Методика изучения индивидуальных особенностей студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в учебно-производственной и воспитательной работе









Тема: «Методика изучения индивидуальных особенностей студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в учебно-производственной и воспитательной работе»







мастер производственного обучения
ОГБПОУ ДТСИ
В.Г. Смирнов








Содержание



Введение ......................3

Сущность индивидуального подхода и принципа воспитания личности в коллективе,
через коллектив, для коллектива ............................................4

Методы психологического исследования
Наблюдение .....................6
Беседа .......................7
Дифференциация фактов и причин .......................7
Изучение удовлетворённости образовательной деятельностью в техникуме
(анкетирование)..........................9
Определение самооценки (анкетирование).....9
Определение уровня притязаний личности ........................11
Изучение роли концентрации внимания в деятельности и оценка уровня
концентрации внимания .......................11
Выявление преобладающего типа памяти ......................12
Изучение особенностей мышления .....................12

Методы изучения межличностных отношений ...................13
Социометрия .........................14
Референтометрия .....................16

Программное изучение личности студента.............. ............17

Заключение ......................19






















Введение

Нет сомнения, что без знаний особенностей личности того или иного воспитанника не представляется возможным осуществить адекватный подбор методов его воспитания. Точно также как в медицине невозможно начинать лечение без постановки диагноза, учёта, так и в педагогике осуществление индивидуального подхода не представляется возможным без «диагностики» индивида, без выявления тех характеристик личности, которые присущи только данному учащемуся. И каждый педагог желает получить о конкретном студенте не субъективные, а объективные данные.
В настоящее время в педагогической практике, в том числе и в системе СПО, широко используются так называемые не инструментальные методы изучения индивидуальных особенностей личности студентов (метод наблюдения, беседа и т.п.). Но ещё в недостаточной мере входит в практику работы со студентами техникума психологическое тестирование. Выявление интеллектуального отсталых и особо одарённых детей, оценка причин академической неуспеваемости, пропусков занятий без причин, решение проблем межличностных отношений в группе – это лишь некоторые из областей использования тестов в системе СПО.
Психологическое тестирование всё шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты или иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.
Как показывает практика, многие педагоги плохо знают своих студентов, что вызывает сопротивление ребят единым педагогическим требованиям. Диагностика личности даёт те минимальные сведения, без знания которых никакие меры педагогического воздействия на студента, особенно «трудного», не могут быть эффективными.
Однако на целенаправленное изучение личности подростка у мастеров производственного обучения и преподавателей обычно не хватает ни времени, ни педагогического мастерства. Поэтому нередко совершение студентами правонарушения воспринимается как гром среди ясного неба и застаёт врасплох не только инженерно-педагогических работников техникума, но и родителей ребят.
В данной работе я не ставил целью раскрыть специальные психологические методы, которыми обучены профессиональные психологи. Одни из них сложны по конструкции, другие – по положенным в их основу теориям. Но есть среди психологических тестов и такие, которые с пользой для практики могут быть использованы каждым мастером производственного обучения – центральной фигурой в обучении и воспитании студентов образовательных учреждений СПО. Это в большей степени необходимо, особенно на первом этапе учебно-производственной деятельности, т.к. обучение студентов в учебной мастерской – время, когда в процессе изучения основ профессии начинает складываться, формироваться и действовать коллектив учебной группы. Ведь одна из сложнейших и важнейших педагогических задач мастера производственного обучения – это сформировать такой коллектив, который стал бы работоспособным, надёжным помощником, опорой, союзником мастера в его учебно-производственной и воспитательной работе со студентами.










Сущность индивидуального подхода и принципа воспитания личности в
коллективе, через коллектив, для коллектива.


Процесс формирования личности современного молодого человека весьма сложный и длительный. Воспитание личности – социальный процесс, ибо зависит от среды, в которой живёт и трудится человек. Это трудовой коллектив, это любое звено нашего общества, в котором происходит становление личности.
Воспитание личности – процесс непрямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от условий воспитания ребёнка, его физического и умственного развития и многих других причин, которые нельзя нивелировать в применении ко многим личностям. Своеобразие индивидуального развития каждой личности ставит много педагогических проблем в воспитании. Пристального педагогического внимания требуют к себе подростки, и в первую очередь те, которые склонны к нарушениям, отступлениям от моральных, нравственных норм жизни нашего общества.
Образовательные учреждения СПО готовят пополнение квалифицированных рабочих и служащих, к которым предъявляются высокие требования. И это определяет особенности воспитательной деятельности техникума. В процессе воспитания и обучения нам, мастерам производственного обучения и преподавателям, приходится учитывать в основном то, что:
среди воспитанников техникума очень много подростков из неблагополучных или неполных семей (имеется только один из родителей, либо родители совершают безнравственные поступки и т.п.);
отдельным студентам в процессе их предыдущего воспитания не были привиты чувства коллективизма, товарищества, долга и др.;
среди выпускников девятых классов большая часть их имеет невысокие, а порою очень низкие достижения в усвоении общеобразовательных дисциплин.
Существуют, вероятно, и другие причины, однако уже названные позволяют представлять всю сложность индивидуального воздействия на студентов. Потому и требуется от педагога постоянного внимания к каждому подростку, учёта не только возрастных, а и индивидуальных его особенностей. Естественно, что мастер производственного обучения, преподаватель, классный руководитель, любой воспитатель в первую очередь обращает внимание в повседневной воспитательной работе на наиболее недисциплинированных и неуспевающих студентов. Это зачастую так и происходит. И поэтому «средние» (а тем более «сильные») студенты на протяжении всего срока обучения могут остаться и остаются вне поля их зрения. Однако понятие «средний» студент весьма относительное, т.к. нельзя оценивать подростка односторонне, например, по его отношению к дисциплине (поведению в общественных местах) или по его успеваемости. Ведь этот «средний» студент может обладать незаурядным талантом организатора, быть хорошим спортсменом, проявлять большие способности к творчеству, участвовать в художественной самодеятельности и т.п. И сегодня мы в большей мере убеждаемся в необходимости серьёзного осмысливания индивидуального подхода в обучении и воспитании студентов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех обучаемых одинаков.
Индивидуальный подход - это использование методов индивидуального воздействия, которое соответствовали бы индивидуальным особенностям личности.
Из приведённого определения следует: чтобы в полном объёме осуществлять индивидуальный подход к учащемуся, необходимо:
во–первых, знать индивидуальные особенности данного студента;
во–вторых, знать и уметь пользоваться методами, приёмами, способами индивидуального воздействия.
В данной работе рассматривается первый этап индивидуального подхода – определение (изучение, оценка, анализ) индивидуальных особенностей личности студента. Цели подхода были перечислены выше – это и определения направленности личности, способностей учащихся, особенностей их характера и т.д. Результатом же должен быть сформированный полноценный студенческий коллектив – это устойчивая самодеятельная организация студентов, объединённая единой целью и совместной общественного полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими коллективами.
Объединение студентов в учебную группу ещё не означает, что создан коллектив группы. Формирование дружного, работоспособного, действенного коллектива – процесс сравнительно длительный, сложный и не самопроизвольный. Формирование студенческого коллектива в профессиональных учреждениях, особенно в начале учебного процесса, имеет определённую специфику и сложности. Дело в том, что в техникуме приходят подростки или юноши, имеющие уже некоторый жизненный опыт в том или ином коллективе, но этот опыт далеко не одинаков. Студенты ранее обучались не только в разных классах, но и разных школах, коллектив которых отличался различным уровнем развития и сплочённости, различными традициями и направлённостью интересов. С другой стороны, в техникуме ученический коллектив формируется под благотворным влиянием систематического участия в производительном труде, что в определённой степени облегчает решение многих организационно-воспитательных проблем.
Процесс становления студенческого коллектива проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, когда ещё не определился актив коллектива, групповой полностью руководит мастер, он предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность и поведение студентов. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создаётся актив группы, поддерживающий требования мастера, которому мастер передаёт часть функций по руководству коллективом. Третья стадия – это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива и проверяет их выполнение. Такое деление, особенно в части изучения личности, конечно же, сугубо условное, т.к. изучение личности студентов – это не кратковременная кампания в начале учебного года, а серьёзная, систематическая, последовательная работа в течение всего периода обучения. Выдающийся русский педагог К.Г.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».


















Методы психологического исследования.

Чем же необходимо руководствоваться при изучении особенностей студентов? Одними из основных не инструментальных методов изучения являются наблюдение и беседа. Стремясь избежать повторения очевидных положений, которые подробно и квалифицированно изложены в многочисленных учебниках и учебных пособиях, я выделю лишь основные моменты в практике применения этих методов.


Наблюдения

Это не просто созерцание поступков, действий, деятельности студента – а это, прежде всего анализ учебной трудовой деятельности, анализ общественного положения (статуса) студента в коллективе.
Цель наблюдения. При наблюдении можно охватить широкую сферу психики, свободно переходить от одной сферы наблюдения (например, характера человека) к другой (мотивы поведения). Но такое преимущество, если им злоупотреблять, превращается в недостаток: чем шире зону пытаемся охватить, тем менее надёжными, менее глубокими будут его результаты. Поэтому, используя метод наблюдения для изучения индивидуальных особенностей личности студента, надо ставить перед собой цель исследовать не вообще индивидуальные особенности, а конкретные стороны: поведение в коллективе, переключаемость внимания и т.п.
Программа наблюдения. Для того, чтобы целенаправленно и эффективно вести изучение студентов, необходимо наметить для себя программу, основные направления такого изучения, которые будут зависеть от цели, ибо ни одна деятельность не может протекать эффективно, если она не планируется. Можно предложить примерную программу изучения:
Идейная направленность. Основные цели и стремления. Их влияние на учебную, трудовую и общественную работу. Чувство долга и ответственности и их проявление.
Интересы и склонности. Отношение к различным предметам и различным видам учебного и производственного труда. Отношение к успехам и неудачам. Характеристика знаний, умений и навыков, прилежание, аккуратность, добросовестность или небрежность в труде.
Отношение к коллективу и самому себе. Отношение к успехам и неудачам коллектива. Участие в общей жизни коллектива. Отношение к общественным поручениям. Проявление личной инициативы. Отношение к общественному мнению и критике со стороны одногруппников. Честность, правдивость, искренность. Отношение к мастеру, преподавателям, родителям. Имеет ли близких друзей, и на какой основе сдружился. Оценка собственной личности. Как реагирует на замечания, поощрения и взыскания.
Волевые качества. Настойчивость, отношение к трудностям. Стремление к самостоятельности. Выдержка, умение противостоять чужим влияниям. Дисциплинированность степень её сознательности.
Эмоноциональность. Возбудимость, глубина переживаний, устойчивость чувств. Преобладающее настроение.
Особенности умственного развития. Особенности мышления и речи. Особенности внимания. Рассеянность. Особенности памяти. Наблюдательность. Смекалка, творческое воображение, способности.
Систематизированность наблюдения. Как часто у педагога появляется желание сделать вывод по обнаруженному им факту поведения подростка? Например, студент нагрубил мастеру. Есть основания для вывода о его невоспитанности? Вроде бы есть, ведь воспитанный человек грубить не будет. Но всё же делать заключение по одному-двум фактам об особенностях характера или мышления неправомерно. Необходимо накапливать «статистику» актов поведения. О закономерности можно судить лишь по частоте и количеству проявлений.
Анонимность наблюдения. Если студенту известно, что за ним наблюдают, то естественного поведения ожидать не стоит. Студент не должен подозревать, что в данный момент является моментом наблюдения.

2.2 Беседа

Пожалуй, единственное существенное отличие беседы от наблюдения следующее: при беседе педагог вступает в непосредственный контакт со студентами, в то время как при наблюдении такой контакт не обязателен. Это отличие имеет и свои плюсы, и свои минусы. Непосредственный контакт может дать больше информации, чем «общение» на расстоянии. Но, с другой стороны, во время беседы педагог сам становится её участником, поэтому он не может увидеть того, что заметно со сороны. И здесь особенно важно, насколько удостоверенными окажутся выводы, полученные в ходе беседы. Ведь преодолеть субъективизм в оценке обнаруженного в процессе беседы более сложно, чем при наблюдении. Чтобы такие беседы давали максимальный эффект, их следует проводить в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, живо и непринуждённо, с соблюдением высокого педагогического такта.

Дифференциация фактов и причин

Метод наблюдения и беседа дают только факты и события, характеризующие студента. Анализ их осуществляется не в процессе, а после каждого этапа. Мастер производственного обучения не должен ограничиваться только мысленной фиксацией этих фактов. Желательно письменно закреплять полученные материалы, для чего полезно иметь дневник педагогических наблюдений. Записи в нём производятся по мере выявления и накопления соответствующих впечатлений, мыслей, фактов.

Примерные формы дневника:

Дата записи
Положительные качества
Отрицательные качества
Что намечено предпринять





и т.д.

Любит технику и уважает людей, знающих её.
Часто обещает и не стремится выполнить свои обещания
На уроках спец. дисциплин опирается на интерес к автомобилям. Усилить контроль.


Или:

Дата
Поведение учащегося
Поощрения и наказания


Подготовил материал и организовал выпуск стен газеты ко дню «8 Марта»
Ценный приз студсовета техникума


Делая записи, нужно стремиться отобрать главное, наиболее важное, типичное, что характеризует студента, указывает на тенденцию изменения, развития, появления сдвига, перелома. Например:

Качества личности
В начальный период обучения
Через один год

Ответственность и сознательность
Безразличен к нарушениям правил отдельными учащимися
Развивается ответственность

Дисциплинированность
Много замечаний на уроках
Замечания за разговоры на уроках

Отношение к коллективу
Замкнут, недоверчив
Вежлив со старшими и товарищами, но авторитетом не пользуется

Знание прав и обязанностей учащегося
Слабо знает
Подготовил и провёл беседу по правовым вопросам

Активная жизненная позиция
В школе постоянных общественных поручений не имел
Избран профоргом группы

Самостоятельность
Часто приходится напоминать о выполнении поручений и принятых решениях
Чётко анализировать свои действия пока не может

Отношение к учёбе, успеваемость
В аттестате за девятый класс большинство оценок «3», трудовые навыки – слабые
Учится по спец технологии на «4», по общеобразовательным предметам в среднем на «4», по учебной и производственной практике на «4» и «5»

Физическое развитие
В школе в спортивных секциях не занимался
Участвует в соревнованиях по волейболу и мини – футболу

Интерес к художественной литературе

И т.д.
Не имеет
Не имеет


При использовании несколько других не более сложных и легко доступных для каждого мастера и классного руководителя методов психологического исследования в учебно-воспитательном процессе особое внимание следует обратить на условия, которые неукоснительно должны соблюдаться при проведении и использовании их результатов.
Исследование можно проводить только при наличии доверительных взаимоотношений со студентами, достигнутого взаимопонимания. Иначе результат не будет соответствовать действительности.
Предварительно нужно рассказать студентам о цели исследования, сформировать мотивацию на участие, студенты должны захотеть принять в нём участие.
Студенты должны знать, что результаты исследования ни в коем случае не будет использованы во вред личности.






2.4.Изучение удовлетворённости образовательной деятельностью в техникуме
(анкетирование)

Студентам предлагается выбрать одну из шести оценок суждений, приведённых в анкете:

Наверное - 1 (балл)

Скорее неверно, чем верно - 2

Скорее верно, чем неверно - 3

Верно - 4

Оценки следует проставлять на листке ответов, где имеются номера вопросов анкеты.

Анкета
Без учёбы, которой я сейчас занимаюсь, невозможно достичь успехов в учёбе.
Трудности, возникающие в процессе учёбы, преодолимы.
Мои успехи в учёбе возрастают.
Учёба хорошо организована (педагогами, руководством и т.д.)
На занятиях, как правило, устанавливается спокойная, деловая атмосфера.
Мои отношения с членами группы можно характеризовать как открытые, доброжелательные.
Со стороны педагогов я испытываю отношения доброжелательности, справедливой требовательности.
В учёбе я имею возможность реализовать свои способности.
У меня достаточно умений, навыков для успешной работы.
Мой уровень образования, культуры непрерывно повышает в процессе учёбы.

Чем больше сумма баллов, полученных при ответе на анкету, тем больше выражена удовлетворённость учёбой.


Определение самооценки
(анкетирование)

Самооценка - это оценка человеком собственного «Я» в результате сравнения себя с некоторым «идеалом». Самооценка выступает как результат отношений, поведения. Она может быть завышенной, заниженной и средней.

На листке ответов против цифры, обозначающей номер вопроса, поставьте свой ответ, обозначив его цифрой:
Очень часто - 4
Часто - 3
Иногда - 2
Редко - 1
Никогда - 0

Укажите, как часто Вы испытываете названные состояния:
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Чувствую свою ответственность в учёбе, работе на практике.
Беспокоюсь о своём будущем.
Многие меня ненавидят.
Я менее инициативный, чем другие.
Беспокоюсь за своё здоровье.
Боюсь выглядеть глупцом.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
Допускаю существенные промахи, ошибки.
Как жаль, что я не умею говорить, как следует, с людьми.
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими людьми чаще.
Я слишком скромен.
Моя жизнь бесполезна.
Многие неправильного мнения обо мне.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди ждут от меня очень много.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Я слегка смущаюсь.
Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
Я чувствую себя в безопасности.
Я волнуюсь понапрасну.
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.
Я чувствую себя скованным.
Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.
Мне кажется, со мной должна случится какая–нибудь неприятность.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Как жаль, что я не так общителен.
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
Я думаю о том, чего от меня ждут окружающие люди.

Для того чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы, полученные за ответы, сверить полученное с таблицей.

Количество баллов
Уровень самооценки

0 – 25
Высокий уровень

26 – 45
Средний уровень

46 – и более
Низкий уровень


Завышенная самооценка зачастую приводит к конфликтам с окружающими людьми.
Позиция человека с заниженной самооценкой чаще всего выражается словами: «Нет, я это не смогу». Формированию заниженной самооценки способствуют частые неудачи в различных сферах жизнедеятельности человека.
Позиция человека со средней адекватной самооценкой – «я это смогу, раз смогли другие. Нужно только». В воспитании гармонически развитой личности необходимо формировать адекватную (соответствующую действительному состоянию) самооценку, умение ставить цели, требующие всё больших и больших физических, интеллектуальных, волевых усилий.






Определение уровня притязаний личности.

Уровень притязаний определяется тем, какие цели, трудные или лёгкие, выбирает личность и его показатель напрямую взаимосвязан с самооценкой. Человек, выбирающий лёгкие цели, не требующие напряжения духовных и физических сил, лишает себя возможности совершенствования, развития. Постановка невыполнимых целей также приводит к частым конфликтам с окружающими людьми.
Работа проводится фронтально.
Инструкция. Вам предлагается для решения пять серий задач. Каждая серия состоит из семи задач возрастающей трудности: первая – самая лёгкая, которую Вы можете решить без напряжения, вторая – несколько труднее, седьмая – самая трудная. Оценка всей работы определяется количеством решённых задач и их трудностью.
Серии предлагаемых задач.

1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

Вам предлагается семь задач первой серии. Какую задачу Вы выбираете?
Обведите номер её кружком. Представьте, что Вы решили её.
Вам предлагаются задачи второй серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Представьте, что Вы решили и эту задачу.
Вам предлагаются задачи третьей серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Эту задачу Вы не решили.
Вам предлагаются задачи четвёртой серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Представьте, что Вы не решили и эту задачу.
Вам предлагаются задачи пятой серии. Выберите задачу. Обведите её кружком. Эту задачу Вы решили.

Интерпретация результатов.
Исходный уровень притязаний определяется трудностью задачи, выбранной в первой серии. Выбор задачи № 4 соответствует среднему уровню притязаний, № 1, 2 – заниженному, № 6, 7 – завышенному.
О заниженном уровне притязаний может свидетельствовать отсутствие повышения трудности выбираемых задач при успехе в решении. О завышенном уровне – свидетельствует повышение трудности выбираемых задач после неуспешного решения.



Изучение роли концентрации внимания в деятельности
и оценка уровня концентрации внимания

Работа проводится фронтально.
Педагог вначале читает инструкцию и, убедившись, что она всеми усвоена, читает задание медленно, с паузами (где многоточия). Ответ на каждый из трёх заданий записывается студентами в отчёт.

Инструкция. Вам предлагается три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Полученные Вами числа также надо держать в уме. Результат вычислений записывается только тогда, когда я Вам скажу: «Пишите».
Задачи:
Даны два числа: 82 и 68 Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа Пишите!
Даны два числа: 82 и 68 К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа. Пишите!
Даны числа: 56 и 92 Вторую цифру первого числа разделить на первую цифру второго числаПолученное частное умножьте на вторую цифру первого числаПишите!

Анализ результатов. Для решения всех трёх задач необходимо сохранять устойчивость внимания. Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предложить относительно медленную включаемость в работу.


Выявление преобладающего типа памяти

А) Студентам предлагают серию слов для запоминания на слух:
Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок, утка.
Данные слова читаются с паузой в 5 сек., затем студентам предлагается записать запомнившиеся слова.
Б) Самолёт Бревно
Чайник Свеча
Бабочка Тачка
Нож Журнал
Хомут Лампа

Студентам предлагается прочесть вышеприведённые слова в течение 20 –30 сек. и затем записать запомнившиеся слова.
В) Педагог диктует слова: малина, колесо, жук, конь, мел, гусь, куст, книга, дом. Студенты записывают их на отдельном листе бумаге, который сразу же после записи убирается. Затем педагог просит студентов записать запомнившиеся слова.
Студенты отмечают количество воспроизведённых слов, в каждой серии, что принимается за объём слуховой памяти (опыт А)), зрительной (опыт Б)) и моторно-слуховой (опыт В)).
Делается вывод о преобладании определённого типа памяти.


2.9. Изучение особенностей мышления

Мышление – высший познавательный процесс, особенности которого (глубина, самостоятельность, нестандартность, быстрота и т.д.) могут развиваться на протяжении всей жизни человека. Мышление человека включает всякий раз, когда перед ним встаёт новая задача, проблема. Развитое мышление связано, прежде всего, с умениями видеть и разрешать проблемы.
Без развитого мышления невозможен успех, как в учебной, так и во всех других видах деятельности, и, следовательно, формирование всесторонне развитой личности.



Тест на выявление конструктивных особенностей мышления. (составление фигур)

Инструкция.
В каждом из двенадцати прямоугольников находятся несколько фигур. В первом – квадрат, это исходная фигура, в остальных прямоугольниках элементы, из которых можно собрать точно такой же по размерам квадрат. Каждый элемент обозначен буквой. Вам необходимо определить, из каких элементов можно собрать квадрат. Элементы можно как угодно поворачивать в плоскости, но нельзя переворачивать.
Ответы следует записывать в виды набора букв, обозначающих элементы, из которых собирается квадрат, например: а, б, в, г, д Время выполнения 8 минут.
(Задание смотреть на следующей странице)
Конструктивные особенности мышления являются необходимым условием для успешной деятельности в области техники, обучения техническим дисциплинам.
Высокий уровень - не более 3 ошибок
Средний уровень - 4-7 ошибок
Низкий уровень - более семи ошибок
Конструктивные особенности мышления, как и все другие, развиваются при их тренировке.

Тест: Проявление рефлексии в мышлении.

Рефлексия состоит в том, что человек, решая мыслительные задачи, приходит к пониманию закономерностей, лежащих в основе их решения, к пониманию того, почему и как они решаются. Чем быстрее приходит человек к такому пониманию, тем выше уровень рефлексии.
Инструкция.
По предложенным анаграммам найдите слова, из которых они образованы, запишите их. Работать следует быстро.

ЛВКО 5. ТИГО 9. ЕРАВШН 13. РГПУАП
РАНИ 6. ТУАК 10. РКДЕТИ 14. ЧУНЕЕИ
УПКС 7. РГЗУ 11. АШНРРИ 15. АРИПАР
ГИАР 8. УКСР 12. ЛФЖАКО 16. ДСЛЕАК

Чем быстрее найдены завкономерности в построении анаграмм, тем быстрее решается поставленная задача.
Среднему уровню рефлексии соответствует время выполнения всего задания за 4-5 мин.


Методы изучения межличностных отношений

В любой группе людей, в коллективе личность вступает в многочисленные взаимодействия с другими людьми, при этом складываются определённые межличностные отношения. Они могут быть отношениями симпатии, уважения, дружбы, любви и – безразличия, антипатии, даже враждебности.
В развитом коллективе межличностные отношения характеризуются, прежде всего, доброжелательностью, взаимопомощью, сотрудничеством, высокой требовательностью, связанной с чуткостью и заботливостью. Такой коллектив характеризуется благоприятным (для развития каждой личности) психологическим климатом, что проявляется в удовлетворённости каждым своей группой (коллективом), своей деятельностью, ради которой коллектив сформирован.
Каждый человек в группе занимает в данный отрезок времени определённое положение, имеет определённый статус: он более или менее уважаемый, предпочитаемый или отвергаемый, лидер, входящий в микрогруппировки по интересам (симпатиям) или оказавшийся в одиночестве и т.д.
Микрогруппировки имеются в каждом коллективе, они не уменьшают сплочённость коллектива, если их цели не противоречат главным целям коллектива (образовательные и производственные цели).
Лица, не входящие в группировки, находятся в состоянии дискомфорта, неудовлетворённости. Обычно это люди, не умеющие эффективно общаться или не находящие по каким-то причинам общих интересов с членами группы.
В группе выделяются лица, берущие на себя функции организатора, готовые оказать помощь другим, пользующиеся уважением. Это – неформальные (неофициальные) лидеры.
Неформальные лидеры могут быть и негативными, если они организуют, сплачивают группу на целях, противоречащих главным целям коллектива. Опираться в воспитательной работе можно только на неформальных лидеров, причём негативных лидеров необходимо переориентировать в целях так, чтобы они стали позитивными.
Несовпадение формального лидерства (лидеров назначенных, выбранных на общих собраниях) и неформального отрицательно влияет на сплочённость коллектива, на его развитие.

3.1. Социометрия

На каждом из трёх этапов исследования студентам задаётся вопрос, связанный с оценкой товарищей по группе в определённых жизненных ситуациях. Эти ситуации могут быть из реальной жизни, например, ситуация создания бригады, выбор бригадира и т.д., и вымышленными, например, ситуация создания взвода разведки и выбор командира взвода. Студентов нужно настроить так, чтобы они ярко представляли себе ситуацию и как можно точнее ответили на предлагаемый вопрос.

1 – й этап. Определение микрогруппировок.

Студентам задаётся вопрос: «С кем бы Вы хотели работать в одной бригаде?» (или другой вопрос, подобный этому)

в первую очередь ______________________
во вторую очередь ______________________
в третью очередь ______________________

Студенты отвечают на вопрос письменно, при этом должна соблюдаться полная самостоятельность.
Результаты заносятся в таблицу. Например, для группы из 21 человека эта таблица может быть следующей.

Кто выбирает
Кого выбирают


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1. Акульшин









1


3


2





2. Бородко





1

3
2












3. Громов









1



3


2




4. Деминский




2


3













5. Жегин



2










3






6. Зайцев

2

3




1












7. Ильичёв





1




3




2





8. Карасёв
1







2








3



9. Козлов

2

3

1















10. Кузнецов


1
2

















11. Курчин









3



1





2

12. Ларионов
3








1


2








13. Лобанов
2













3
1





14. Лушин
2













3




1

15. Миронов










1

2






3

16. Мурашёв
2




3


1












17. Надеждин




2




3




1






18. Никитин







1




2


3





19. Некрасов










3





1


2

20. Николаев









1
3

2








21. Резвухин



2
1









3







Количество выборов
5
2
1
5
3
4
0
3
4
5
3
2
4
3
5
5
2
0
0



Обработка и интерпретация результатов.
Выборы каждого обозначены цифрой (она означает очерёдность выбора), которая ставится под номером, обозначающим номер по порядку того, кого выбирают. При взаимных выборах цифру обводят кружком (помечают маркером).
Например, Акульшин выбрал Кузнецова в первую очередь. Причём выборы с Лобановым и Мурашёвым взаимны. Учёт выборов даёт возможность выявить микрогруппы.
Например, в изучаемой группе имеется микрогруппа, состоящая из четырёх человек.

16
1
13-15

следует проанализировать цели, на которых произошло сплочение в группировки.
Лица, не вошедшие в группировки (не получившие взаимных выборов), должны привлечь особое внимание педагогов. В исследуемой группе это Ильичев, Ларионов, Надеждин и Некрасов. Важно выявить причины их изоляции. Они могут определяться их личностными качествами или несовпадением их жизненных ценностей с ценностями, одобряемыми группой.

2-й этап. Определение неформального (неофициального) лидерства.
Студетам задаётся вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть в роли бригадира?» (если 1-й вопрос был «С кем бы Вы хотели работать в одной бригаде?»).

в первую очередь _______________________
во вторую очередь _______________________
в третью очередь _________________________

При обработке результатов первоочерёдность выбора оценивается тремя баллами, выбор во вторую очередь – двумя, в третью – одним баллом. Суммируются набранные каждым лидерские баллы. Лидерами (их обычно несколько) являются те, кто набрал большёе количество баллов.
После обработки результатов следует проанализировать, какие качества оценивают учащиеся в личности, выбирая лидера; почему имеются несовпадения формального и неформального лидерства.

3-й этап. Определение статуса каждого учащегося в группе.

Статус - это показатель популярности, авторитетности человека в группе, уважения его другими.
Каждому студенту выдаётся список группы, из которого каждому предлагается вычеркнуть себя. Для определения статуса студентов просят ответить на вопрос, вытекающий, например, из следующей ситуации: «Представьте себе, что вашу группу расформировали и Вам предложили набрать новый состав группы. Кого из прежней группы Вы исключили бы в этот состав? Если Вы хотите, чтобы кто-то вошёл в состав новой группы, поставьте против его фамилии цифру (1), если очень хотите, чтобы (2), если безразлично относитесь к кому-то, поставьте (0), если не хотите, чтобы кто-то вошёл в новую группу, поставьте (-1), и если очень не хотите (-2)».
Таким образом, против фамилии каждого будет стоять одна из оценок:
2, 1, 0, -1, -2.
Статус каждого члена группы оценивается по формуле:
М
St = 100 %
2(n-1)

М – сумма баллов, полученных членом группы;
n - количество студентов в группе.
При анализе результатов следует отметить совпадение (или несовпадение) лидерства с высоким статусом, значения статуса у членов группы, не вошедших в группировки.


Референтометрия

Референтометрический метод уточнить знания о межличностных отношениях, полученные с помощью социометрического исследования.
1-й этап. Студентам диктуется список группы, которой записывается каждым членом группы на отдельном листе. Каждый оценивает других по трём группам качества, используя пятибалльную систему.

Форма листа ответов

Ф.И.О
Как товарищ, друг
Как студент
Как личность







Заполненный лист попросить сложить, подписать фамилию, сдать.

2-й этап. На том же листе попросить каждого отметить фамилии тех, с листами которых он хотел бы ознакомиться
- в первую очередь
- во вторую ...
- в третью ...
Выборы ограничить количеством человек не более пяти – шести.
Выбранные таким образом члены группы представляют референтную для данного человека группу, т.е. группу, на ценности, оценки которых он, прежде всего, ориентировается.
Выбранные большинством членов группы в первую очередь являются рефернтометрическими лидерами в группе.
Социометрические и референтометрические лидеры часто совпадают. Несовпадение может свидетельствовать об особых отношениях к лидерам или об уклонении студентов от ответов на предложенные вопросы.


Программированное изучение личности студента

В этом разделе я хочу попытаться представить себе определение уровня развития личности с использованием имеющегося в наличии компьютерного класса.
Составить такую компьютерную программу для специалиста не составит большого труда. Чётко построенное изучение личности студентов с помощью компьютера позволяет педагогу определить для себя те признаки, которые, проявляясь со знаком «минус», могут служить тревожным сигналом, а значит, реагировать на них надо незамедлительно и безошибочно. К таким признакам можно отнести направленность личности, отношение подростка к людям и себе, соотношение положительных и отрицательных качеств характера, сопротивляемость педагогическому влиянию.
Подготовительная работа к получению некоторой информации о студенте должна начинаться задолго до первого сентября. Уже в приёмной комиссии, изучая документы студенты и особенно «трудных», надо подготовить данные для введения в память компьютера. Эти данные включают в себя год рождения, место жительства, сведения о том, какую школу окончил студент, какой имел средний балл, каковы положительные основные и отрицательные черты его характера, сведения о семье и т.д. А вначале учебного года (сентябрь) провести собеседование с использованием компьютера в режиме диалога. Как организовать собеседование студентов с компьютером? Прежде всего, диалог должен проходить в игровой форме. Студентов к беседе с компьютером необходимо готовить, т.е. им надо объяснить, что компьютер, если они пожелают, будет следить за данными ими обещаниями, сможет посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому, беседуя с ним, необходимо как можно честнее отвечать на вопросы.
Очень важным моментом организации подобных бесед является этический аспект педагогической диагностики, заключающийся в добровольности участия ребят в беседе. Ни в коем случае нельзя заставлять ребят рассказывать машине всё о себе будто бы для того, чтобы машина могла контролировать поведение, и нельзя «отыскивать» отрицательные черты в характере ребят. Помня об этих этических моментах, можно начинать диалог с компьютером. В ходе беседы надо выяснить, почему учащийся выбрал именно этот техникум и именно такую-то профессию, как он относится к людям, к общественной работе, способен ли открыто выражать своё мнение. Затем компьютер предлагает ему проанализировать, например, такую ситуацию: «Твоему приятелю дали общественное поручение, а он не выполнил его, перепоручил другому. В каком случае ты будешь на его стороне?» Студент должен выбрать ответ из трёх вариантов: он поступил так, потому что не справился с работой; поручение было не интересным; ему было некогда, помешали занятия в музыкальном кружке, в спортивной секции, был намечен поход в кино с другом или он просто не хотел. Тут наступает кульминация беседы, т.к. компьютер «говорит» учащемуся: «Ты честно и правильно отвечаешь на вопросы. У тебя слова не расходятся с делом. Молодец. С тобой приятно беседовать» или «Ты не совсем честно отвечаешь на вопросы. Ты хочешь показать лучше, чем ты есть на самом деле. Постарайся точнее отвечать на вопросы, ведь мы об этом договорились в начале».
И затем снова идёт серия вопросов и ситуаций. В зависимости от ответов студента компьютер задаёт те или иные вопросы, ответы на которые выявляют убеждения подростка, его достоинства и недостатки.
Информация, полученная во время бесед, помогает, во-первых, подростку лучше узнать себя, он слышит не назидательные замечания от родителей, мастера или преподавателя, а как бы от одногруппника, причём замечания высказаны в благожелательном тоне. Во-вторых, мастер и преподаватель получают более глубокое представление о мотивах поведения студента, в частности, о том, как он объясняет, например, свой отказ от общественных поручений, нежелание выполнять домашние задания и т.д.
Анализируя отрицательные признаки, компьютер определяет по заранее установленным критериям уровень трудновоспитуемости студентов, что позволяет инженерно-педагогическим работникам вовремя наметить зону оптимального педагогического воздействия. Преподаватель или мастер производственного обучения может запросить у компьютера перечень положительных и отрицательных качеств того или иного студента, выяснить, каков уровень направленности его личности, каков тип может проконсультировать у машины, на что надо опереться перевоспитании данного подростка.
Например, что выяснил компьютер, беседуя с Сергеем Ивановым, будущим слесарем-авторемонтником?
Уровень направленности личности. Направленность неустойчива. Сергей не думает о будущем, ему важнее сегодняшний день. Сергей часто обещает, но даже не стремится выполнять свои обещания, добрые намерения не осуществляет, неудачи долго не переживает. Весьма легко поддаётся чужому влиянию.
Отношение с окружающей и педагогической средой. Сергей имеет слабую активность и ограниченное общее развитие, небольшой жизненный опыт. При этом изменение поведения обусловлено изменением окружающей среды.
Уровень трудновоспитуемости. Сергей имеет первый уровень трудновоспитуемости: отклонения в поведении проявляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Успеваемость удовлетворительная, больших пропусков занятий не имеет, резко выражена нестандартность характера, слабы самокритичность, требовательность к себе.
Положительные качества и особенности студента. Хороший организатор, хотя проявляется это качество не в том направлении (может «организовать» уход с уроков, опоздание на урок и т.д.). Любит технику и уважает людей, знающих её.
Точки опоры в перевоспитании. Использование самолюбие и стремление к лидерству. Опираться на уроках спец.технологии и производственного обучения на интерес к техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, перспективам развития автомобилестроения.
Система поручений, направленных на формирование социально ценного жизненного опыта. Предложить использовать свои организаторские способности в учебно-производственных мастерских техникума (звеньевой или бригадир слесарей-ремонтников из состава учащихся). Предложить подготовить в стенгазету заметку, доклад или реферат на тему: «Модернизация ДВС автомобилей» или «Перспектива развития автомобилестроения», предложить должность заместителя руководителя кружка «Творчество в моей профессии».
Таким образом, компьютер помогает из всего контингента студентов выявить тех, у кого показатели по направленности, отношению к себе и к людям, соотношению положительных и отрицательных качеств и сопротивляемости педагогическому влиянию приближаются к опасной зоне. Это даёт возможность своевременно обратить на них внимание и применить воспитательно-профилактические средства, соответствующие тому или иному уровню деформации личности подростка, составить прогноз её дальнейшего развития.









Заключение

Задача инженерно-педагогического коллектива состоит в том, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятные условия для положительного развития личности каждого студента. Необходимые меры могут осуществляться как на индивидуальном уровне (мастерами, классными руководителями, воспитателями, администрацией техникума), так и на уровне коллективном (в рамках учебной группы, курса, совета профилактики, совета общежития и т.д.).
Итак, результатом педагогической диагностики в процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости среди студентов техникумов является информация. Но именно она даёт возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы, как всего техникума, так и групп, согласовать все элементы и звенья воспитательного процесса.








































Список используемой литературы

1. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. – М.: Педагогика, 2005 г.
3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Педагогика, 2009 г.
4. Донцов А.К. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М: издательство МГУ, 1984г
5. Кузьмина Н.В. изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания. – Гомель, 1985г.
6. Романов В.Я., Гинпенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тесты. – М: издательство МГУ, 1982г.
8. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. М: издательство МГУ, 2011г.
М: Педагогика, 2010г.
М: Просвещение, 2011г.
М: Просвещение, 2012г.












































Заголовок 115