможно наглядеться («к_реп туймаслык к_рк‰м», «к_з нурыS алырлык», «донья б™расына торырлык») [3, 79].
Итак, изучение татарского музыкального фольклора учащимися может быть прекрасным средством для воспитания личности. Хорошо подобранный музыкальный материал будет способствовать интенсивному развитию таких качеств личности как духовность, эмоциональная отзывчивость, этническая идентичность. При этом педагогу необходимо делать акцент на ценностях, объединяющих разные культуры, и тогда у детей будет формироваться чувство, что независимо от расы, цвета кожи, языка, на котором общаются представители разных народов, люди способны понять друг друга, уважать интересы другого человека и поддерживать дружеские отношения.
Литература
Татарская народная музыка / https://ru.wikipedia.org/wiki
Горюнова, Л. В. Мир народного творчества / Л. В. Горюнова //Музыка в школе. – 1990. – №1. – С. 3-6.
Явгильдина, З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З. М. Явгильдина. – Казань: КФУ, 2012.– 110 с.