Разработка урока по информатике на тему Формы записи алгоритмов, блок-схемы (6 класс)
Тема «Формы записи алгоритмов, блок-схемы»
Класс: 6 классы
Дата: 09.11.16
Занятие №9
Цель урока
формирование знаний в области алгоритмов, организация работы по применению знаний и систематизации материала
Задачи:
Обучающие:
расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов;
исследовать различные формы описания алгоритмов.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание;
умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
умение выполнять алгоритм по известным шагам.
Воспитательная:
воспитывать трудолюбие, самостоятельность; культуру речи и общения; чувство товарищества, ответственности за выполняемую работу.
Тип занятий: комбинированные уроки (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков).
Вид уроков: лекция, практика.
Средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Основные понятия:
Список и таблица как формы записи алгоритмов.
Блок-схема.
Ход урока
Организационный этап урока
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным.
Проверка домашнего задания
Давайте повторим: о чем мы говорили на последних уроках? С какими понятиями мы познакомились? (алгоритм, исполнитель, СКИ)
А что такое алгоритм? (Алгоритм - конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату)
А что такое или кто какой исполнитель? (Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды)
И осталось повторить последнее определение: что такое СКИ? (СКИ (система команд исполнителя) - команды, которые может выполнить конкретный исполнитель)
А теперь разберем задание. Какие исполнители могут выполнить следующие виды работ.
Задание 1
Вид работы Исполнитель
Приготовление обеда
Уборка квартиры
Уборка мусора во дворе
Стирка
Перевозка пассажиров
Обучение детей в школе
Раскрой ткани
Продажа железнодорожных билетов
Поддерживание температуры в помещении
Прием зачета
Доставка корреспонденции
Задание 2
1. Опиши более подробно действие «возьми банан», если связка бананов лежит в холодильнике на кухне (слайд 2).
2. Пронумеруй команды алгоритма в правильном порядке. Заполни схему алгоритма (слайд 3).
3. Опиши более подробно действие «собери портфель» (слайд 4).
Молодцы, вы успешно справились с выполнением заданий.
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными формами записи алгоритмов. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока «Формы записи алгоритмов, блок-схемы» (слайд 1)
Мы с вами будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек.
Изучение нового материала
Алгоритм можно представить в разных формах. Форма записи алгоритма зависит чаще всего от исполнителя алгоритма.
Алгоритм представляется: в словесной форме; в графической форме; на алгоритмическом языке; на языке программирования.
Словесная форма - запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
Например:
При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков (блок-схема).
Блок-схемыВ блок-схемах каждое действие алгоритма показывается при помощи фигуры.
Начало и конец алгоритма обозначаются овалом. Действие записывается в прямоугольник. Все элементы блок- схемы соединяются линиями-стрелками, которые указывают направление выполнения алгоритма. Ввод и вывод данных помещаются в параллелограмм.
Пример. На рис. 1 представлен алгоритм сложения двух чисел.
2209800118с=а+Ь0с=а+Ь
Рис.1. Алгоритм сложения двух чисел
Данный алгоритм будет работать для любых чисел. При i исчислениях в алгоритме необходимо вводимым данным II результату вычислений присвоить какую-либо букву. Она называется переменной.
В нашем примере за переменные а и b обозначены числа, которые необходимо складывать (вводимые данные), за переменную с - результат выполнения алгоритма.
Практическая работа
А сейчас мы устроим небольшое соревнование. Распределимся по группам. Каждая группа получает задания.
Решение каждого задания оформите на отдельных листах. Укажите форму записи алгоритма и фамилии учащихся. Прикрепите готовую работу на доску.
Задание 1. Каша из топора (приложение 1, 2)
Запишите алгоритм приготовления каши из топора в виде нумерованного списка.
Задание 2. Домик (приложение 3)
Соберите домик. Нарисуйте порядок выполнения действий в виде рисунков.
Задание 3. Площадь и периметр прямоугольника (приложение 4)
Вычислить площадь и периметр прямоугольника, если известны длины его сторон. Оформить алгоритм в виде блок-схемы. Выполнить вычисления для заданных длин сторон.
Закрепление нового материала
Ответьте на вопросы:
Что необходимо знать при разработке алгоритма?
что дано, что надо получить, систему команд исполнителя
Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.
словестная, табличная, графическая, блок-схема
Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме?
овал, прямоугольник, параллелограмм, ромб
Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок-схеме?
Стрелками.
Домашнее задание
§9, стр. 61 (задание 6)
Подведение итогов