Педагогические условия формирования речевой культуры подростков
Педагогические условия формирования речевой культуры подростков
А.В. Косенко e-mail: kesa12@mail.ru
МБОУ «Гимназия №1» город Воронеж
Определяя и обосновывая педагогические условия формирования речевой культуры подростков, мы учитывали следующие обстоятельства.
Во-первых, требования современного общества к воспитанию подростков. Оно должно, прежде всего, быть ориентировано на нравственные ценности, регулирующие поведение и поступки людей, в том числе и речь подростка, способствующие устойчивости личности в различных ситуациях.
Во-вторых, психофизиологические возрастные особенности подростков. Данный возраст характеризуется качественными изменениями в самосознании. У подростков появляется чувство «взрослости», отмечается устремленность в будущее, связанное с выбором профессии, определением своего места и роли в обществе. В этом периоде учащиеся проявляют особый интерес к социальным проблемам. Поиск смысла собственной жизни становится принципиально неустранимой сущностной силой юности, вокруг которой конституциируется вся духовно-нравственная реальность. Учет психофизиологических особенностей подростков позволяет педагогу осуществлять их педагогическую поддержку, создавать ситуации по осмыслению собственного нравственного жизненного опыта учащихся.
В-третьих, особенности процесса формирования речевой культуры подростков. Речевая культура тесно связана с национальной культурой и поэтому образует целый пласт в культурном наследии, определяет особенности мировоззрения подростков.
Опираясь на возрастные особенности подростков, мы выделили важное педагогическое условие формирования речевой культуры подростков: учёт уровня сформированности речевой культуры подростков. Для того чтобы эффективно развивать речевую культуру подростков, учителю надо подбирать соответствующие формы и методы для формирования речевой культуры.
Учет индивидуального уровня сформированности речевой культуры подростков предполагает возможность адресного подбора комплекса заданий, что способствует более успешному развитию речевой культуры учащихся. Необходимо учитывать тот факт, что каждый подросток владеет речевой культурой по-разному. Более того, некоторые подростки, и их немало, находятся на низком уровне ее владения. Это зависит от различных факторов, которые необходимо учитывать при формировании речевой культуры подростка.
Следующее педагогическое условие, необходимое для формирования речевой культуры подростков - создание педагогом в классе позитивной речевой среды [1], [2], [3]. Речевая среда является частью более общего понятия «воспитывающая среда». Воспитывающая среда – это совокупность окружающих подростков обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современное общество и культуру. Классное сообщество является той речевой средой, в которой происходит активное становление речевых норм подростков. Вместе с тем, это и среда обитания каждого ребенка – «микросреда»: дом, семья, улица, ближайшее бытовое окружение, друзья, то есть те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование и развитие его личности.
Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития подростков, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную речевую среду. Чем насыщеннее и разнообразнее среда, тем больше она облагораживает личность подростков.
Важным фактором при создании позитивной речевой среды является создание благоприятного эмоционального фона[1]. На важную роль эмоций в формировании речевой культуры указывал еще К.Д. Ушинский: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [4]. Мир чувств и эмоций пронизывает все стороны нашей жизни - отношение с другими людьми, нашу деятельность, общение и познание. Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе.
Поэтому, на наш взгляд, важным компонентом благоприятного эмоционального фона создания условий развития речевых норм подростка является пассионарность педагога – умение увлекать за собой, зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности, «заразить» его нравственными идеями, устремлениями. В этом случае возникает целостное единство педагога и подростка, создается культурное пространство для реализации целей. Умение увлекать за собой повышает познавательно-творческий и ценностно-значимый потенциал учащихся, что создает благоприятные условия для формирования речевой культуры подростка в работе педагога.
Взаимная открытость и эмпатийность в отношениях между педагогом и подростками, предполагающая идти на сближение друг с другом, создание долговременных неформальных контактов на основе совместного творчества, занятий искусством, спортом и внеучебной деятельностью - всё это позволит педагогу добиться положительных результатов в формировании речевой культуры.
Для успешной совместной деятельности педагога с родителями и подростками педагогу необходимо быть компетентным в сфере профессиональных коммуникаций. Это позволило нам сформулировать следующее педагогическое условие о необходимости высокого уровня речевой культуры педагога.
Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Последнее понятие является более широким, проявляясь в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность.
Если речевая деятельность учителя в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с учащимися.
Роль и значение речевой культуры в структуре педагогической деятельности учителя рассмотрены в работах В.А. Кан-Калика, В.И. Кашницкого, И.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева, А.К.Марковой, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова, Л.Ф.Спирина и других отечественных педагогов и психологов.
Среди исследований 40-50-х гг. XX века можно выделить работы И.А. Каирова, в которых значительное внимание автор отводит «технологии живого и яркого изложения, объяснения и доказательства материала, умению учителя распределять свое внимание, педагогической наблюдательности и такту» [5]. Эти мысли получили дальнейшее развитие и трудах Ф.Н. Гоноболина, который к названным качествам педагога добавляет «удовлетворение прямой потребности общения с людьми» [6]. Заслугой Ф.Н. Гоноболина является и то, что он, изучая речь учителя на уроке, т.е. процесс общения с учащимися как важный фактор педагогического мастерства, сумел установить ряд закономерностей этого процесса. Анализируя виды общения, автор указывает, что все они носят обращенный характер. «Это обуславливается не только методическими приемами работы, но и психическими особенностями личности самого учителя, для которого диалог - одна из наиболее совершенных форм общения с детьми». Он выделяет три типа речи педагога в общении с классом - эмоциональную, рассуждающую и волевую. У лучших преподавателей речь отличается всеми тремя особенностями, в зависимости от содержания и своей направленности. Эффективность этих трех типов речи автор ставит в зависимость от следующих факторов: запаса слов педагога, быстроты его мысли, умения вкладывать в свою речь живую душу и мысль; от интонации, тембра голоса, мимики и т.д. Важным, при этом, является простота и естественность изложения педагогом содержания общения. Умение хорошо говорить, считает Ф.Н. Гоноболин, связано с умением внимательно слушать речь учащегося. В речевом общении учителя с учащимся огромное значение для педагога имеет умение слушать учеников, т.к. степень внимания слушателя в значительной мере определяет активность говорящего. Важное значение Ф.Н. Гоноболин отводит эмоциональной речи. Педагог, отмечает автор, всегда должен эмоционально переживать то, о чем идет речь. Чувство активного, искреннего переживания педагогом произнесенных им слов, как и воздействие их на учащихся, значительно притупляется, если педагог произносит заученную речь. Свободно излагаемая речь, в отличие от заученной, более естественна, ближе к природе обычных речевых отношений между людьми.
Таким образом, эффективное формирование речевой культуры подростков может проходить при соблюдении вышеназванных педагогических условий. Все эти условия должны реализовываться учителем в ходе педагогического общения.
Литература.
[1] Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. для учителя-воспитателя. – М. : Педагогическое общество России. Изд-во Дом «Ноосфера». - 1999. – 300 с.
[2] Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М. : Пед. общество России. – 1999. – 212 с.
[3] Сериков Г.Н. Образование : аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. – Курган: Изд-во «Зауралье». - 1997. – 464 с.
[4] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собр. соч. – М. : Изд-во АПН РСФСР : Институт теории и истории педагогики – 1950. - Т.9. - 628с.
[5] Каиров И.А. Педагогика. /Под ред. И. А. Каирова. – М.: Учпедгиз, 1984.- 434с.
[6] Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя / Ф.Н. Гоноболин. – М.: АПН РСФСР, 1951. – 156 с.
15