Создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий,
Один человек пришёл к мудрецу и пожаловался: — Я не вижу никакого смысла в своей жизни. Всё в итоге сводится к формуле «работа-дом-работа». Работа скучна, и я каждый раз с трудом досиживаю до конца рабочего дня. Но дома ещё хуже — не знаешь, чем заняться и как убить свободное время. У знакомых свои дела, им не до меня. А потому, когда я хочу с ними встретиться, чтобы хоть как-то скрасить своё одиночество, они находят различные причины для отказа. В последнее время я всё чаще думаю, как бы поскорей дожить эту жизнь до конца. — Ты думаешь только о себе. Тебе нужно научиться видеть других людей. Пойдём со мной, — сказал мудрец. В пути человек думал: «Какой это мудрец? Похоже, что он так и не разобрался в моей проблеме. Ничего толком не сказал. Вместо этого мы идём в неизвестном направлении. Не зря у меня было предчувствие, что мне уже никто и ничто не поможет. Какое ему дело до меня?» Человек, думая о себе, даже не заметил, как они вошли в сад. Мудрец вдруг остановился и сказал: — Посмотри, — он указывал на человека в инвалидной коляске, сидящего перед мольбертом с кистью в руке. Вокруг благоухали цветущие вишни, сияя белоснежной пеленой в ослепительных солнечных лучах. И точно такое же великолепие цвело на картине художника. — Нужно учиться у таких людей, — сказал Учитель. — Рисовать? — не понял человек. — Эти люди — художники своей жизни. Нарисуй свою жизнь такой, какой хочет видеть ее Бог, и ты найдешь свое счастье. Найди ту цель жизни, которая нужна не только тебе, но и другим.
Или другими словами: найди ту профессию, которая принесет счастье и успех не только тебе, но и окружающим.
В последнее время мы всё чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
ПОЭТОМУ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ - создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий, подготовка детей к выбору профиля обучения на старшей ступени.
Поэтому важным является объединение усилий всех участников образовательного процесса с целью оказания квалифицированной помощи учащимся.
1. Учителя-предметники. Задача - повышение роли учителя-предметника в профессиональном самоопределении учащихся.
Математика - статист, бухгалтер, экономист, финансист
Физика - инженер, метеоролог, учёный
Химия - врач, фармацевт, металлург, лаборант
Биология - селекционер, эколог, агроном
Информатика - программист, пользователь ЭВМ
Литература, русский язык - журналист, корреспондент, делопроизводитель, редактор
2. Классный руководитель проводит цикл бесед, условно названный «Уроки самопознания», примерные темы которых:
9 классы: «Как избежать ошибок при выборе профессии»,
«Формула успеха», «Стратегия выбора профессии.
Современный рынок труда: мифы и реальность».
Участие детей в ярмарках образовательных услуг.
Экскурсии на производство.
Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
Итогом совместной деятельности классного руководителя и обучающихся может стать создание «Карточек профессии», которую учащийся ведёт постоянно, на уроках или классных часах, где речь идёт о той или иной профессии :
Необходимые качества
Основные элементы
Составляющие каждого элемента
Содержание труда
Орудия труда
Условия труда
10-11 классы. Профильная подготовка.
Основная цель – подготовить выпускников к продолжению образования в соответствии с профилем.
На данной ступени обучения у учащихся должна быть сформирована мотивационно-ценностная готовность к выбору профессии. Поэтому на данном этапе проводится диагностика «Мой профессиональный мотив».
Почему ты выбрал именно эту профессию?
- мне нравится эта профессия, смогу в ней полностью реализовать себя;
- «за компанию»;
- продолжение семейной традиции;
- внешняя привлекательность профессии;
- не знаю.
Что повлияло на твой выбор профессии?
- самостоятельно принял решение;
- посоветовали родители;
- посоветовали друзья;
- влияние оказали занятия в школе.
Таким образом, в результате диагностики можно сделать выводы о том, что при выборе профессии у наших учащихся в основном преобладают такие мотивы, как:
- Мотив социальной зависимости («за компанию»), когда старшеклассник собирается заниматься этой профессией под воздействием друга или других значимых людей;
- Мотив преемственности, когда некоторые старшеклассники повторяют профессиональный выбор своих родителей, т.е. продолжают династию;
- Мотив внешней привлекательности, когда учащиеся выбирают профессию на основе сугубо внешних элементов деятельности: красивая форменная одежда, эстетичная рабочая обстановка и др.
- И только у небольшого количества учащихся преобладает мотив профессиональной самореализации, когда профессия выбрана самостоятельно, нравится и старшеклассник понимает, что только в ней сможет самореализовать себя. Поэтому важное значение приобретает работа по формированию мотивационно-ценностной готовности старшеклассников к выбору профессии.
Классный руководитель:
Система классных часов – уроков самоопределения по теме «Профессиональное определение: мотивы и ценности», где учащиеся представляют свою будущую профессию, обосновывая свой выбор.
Темы: «Твоя карьера», «Формула успеха»
Организация социального партнёрства:
- Проведение в рамках профильного обучения Дней открытых дверей, в ходе которых организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений.
- Участие детей в ярмарках образовательных услуг.
- Экскурсии на производство.
Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
- Встречи с выпускниками школы.
- Привлечение детей к обучению на курсах дистанционного обучения.
Взаимодействие с родителями
1. Родительские собрания по темам программы;
2. Совместные консультации в Центрах занятости населения и в психологических центрах;
3. Экскурсии на предприятия, где работают или служат родители;
4. Приглашение родителей на классные часы с беседами о своей профессии;
5. Посещение учебных заведений города в рамках Дней открытых дверей.
Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность учащегося и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.