Разработка и проведение игры Что?Где?Когда? в рубрике Мир вокруг нас
Что? Где? Когда?
«Мир вокруг нас»
Цель: Развитие логического мышление, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнение товарищей, умение серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
Оформление (пословицы на бумажке):
«Умный товарищ – половина дороги»
«Умные речи приятно и слушать»
«Дважды думай, говори раз»
«Думают думу без шуму»
Оборудование: Волчок со стрелкой, табло, настольные игры для обозначения игровой минутки, часы, гонг; конверты с заданиями, стол, стулья, задания для болельщиков.
Содержание игры:
1. Объявление правил игры, напомнить, как игра проходит на телевидении.
2. Из зрителей выбрать 8 человек
Отборочный тур:
Начало – нота, потом оленя украшение,
А вместе – место оживленного движения (до + рога = дорога)
Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.
Но если «д» на «б» ты сменишь,
Во мне утонешь, как в реке (Долото – болото)
Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Своё значение я меняю
И птицей становлюсь тогда (и + Волга = иволга)
Два слога первые – цветок,
Татарский царь – мой третий слог,
А «ь» поставь в конец
Коль отгадаешь – молодец! (Астра + хан + ь = Астрахань)
На берегу морском я круглый год валяюсь,
Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (Галька – галка)
Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду. (Стрижи, ласточки)
С буквой «к» в лесу живу,
С буквой «ч» овец пасу. (Кабан – чабан).
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ: На столе, по окружности, лежат конверты с вопросами, между ними – 3 игровых паузы (в роли игровых пауз могут выступать различные головоломки)
Знатоки заводят волчок. Время обсуждения – 1 минута. Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗНАТАКОВ:
Учеными давно было замечено странное поведение обычных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в её околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа?
ОТВЕТ: Слюна этих видов жаб, на которых охотятся ежи, ядовита. Смачивая свои иголки ядовитой жидкостью, ежи создают дополнительную защиту от врагов.
Плодовитость трехиглой колюшки по сравнению с другими рыбами очень мала – 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему?
ОТВЕТ: У трехиглой колюшки очень развит уход за потомством, в отличие от других рыб. Поэтому численность отложенных яиц невелика.
Однажды в холодный осенний день в Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение змей.
ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильна колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны, а в прохладную малоподвижны. Чем объясняется спокойное поведение удавов?
Некоторые морские птицы, например фрегаты, имеют недоразвитую копчиковую железу. Они летают над океаном и никогда не отдаляются на большие расстояния. Сильный дождь, заставший фрегата вдали от берега, представляет смертельную опасность. Почему?
ОТВЕТ: Сильный дождь вызывает намокание перьев у фрегата, так как из-за недоразвитой копчиковой железы они не смазываются специальным жиром. Резкое увеличение массы тела может привести к гибели. Рыбу они хватают на лету, на воду практически не садятся.
На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины держаться за сарсию. Чем объяснить необычный внешний вид кунин?
ОТВЕТ: Колокол необходим медузе для движения в воде: ритмичные сокращения колокола вызывают выталкивание из него воды (реактивный способ движения). Кунины передвигаются на сарсии, поэтому колокол, как средство передвижения у них редуцировался.
На одном из морских мелководий существовало сообщество из восьми видов малоподвижных животных: моллюсков мидий и морских блюдечек, сидячих рачков и морских желудей, морских уточек и других. Всеми ими питался один вид хищника – крупная морская звезда, которая предпочитала больше всех мидий. Что бы сохранить сообщество, всех морских звезд выловили и удалили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти?
ОТВЕТ: Мидии, численность которых не сдерживалась хищниками, вытеснили другие виды сидячих животных как более сильные конкуренты.
Почему естественное загрязнение атмосферы не нарушает происходящих в ней процессов? В чем опасность загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий?
ОТВЕТ: Вещества, попадающие в атмосферу при естественном загрязнении быстро включаются в естественные круговороты, так как эти вещества всегда были в природе. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу вещества, которых часто не бывает в природе: фреоны, пыль тяжелых металлов, радиоактивные вещества. Эти вещества могут нарушить естественные природные процессы.
У некоторых водных позвоночных, например акул, скелет состоит не из костей, а из эластичного хряща. У наземных позвоночных скелет только костный. Как это объяснить с экологической точки зрения?
ОТВЕТ: В воде вес животных облегчается действием выталкивающей силы. В наземно-воздушной среде требуется более прочный скелет из-за низкой плотности воздуха.
Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает двух метров, весит до ста двадцати килограмм. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное.
ОТВЕТ: Ягуар или пума.
Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, но вот посуда – разная. Из какого металла была сделана посуда?
ОТВЕТ: Серебро.
Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток – 2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано её использование в условиях космоса?
ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12% солнечного цвета, вместо 1-2 % цветковых.
ИГРОВАЯ ПАУЗА 1: Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем представитель этого же семейства (Хрен редьки не слаще).
Сбился с азимута среди трех голосеменных (Заблудился в трех соснах)
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава (Сердцу не прикажешь)
Сколько это млекопитающие не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество (Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит)
Кровососущее насекомое не сможет сделать более острым ротовой аппарат (Комар носу не подточит)
Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья (Старый конь борозды не испортит)
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива (Работа – не волк, в лес не убежит)Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции (Баба с возу – кобыле легче)
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси (Хочешь жить – умей вертеться)
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высушенный злачный стебель (Утопающий хватается за соломинку)
ИГРОВАЯ ПАУЗА 2 «САМЫЙ… САМЫЙ…»
Самое упрямое домашнее животное (Осел)
Самое распространенное в России дерево (Лиственница)
Самая большая змея (Удав Анаконда – 11 метров, 200 кг)
Самая большая сухопутная ящерица (Варан)
Не морская птица с самым большим размахом крыла (Кондор 2,8-3 м)
Самая крупная обезьяна (Горилла)
Самая крупная ягода (Тыква)
Кто является самым преданным другом среди животных (Собака)
Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек (Ползание)
Назовите самую большую рыбу (Гигантская или китовая акула)
Самое скоростное сухопутное животное (Гепард – 110 км/ч)
Самый хитрый зверь в русских народных сказках (Лиса)
Животное с самыми большими ушами (Слон)
Назовите простейшее животное, состоящие из одной клетки (Амеба)
Назовите самый популярный в Голландии цветок (Тюльпан)
Самое крупное из сегодня обитающих на земле пресмыкающихся (Крокодил)
Самое крупное млекопитающее животное на земле (Синий кит)
Птица - обладатель самого большого в мире клюва (Пеликан)
Самая высокая трава (Бамбук – 30-40 метров)
Самая ядовитая змея (Кобра)
ИГРОВАЯ ПАУЗА 3 «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ»
На греческий – «Учение о жилище». (Экология)
На латинский – «Восстановление» (Регенерация)
На латинский – «Окраска» (Пигмент)
На латинский – «Помесь» (Гибрид)
На латинский – «Народ, население» (Популяция)
На греческий – «Совместная жизнь» (Симбиоз)
На греческий – «Учение о животных» (Зоология)
На греческий – «Сам питаюсь» (Автотроф)
На греческий – «Слово (учение) о жизни» (Биология)
На латинский – «Уничтожение, народ» (Депопуляция)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ