МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования
Методическое письмо
о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам

В 5-м классе реализуются следующие предметные области и учебные предметы (см. Таблицу 1):
Таблица 1
№ п/п
Предметные
области
Учебные
предметы





1.
Филология
Русский язык



Литература



Иностранный язык

2.
Общественно-научные предметы
История

3.
Математика и информатика
Математика

4.
Естественно-научные предметы
Биология

5.
Искусство
Изобразительное искусство



Музыка

7.
Технология
Технология

8.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура


В приложениях к настоящему методическому письму приводятся рекомендации по реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования, в которых содержится общая характеристика данных предметных областей и учебных предметов (см. Приложение 1 к письму).
ФГОС основного общего образования предусматривают наличие инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений (70%/30%). Поэтому в проекте ООП ООО предусмотрено пять вариантов примерных недельных учебных планов основного общего образования.
Инвариантная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих ОП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Примечание
В различных примерных недельных учебных планах предусмотрена различная «расчасовка» для таких предметов как география, физическая культура (вариант №2). Такие предметы как экономика, обществознание и информатика включаются в учебный план образовательной организации, исходя из часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Предмет «Обществознание» традиционно изучался с 6 класса, но в последнее время многие темы получили пропедевтическое изложение уже на уровне начальной школы и в связи с этим разработчики учебников посчитали целесообразным в плане преемственности начинать его изучение с 5 класса.
В то же время следует учитывать, что на данный момент мы имеем только проект Примерного учебного плана в 5 вариантах, не утвержденный в качестве нормативного документа. Это означает, что решение о том, с какого класса начнется преподавание предмета «Обществознание» должно быть принято общеобразовательной организацией самостоятельно. Представляется наиболее целесообразным введение данного предмета с 5 класса за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В противном случае потребуется переструктурирование общего содержания данного учебного предмета самой школой, поскольку все, входящие в федеральный перечень учебники ориентированы на начало его изучения с пятого класса.
О количестве часов физической культуры по Варианту № 1 учебного плана. Если общеобразовательная организация приняла решение о выборе варианта № 1 учебного плана, она может использовать для введения третьего часа физкультуры часть, формируемую участниками образовательного процесса. Если данный вариант учебного плана получит нормативное закрепление, то изменять обязательную часть общеобразовательная организация не вправе, равно как и территориальные органы управления образования.
Количество учебных занятий за 5 лет (5 – 9 классы) не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Минимальное число часов в неделю в 5 классе при 34 учебных неделях составляет 28 часов; максимальное – при 35 учебных неделях – 32 часа. При этом с учетом законодательства Российской Федерации каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная неделя).

В рекомендациях, прилагаемых к настоящему письму (Приложение 1), содержится описание места каждого учебного предмета в учебном плане.

Предметные результаты по годам обучения вычленяются (см. ФГОС основного общего образования) по двум уровням: базовый (опорный) учебный материал, соответствующий уровню результатов «учащийся научится», и углубляющий, дополняющий, расширяющий или пропедевтический учебный материал, соответствующий уровню результатов «учащийся получит возможность научиться».
Описание предметных, а также метапредметных и личностных результатов освоения предметной области (учебного предмета) приводятся в специальном разделе прилагаемых рекомендаций (Приложение 1).

В 2015-2016 уч. году образовательные организации начинают реализацию ФГОС основного общего образования. Поэтому перечень УМК, реализуемых в образовательной организации, формируется на основании федерального перечня учебников на 2014-2015 уч. год (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253), (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года № 1047).
Примечание
Выбор УМК в 5 классе должен осуществляться образовательной организацией при максимальном и возможном соблюдении принципа преемственности предметно-тематического содержания и подходов к его построению на уровне начального общего образования.

В рекомендациях, прилагаемых к настоящему письму, содержится описание учебно-методического обеспечения реализации каждой предметной области (учебного предмета) (Приложение 1).

Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования отражено в рабочих программах по всем предметам учебного плана основного общего образования, разработка которых является сферой ответственности учителей, ведущих соответствующие учебные курсы, и руководителей образовательных организаций, утверждающих данные программы.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Рабочие программы учебных предметов являются обязательным компонентом образовательной программы основного общего образования согласно п.9 ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
В качестве рекомендуемой основы разработки рабочих программ отдельных учебных предметов можно рассматривать Конструктор программ отдельных учебных предметов, размещённый на сайте edu.crowdexpert.ru в разделе «Основная школа» (подраздел «Программы учебных предметов»).
В приложении 2 к настоящему письму приведены информационно-методические рекомендации по разработке программ учебных предметов, содержащие информацию об особенностях построения содержания рабочих программ по отдельным учебным предметам в условиях ФГОС основного общего образования; примерной структуре рабочей программы отдельного учебного предмета; требованиях к учебно – методическому обеспечению реализации программ отдельных учебных предметов.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определено, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, которая являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно.
Основными требованиями к реализации внеурочной деятельности являются:
1. Наличие утвержденных программ курсов внеурочной деятельности
2. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов (существенно то, что регламентируется только максимальное количество часов).
3. Величину недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
4. Допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, (но не более 1/2 количества часов). Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
5. В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов отводимых на внеурочную деятельность может изменяться (то есть, например, их может быть больше в 5 – 6 классах, а далее снижаться, и далее минимальным будет количество данных часов в 9 классе, что объективно учитывает возрастные психолого – педагогические особенности и интересы подростков).
При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Необходимо продумать систему преемственности в организации внеурочной деятельности между уровнями начального и основного общего образования. Преемственность в организации внеурочной деятельности может базироваться на ценностно-целевой (преемственность целевых установок, планируемых результатов, систем оценок), содержательной (преемственность реализуемых направлений и видов деятельности) и организационной составляющих (модель внеурочной деятельности, условия и механизмы её реализации).
Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности (общекультурного, общеинтеллектуального, социального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного и т.д.). Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ внеурочной деятельности, но образовательная организация вправе самостоятельно выбирать реализуемые направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации с учетом запросов обучающихся и родителей, а также своих условий.
Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования. Но важно помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Программы же внеурочной деятельности направлены на реализацию основной образовательной программы основного общего образования.
При привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов системы дополнительного образования следует предусмотреть ряд важных аспектов:
разработку (совершенствование) нормативно-правовой базы взаимодействия общего и дополнительного образования;
разработку требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;
совместную экспертизу качества внеурочной деятельности обучающихся.
При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль.
Предлагается при организации внеурочной деятельности условно выделять такие этапы:
проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для уровня образования.
организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей школьников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОО по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения.
аналитический – осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательной организации системы внеурочной деятельности школьников. При этом предметом анализа и оценки могут стать: результативность освоения задач ООП, включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности; вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности; продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности); удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами и т.п.

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый обучающийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления организационной модели и плана внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, индивидуальной карты занятости во внеурочной деятельности, которая заполняется на каждого обучающегося в конкретном классе классным руководителем.
Предметом проектирования на данном этапе должны стать организационная модель и план внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Для организации успешной деятельности по разработке организационной модели внеурочной деятельности необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в 5 классе могут быть разработаны модели внеурочной деятельности такого же типа, как и в начальном общем образовании: базовая, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель (см. Письмо Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).
Для полноценного перехода на ФГОС всех звеньев основной школы рекомендуем обращение к моделям внеурочной деятельности, обеспечивающим реализацию программы развития воспитательной компоненты и позволяющим системно интегрировать все направления развития личности обучающихся.
Рекомендуем для разработки модели внеурочной деятельности в образовательной организации создать творческую группу из числа учителей основной школы, педагогов дополнительного образования, обучающихся и их родителей.
Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начального общего образования, находится в организационном разделе основной образовательной программы. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Образовательная органзация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Наряду с определением направлений, видов детских объединений внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых образовательных программах внеурочной деятельности.
На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанной модели и плана. При организации внеурочной деятельности в условиях образовательной организации педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям различные типы образовательных программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы; тематические образовательные программы; образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы; индивидуальные образовательные программы для учащихся. Приоритетное значение в организации внеурочной деятельности основной школы принадлежит программам воспитания и социализации по типу программы развития воспитательной системы.
При разработке программ внеурочной деятельности следует учесть, что отсутствует федеральный перечень программ внеурочной деятельности. В связи с этим можно использовать опубликованные примерные программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования детей, приведенные в соответствие с требованиями к программам внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Содержание Программы должно быть направлено на: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся; профилактику асоциального поведения.
При разработке Программы необходимо учитывать: преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы и программами внеурочной деятельности ступени начального общего образования; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; практическую значимость, технологичность Программы (доступность для использования ее в педагогической практике); наличие логики в изложении материалов.
Программа внеурочной деятельности включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист. 2) Оглавление (для программ 2 и более лет обучения). 3) Пояснительная записка. 4) Учебный план (для программ 2 и более лет обучения). 5) Учебно-тематический план. 6) Содержание изучаемого курса. 7) Методическое обеспечение. 8) Список литературы.
Примерные программы внеурочной деятельности и программы внеурочной деятельности, разработанные педагогами самостоятельно, служат основанием для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Эффективность их реализации во многом зависит от ресурсного обеспечения. Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации модели. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей обучающихся и запросов их родителей.
Администрации образовательной организации необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения учебных занятий внеурочной деятельности, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.
На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.
Предметом анализа и оценки становятся следующие аспекты:
включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;
соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время.
Возможна реализация вариативных моделей организации внеурочной деятельности.
Так, одна из них предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, когда специалистами образовательной организации разрабатывается ряд программ, формируемых по модульному принципу (часть модулей могут являться инвариантыми, часть – вариативными для прохождения). Определение групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года, расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями конкретной школы.
Данная модель может быть представлена в плане как работа с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
Другая модель предполагает использование проектного метода. При этом содержание каждого проекта (при наличии своих целей и задач, форм организации и представления результатов) может обеспечивать реализацию разных направлений и видов внеурочной деятельности. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года и более; время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Преимущества данной модели в том, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена в рамках функционирования школы как воспитательной системы, когда в первую половину дня осуществляется учебный процесс, а во вторую половину дня дети заняты в воспитательных центрах (детских общественных организациях, органах ученического самоуправления и пр.) и в объединениях дополнительного образования. При этом осуществляется опора на интеграцию основных и дополнительных общеобразовательных программ. Функционирование школы как воспитательной системы на основании программы развития воспитательной компоненты может варьироваться в рамках организации «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
Внеурочная деятельность «воспитательного типа» на этапе становления воспитательной системы может быть представлена через модель плана внеурочной деятельности в следующих вариациях:
- модель плана с преобладание общественной самоорганизации обучающихся,
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся,
- модель плана с преобладанием работы обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы,
- модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

I. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
II. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура».
С учетом появления образовательных программ на основе государственного образовательного стандарта второго поколения следует осуществлять последовательный переход на их реализацию, ежегодно добавляя следующий класс (к первому классу – второй, к пятому классу – шестой и т.д.). При этом, классы, еще не вовлеченные в процесс полного и обязательного перехода на реализацию ФГОС, работают по предыдущим программам, последовательно включая элементы нового содержания, рекомендуемого примерными программами по учебному предмету «Физическая культура» (ФК).
Примерная образовательная программа по ФК предназначена для реализации обучающимися, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой. Речь идет об учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Составляющие содержание программы виды спорта дифференцированы по требованиям к результату.
В примерной программе, ориентированной по содержанию на ФГОС нового поколения, не содержится учебного плана и нормативов физической подготовленности учащихся. Учебный материал не распределен по классам. Учитель (коллектив учителей) самостоятельно, с учетом требований теории и методики физического воспитания, требований ФГОС и содержания примерной программы, разрабатывает рабочую программу для каждой ступени общего образования (1-4, 5-9, 10-11 классы).

III. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
Учебный план по предмету «Физическая культура» разрабатывается по обычной схеме для каждого уровня общего образования из расчета трех часов в неделю. Третий час учебного предмета рекомендовано использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания (Приказ Минобразования науки РФ от 30 августа 2010г., № 889).
Пример учебного плана для основной школы:


Разделы, темы
классы



5
6
7
8
9

1.
Знания о физической культуре






2.
Способы физкультурной деятельности






3.
Физическое совершенствование







Перечень разделов учитель определяет на основе структуры содержания примерных программ по физической культуре. Состав тем представлен в разделе «Примерное тематическое планирование». Последовательность прохождения и распределение учебного материала (тем) как по годам обучения, так и в рамках учебного года для каждого класса учитель определяет самостоятельно. Разработанные учителем документы учебно-методического комплекса (рабочая программа, рабочее планирование) утверждаются руководителем образовательной организации.
Методические рекомендации по составлению тематического планирования разделов учебной программы разработаны Министерством образования и науки РФ № 19-299, от 25 ноября 2011 года. Ниже по тексту предлагаются варианты календарно-тематического планирования.
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура»:
Вариант 1
Наименование раздела программы.
Тема урока.
Количество часов.
Тип урока.
Элементы содержания.
Требования к уровню подготовленности уч-ся.
Вид контроля
Домашнее задание.
Дата проведения (план – фактически).

Вариант 2
Содержание
Тематическое планирование

Виды деятельности
обучаемых

1. Основы ФК знаний.
2. Способы ФК деятельности.
3. Физическое совершенствование




Вариант 3


Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Сроки
Формы занятий
Контроль (формы, виды)










Контроль интереса к физкультурной деятельности учащихся
Интерес, как избирательная направленность индивида к какому-либо виду деятельности (или ее составляющим), является отражением потребностей и источником мотивации. Поэтому оценивание его проявлений, несомненно, отражает результативность профессиональной деятельности педагога. В практике контроля физкультурной деятельности, оценивание интереса занимающихся к ней, в лучшем случае, происходит по произвольно выбранным критериям чисто визуально. Это не позволяет дать объективную оценку и произвести сравнительный анализ достижений разных педагогов.
Для решения поставленной задачи можно использовать арсенал средств, отработанных в психологии. Однако это не всегда целесообразно. Применительно к контролю интереса учащихся к физкультурной деятельности, видимо, следует ориентироваться на самые доступные (по ресурсным затратам) и простые (по технологиям оценивания) методики.
Представляется, что процедура оценивания интереса учащихся к физической культуре деятельности должна осуществляться по отношению к содержанию занятий и по отношению к педагогу, который проводит эти занятия. При этом используется метод анонимного (безымянного) анкетирования. Разработка таких анкет дело специалистов - психологов.
Это связано с тем, что требуется обоснование, по крайней мере, трех аспектов анкетирования по критериям необходимости и достаточности. Во-первых, состав вопросов. Во-вторых, содержание (формулировка) вопросов. В-третьих, шкала оценивания и оценочные суждения.
Самый простой способ оценивания интереса к физкультурной деятельности - визуальное определение количества учащихся с положительной реакций на выполнение заданий в рамках урока. Можно рекомендовать использование следующих анкет для опроса учащихся.
Анкета 1.
Мне на уроке физической культуры
нравятся все задания
нравятся почти все задания
нравятся отдельные задания
ничего не нравится
Анкета 2.
На урок физической культуры я прихожу
всегда с желанием
почти всегда с желанием
иногда с желанием, а иногда нет
почти всегда без желания
всегда без желания

Анализ результатов анкетирования связан с вычислением процента опрошенных по каждому из вопросов. Оценивание интереса осуществляется по количественным (в %) показателям распределения вариантов ответов. Проведение анкетирования на протяжении ряда лет позволяет судить о динамике интереса учащихся к физкультурной деятельности.
Сравнительный анализ результатов анкетирования различных педагогов позволит выявить лучшие показатели профессиональной деятельности. При этом высокие показатели требуют изучения и распространения опыта работы, а худшие - выявления и устранения причин такого положения дел. Естественно, что получаемые результаты не следует абсолютизировать или драматизировать.
С учетом базовых направлений физического воспитания (теоретическая, техническая и физическая подготовка) в условиях 3-х часов в неделю возможны несколько вариантов сочетания определяющих направлений (физическая и техническая подготовка):
- комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки),
- на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая подготовка, один урок - техническая),
- на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая подготовка, один урок - физическая).
Во всех вариантах возможно добавление средств теоретической подготовки (по потребности и условиям). При этом, чем старше возраст учащихся, тем больший объем времени отводится в уроке на теоретическую подготовку, но в рамках общего объема выделяемого в учебном плане на этот вид подготовки.
Содержание и программы занятий для учащихся специальных медицинских групп представлены в следующих документах:
1. «Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов специальных медицинских групп», Волгоград, издательство «Учитель», 2014;
2. «Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп», Москва, издательство «Глобус», 2010.
IV. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Физическая культура»

Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в соответствии с их представлением в содержании Федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий; расширение двигательного опыта организма.

V. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура»

Общеобразовательным организациям рекомендовано использовать в образовательном процессе учебники, которые входят в федеральный перечень учебников (ФПУ), утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года, № 253.
Согласно новому порядку в указанный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом Минобрнауки РФ на основании положительных экспертных заключений и отвечающие следующим требованиям:
Принадлежат к завершенной предметной линии учебников.
Представлены в печатной форме и имеют электронное приложение, являющееся их составной частью.
Имеют методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в своей образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа (№ 253, от 31 марта 2014 г.) учебники из ФПУ, рекомендованные Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования и науки РФ № 1067, от 19 декабря 2012 г.) для завершения изучаемого предмета. Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой. Для сохранения преемственности в освоении программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Учебники по предмету «Физическая культура» разных авторов, по нашему мнению, мало отличаются по содержанию друг от друга. Сопряженность содержания учебников находится на вполне допустимом уровне и не противоречит содержанию образовательного стандарта второго поколения.
Ниже приведен список учебников по физической культуре для 5 класса (в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253)
Матвеев А.П. Физическая культура, 5 кл. Издательство «Просвещение»;
Погадаев Г.И. «Физическая культура, 5-6 кл. Издательство ООО «Дрофа»;
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. Физическая культура. 5-7 кл., Издательство «Просвещение»
Гурьев С. В., под ред. Виленского М. Я. «Физическая культура», 5 – 7 кл. Издательство «Русское слово»
Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С. «Физическая культура», 5 – 7 классы. Издательский центр «Вентана-Граф».
Погадаев Г. И. «Физическая культура», 5 – 6 кл. Издательство «Дрофа».

Обращаем Ваше внимание на то, что учебники, выделенные жирным курсивом, принадлежат к завершенной предметной линии учебников.

 Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, раздел I «Общие положения», ст. 8 – 11; раздел 3 «Требования к структуре ООП ООО», ст. 18.2.2











Заголовок 115