Экскурсия в школьном музее Проходите в избу

Проходите в избу-
заочная экскурсия по школьному музею, проведенная на научно-практической конференции-презентации «Школьный музей открывает двери».

Цепляева Елизавета,
Антонова Наталья, Анохина Виктория,
обучающиеся 8 класса
Руководитель: Терновская А.П.

Звучит песня «Русская изба» в исполнении Марии Пахоменко. Экскурсоводы - обучающиеся МОУ «Спасская СОШ», в русских народных костюмах хлебом-солью встречают гостей:
К нам гости пришли, дорогие пришли;
Мы не зря квас варили, каравай пекли;
Отведайте наши хлеб, соль.
Проходите в избу, гости дорогие.
Русская изба - «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».
Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.
Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.
Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.
Но сруб так и остаётся срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.
Русская печь
Отгадайте загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи. Главной частью крестьянского дома была комната с печью. Она – то и дала название всей постройке – «изба».
Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища: без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка».
Печь со временем приобрела массу удобных приспособлений: шесток – полочку перед устьем (отверстием) печи, шесток (куда сгребали раскалённые угли), нишки – печурки, где сушили мокрые рукавицы, лучину.
С печью связано немало преданий и народных обычаев. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой– хранитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси – лебеди»; Баба Яга и другие.
Расположение печи распределяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа с пестом и ручная мельница.
Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит в устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетённой утвари – корзин, лукошек, коробов.
Красный угол (угол большой, угол передний, угол святой)
Почётное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».
Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.
В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Гость, входивший в избу, у порога первым делом снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом здоровался с хозяевами.
Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.
Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».
Женские и мужские углы (или «кут») напротив печного чела.
Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок, прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.
В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.
Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили. Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.
Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.
Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник», рабочее место хозяина дома у входа напротив печи, слева или справа от двери. Здесь же стояла лавка, на которой он спал.
Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Главным предметом мебели считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась вся семья.
В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.
А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:
“Стоит толстячок
Подбочинивши бочек,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит”.
Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков было больше. Делали их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она переезжала после свадьбы в дом мужа.
Далее попрошу обратить ваше внимание на колыбельку. Слово «Колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать», т.е. приводить в состояние легкого покачивания, шатать. Первые месяцы своей жизни ребенок проводил в подвешенной к потолку колыбели (люльке, зыбке, колышке), изготовленной из досок или плетеной из щепы, лозы. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).
Постелью младенцу служил положенный на дно колыбели соломенный матрасик или просто толстый слой соломы. Младенца укладывали в колыбель обычно через два – три дня после рождения. Первое укладывание в колыбель сопровождалось различными магическими действиями, которые должны были способствовать здоровью и спокойствию младенца, защищать его от бед и нечистой силы. Колыбель тщательно готовили – окропляли святой водой с молитвой: «Господи благослови. Дай Бог святой час. Пошли господи ангела Святого хранителя».
Под матрац клали нож, чеснок, защищавшие по поверью от нечистой силы. Над колыбелью всегда был полог из ситца, который защищал младенца от яркого света, насекомых, а так же от яркого света, насекомых, а также от дурного глаза посторонних людей.
Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов).
Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребенка в колыбели или на руках. Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания.
Колыбельные песни пронизаны нежностью и любовью. Каких только слов не придумывает мать, качая свое дитя! И почти все они созданы с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Некоторые поэтические образы колыбельных песен восходят к глубокой древности: в них фигурирует Сон, Дрема, Угомон, Покой, Бука, Бабай, Бадяй, Бай, Харыбай, Котонай.
Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, любовные интонации. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску вне зависимости от того, каким голосом их исполняют.
Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.
В нашем музее собраны экспонаты предметов крестьянского быта и труда. В создании музея большую помощь оказали не только жители села, но и сами учащиеся. Мы рады будем видеть Вас в нашем школьном музее. Милости просим!

15