Календарно-тематическое планирование по предмету Деловое и творческое письмо (10 класс)
МКОУ С(К)ОШИ VIII вида г. Нерюнгри
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении
учителей-предметников
(протокол № ___ от « » ___________ 2014г.) СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
С(К)ОШИ VIII вида
Г.Нерюнгри
(Третьякова С.И.)
( Старовойтова Л.В. )( Семенкова Н.В. )
«___» _________2014г. «___» _________2014г. «___» _________2014г.
Рабочая учебная программа по курсу
«Деловое и творческое письмо»
10 класс
2015 – 2016 учебный год
составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2010г, под редакцией Воронковой В.В. и авторской программы
Программу составил (а) Третьякова С.И..
учитель высшей категории
Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2010г, под редакцией Воронковой В.В. и авторской программы с использованием рабочей тетради автора Шехирева А.М.»Деловое письмо: тетрадь по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида», М: ВЛАДОС, 2013г., и рассчитана на один год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную и профориентационную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Изучение курса «Деловое и творческое письмо» для учащихся 10 класса направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их речевой практики, на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого учащегося для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем.
Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между курсом «Деловое и творческое письмо» и курсом русского языка в 5-9 классах.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.
Актуальность программы «Деловое и творческое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.
С оформлением некоторых видов деловых бумаг учащиеся знакомятся с 5 класса, т.к. в коррекционной школе особенностью программы по русскому языку является её концентричность. Именно на основе концентричности учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Продолжается формирование графических навыков у учащихся, главным образом уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
Содержание программы «Деловое и творческое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).
Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.
Межпредметные связи.
Прохождение программного материала по деловому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида.
СБО. Разделы «Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др. Морально-этические нормы поведения. Навыки делового общения. Профориентация.
Литературное чтение. Биографии писателей. Отзыв о прочитанной книге.
История. Историческое время (век, части века). Основные исторические события.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитании личности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу 10 класса учащиеся должны знать:
Виды деловых бумаг (заявление, объявление, автобиография и др.); случаи применения деловых бумаг; основные элементы, порядок расположения специфических частей текста
К концу 10 класса учащиеся должны уметь:
Устная и письменная речь: составлять план текста, выделять тему, письменно пересказывать текст подробно и сжато; использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом; уметь оформлять все виды деловых бумаг, составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера)
Орфография и пунктуация: писать слова и предложения на изученные орфографические и пунктуационные правила; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
Ожидаемые результаты:
- получение достаточно прочных навыков грамотного письма на основе закрепления элементарного курса грамматики;
- получение достаточно прочных навыков грамотного делового и творческого письма;
- умение правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, творческие работы, диагностика ЗУН, устный опрос, письменная самостоятельная работа.
В процессе прохождения программного материала используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Деловое и творческое письмо» в 10 классе составлено в соответствии с методической темой работы школы: «Создание комплексной системы сопровождения обучающихся и воспитанников, обеспечивающей их профессиональное самоопределение, как фактор дальнейшей социализации в обществе»
Целью данной темы является:
Формирование, развитие и накопление социально-трудовых и профессиональных навыков современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, к конкуренции в условиях рыночной экономики как полноценного члена общества, через профессиональную ориентацию на всех этапах обучения.
Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Данная тема реализуется через предлагаемые для работы деловые бумаги, литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьной программой. Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала.
Используются методики разноуровневых заданий, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры, профессиональные мини-пробы, что способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, нацеливает на преобразование их прошлого опыта, развивает во взаимосвязи мотивационно-ценностное отношение школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности.
Правовая база:
1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.
4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.
Программа рассчитана для учащихся 10 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), включает в себя пояснительную записку, основные требования к знаниям, умениям и навыкам, тематическое планирование, содержание программы, методическое обеспечение учебного процесса.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
четверть количество часов
I 8
II 8
III 10
IV 8
Год 34
Программа обеспечивает достижение выпускниками школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Понимание русского языка как основной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических , лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения ;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
2. Применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения , совместного выполнения какой- либо задачи , участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
4. Умение работать в материальной и информационной среде специального (коррекционного) общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык как государственный».
Предметные результаты
1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа , как государственного языка РФ и языка межнационального общения.
2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
3. Усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
7. Проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование
№ п/пТема Кол-во часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН
1
Введение
5
Общие сведения о русском языке. Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения
Русский язык в современном мире
Происхождение и употребление слов современного русского языка
Словарное и фразеологическое богатство русского языка УДУ:
составлять план текста
выделять тему
письменно пересказывать текст подробно и сжато
использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи
последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом
оформлять все виды деловых бумаг
составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера)
писать слова и предложения на изученные орфографические и пунктуационные правила
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
УДЗ :
виды деловых бумаг (заявление, объявление, автобиография и др.)
случаи применения деловых бумаг
основные элементы, порядок расположения специфических частей текста
2 Речь. Речевое общение.
8 Значение речи в жизни человека.
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи.
Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики. 3 Деловой стиль 20 Деловой стиль в системе русского языка как государственного
Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг.
Расписка.
Доверенность
Объяснительная записка.
Заявление
Объявление
Автобиография. Великие люди о себе.
Автобиография
Числа в деловых бумагах.
Заполнение бланка на посылку.
Заполнение бланка на денежный перевод
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
Телеграмма
Имена собственные и нарицательные. Адрес
Поздравительная открытка.
Эпистолярный жанр. Письма великих людей.
Письмо родным или друзьям.
Виды писем.
«Поступаем на работу». Ролевая игра Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов План.
дата Факт. дата ЗУНыПримечание. Содержание деятельности
Введение 5
1 Общие сведения о русском языке. Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения 1 Знать ведущую функцию языка, причину необходимости межнационального и международного языка. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознавать, что владение русским языком является важнейшим показателем культуры человека.
Строить рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание Составление простого и сложного планов
Умение формулировать тезис и приводит аргументы
Выразительное чтение
Определение основной мысли высказывания
Воспитание гражданской позиции и патриотизма
Использование для решения познавательных задач разных источников информации
2 Русский язык в современном мире 1 Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями).Диалог с учителем.
Чтение и анализ эпиграфа.
Анализ текста.
3 Происхождение и употребление слов современного русского языка 2 Использовать диалектные слова в литературных произведениях.
Использовать профессиональные слова в литературных произведениях.
Знать устаревшие слова, неологизмы. Исконно русские слова. Этимология.
Иноязычные слова в русском литературном языке.
Старославянизмы в составе русского литературного языка.
4 Словарное и фразеологическое богатство русского языка 1 Уметь опознавать языковые единицы. Богатство лексики и фразеологии русского языка. Слово как единица языка.
8 1 Значение речи в жизни человека. 1 Знать о роли речи в жизни человека.
Знакомство с видами речевой деятельности.
Деловая игра «Давайте познакомимся!»
Повторение знаний о деловых бумагах. Составление автобиографии.
2 Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. 1 Знать, чем отличается устная речь от письменной.
Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества, понимать, что язык - универсальное средство общения, свободное владение родным языком - признак культуры человека
Использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самост. поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ.
Осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя. 3 Текст. Тема и основная мысль текста. 1 Знать признаки текста. Характеризовать текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливать тексты, расставлять знаки препинания. Устранять недочеты в выборе средств связи между предложениями.
Анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализировать схему. Определять основную мысль в текстах стихотворений. Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи
Языковые художественные средства
4 Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи. 3 Знать виды речевой деятельности, уметь их воспроизводить Работа с текстами
разных типов и стилей речи
работа с таблицей стилей
5 Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики. 2 Осознавать роль языка, речи, общения в жизни человека. Определять разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализировать стихотворения. Различать стили речи, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему Составление плана
Редактирование
Создание текстов в устной и письменной форме
Совершенствование речи
Работа с инструкцией
Оформление мысли
Определение содержания и жанра выступления
Использование вербальных и невербальных средств
20 1 Деловой стиль в системе русского языка как государственного 1 Знать отличительные особенности деловой речи как жанра.
Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей
Создавать текст в жанре деловой речи. Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Создание текстов в жанре деловой речи
2 Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. 1 Различать стили речи.
Определять стиль текста.
Определять тему, основную мысль текста.
Озаглавливать текст. Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг», презентация «Свойства официально-деловой письменной речи»
3 Расписка. 1 Оформлять расписку.
Находить и исправлять ошибки в своей работе. Уч 9класс, с.46
4 Доверенность. 1 Оформлять доверенность
Находить и исправлять ошибки в своей работе Уч 9класс, с.186-187
5 Объяснительная записка. 1 Оформлять объяснительную записку
Находить и исправлять ошибки в своей работе Составить объяснительную записку по поводу непосещения школы и др. (уч 9кл с.90-91, 8кл с.16)
6 Заявление. 1 Оформлять заявление
Находить и исправлять ошибки в своей работе Памятка 8кл с.126
7 Объявление. 1 Оформлять объявление
Находить и исправлять ошибки в своей работе 9кл с.23, 8кл с.247
8 Автобиография. Великие люди о себе. 1 Оформлять и писать автобиографию
Находить и исправлять ошибки в своей работе Есенин С.А. полное собрание сочинений: Кн.1 – С.8-10
9 Автобиография. 1 Уметь составлять деловые документы Образец, план-схема 9кл с.153, 8кл с.44
10 Числа в деловых бумагах. 1 Уметь составлять деловые документы Таблица «Правописание числительных» 9кл с.186
11 Заполнение бланка на посылку. 1 Оформлять почтовый бланк
Находить и исправлять ошибки в своей работе образец
12 Заполнение бланка на денежный перевод 1 Оформлять банковский бланк
Находить и исправлять ошибки в своей работе образец
13 Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. 1 Оформлять бланки по коммунальным платежам
Находить и исправлять ошибки в своей работе образец
14 Телеграмма. 1 Оформлять и писать телеграмму
Находить и исправлять ошибки в своей работе Образец, памятка «Правила составления телеграммы» 9кл с.187
15 Имена собственные и нарицательные. Адрес. 1 Уметь составлять деловые документы Образец, конверты 8кл с.54, 76
16 Поздравительная открытка. 1 Уметь составлять деловые документы Образцы открыток, сборник поздравительных текстов
17 Эпистолярный жанр. Письма великих людей. 1 Знать о том, какими могут быть письма, стили речи. Определять к какому стилю речи относится текст.
Уметь преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке. Чехов А.П. «Ванька», Есенин С.А. «Письмо к матери». Письма А.П.Чехова к брату, жене, друзьям. 8кл с.223
18 Письмо родным или друзьям. 1 Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Проявлять интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста письма, текста по рисунку. Памятка для написания личного письма, план письма, 9кл с.112-113
19 Виды писем. 1 Знать о том, какими могут быть письма, стили речи. Определять к какому стилю речи относится текст.
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста письма, текста по рисунку. Образцы писем, презентация «Виды писем», 9кл с.45, 8кл с.222
20 «Поступаем на работу». Ролевая игра 1 Уметь преобразовывать визуальную информацию в текстовую Образцы документов, памятки, планы, схемы
IV Подведение итогов курса 1 Уметь применять знания на практике
Уметь применять правило. Итого: 34ч.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия
Деловое письмо: рабочая тетрадь для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. А.М.Шехирева, М: Владос, 2013
Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
http://www.gramma.ru/
http://www.school.edu.ru/
http://pedsovet.alledu.ru/
http://rus.1september.ru/
http://www.philology.ru/default.htm
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
http://www.slovari.ru/
http://gramota.ru/spravka/punctum/
http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
http://slovesnik-oka.narod.ru/
http://www.ruspismo.net/
http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=rubric_482