План работы ШМО учителей естественно-географического цикла


Протокол № 1
заседания школьного методического объединения учителей естественно - географического цикла МБОУ Сычевской СОШ № 2 от 28 августа 2014 года.
Повестка дня. 1. Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на текущий учебный год. 2. Рассмотрение и корректировка рабочих программ по предметам цикла, программ элективных курсов. 3. Анализ итоговой аттестации выпускников за 2013-2014 учебный год. 4. Вопросы ведения и проверки тетрадей.
Присутствовали все члены ШМО.
Слушали:
1) По первому вопросу слушали руководителя ШМО Ермакову Н.В. с анализом работы ШМО за 2013-2014 уч.г. Она отметила хорошие результаты, достигнутые учащимися в различных предметных конкурсах и олимпиадах по предметам естественного цикла, участие учителей-предметников в методической работе и ознакомила с планом работы ШМО на 2014-2015 учебный год.
2) По второму вопросу учителей-предметников, рассмотрели рабочие программы по предметам и элективным курсам. Коррекция программ по биологии и географии для 5 и 6 классов в соответствии с ФГОС. Все занятия распределены по сетке часов.
3) По третьему вопросу слушали замдиректора по УВР Федорову Г.Е. . с анализом результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ по биологии и химии, ГИА по химии и биологии за 2014г. в сравнении с 2013г. По результатам ГИА она отметила повышение качества знаний на 7%, подтверждения на 25,9, повышение среднего балла на 3, 5%. По результатам ЕГЭ отметила высокий средний балл (в сравнении с данными по области) по биологии.
4) По четвертому вопросу Ермакову Н.В., которая напомнила о правилах ведения тетрадей по предметам, их количестве, графике проверки рабочих тетрадей и сроках проверки контрольных и практических работ и выставлении оценок по ним в соответствии с датой в классные журналы.
Решение: 1. Принять к сведению информацию руководителя ШМО, считать работу удовлетворительной, улучшить качество методической работы, активнее участвовать в различных конкурсных мероприятиях, повышающих мотивацию учащихся. 2. Утвердить план работы ШМО на 2014-2015 уч. год. 3. Скорректировать рабочие программы и представить на утверждение директору школы. 4. Принять к сведению информацию заместителя директора по УВР, считать работу по подготовке к ЕГЭ Дмитриевой М.Н. и Ермаковой Н.В. удовлетворительной в связи с высоким процентом соответствия, улучшить учителям-предметникам подготовку к ГИА и ЕГЭ. 5. Усилить контроль за ведением тетрадей по предметам и соблюдением сроков проверки и выставлении оценок по контрольным, лабораторным и практическим работам в классные журналы и ведомости ликвидации задолженностей.

Председатель: /Н.В. Ермакова/Протокол № 2
заседания школьного методического объединения учителей естественно - географического цикла МБОУ Сычевской СОШ № 2 от 15 ноября 2014 года.
Повестка дня. 1. Итоги школьного этапа олимпиад по предметам. 2. Методы работы с обучающимися повышенного интеллектуального уровня. 3.В мастерской учителя: организация экспериментальной деятельности обучающихся как условие формирования универсальных учебных действий. 4. Основные направления модернизации учебного процесса: использование деятельностного подхода в обучении предметам цикла.
Присутствовали все члены ШМО.
Слушали:
1) По первому вопросу слушали Федорову Г.Е., отметила высокий процент участников олимпиад. Школьный тур предметных олимпиад показал, что многие задания по химии для учащихся оказались трудными. Призеры были определены по биологии в 6, 7, 11 классах, по географии 7,8,10 класс. Анализ предметных олимпиад школьного уровня показал, что нет динамики роста в средних и старших классах, наблюдается понижение показателей. Учителям естественно-географического цикла указать на слабую подготовку предметных олимпиад, на будущее взять под строгий контроль. 2) По второму вопросу – Дмитриеву М.Н., рассказала о методах работы с обучающимися повышенного интеллектуального уровня. Обсудили разнообразные формы работы с одаренными детьми, подчеркнули необходимость поощрения, вовлечения детей в мероприятия различных уровней, что способствует мотивации обучения. 3) По третьему вопросу – Шмакову Г.А. Учебный эксперимент в школьных курсах химии, биологии — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей. Системно-деятельностный подход, положенный в основу разработки федерального государственного стандарта общего образования находит свое отражение и в практико-ориентированной деятельности обучающихся. Лабораторные работы, представленные на рассмотрение, не только соответствуют требованиям ФГОС и программе, но и определяют содержание планируемых результатов деятельности обучающихся: личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения; учебно-познавательная мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в учебной ситуации; метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты. Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). 4) Руководителя ШМО Ермакову Н. В., подвела итог заседания и отметила, что все его вопросы связаны с использованием деятельностного подхода в обучении предметам цикла, что актуально в период модернизации учебного процесса при переходе к ФГОС ООО.
Решение:
Принять к сведению информацию зам.директора по УВР об итогах школьного этапа предметных олимпиад. Улучшить работу по организации и подготовке обучающихся к предметным олимпиадам различного уровня.
Учителям-предметникам усилить качество работы с одаренными детьми, расширить круг участия одаренных детей в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Совершенствовать методы работы на уроках и во внеурочной деятельности в связи с реализацией ФГОС.
Продолжить методическую самообразовательную деятельность по формированию УУД, изучению современных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС. Включать элементы современных технологий при конструировании урока.

Председатель: /Н.В. Ермакова/
Протокол № 3
заседания школьного методического объединения учителей естественно - географического цикла МБОУ Сычевской СОШ № 2 от 15 января 2015 года.
Повестка дня. 1. Итоги муниципального этапа предметных олимпиад. 2. Участие членов ШМО в районном семинаре директоров и зам. директоров школ Сычевского района. 3. В мастерской учителя: методические приемы формирования рефлексивных умений у обучающихся. 4. Организация и проведение курсов повышения квалификации.
Присутствовали все члены ШМО.
Слушали: 1) По первому вопросу замдиректора по УВР Федорову Г.Е. принимали участие в муниципальном этапе по биологии (учитель Дмитриева М.Н.) 32 участника (6-11 классы), победителей -2 обучающиеся 7 и 9 классов. По химии (учитель Ермакова Н.В.) – 12 участников (9-11 классы) призеров нет. По географии (учитель Федорова Г.Е.) – 18 участников (8-11) классы, призеров 6. 2) По второму вопросу Дмитриеву М.Н. рассказала о сроках и плане проведения районного семинаре директоров и зам. директоров школ. В рамках семинара будут даны открытые уроки по биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в ротовой полости» и по химии в 9 классе по теме «Фосфор». Дмитриева М.Н. готовит внеклассное мероприятие, а Федорова Г.Е. занимается организационными вопросами. 3) По третьему вопросу Дмитриеву М.Н. рассказала о методах формирования рефлексивных умений у обучающихся. Как научить учиться самостоятельно? Одним из инструментов является рефлексивный подход, позволяющий выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ: рефлексивные действия (опознать новую задачу и ответить на вопрос: чему учиться?) поисковые действия (приобрести необходимые «недостающие» знания и ответить на вопрос: как научиться?) Развитие действия оценивания и самооценивания – основа развития рефлексии С самого начала обучения поставьте перед учащимся задачу оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников. Предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка). Формируйте у учащегося установку на улучшение результатов деятельности. Учите различать объективные и субъективные критерии оценки; соотносить свою оценку с оценкой учителя по объективным критериям. Совет: создайте условия, при которых всячески поощряется и стимулируется выход в рефлексию, когда ученик начинает смотреть на свою деятельность со стороны, чтобы увидеть ее по-новому и начать анализировать. Важно! Оценочные суждения учащегося предваряют оценку учителя. На практических работах формирование и развитие умений: формулировать цель работы; наблюдать, грамотно и лаконично записывать наблюдения, объяснять их и делать выводы (частные); формулировать общий вывод (что узнал? чему научился? мое отношение к работе). Рефлексия на уроке-семинаре, уроке-конференции Предложите учащимся ответить на 2-3 вопроса. Например, что тебе больше всего понравилось на уроке? Что нового узнал? Какие трудности испытывал? и др. На конференции непременно говорим о личностных качествах ученого и его гражданской позиции. По окончании любой конференции – краткая устная рефлексия (в общих чертах), на дом – написать в тетради отзыв о конференции по трем позициям – Я, МЫ, ДЕЛО. Совет: отзывы проверяем у всех!  «Термометр усилий» (самооценивание). По окончании работы можно предложить учащимся закончить одну из фраз: «Сегодня на уроке я работал с полной отдачей, потому что …» или «Сегодня на уроке я не выложился на все 100%, потому что…» А можно спросить: «А что Вам мешало сразу выполнять задание с максимальным усилием?»  Вместо заключения. Сухомлинский В.А.: «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. 4) По четвертому вопросу Федорову Г.Е. рассказала о сроках, графике, плане и формах (дистанционной и очной) проведения курсов повышения квалификации учителей биологии, химии и географии.
Решение:
1. Принять к сведению информацию зам. директора по УВР об итогах муниципального этапа предметных олимпиад. Улучшить работу по организации и подготовке обучающихся к предметным олимпиадам различного уровня. 2. Достойно представить опыт работы учителей на районном семинаре. 3. Принять к сведению методы формирования рефлексивных умений и применять их на разных этапах урока.
Председатель: /Н.В. Ермакова/
Протокол № 4
заседания школьного методического объединения учителей естественно - географического цикла МБОУ Сычевской СОШ № 2 от 27 марта 2015 года.
Повестка дня. 1. В мастерской учителя: Использование ИКТ в предметах естественно-географического цикла. 2. Изучение нормативных документов по ЕГЭ и ОГЭ. 3. О методике проведения уроков на повторение. 4. О внесении изменений в сроки проведения Недели естественных наук.
Присутствовали все члены ШМО.
Слушали: 1) По первому вопросу Дмитриеву М.Н. с методическими указаниями по использованию ИКТ в образовательном процессе. Она подчеркнула необходимость внедрения данной современной технологии, провела мастер-класс по созданию онлайн-тестов к урокам. 2) По второму вопросу слушали руководителя ШМО Ермакову Н.В. ознакомила с нормативными документами по ЕГЭ и ОГЭ, с изменениями в структуре и содержании КИМов по химии и биологии, довела до сведения информацию о необходимости подготовки информационных стендов по   ОГЭ и ЕГЭ по предметам, так как любые данные об итоговой аттестации для преподавателей, учеников и родителей очень важны. Стенды должны содержать информацию о процедуре проведения экзаменов, образцы бланков ответов, изменениях, внесённых в КИМы в 2015 году, демо-версии КИМов, а также список литературы, который сможет помочь учащимся при подготовке к экзаменам. Стенды могут носить разнообразные названия, например, «Единый   госэкзамен», «Готовимся к экзаменам» и т.д. 3) По третьему вопросу Шмакову Г.А. Повторение и учет знаний - важная сторона любого урока биологии. Поэтому повторение надо организовать так, чтобы оно активизировало познавательную деятельность каждого ученика, позволяло ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом. Классификация форм повторения знаний учащихся по биологии: индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно обобщающая проверка; Письменная, устная проверка, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя, самостоятельная, практическая работа; графическая, программированная, тестирование; зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания. Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся. 4) По четвертому вопросу зам. директора по УВР Федорову Г.Е. в связи с проведением курсов повышения квалификации учителей естественно-географического цикла с 8 апреля по 26 июня перенести проведение предметной недели на следующий учебный год.Решение:
Принять к сведению информацию учителя Дмитриевой М.Н., систематически совершенствовать применение ИКТ в образовательном процессе с целью повышения качества образовательной программы.
Ознакомить с методическими рекомендациями по предметам учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Учителя предметники должны предоставить учащимся все имеющиеся источники – сборники по предметам, тесты, демоверсии, отработать алгоритм по заполнению бланков. Подготовить информационные стенды по итоговой аттестации.
Принять к сведению информацию учителя Шмаковой Г.А. использовать на уроках разные формы повторения изученного материала.
Перенести проведение предметной недели на следующий учебный год.
Председатель: /Н.В. Ермакова/