Картотека игр по ФЭМП во 2 младшей группе по программе Зерек бала


Игры по ФЭМП
1. Один - много
2. Узнай по форме
3. Чего больше - меньше
4. Что изменилось
5. Угадай что это
6. Из каких фигур состоит предмет
7. Что где находится
8. Положи куда скажу
9. Когда это бывает (части суток)
10. Скажи наоборот
11. Что длиннее, выше, толще
12. Разложи по порядку (в пределах 3)
«Один – много»
Цель: Учить находить разное количество предметов: один или много.
Оборудование: карточки с изображением предметов: один предмет и много предметов.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.
«Узнай по форме»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.                                            
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предметы разной формы.  
Ход игры:                                   
Картинки делятся на две части: геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы». Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Чего больше - чего меньше»
Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.  
«Что изменилось»
Цель: Развивать умение находить различия на картинках, составленных из геометрических фигур. Закрепить названия геометрических фигур.  Развивать память, наблюдательность.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.  
Ход игры:  Предлагается рассмотреть похожие картинки и найти, что изменилось в изображении на второй картинке.  Ребенок находит изменения частей изображения, называя цвет, форму или размер геометрической фигуры.
Вариант игры: строится изображение из геометрических фигур. Выбирается водящий, который выходит или отворачивается. Меняется деталь изображения на другую по форме, цвету или размеру. Ребенок должен сказать, что изменилось.     
«Угадай, что это?»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры.
Оборудование: Домики с вырезанными окошками, геометрические фигуры по форме окошек.
Ход игры: Педагог раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались».
 «Из каких фигур состоит предмет»
Цель: Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование. Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.
1 Вариант:Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.
2 Вариант:Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем – рядом с картинкой, а затем – по памяти. Педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?».
3 Вариант:Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.
«Что где находится»
Цель: Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.
Оборудование: картинки сюжетные, картинки предметные из сюжета картинок.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке.
«Положи куда скажу»
Цель: Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.
Оборудование. Карточки, разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки.
Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки.Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки». Воспитатель: Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?Побуждают детей отвечать полным предложением.
Когда это бывает (части суток)
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование.  Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
 Ход игры. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
 «Что длиннее, выше, толще»
Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла, картинки с предметами, различными по величине.
Ход игры. В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. В. обнаруживает, что на мишке  поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Сравнивают предметы по величине на картинках.
Разложи по порядку (в пределах 3) 
Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.
Материал. 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков. Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.
Ход игры. Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними!  Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я – Даша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая? Потом матрешки идут обедать.  Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку.  Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Предлагает построить их по росту.
Скажи наоборот
Цель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.
Воспитатель показывает картинку и говорит: «Это высокий дом, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит: «А этот дом низкий» и т.д.