Игра: «Неповторимая планета Земля», Обобщающий урок. Природоведение 5 класс


Игра: «Неповторимая планета Земля», Обобщающий урок. Природоведение 5 класс .
МБОУ Поселковая СОШ
Учитель биологии- Новикова С.Н.
2014
Разработка урока


Игра: «Неповторимая планета Земля», Обобщающий урок. Природоведение 5 класс
Цель: углубить и развить знания учащихся о Земле.
Задачи:
Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках;
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Оборудование:
маршрутные листы, справочные материалы, электронная презентация, проектор, компьютеры, сайт «Небесные тела солнечной системы»,
Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический, информационный, интерактивных рассказов.
Ход урока:
Вступительная часть.
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с песни.
Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса.
-Как вы думаете, о чем поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чем ее уникальность?
-Объявление темы и цели урока.
Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»
Учитель. А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них.
-Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Азовчане» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 10 минут.
-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!
На экране фото стартующего корабля сменяется фото космической станции на орбите. Музыкальный фон.
Каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирает необходимую информацию о своей планете и оформляет отчет (слайд презентации)
Отчеты групп.
«Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
«Азовчане»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна!
Изучение нового материала.
Учитель. Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в маршрутном листе.
По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
Расположение и движение земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца – 150 млн. км;
-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.
Наличие атмосферы.
Обладание большими запасами воды.
Наличие почвы.
Учитель. Обсудите в группах и ответьте на вопросы в этапе №3 вашего маршрутного листа.(2 минуты).
Ответы групп.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
Сохраняет тепло в ночные часы
Обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом
Поставляет углекислый газ для питания растений
Через атмосферу совершается круговорот воды
-Введение понятия «озоновый экран». Опережающее сообщение учащегося.
В атмосфере Земли на высоте 20-25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.
Игра: «Неповторимая планета Земля», Обобщающий урок. Природоведение 5 класс Значение гидросферы для жизни на Земле:
Входит в состав всех живых организмов
Является средой обитания
Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ
Значение почвы для жизни на Земле:
Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
Является средой обитания
По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.