Проект создания школьного природно-этнографического музея
1.Введение
Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.
Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Эколого-просветительский центр природного парка « Вепсский лес» находился в здании администрации Пашозерского сельского поселения. При нём функционировал природно-этнографический музей, экспонаты которого были собраны сотрудниками природного парка и учащимися школы. Экспозиции являлись объектом туристического показа для гостей природного парка и поселения.
На базе центра и музея велась большая работа по краеведению с детьми. Здесь проводились экскурсии, встречи, праздники, семинары. Дети совершали мини-экспедиции на территорию парка, проводили лабораторные исследования, работали с литературой и информаторами, пополняли фонды музея. Научно-исследовательские труды учащихся были опубликованы в сборниках: « Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению» выпуск I, 2007г.; II, 2008г.,2011г. Большая работа велась по передаче жизненных навыков старшего поколения молодёжи.
В связи с реорганизацией структуры природного парка и протечкой крыши в здании, музей решено было перенести в МОУ «Пашозерская ООШ». На протяжении последних лет эколого-краеведческий компонент был и остается приоритетным в учебно-воспитательном комплексе программы развития Пашозерской основной общеобразовательной школы. Очень хочется продолжить работу, начатую в экологическом центре природного парка «Вепсский лес». Краеведческая работа активизирует мотивацию развития экологической и духовно-нравственной культуры не только школьников, но и всех жителей села, воспитывает чувства патриотизма, формирует навыки здорового образа жизни, помогает расширить мировоззрение учащихся, прививает основы правовой культуры населения.
Содержание направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирования их жизненной активности. Свободный выбор учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к обучению, педагогическая поддержка развития познавательных интересов и способностей учащихся – эти принципы личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития лежат в основе.
Основная часть
1. Актуальность проекта заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким пониманием особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах, в приобщении к исследованию родного края в разных формах.
Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и обучение воспитанников на местном краеведческом материале.
Занимающиеся учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по музейной работе: осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах. Осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры. Осуществляют научно-исследовательские работы в рамках, установленных целей, задач и предмета деятельности школьного краеведческого музея МОУ «Пашозерская ООШ», обеспечивают впоследствии экскурсионное и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют эти исторические частички.
2. Целью этого проекта является создание школьного краеведческого музея – центра нравственно-патриотического воспитания обучающихся, своеобразного духовного центра единения всех поколений жителей, культурно-просветительского центра поселения.
3. Задачами проекта являются:
1.Создание условий для формирования гражданского самосознания, осознания уникальности и самобытности нашего края.
2.Содействие в нравственном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся путем вовлечения их в краеведческую деятельность
3.Развить чувство уважения, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с исторических судеб народа родного края с историей своей страны.4.Использование средств музейной педагогики в воспитании творческой личности.
5.Развитие самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся.
6.Укрепление межпоколенческих связей внутри семей. Пробуждения интереса обучающихся к истории своей собственной семьи, вовлечение родителей в совместную с детьми краеведческую деятельность.
7.Расширение связей школы с общественностью и администрацией поселения, сельской библиотекой и Домом культуры.
8. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, представляя ее результаты на конкурсах разного уровня.
Участники проекта
Проект выполняется силами учащихся МОУ «Пашозерская ООШ» под руководством учителя биологии и химии Л.С.Калининой, учителем истории и обществознания Ивановой В.Г. Возраст участников 7-15лет. Срок реализации проекта- 4 года.
4. Проектное решение
Планирование реализации проекта предполагает:
№
п/п Виды деятельностиОтветственныйСроки1. Обсуждение плана размещения музейних экспозиций. Директор школы,
учителя Сентябрь 2012г.
2. Перенос и размещение музейних экспонатов в помещение школы. Ученики и работники школыОктябрь-ноябрь
2012
3. Ревизия и систематизация имеющихся экспонатов. Учителя биологии и историиДекабрь2012
4. Составление Программы развития музея. Учитель истории и биологииЯнварь2013
5. Формулирование тематики и построение экскурсий. Учитель истории и биологииФевраль2013
6. Презентация и открытие музеяДиректор школы, учителя, учащиеся. Апрель2013
7. Активный сбор и накопление материалов для новых экспозиций. Учащиеся, учитея2013-2015
8. Оформление новых экспозиций. Учащиеся, учителя 2013-2015
9. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Учащиеся. учителя 2013-2015
10. Написание научно-исследовательских работ, проведение экскурсий, праздников, акций, участие в конкурсах. Учащиеся, учителя 2013-2015
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Результаты реализации проекта можно разделить на две группы: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах. Внутренний результат увидеть сложнее, он выражается в личностных положительных изменениях участников, в их духовном росте.
Предполагается, что реализация проекта активизирует интерес учащихся к истории собственных семей, повысит взаимопонимание между членами семей разных поколений, укрепит взаимоотношения и взаимодействие школы с семьями учащихся, а также с жителями Пашозерского поселения. А функционирование музея позволит не только повысить качество и уровень учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении, досуга детей, но и статус самой школы в целом в социуме. Возможно, созданный музей станет предметом гордости для всего Пашозерского поселения.
В качестве критериев оценки эффективности проекта были избраны следующие показатели:
-заинтересованность учащихся в изучении прошлого своей семьи, своего края, Отчизны,
- количество участников проекта;
-активность и инициативность участников проекта;
-качество выполняемых заданий;
-уникальность собранного материала;
-количество выполненных учащимися исследовательских работ по данной тематике.
- самостоятельность учащихся в выполнении работ,
- участие в мероприятиях, отражающих тематику краеведения,
-успешность защиты работ,
- представленность материала в экспозициях сформированного музея,
- публичное освещение реализации проекта на страницах СМИ.
Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, директором школы. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
План действий по реализации проекта
В основу реализации проекта положен деятельностный подход к изучению края участниками проекта с соблюдением основных организационных принципов музейной деятельности: научности, достоверности информации, системности, логичности, доступности, историко-хронологической последовательности.
I Этнографическая направленность работы
1.Поиск материалов и создание экспозиций на тему: « История школы», «Паромная переправа», « От колхоза до совхоза», «Мост через озеро», «Форелевое хозяйство», «Поэты и писатели нашего края», «Ветераны ВОВ», « Участники горячих точек», «Судьба жителей моего края в судьбе моей страны» и другие.
2.Ведение экскурсионной работы в этнографической части музея.
3.Ведение пропагандистской работы среди жителей поселения.
4.Помощь ветеранам и участникам войны.
5.Участие в проведении праздников: «День победы», «День пожилого человека», « День деревни» и другие.
6. Конкурсы рисунков и сочинений.
7.Участие в акциях
8.Проведение уроков, семинаров, конференций.
9.Написание научно-исследовательских работ и защита их на конкурсах.
II Экологическая направленность работы
1.Сбор экспонатов и создание экспозиций « Водные объекты нашего края», «Рыбы наших водоёмов», «Растения и животные Красной Книги нашего края», « Большой каскад» и другие.
2. Ведение экскурсионной работы в природной части музея.
3.Участие в экологических акциях.
4.Участие в озеленении территории школы и поселения.
5.Конкурсы сочинений, рисунков и плакатов.
5.Пропагандистская деятельность среди населения.
6.Проведение уроков, семинаров, конференций.
7.Написание и защита исследовательских работ на различных конкурсах
8.Создание экологических троп.
Ресурсы проекта
Материальная база, необходимая для реализации проекта.
Цифровой фотоаппарат
Проектор
Диктофон
Настенные стенды
Видеокамера
Рамки для фото
Диски
Витрины
Канцелярские принадлежности
Переносная ширма для временных экспозиций.
ЗаключениеПосле выполнения работ по созданию и открытию школьного краеведческого музея будет продолжена поисковая работа членами кружков по пополнению музейных фондов, обновлению экспозиций, обобщению исследуемых материалов, совершенствованию форм музейной работы. Предстоит огромная работа по общекультурному развитию разных групп населения, чтобы музей стал не только одним из звеньев воспитательного процесса учащихся школы, но и культурно-просветительским и духовным центром единения всех поколений жителей поселения. Планируется торжественное открытие музея с экскурсионным обслуживанием всех жителей и гостей поселения. Для широкого освещения местных жителей об интересных находках поисковой работы учащихся нашей школы, о новых материалах экспозиций школьного музея предполагается периодические публикации в газете «Трудовая слава».
.