Программа краеведческого кружка Исток
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 9 г.Черемхово
ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
«ИСТОК»
Черемхово, 2014
Программа краеведческого кружка «Исток» разработана на основе авторской программы «Краеведение», разработанной Цыкоркиной Л.Н. - преподавателем общественных дисциплин ОГБОУ НПО ПУ № 9. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса в системе профессионального образования, в котором проводится работа по изучению истории малой Родины, ведётся летопись истории города, профессионального училища, проводится работа по созданию музея учебного заведения.
Разработчик:
Цыкоркина Любовь Николаевна – преподаватель общественных дисциплин
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № _____от «___»________2014г.
Председатель МК_________________Е.А. Мирецкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческому краеведению в современном образовании уделяется
важное значение, так как знание истории своей малой родины способствует приобщению молодого поколения к культурному богатству родного края, воспитанию патриотизма, приобщает к творческой деятельности, формирует интеллектуальные умения, исследовательские навыки.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в рамках учебного курса истории малой родины уделяется недостаточно внимания. Программа призвана помочь учителю расширить знания обучающихся о родном городе, увидеть его историю в общем контексте истории Сибири, ознакомиться с историческими материалами о родном профессиональном училище, его педагогах и выпускниках, дополнить имеющиеся исследования новыми материалами.
Данная программа является актуальной, так как может стать мощным воспитательным средством, так как несет в себе уважение к истории родного города, способствует формированию чувства любви к учебному заведению и выражение признательности и благодарности к педагогам, людям труда, создающим благоприятные условия для учебно-воспитательного процесса.
Целью программы краеведческого кружка «Исток» является:
Воспитание патриотизма;
Уважение к истории, традициям и культуре родного города, учебного заведения;
Приобщение обучающихся к творческой деятельности;
Формирования активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Образовательные:
овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом города и профессионального училища.
2. Развивающие:
развитие навыков исторического познания, работа с историческими источниками;
овладение исследовательскими навыками, получение и систематизация, оформление полученных материалов в экспозициях, научно-исследовательских работах;
подготовка к созданию исторического музея училища.
3. Воспитательные:
воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Название тем.
Количество
часов.
Из этих тем.
Теория.
Практич.
занятия.
Введение. «Город мой, ты не только шахтерский, не единым углем знаменит!» Обсуждение плана, основных направлений работы краеведческого кружка. Знакомство с историческими источниками, исследовательскими работами обучающихся.
1 час
1 час
Формы и методы краеведческой работы
1 час
1 час
Экскурсия в Черемховский городской краеведческий музей
1 часа
1 час
«Был станец средь черемух – стал город на угле» История Черемховского поселения
2час
2 час
Составление хронологической таблицы «Город Черемхово от истоков до наших дней»
2 часа
2 часа
Памятные места города. Изучение истории памятников, экскурсия по историческим местам.
2часа
1 час
1 час
Как боролись за власть Советов в Иркутской губернии и Черемхово. «Историческая гостиная.»
1 час
1 час
Черемхово в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия на мемориал «Слава героям!»
2 часа
1 час
1 час
Знаменитые земляки. Черемховцы - герои Советского Союза.
2 часа
2 часа
«В сороковом предвоенном году система профтех создавалась» История системы профессионального образования.
2 часа
2 часа
История профессионального училища №9. «1962 год – начало всех начал»
2 часа
1 час
1 час
«Святое имя – наставник» Педагоги училища – ветераны системы ПТО
3 часа
1 час
2 часа
«Ветераны войны и труда – нашей гордостью были всегда!» Поиск информационных материалов о педагогах училища – ветеранах Великой Отечественной войны Дрямине В.М., Иванове В.В.
2 часа
2 часа
«Наши выпускники – наша гордость»
3 часа
1 час
2 часа
Защита научно-исследовательских, творческих работ обучающихся
2 часа
2 часа
Описание и паспортизация новых исторических материалов
2 часа
2часа
Итого: 30 часов 17 часов 13 часов
Содержание программыТема № 1. «Введение». «Город мой, ты не только шахтерский, не единым углем знаменит!» Обсуждение плана, основных направлений работы краеведческого кружка. Теория: Обсуждение плана, основных направлений работы краеведческого кружка
___________________________________________________________________________
Тема № 2 «Формы и методы краеведческой работы»
Теория: знакомство с классификацией форм и методов краеведческой работы, с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
____________________________________________________________________________
Тема № 3. «Экскурсия в Черемховский городской краеведческий музей»
Практика: Изучение фондов городского краеведческого музея, знакомство с его историей.
____________________________________________________________________________
Тема № 4. «Был станец средь черемух – стал город на угле» История Черемховского поселения.
Теория: Знакомство с творческими работами учащихся об истории Черемховского поселения, с литературой по данной тематике. Выбор тем для подготовки исследовательских работ. Просмотр фильма «Черемхово – город угольщиков» об истории поселения.
____________________________________________________________________________
Тема № 5. Составление хронологической таблицы «Город Черемхово от истоков до наших дней»
Практика: Пользуясь разнообразными источниками, составить хронологию исторических событий Черемхово. Знакомство с монографиями, документами, памятными буклетами.
_____________________________________________________________________________
Тема № 6. Памятные места города. Изучение истории памятников, экскурсия по историческим местам
Теория: Знакомство с историей памятников города Черемхово.
Практика: Экскурсия к памятнику В.П. Гуркину, «Любовь и голуби»
Тема № 7. Как боролись за власть Советов в Иркутской губернии и Черемхово. «Историческая гостиная.»
Теория: Чтение воспоминаний современников гражданской войны и периода установления Советской власти, борьбе против колчаковцев в области, г. Черемхово и Черемховском районе.
_____________________________________________________________________________
Тема № 8. Черемхово в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия на мемориал «Слава героям!»
Теория: Изучение материалов о Черемхово в годы Великой Отечественной войны. Просмотр фильма «Опаленные войной». Отбор материала для новых творческих работ.
Практика: Экскурсия на мемориал «Слава героям».
____________________________________________________________________________
Тема № 9 Знаменитые земляки. Черемховцы - герои Советского Союза.
Теория: Знакомство с исследовательской работой А.Губанова «Пусть будут живы навсегда в сокровищнице памяти народной войны испепеляющей года». Встреча с председателем Совета ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла Коломоец Г.И. Презентация новой исследовательской работы Е.Крыловой «Герои Великой Отечественной войны – Черемховцы»
_____________________________________________________________________________
Тема № 10 «В сороковом предвоенном году система «профтех» создавалась» История системы профессионального образования.
Теория: Знакомство и анализ материалов по истории системы профессионально-технического образования. Выбор темы для подготовки исследовательской работы. Подготовка информационных материалов для проведения классных часов в группах по данной тематике.
____________________________________________________________________________
Тема № 11 История профессионального училища №9. «1962 год – начало всех начал»
Теория: Организация выставки творческих работ обучающихся по истории ПУ № 9.
Практика: Оформление фотоальбома «Нашей истории строки»
Тема № 12 «Святое имя – наставник» Педагоги училища – ветераны системы ПТО.
Теория: Изучение материалов о педагогах училища – ветеранах ПТО.
Практика: «Круглый стол». Встреча с ветеранами ПТО училища. Подготовка литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Великой Победы.
__________________________________________________________________________
Тема № 13 «Ветераны войны и труда – нашей гордостью были всегда!». Участие в акции «Я помню! Я горжусь»
Практика: Поисковая работа по сбору информации о ветеранах войны – педагогах училища Дрямине В.М., Иванове В.В. Оформление собранных материалов.
___________________________________________________________________________
Тема № 14 «Наши выпускники – наша гордость».
Теория: Знакомство с имеющимися исследованиями по теме. Выбор темы для подготовки новых творческих работ о выпускниках училища.
Практика: Сбор информации, анализ материалов, систематизация и подготовка рефератов, исследовательских работ по теме. Составление фотоальбомов о выпускниках училища.
__________________________________________________________________________
Тема № 15 Защита научно-исследовательских, творческих работ обучающихся
Практика: Организация семинарского занятия с приглашением учащихся, интересующихся краеведением, активистов училища. Выступление с презентациями, научно-исследовательскими работами. Выставка новых работ кружковцев.
__________________________________________________________________________
Тема № 16 Описание и паспортизация новых исторических материалов
Теория: Составление перечня новых исторических материалов, подготовленных кружковцами. Подведение итогов работы за год.
________________________________________________________________
Информационно-методическое обеспечение работы
краеведческого кружка «Исток»
1. Кабинет истории
2. Компьютер
3. Библиотека кабинета.
Перечень информационных источников:
1. Ковальская Т.В. И так идет за веком век: История города Черемхово. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1999.
2.Цыкоркина Л.Н. Будем память, как книгу, листать. Историко-краеведческая, литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию НПО. –Черемхово: ОГОУ НПО ПУ № 9, 2010.
3. Митина К. История поселения Шадрино Черемховского района Иркутской области. – Черемхово: ОГОУ НПО ПУ № 9, 2008.
4. Огнева М.А. Наши выпускники – наша гордость. – Черемхово: ОГОУ НПО ПУ № 9, 2009.
5. Мунгалова Ю.А. Родом из ПТУ: история учебного заведения ОГОУ НПО ПУ № 9 города Черемхово. – Черемхово: ОГОУ НПО ПУ № 9, 2011.
6. Губанов А.Н. «Живи и помни!» (Герои Советского Союза – жители Черемховской земли.) Черемхово: ОГБОУ НПО ПУ № 9, 2012
7. Григорьева Е. А. «Иркутяне в сражениях за Родину!».- Черемхово: ОГБОУ НПО ПУ № 9, 2013.
8. Голубев И.В. Эссе «Доблесть не умирает с героем, а переживает его». – Черемхово: ОГБОУ НПО ПУ № 9, 2014.
9. 40 лет музею истории Черембасса. Подборка очерков, воспоминаний участников событий.
10. Чащина Н., Отчесова В. Черемхово – город памятников. Фотоальбом.- Черемхово: ОГОУ НПО ПУ № 9, 2011.
11. Черемховцы – герои Советского Союза (фотоальбом, краткие биографические данные героев)
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Этнография родного края» – 15 часов.
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 16 часов.
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «История нашего села» – 47 часов.
Теория: изучения история родного края, изучение истории села Прокоп-Салда, основных вех его развития.
Практика: защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Прокоп-Салда, оформление папок, походы по историческим местам
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Прокоп-Салда, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Верхотурского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Заголовок 115