Конспект урока Наполним радостью сердца 2 класс
План урока самопознания
Школа №9 Дата__.09.2016г. Педагог: Белоусова Е.Ф.
Класс: 2 Кол-во уч-ся:____
Тема: Наполним радостью сердца.
Ценность: ЛЮБОВЬ Качества: доброта, самоанализ, доброжелательность
Цель: углубление представления учащихся о радости через общечеловеческую ценность Любовь
Задачи:
1.Расширить значение понятия «радость»
2.Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках
3.Воспитывать у учащихся доброжелательность.
Ресурсы: (материалы, источники)
Учебник (2 класс) «Самопознание» для общеобразовательных школ;
Моноблок, ноутбук, проектор, экран, ватманы, фломастеры;
карточки с пословицами, листы для творческой работы, фломастеры, видеоклип «Большой хоровод» (слова А.Хайта). Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
1.Какие ощущения у вас были во время позитивного настроя?
Проверка д/з
Учитель держит в руках ромашку (предварительно изготовленную из бумаги) и предлагает учащимся произнести слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад и восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Затем он отрывает лепестки и дарит их ученикам. Дети читают пожелания, написанные на них. Например: «Радуйся и улыбайся!», «Помогай другим!», «Здоровайся!», «Не забывай говорить «Спасибо!» и т.д.
Творческая деятельность.
«Мое сердце радуется...».
Учитель предлагает учащимся открыть Тетради, посмотреть свои записи и ответить на вопрос: «Чему может радоваться ваше сердечко?».
(Дети, передавая по кругу мягкую игрушку в виде сердечка, говорят, что они радуются: «когда получают подарки», «когда вся семья вместе», «когда вместе едем отдыхать», «когда никто не болеет», «когда нет войны», «когда готовят и дарят кому-то подарки», «когда помогают тем, кому трудно было что-то сделать», «когда получают хорошие оценки», «когда узнают что-то новое и интересное» и т.д.)Примечания
Чтение под музыку «Прогулка в лес»
3-5 мин
3-5 мин
6-7 мин
Позитивное высказывание (цитата).
- На прошлом уроке мы познакомились с высказыванием Рене Декарта: «Нет более полезного занятия, чем познание самого себя». - Прокомментируйте его.
- Прежде всего человек должен изучать себя, свои интересы, возможности, и это поможет ему в изучении окружающего мира. 5 мин
повторение
Рассказывание истории (беседа).
- Учитель предлагает детям прочитать стихотворение Т. Лукашевой «Урок самопознания» и ответить на вопросы.
- О чем это стихотворение?
- Какие вопросы волнуют ребят?
- А какие вопросы интересуют вас?
Далее учитель записывает эти вопросы на доске. Например: Как стать смелым и сильным? Что надо делать, чтобы было много друзей? Как надо заботиться о животных? Как воспитывать в себе трудолюбие? и т.д.
Разминка
Учитель выразительно читает текст, соблюдая паузы. Дети повторяют каждую вторую строчку, как эхо, приложив руки «рупором» к губам.
Видеть солнце — это радость?
Радость, радость, радость...
Улыбнуться маме - это радость?
Радость, радость, радость...
Помириться с другом - это радость?
Радость, радость, радость...
Получить подарок - это радость?
Радость, радость, радость...
Отправиться в путешествие — это радость?
Радость, радость, радость...
Быть крепким и здоровым - это радость?
Радость, радость, радость...
Творческая деятельность 1. Тропинка к своему «Я»
Учитель раздает карточки (размером 20x40 см) со словами: уважение, открытие, поиск, познание, дружба, доброжелательность, радость, учение, знания, любознательность, трудолюбие, ложь, лень, зависть, целеустремленность, настойчивость, терпение, честность, смелость, опыт и т.д.Учащиеся выбирают слова, которые помогают в самопознании, объясняют свой выбор и составляют на столе (или на полу, на доске) «тропинку» при помощи карточек.
Учитель, подводя итог, сообщает о том, что на уроках они будут знакомиться с этими ценностями подробнее.
2. Работа с рисунками
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки в учебнике и определить, на какие вопросы они смогут найти ответы, что они будут изучать, о чем говорить и что делать на уроках самопознания во втором классе.
Обобщая ответы учащихся, учитель кратко характеризует каждый раздел учебника. После выполнения творческой работы, когда учащиеся определят, что они будут изучать на уроках самопознания, учитель еще раз читает записанные вопросы и акцентирует внимание детей на том, при изучении каких разделов и тем они получат ответы на свои вопросы. Этот прием работы будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета «Самопознание».
5 мин
Стр.8-9
учебник
2 мин
5-6мин
2 мин
Рассказывание притчи
Мудрость шаха
Притча
Сын падишаха спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя:
- Скажи, отец, откуда твоя великая мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя учили тебя?
Шах ответил сыну:
- Сын мой, я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были во всем подобны твоим учителям. Но то, что все называют мудростью, я получил не только от них. Я получил ее у самой жизни, у природы.
Наблюдая за муравьем, я научился трудолюбию, терпению, стремлению к достижению цели.
У орла - наблюдательности, быстрому принятию решения. У барса — ловкости и выносливости. У перепелки — любви, умению заботиться о близких.
Истинная мудрость - всегда рядом с нами. Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты ей.
- Почему падишаха называли мудрым правителем?
- У кого и чему он научился?
- Чему учит нас эта притча? 5 мин
10 мин
Групповое пение.
Ученики вместе исполняют песню «Маленькая страна»
(слова и музыка Игоря Николаева)
Есть за горами, за лесами Маленькая страна.
Там звери с добрыми глазами,
Там жизнь любви полна,
Там чудо-озеро искрится,
Там зла и горя нет,
Там во дворце живет жар-птица
И людям дарит свет.
Маленькая страна, маленькая страна.
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она?
Маленькая страна, маленькая страна.
Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.
Эта страна мне только снится,
Но светлый миг придет.
И на крылатой колеснице
Я совершу полет.
3 мин
Стр.12
учебник
Опережающее домашнее задание.
Учащимся предлагается подумать о своих целях, желаниях, мечтах, которые связаны с учебой, жизнью и нарисовать рисунок «Чего я хочу достичь?». 2 мин
Заключительная минута урока.
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Сохраните в вашем сердце, все что вы узнали на этом уроке. Можете открыть глаза. Спасибо вам за работу. 1-2 мин