Сценарий мероприятия по окружающему миру Экологическая игра Кто? Что? Где? Когда?
Экологическая игра «Кто? Что? Где? Когда?»
Цели мероприятия:
Образовательные:
- обобщение знаний детей о живой и неживой природе;
- создание целостного представления о взаимосвязи в животном мире.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе
- формирование экологической культуры.
Развивающая:
- развитие наблюдательности, образного и логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.
Оборудование: конверты с заданиями для разных конкурсов.
Ход мероприятия:
Ведущий: Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!
Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.
Выбираются участники от каждого класса (4 человека). В команде выбирается капитан.
Учащиеся выбирают темы для каждого раунда из предложенных конвертов. На конвертах напечатаны заголовки конкурсов «Эти удивительные животные», «Собери пословицы», «Посади дерево», «Человек – часть природы», «Загадки о животных», «Знаете ли вы птиц?», «Кто больше?», «Про зелёные леса и лесные чудеса», «Логическая цепочка».
По итогам игры команды награждаются дипломами и грамотами.
1. Эти удивительные животные.
«Узнай животное по описанию»:
1. Это животное - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/
2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? /бобр/
3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это? /ёж/
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/
5. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом. К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. (Белка.)
6. Это зверь небольшой, и каждый его знает, но при этом он типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросается молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я ее не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (кошка)
7. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пяточком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)
8. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают. (Лось.)
2. «Посади дерево»
Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево».
Учитель выдаёт командам одинаковые комплекты карточек.
Задание: разложить карточки в нужной последовательности.
Карточки:
1. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева могли разместиться в этой яме свободно.
2. Дерево подвяжи к колу толстой верёвкой.
3. В дно ямы забей кол длиной 1,5-2 метра для укрепления деревца.
4. На дно ямы насыпь холмик земли. На нём расправь корни дерева. Засыпь яму землёй, землю уплотни.
5. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо полей.
6. Выбери место для посадки дерева.
Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.
3. «Человек – часть природы»
Подписать на картинке части тела человека. Каждой команде выдаётся свой лист с иллюстрацией.
4.«Загадочные животные».
Расшифруйте названия животных, записанные на доске, распределите их по группам. Возьмите листки на столах и запишите названия этих животных.
Задание для первой команды: льдоша олсь бакоса
(Ответ: лошадь, лось, муравей)
Задание для второй команды: зока кабел вайруем
(Ответ: коза, собака, белка)
Задание для третьей команды: девьдем ацрику ялдет
(Ответ: медведь, курица, дятел)
Задание для четвёртой команды: укап бизялк шкако
(Ответ: паук, зяблик, кошка)
5. «Знаете ли вы птиц?»
Летом она живет в лесу. Питается жуками, червяками, а зимой, в бескормицу, держится ближе к жилью человека. Ест все – разные зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Особенно любит несоленое сало. (Синица.)
А всем свете нет певчей птицы, которая пела бы лучше нее. Она начинает петь вечером, а в мае поет всю ночь напролет. Гнездо вьет около земли, в кустарниках, поселяется по опушкам леса, берегам рек, где есть кустарники. Может поселиться в садовых кустах и цветниках. (Соловей.)
Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока ещё листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга.)
Этих птиц называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за свои кривые клювы – верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица – отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клёст.)
Эта стройна птичка с длинными ножками, темными большими глазами, малиновой грудкой и задорно приподнятым хвостом. Очень добрая птица. Никогда не пролетит мимо пищащих птенцов. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами, выкормит их увидит большую взрослую птичку, которая сама не может добыть себе пищу, и о ней станет заботиться. Голос у нее нежный и серебристый. (Зарянка, малиновка.)
Красивые танцы устраивают эти птицы. Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом и кружатся, и прыгают, и танцуют в присядку. А остальные в такт хлопают крыльями. (Журавли.)
Эту птицу ещё называют касаткой. Она редко и неохотно спускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветви или провода. Даже воду эта птица пьёт на лету. Из соломы, глины лепят эти птички свои гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые из них гнездятся в норах на берегу реки. Эту птицу легко узнать по длинным острым крыльям и раздвоенному хвосту. (Ласточка)
Это самая маленькая и самая красивая птичка в мире. Ни одна птица не умеет летать так, как эта: на боку, на спине, и даже хвостом вперед. Она, как бабочка, зависает над цветком и собирает с него нектар – это её пища. Обитают эти птички в Америке, в тропическом поясе. На солнце перья переливаются так, меняют свою окраску. (Колибри)
«Логическая цепочка»
«Может да, а может, нет, так подумай – дай ответ»
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Дуб, клен, ель, ясень, клен – это лиственные растения.
4. Поползень, сойка, дятел, синица, ласточка – зимующие птицы.
6. Медведь, лиса, барсук, белка, ёж – впадают в зимнюю спячку.
7. Сатурн, Венера, Луна, Юпитер, Марс – планеты Солнечной системы.
8. У бабочки, паука, божьей коровки, кузнечика – 6 ног.
7. «Кто больше?»
Дается слово «ЛИСТОПАД». Из букв этого слова необходимо составить новые слова (лиса, аист, лист, пила, стол, сито, пост, сила, сода, сало, оса, пол, пот, ода, сад).
8. «Про зелёные леса и лесные чудеса».
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
Какую птицу называют «лесной кошкой»? (иволга)
Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя?(Росомаха)
Разноцветные грибы? (Сыроежки)
Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
Как называется гнездо белки? (Гайно)
Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
9. « Собери пословицы».
Декабрь зиму начинает капель принесла.
Лето – припасиха всему миру краса.
Пришла весна а соловей кончает.
Рощи да леса а год заканчивает.
Ласточка день начинает с тем зиму и проживёшь.
Что в августе соберёшь а зима – прибериха.