ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Министерство образования Ставропольского края
ГБОУ ДПО Ставропольский краевой институт развития
образования, повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Зачетная работа
Современный урок физики Работа выполнена Панариной Ириной Николаевной,
учителем физики МБОУ СОШ № 2
ст. Суворовской,
учителем высшей категории
Работа проверена «Главное, делайте всё с увлечением!
Это страшно украшает нашу жизнь!»
Л.Д. Ландау
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.
Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:
изучение нового материала;
закрепление материала;
повторение изученного ранее;
контроль (диагностика) знаний;
применение знаний к решению задач;
формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:
уроки изучения нового материала;
комбинированные уроки;
уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;
уроки повторения;
уроки контроля.
В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики.
К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Результативность
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».
Структура урока
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).
.Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.
Дидактическая структура учебного материала
Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.
В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.
Самостоятельность и творчество в учебной деятельности
Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:
создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;
научить учащихся рациональным приемам такой работы;
научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.
Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.
Учебно – методический комплекс
Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.
Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.
Основные формы, методы, этапы организации современного урока
Беседа — метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе урока.
Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста.
Демонстрация на уроках — методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран.
Дифференцированный подход в обучении — форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах — по степени владения русским языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой группы учащихся. Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Дозировка материала на урок. При поурочном планировании очень важно измерять насыщенность каждого урока. Такая работа способствует предупреждению перегрузки учащихся, обеспечивает оптимальные условия усвоения материала урока.
Доказательство при изучении предметов — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недоказуемых).
Доклад — публичное сообщение на определенную тему. Доклад — эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Подготовка к докладу: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написание текста доклада, выступление с докладом, обсуждение доклада. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся. Нередко доклад делается лишь по тезисам, без полного текста. В этом случае доклад становится эффективным средством развития устной речи. В практике обучения роль доклада возрастает, особенно в старших классах.
Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, заданий. Современная методика нацеливает на высокую активность и самостоятельность учащихся в процессе закрепления, недопущение механического характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке проводится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по плану специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы с учащимися.
Зачет — форма проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся, используемая в средней школе. Состоит из выполнения ряда практических заданий, в ответах на вопросы. Нередко формой зачета бывают реферат, сочинение, доклад. Зачет может быть недифференцированным — без выставления балла и дифференцированным — с выставлением оценок.
Пересказ — вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца. Проводится во всех классах, начиная с 1-го, практикуется на всех уроках.
Компьютер — современное техническое средство обучения, которое применяется в следующих видах:
в разработке и использовании обучающих компьютерных программ, по которым учащиеся работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;
в разработке этих программ специалистами;
в контроле и самоконтроле (проверяются и знания, и умения);
в моделировании, обобщении изучаемого теоретического материала, а также в реферировании и редактировании написанного текста;
в анализе и отборе учебных текстов, в их оценке по критериям;
в количественном изучении звучащей речи или напечатанных текстов и пр.
Повторение материала на уроке — возвращение в процессе учебной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных связей. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Одна из задач повторения — закрепление материала, обеспечение прочности его усвоения. От текущего закрепления отличается отсроченностью во времени, более широким и обобщенным характером.
Оборудование урока — комплекс (комплект) учебных пособий, используемых на данном уроке: учебник, дополнительные учебные пособия, дидактические материалы — раздаточные карточки с заданиями, картины, таблицы, а также тетради, письменные принадлежности, доска и мел, технические средства обучения В настоящее время роль оборудования урока существенно повышается. Используются возможности применения компьютеров в предметном обучении.
Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обучения, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и пр. Включает в себя следующее:
предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в работах на основе самопроверки, редактирования;
исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
организация и проведение специальных уроков работы над ошибками.
Основные требования к современному уроку
0бщедидактические требования к уроку.
Цели: обучающие, развивающие, воспитательные
Содержание: объем и структура материала
актуализация опорных знаний, умений, навыков
изложение нового материала
закрепление
Обучение: доступность
проблемность
индивидуальный и дифференцированный подход
наглядность и технические средства обучения
связи с другими сферами
Учение: работа в зоне ближайшего развития
активность
самостоятельность
творчество, поиск
общеучебные умения
Контроль проверка домашнего задания
и оценка: текущая обратная связь
оценивание
качество знаний, умений и навыков учащихся
качество самостоятельных умственных действий учащихся
Психологические и этические требования к уроку
Необходим контакт в общении с учащимися!Должны выполняться следующие условия:
собранность и внимательность, самообладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;
высокая требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, справедливостью и уважением личности учащегося, соблюдение педагогического такта;
организация внимания учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, создание на уроке положительной эмоциональной обстановки.
Гигиенические требования к уроку
Необходимы комфортные условия на уроке!
Соответствующий температурный режим, проветривание класса, чистоту воздуха, надлежащие нормы освещения, правильную посадку учащихся.
Не допускать умственное и физическое переутомление учащихся. Исключенить однообразия в учебной работе.
Организационные требования к уроку
Четкость, рациональное использование времени урока — путь к успеху!
Хорошо продуманный урок отличают:
организационная четкость, рациональное использование всего времени урока;
четкая постановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач урока;
гибкая, но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока, использование различных типов уроков (урок усвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений и навыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок).
Урок физики. Какой он?
XXI век называют веком «электронного общества» и веком информационной цивилизации. В нашем обществе произошли глобальные изменения. Появился новый педагог с современными требованиями к проведению урока, а вместе с ним и современный школьник, живущий в мире высоких технологий, владеющий всеми достижениями научно-технического прогресса.
Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Такой процесс возможен только при использовании учителем новых технологий, которые позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания.
Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением! Это страшно украшает нашу жизнь!» Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника.
Для организации современного урока необходимо помнить о том, что во-первых, жизнь идёт вперёд, меняется обстановка; во-вторых, меняется отношение к ученику, большое внимание уделяется психологическим аспектам учения, формам занятий; в- третьих, развивается материальная база школ, компьютерные средства обучения; в- четвёртых, компьютеры и интернет отрыли новые возможности, о которых ранее было неизвестно.
Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные путь и методы стимулирования учебной деятельности.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующие учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в сегодняшней жизни.
Почему же именно ИКТ на уроках физики стала основным источниками информации? Почему ИКТ стала приоритетом современного урока? Всё дело в том, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является сегодня актуальной проблемой современного школьного образования.
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому учителю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.
Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.
\ Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является неотъемлемой его частью, повышает активность учащихся, развивает их способности, побуждает к получению знаний, расширяет кругозор, повышает качество образования.
Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о том, что физика- наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить более сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменить исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов- неотъемлемая часть современного урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. В частности компьютерная программа позволяет « собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процесс, лежащий в основе принципа его действия. При этом возможно многократное «прокручивание» мультипликации.
Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю выбрать программное обеспечение для реализации любых образовательных задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны: источники дополнительной информации; демонстрации; тренажёры; виртуальные лаборатории; мультимедийные и интерактивные приложения; обучающие игры и многое другое.
У себя на уроках я использую программное обеспечение:
1. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия.
Данный учебный материал представлен в виде тестов, поэтому данный «Репетитор» можно использовать на уроках при закреплении и контроля знаний учащихся.
2. Комплект электронных пособий по курсу физики ( 7-11 класс) из пяти дисков:
- Механика
- Молекулярная физика
-Электричество и магнетизм
- Оптика и атомная физика
-Задачи по физике
Этот комплект является самым объемным из мульимедийных курсов по физике: вся школьная программа от механики до атомной физики. Информация представлена в виде подробнейшего лекционного материала, сопровождаемого динамическими иллюстрациями, физическими опытами и контрольными заданиями. Электронный преподаватель подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядными динамическими иллюстрациями, выводит формулы, рисует графики, модели и схемы, разбирает задачи, которых более 1000, отвечает на вопросы.
3. Мультимедийное пособие по физике «Библиотека наглядных пособий»
Содержит данный курс иллюстрации, видеофрагменты, анимации. Включены справочные материалы, основные формулы по физике и математике, таблицы.
4. Демонстрационный эксперимент.
Основной упор делается на автоматизированные системы обработки и представления экспериментальных данных разработанные и выпускаемые лабораторией L-micro, куда входят комплекты: «механика», « молекулярная физика и термодинамика», «электричество», «оптика». Активное внедрение в учебный процесс современного оборудования для школьного физического эксперимента всегда позитивно воспринимается и учителем и учениками.
В результате учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности ученика, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Учитель становится основным поставщиком предметных целей обучения с учётом неоднородности и значимости физики. Информационно-коммуникационные технологии освобождают учителя от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.
Однако надо учитывать, что большое разнообразие может пойти только во вред, если учитель не будет учитывать особенности своей личной технологии обучения, особенностей конкретного класса и отдельных учеников.
В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности информационно-коммуникационных технологий, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.