Собрание в подготовительной к школе группе Я- будущий первоклассник
МР Учалинский район МАДОУ Детский сад № 15 "Крепыш" г.УчалыУтверждаю:
Заведующий
МАДОУ Д/с № 15 "Крепыш"
_____________Э.М.Багина
Выступление на родительском собрании
в подготовительной к школе группе
на тему: « Готовность ребенка к обучению в школе»
Подготовила:
Педагог-психолог Бурова О.В.
Учалы, 2015г.
План выступления:
1. Аспекты готовности ребенка к школе.
2. Анкетирование «Психологическая и социальная готовность к школе.
3. Памятка родителям «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу».
-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе»?» К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.
Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей - помочь ребенку.
Дошкольникам объясняют, что учеба в школе - серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно открыть перед детьми перспективу, сформировать социально ценностные мотивы учения. Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба - это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Спросим у психолога детского сада: какова же должна быть позиция родителей? Для ребенка учеба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы».
А как формировать у ребенка нравственно-волевые качества? Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.
Как убедить ребенка выполнять поручения? Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе.
И еще один важный момент. Движение - главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Отправной точкой при организации двигательного режима должна стать естественная потребность в движении. Учитывая это, в детском саду 3 раза в неделю проводятся физкультурные занятия (одно из них - на свежем воздухе), спортивные праздники и другие мероприятия. Оптимизация двигательного режима, повышение двигательной активности до установленных показателей достигаются и на занятиях по художественной гимнастике и акробатике (сотрудничество с детской спортивной школой), плаванию (сотрудничество с сотрудниками городского бассейна), на занятиях по ритмопластике и хореографии. Все дополнительные услуги осуществляются в рамках договоров с образовательными и спортивными учреждениями. Мы живем в новом тысячелетии и должны мыслить и действовать по-новому, мы должны повернуться к ребенку, считаться с его индивидуальностью, предоставить широкие возможности для самореализации.
С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены - он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное - у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми. Мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые - и очень хорошо, если бы... хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться - вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребенок к 1 сентября?
(Следуют ответы родителей, психолог выслушивает и обобщает их.)
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.
Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм.
Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как с взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Обучение можно проводить и дома в игровой форме. Например: «Мама дома - просто мама, добрая и ласковая, а на работе она - врач, бухгалтер и поэтому становится там другой - строгой, деловой, собранной. У тебя теперь тоже новая роль - роль школьника, и вести себя надо соответственно».
До сих пор школа не требует специальных знаний - умения читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках. Для 1 класса норма - счет в пределах 10, понятия больше - меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные - как выглядит мир, животные, растения - должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
Перед школой необходимо установить режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.
Словосочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь на родительском собрании, это «установленный порядок чего-нибудь» (С. Ожегов). Особенно важное значение режим дня приобретает для первоклассника не только из-за увеличения нагрузки, но еще и потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня и всего учебного года. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8.00 до 11.00 утра - дети в это время будут находиться в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных исследований врачей следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00 пользы не приносит и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу ребенку. Несколько советов:
• Уделяйте внимание организации сбалансированного питания, давайте детям больше фруктов, соков, соблюдайте режим питания.
• Проводите мероприятия по профилактике миопии, плоскостопия, сколиоза.
• Не забывайте: максимально длительное пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья.
Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, подшучивать над ним.
Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, го можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия - они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда - это физическое закаливание, зарядка, в выходной день - лыжи, коньки, прогулки вместе с родителями,
Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут - это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.
Школьная готовность - это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой - не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.
Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные «почивать на лаврах». При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех «рецептов» нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: «Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь». Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.
Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
Мудрые советы:
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.
• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
В заключение собрания поиграем в игру «Чудесная сумка». Предлагаю участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.
Возможные решения родительского собрания:
• Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
• Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
• Предложить воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения начать исследование детей по оценке готовности ребенка к школе и рассказать о своих наблюдениях в конце учебного года. К концу учебного года заполнить карту развития ребенка 6-7 лет.
• Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом дошкольного учреждения и школы по желанию.
• Организовать для детей кружок «Ловкие пальчики» (подготовка руки к письму).
• Провести день открытых дверей с посещением родителями основных развивающих занятий для ознакомления с содержанием воспитательно-образовательного процесса по подготовке детей к школе.
Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации (родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям» - приложение 2).
Приложение 1
Психологическая и социальная готовность к школе
• Желание учиться в школе (соответствующий уровень здесь и далее обводится кружочком):
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу пока нет;
в) идти в школу не хочет.
• Учебная мотивация:
а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения, (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т. д.);
в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
• Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.
в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
• Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
• Общая оценка уровня психологической и социальной готовности школе:
а) выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);
б) ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
в) низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
Приложение 2
Почаще говорите при ребенке,
что будущая учеба в школе –
прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
• Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
• Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
• Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
• Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
• Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
• Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.
• Лепите из пластилина - это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
• Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
• Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
• Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
• Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.