Рабочая программа по окружающему миру ( УМК Гармония, 4 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_________________________________________________________
Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ____________
«_____»__________________20___г.
_________________(_____________)
Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
на ___________ учебный год
Класс: 4
Количество часов за год: 68; в неделю: 2
Плановых контрольных работ:
тестов - 9
Учебник: О.Т. Поглазова «Окружающий мир»
Программа разработана учителем начальных классов:
Тимофеевой Натальей Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважение к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч.
Путешествия – источник знаний
Природные явления и счёт времени
Устройства для счёта времени
Историческое время. Лента времени
Ориентирование на местности. Стороны горизонта
Компас. Ориентирование по компасу
Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа
1
1
1
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
- Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края.
- Умение оценивать своё знание и незнание, ставить учебно-познавательные задачи, выбирать способы их решения.
- Извлекать нужную информацию из учебного текста, иллюстрации, вещественных исторических источников.
- Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
- Познавательный интерес к опыту наших предков.
- Умение извлекать нужную информацию из учебного и научно-популярного текстов, иллюстраций, из дополнительной литературы, Интернета для решения учебно-познавательных задач.
- Умение высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументировано отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников, не совпадающие с собственными выводами.
- Умение работать с рисунками-схемами.
- Интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность, желание пополнять свои знания, работая с дополнительными источниками знаний.
Умение ставить исследовательскую задачу, выбирать способ и планировать её решение, сотрудничая с одноклассниками.
- Умение обосновывать результаты своего исследования.
- Интерес к образу жизни своих предков.
- Наглядно-образное и логическое мышление.
- Сотрудничать с одноклассниками при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы.
- Познавательный интерес, наблюдательность, желание овладеть практическими умениями, важными для безопасной жизнедеятельности.
- Умение выбирать нужную информацию из учебного текста, иллюстраций, рисунка-схемы, собственных наблюдений, применять знания для решения практических задач.
- Умение кодировать и декодировать условные знаки.
- Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту.
- Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, использовать её для решения практических задач.
- Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач.
- Умение выполнять тестовые задания разных типов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Способы изображения объектов окружающего мира – 9 ч.
Способы изображения предметов
Масштаб и его использование
План местности. Топографические знаки
Географические и исторические карты
Глобус – модель Земли
Практическая работа
Космическое пространство и его изображение
Земля – планета Солнечной системы
Способы изучения космических тел
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира.
- Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность,
аккуратность при их выполнении.
- Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ.
- Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения.
- Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
- Развивать пространственное мышление.
- Умение декодировать условные знаки, преобразовывать условно-знаковую информацию в словесную.
- Умение применять полученные знания при решении практических задач.
- Развитие воображения, познавательного интереса к способам изображения окружающего мира.
- Умение анализировать, сравнивать информацию, находить сходства и различия, умение декодировать информацию, данную с помощью условных знаков. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение сотрудничать при выполнении практических работ.
- Развитие пространственного мышления, познавательного интереса к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей.
- Умение декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её.
- Умение выполнять тестовые задания разных типов.
- Умение классифицировать объекты окружающего мира.
-Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений, оценивать свои знания, вносить нужные коррективы, исправлять ошибки.
- Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий. Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства.
- Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой.
- Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту.
- Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие.
- Умение работать с информацией, представленной в табличном виде.
- Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы.
- Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.
- Творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности.
17 - 18
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Природные богатства России –
8 ч.
Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России
Горные породы и минералы, их образование.
Полезные ископаемые, их разведка и добыча
Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве
Горючие полезные ископаемые, их использование
Безграничны ли запасы полезных ископаемых.Альтернативные источники энергии
Обобщающий урок.
2
1
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности,
физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства.
- Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр.
- Умение извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков.
- Коммуникативные способности, умение сотрудничать при выполнении совместных практических работ.
- Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного.
- Умение выделять научную информацию, данную в научно-популярном тексте, иллюстрациях, материальных объектах.
- Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.
- Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте).
- Умение работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент.
- Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме.
- Интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний. Наблюдательность, эмоциональное, эстетическое восприятие объектов окружающего мира.
- Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
- Умение демонстрировать простые опыты для одноклассников.
- Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам.
- Умение проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.
- Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать полученную информацию. Умение представлять информацию с помощью диаграмм.
- Коммуникативные способности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт.
- Выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
- Умение выполнять проектную работу.
- Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Природные зоны и природные сообщества - 11 ч.
Природные зоны России
Суровая Арктика
Ранимая тундра
Зона лесов
Степные просторы.
Жаркие пустыни.
Обобщающий урок
Природа гор
Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.
Болота, их значение для природы и человека
Жизнь луга
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Познавательный интерес к изучению природы своей Родины.
- Логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи.
- Умение составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познавательных задач.
- Коммуникативные способности – умение коллективно обсуждать и комментировать полученные сведения.
- Осознавать важность экологических знаний. - Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
- Умение извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями.
- Умение осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований.
- Понимание важности экологических знаний для сохранения естественной природы.
Умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с табличной информацией.
- Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам.
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Делиться своими «открытиями» дома, с одноклассниками.
- Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Умение работать с блок-схемами и табличной информацией.
- Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.
Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам.
- Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать.
- Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.
- Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать.
- Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам.
- Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
- Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья.
Умение выполнять проектные работы.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Понимание важности экологических знаний, грамотного поведения в природе для сохранения её красоты и гармонии.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
- Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию.
- Умение моделировать природные объекты и взаимосвязи в живой природе.
- Понимание важности экологических знаний, грамотного и безопасного поведения в природе.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи.
- Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию.
- Умение составлять план презентации (сообщения, представления) собранной информации одноклассникам.
- Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.
- Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, желание сохранять чистоту, красоту и гармонию природы.
- Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51, 52
53.
54.
55.
56.
Важнейшие события в истории Отечества - 21ч.
Восточные славяне, их соседи
Образование Древнерусского государства
Крещение Руси
Как распалась Древняя Русь
Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке
Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва
Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного
Обобщающий урок
Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых
Пётр Великий. Российская империя
Развитие Российской империи. Правление Екатерины II.
Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России.
Россия до 1917 года. Обобщающий урок
Исторические события в России в начале XX века.
Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 гг.
Великая Отечественная война
Советский Союз в послевоенные годы
Начало перестройки. Современная Россия
Обобщающий урок
Яркие события из истории родного края
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутки.
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
Презентация
- Познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков.
- Умение осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально.
- Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме и преобразовывать её в схематическую форму.
- Умение представлять изученное в виде материальных моделей.
- Познавательный интерес к изучению истории своего Отечества.
- Логическое и историческое мышление - устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий.
- Умение работать с разными источниками знаний, соотносить, представленную в них, информацию, находить ответы на вопросы.
- Пополнять словарный запас.
- Планировать сообщение (пересказ) полученной информации.
- Интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение характеризовать предметы материальной и духовной культуры.
- Умение анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы.
- Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов.
- Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Эмоциональное восприятие памятников культуры, желание сохранять их.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого.
- Представлять информацию в разной форме.
- Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций, рисунков-схем.
- Умение осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников.
- Патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, извлекать нужную информацию из картин художников, рисунков-схем, условно-знаковых систем, планов и карт.
- Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Интерес к истории своего государства. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение извлекать информацию из различных источников знаний, в том числе и условно-знаковых (исторической карты). Умение реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций.
- Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений.
- Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
- Умение работать с научно-популярным текстом как с источником информации.
- Патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия.
- Умение выбирать нужную информацию из текста, картин художников, карт.
- Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия.
- Умение составлять план краткого пересказа собранной информации.
- Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы.
- Познавательный интерес к изучению истории, эмоциональное и эстетическое восприятие памятников истории и культуры, желание сохранять их красоту и историческую ценность.
- Умение извлекать и представлять информацию, полученную в результате работы с разными источниками знаний, в том числе Интернета.
- Умение сотрудничать, работая в группе.
- Желание участвовать в проектной деятельности, развивать свои творческие способности.
- Умение решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме.
- Умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
- Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
- Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности.
- Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия.
- Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы.
- Интерес к недавнему прошлому своей страны, к жизни прабабушек и прадедушек, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни, - интерес к жизни своих сверстников.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия.
- Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение.
- Патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, чувства уважения и признательности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, бережное отношение к памятникам и могилам советских воинов.
- Умение извлекать информацию из разных источников знаний, составлять план её пересказа, презентовать в разной форме.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение выполнять проектную работу.
- Чувство гордости за своё Отечество, чувства уважения и признательности к людям науки, конструкторам, инженерам, людям разных профессий, которым за короткий срок удалось не только восстановить народное хозяйство, но и достичь успехов в его развитии.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Интерес к важнейшим событиям в новейшей истории России, недавнему прошлому своей страны, к жизни бабушек и дедушек, родителей, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни.
- Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.
- Умение устанавливать причины и последствия исторических событий, связи между ними. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение.
- Умение извлекать информацию из разных источников знаний, презентовать в разной форме.
- Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
- Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности.
- Умение ставить исследовательские задачи, выбирать способы их решения, определять своё участие в проектной работе, сотрудничать с одноклассниками, обсуждать форму презентации, оказывать помощь, ответственно относиться к результатам общего труда.
57.
58 - 62
63, 64
65.
66.
67.
68.
Материки, океаны, страны и народы Земли - 12ч.
Океаны Земли. Жизнь в море
Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население.
Страны и народы мира
Обобщающий урок
Страны СНГ - ближайшие соседи России
Земля – планета жизни
Итоговая работа
1
5
2
1
1
1
1
Смена видов деятельности, физ. минутки.
Презентация
Презентации
Презентация
Презентация
Презентация
- Интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру.
- Умение оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи.
- Умение извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях. В дополнительной литературе, Интернете.
- Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение.
- Умение сотрудничать, работая в группе.
- Познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любознательность, воображение, экологическое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к природе Земли.
- Умение извлекать информацию, представленную в разных формах.
- Умение: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать найденную информацию.
- Умение выполнять проектную работу.
- Интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознание важности мирного сосуществования народов мира, понимание важности бережного отношения к памятникам всемирного наследия.
- Умение слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.
- Сотрудничать при выполнении проектной работы.
- Умение выполнять тестовые задания разных типов, применять полученные знания, осуществлять самоконтроль и самооценку своих учебных успехов.
- Интерес к жизни ближайших соседей, понимание важности толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам. Ненависть к войне, отрицательное отношение к экстремизму, уважительное отношение к другим народам.
- Наглядно-образное, логическое, экологическое мышление, эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира, понимание важности сохранения его разнообразия, красоты и чистоты,
важности участия в природоохранных мероприятиях.
- Умение применять знания при выполнении тестовых заданий разных типов, умение выбирать нужную информацию для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль, фиксировать достигнутые результаты.
Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности.
Исходными документами для составления рабочей программы по окружающему миру
являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
УМК «Гармония»: О.Т. Поглазова Учебник «Окружающий мир», О.Т. Поглазова «Рабочая тетрадь», «Тестовые задания».
15