Разработка литературного утренника Мимо острова Буяна(2-4 класс) 
          Цель:  познакомить детей с биографией и     творчеством  А.С.Пушкин,. создать условия для реализации индивидуальных способностей, развивать творческое воображение, способствовать сплочению   коллектива.                                       
Ведущий:                                                                                                                                        Дорогие ребята каждый год вначале июня, а точнее 6 июня, когда у домика 
няни цветет сирень, а  в зарослях жасмина над Соротью заливаются соловьи,
тысячи людей приходят в село Михайловское на большой народный праздник
день рождения А.С.Пушкина.
В этот день здесь особенно людно. И не удивительно: Пушкина любят и знают все. Тропа, ведущая к нему, стала бесконечной необозримо широкой дорогой.
    Пушкин- это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь.
Пушкин-это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.
Давайте, все вместе прочтем стихотворение Павла Антокольского. 
                   1-й  Чтец:  Пушкин.
                                      Это имя – знакомое   с детства - 
                                      Вместе с грамотой впаяно в речь.
                                      Надо заново в имя вглядеться  
                                      Чтобы заново знать и беречь
                   2-й Чтец:   Пушкин.
                                      Это имя – на то и дано нам
                                      И оно никогда не мало,
                                      Не застыло казенным каноном
                                      И не в школьную пропись легло.
                   3-й Чтец:   Пушкин.
                                      Это имя – подростка смешного,
                                      Что свечу до полуночи жег.
                                      И строчил, и вычеркивал слово-
Свой веселый сигнальный рожок.
                   4-й Чтец:   Пушкин.
                                      Это имя – веселое рвенье,
                                      Лихорадка ночного труда.
                                      Нестареющее вдохновенье,
                                      Не сгорающего никогда.
                   5-й Чтец:   Пушкин.
                                      Это имя – сквозь белые ночи
                                      Всех бессонных касается вех,
                                      Раскрывает все жадные очи
                                      На прошедший и будущий век.
                   6-й Чтец:   Пушкин.
                                      Это имя – как лозунг и знамя!
                                      И опять, веселясь и грустя,
                                      Рядом с нами, за нас и за нами-
                                      Он наш сверстник и наше дитя.
Ведущий:
   Пушкин-это имя  мы слышим впервые в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок о царе Салтане, о мертвой ца-
ревне,о попе и его работнике Балде живет с нами и позже, в школьные годы.
                                    « Там чудеса: там леший бродит, 
                                    Русалка на ветвях сидит;
                                    Там на неведомых дорожках
                                    Следы невиданных зверей»
А важнее всего то, что «Там русский духтам Русью пахнет!»
    А.С.Пушкин любил  русские народные сказки и с восторгом говорил о них:
-Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
Сюжеты многих сказок он услышал в Михайловском от своей няни Арины
Радионовны, и они легли в основу сказок всем теперь хорошо известных.
Назовем их.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о золотом петушке.
Сказки Пушкина читают и перечитывают в любом возрасте, запоминают их на
всю жизнь, они одинаково интересны и взрослым и детям.
    Ничто, кроме любви и добра, не способно победить зло на этом свете.
Только это убеждение, усвоенное с детства, помогает людям быть счастливыми. На этом построено и все содержание сказок  А.С.Пушкина.
Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта.
     И так: « Ветер весело шумит,
                 Наше  судно весело бежит
                 Мимо острова Буяна
                 В царство славного  Салтана ».
Ведущий: 
   Но прежде чем мы доберемся до « Царства славного Салтана», нам
встретится несколько островов, к которым нам предстоит причалить.
Остров « Узнай кто я»
Ведущий:
    Ребята вы знаете, что князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана,
превращался  в комара, в муху, в шмеля.
Три человека получат карточки с текстом, описывающим комара, муху, шмеля. И должны показать того, кто им достался, но без слов. А вы все
должны узнать, кого они изобразили.
 Карточка 1. Комар.
 « А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз».
 Карточка 2. Муха.
 « А Гвидон – то злится, злится
 Зажужжал он и как раз
 Тетке сел на левый глаз,
  И ткачиха побледнела»
 Карточка 3. шмель.
 « Он над ней жужжит, кружится-
 Прямо на нос к ней садится,
 Нос ужалил богатырь»:
Остров « Говорящее зеркальце».
Ведущий:
    У Пушкина в сказке «поселялось» зеркальце, которое умело говорить.
Но говорило оно только одну правду.
Мне нужны два человека на роль царицы и на роль «зеркальца».
Царица должна вспомнить слова, с которыми она обращалась к зеркальцу.
              « Свет мой, зеркальце скажи
              Да всю правду доложи:
              Я ль, скажи мне, всех милее,
              Всех румяней и белее?»
Зеркальце должно вспомнить слова, которые оно отвечало царевне.
              «Ты прекрасна, спору нет;
               Но царевна всех милее,
               Всех румяней и белее».
Остров « Золотая рыбка»
Ведущий:
     Ребята давайте вспомним с вами, чем старик в « Сказке о золотой рыбке»
ловил рыбу (неводом). У нас невода нет, но есть  сказочное море с рыбками 
и удочки. А теперь мне нужно по два игрока от команды.
Задание: за одну минуту кто больше наловит рыбы.
Остров « Балда».
Ведущий: «Бег в мешках».
                 «Засмеялся Балда лукаво:
                 Что ты это выдумал, право?
                  Где тебе тягаться со мною,
                  Со мною с самим Балдою?»
                  Пошел Балда в ближний лесок,
                  Поймал двух зайцев, да в мешок. ( Бег в мешках).
Вот и нужно мне по два зайца от команды. 
Ведущий: «Попади в облако».
                      « Выбери себе любую мету.
                   Кто далее палку бросит,
                   Тот пускай  и оброк уносит.
                   Что ж? Боишься вывихнуть ручки?
                   Чего ты ждешь? – « Да жду вон той тучки: ( Стрельба по нарисованным облакам).
Ведущий:  «Скачки на коне».
                   «Бесенок приподнял кобылу, два шага шагнул,
                    На третьем упал, ножки протянул.
                    А Балда ему: « Глупый ты бес,
                    И руками-то снести не смог,
                    А я, смотри, снесу промеж ног». (Переноска мяча между ног)
Остров « Золотой петушок».                      
 Ведущий: « Бой петухов».
                     Только в сказках золотые
                      Лишь бывают петухи,
                      А у нас здесь есть лихие,
                      Удалые, озорные!
                      Пепухи – озорники! ( Выталкивание из круга ).
Остров «Буян». 
 Ведущий:  «Вопросы из бочки».
                    В синем небе звезды блещут,
                    В синем море волны хлещут;
                    Туча по небу плывет.
                     Бочка по морю плывет
1.Очень правдивая вещь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?  (зеркало)
2.Где жили старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?(у самого
синего моря)
3.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?(тридцать
   лет и три года)
4.Из чего состояли орешки, которые грызла белка?(Все скорлупки золотые.
   ядра - чистый изумруд)                                                                               
5.На каком острове  в златоглавом  городе правил князь Гвидон?(На острове 
Буяне)
6.Каким фруктом отравилась  царевна в « Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях»?(Яблоко)
7.В какой сказке Пушкина « В синем небе звезды блещут, в синем море                      
волны хлещут»? (В сказке о царе Салтене)
8.Мимо какого острова проплывали гости господа?( Мимо  острова Буяна)
9.От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?(От коршуна, чародея)
10.В какой сказке « Царь с царицею простился, в путь- дорогу снарядился»?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
11.Как звали царя в сказке о золотом петушке?(Дадон)
12.Под каким деревом белка грызла орешки? ( Под елью )
13.Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
(Елисей)
14. Сколько девиц пряло под окном?( Три)
!5.С какими словами старик обращался к рыбке?(Смилуйся государыня рыбка) 
16.Что кинула старуха чернавка царевне? (Хлеб)
!7. Кому принадлежат эти слава «Да вот веревкой море хочу морщить? (Балде)
Литература: 
« Педсовет» № 2
 « Сказки» А.С.Пушкин  
МКОУ  «Клепечихинская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края
2015год
                                    Литературный утренник                    «Мимо острова Буяна»
1-4 класс
Лытырь Валентина Ивановна, библиотекарь
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315