Рабочая программа по учебному курсу Деловое письмо 7 класс
Пояснительная записка
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники коррекционных школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Обучение школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2000год.»
Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с умственной отсталостью умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Коррекционная школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у подростков сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявления, объявления, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научить применять свои знания на практике.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
В школе такое обучение осуществляется:
а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;
б) на уроках развития речи;
в) на факультативных занятиях;
Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 7 класса коррекционной школы может быть предложен курс по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 34 учебных часа (1 час в неделю).
«Деловое письмо» нацелено не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности: на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
«Деловое письмо» тесно связан с уроками русского языка. Достичь желаемых результатов в процессе изучения «Делового письма» с нарушениями интеллекта обучающихся в комплексе с учебной работой поможет организация воспитательной работы. Работа воспитателей, родителей и учителя СБО должна быть согласована, скоординирована. Занятия проводятся в кабинете русского языка, где оформлен стенд «Деловое письмо». Обучающиеся ведут тетради «Деловое письмо». Домашнее задание, как правило, не задается.
Цель:
- развитие знаний обучающихся об официально-деловом стиле речи и письма, необходимые для грамотного и делового общения.
Задачи:
- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;
- формировать умения составлять документы по образцу и самостоятельно;
- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;
- способствовать развитию внимания, самоконтроля;
- развивать эмоционально- волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.
Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:
ознакомление с правильной формой жанра делового письма;
определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);
редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;
речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;
ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.
Коррекционные задачи:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности обучающихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально- трудового обучения.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные).
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение.
Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
Ожидаемый результат – овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
Обучающиеся должны знать:
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов;
уметь:
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг
1 четверть- 9 час. 2 четверть- 7 час. 3 четверть – 10 час. 4 четверть- 8 часов
Учебный план
№
Разделы
Количество часов
I
II
Стандартные бумаги.
Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.
14
20
Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.
Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
№
Разделы
Темы
I
Стандартные бумаги.
Официально - деловой стиль речи.
Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение.
Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность.
Заявление.
II
Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.
Письмо. Деловое письмо. Приглашение.
Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография.
Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ.
Резюме. Анкета.
Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».
Обобщающий урок по изученным темам. Ролевая игра «Поступаем на работу». Значение официально-делового стиля в речи.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть- 9 часов
№ урока
Тема
Кол-во часов
№
раз-
дела
Дата
2015-16 уч.год
Основные вопросы темы
по плану
по
факту
1-2
Официально-деловой стиль речи
2
I
04.09
11.09
04.09
11.09
1. Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.
2. Лексико-фразеологические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи.
3-4.
Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.
2
I
18.09
25.09
18.09
25.09
1. Законодательный, дипломатический и деловой подстили. Их основные черты.
2. Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи.
5-6
Письмо
2
II
02.10
09.10
02.10
09.10
1. Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты.
2. Открытое письмо.
7
Деловое письмо
1
II
16.10
16.10
1. Деловые (служебные) письма. Композиционные части, основные принципиальные черты.
2. Основные правила оформления деловых писем.
3. Виды деловых писем:
сопроводительное
письмо-просьба
письмо-ответ
письмо-напоминание
письмо-извещение
письмо-приглашение.
4. Почтовые правила оформления адреса
8
Контрольная работа по теме «Деловое письмо»
1
23.10
23.10
9
Резерв по повторению
1
30.10
30.10
2 четверть- 7 часов
1-3
Приглашение
3
II
13.11
20.11
27.11
13.11
20.11
27.11
1. Виды приглашений (личные и официальные).
2. Простые и усложнённые формы пригласительных билетов.
3. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги.
4
Контрольная работа по теме «Приглашение»
1
04.12
04.12
5
Поздравление
1
II
11.12
11.12
Составление текстов поздравительных открыток.
6-7
Расписка
2
I
18.12
25.12
18.12
25.12
1. Расписка как вид деловой бумаги.
2. Структурные элементы и структурно-стилевые требования к составлению расписок.
3 четверть- 10 часов-2ч.=8ч.
05.02- карантин
18 марта – медосмотр
Весенние каникулы перенесены на 28.03-03.04 в связи с карантином
1
Реклама
1
II
15.01
15.01
1. Основное понятие, цели и задачи рекламы.
2. Из истории рекламы, формы рекламы, современные средства рекламы.
3. Структурный план рекламы
2-3
Объявление
2
I
22.01
29.01
22.01
29.01
1. Объявление официальное и рекламное.
2. Афиша, её структура.
4
Объяснительная записка
1
I
05.02
19.02
Объяснительная записка, её содержание, логическая схема, основные реквизиты.
5
Служебная и докладная записки.
1
I
12.05
26.02
Содержание служебной и докладной записок, их отличие от объяснительной записки.
6-7
Доверенность
2
I
19.02
26.02
04.03
11.03
Структурный план доверенности.
8
Заявление
1
I
04.03
25.03
1. Типы и виды заявлений.
2. Структурная схема заявления
9-10
Резерв по повторению
2
11.03
18.03
-
4 четверть- 8 часов
1
Характеристика
1
II
01.04
08.04
Виды характеристик. Структурная схема составления характеристики.
2
Автобиография
1
II
08.04
15.04
Понятие, виды (литературная и официальная), их принципиальное отличие.
3
Литературная автобиография.
1
II
15.04
22.04
1.Композиционная структура, языковые средства в литературной автобиографии.
2.Великие люди о себе. С.Есенин «О себе» и др.
3.Составление литературной автобиографии о себе.
4
Автобиография как деловой документ.
1
II
22.04
29.04
Структурная схема, содержание деловой автобиографии.
Составление своей автобиографии как официального документа.
5
Резюме
1
II
29.04
06.05
1. Резюме как жанр деловых бумаг.
2. Резюме и автобиография: сходство и отличие.
3. Резюме и характеристика: сходство и отличие.
4. Характер и вид информации, включаемой в резюме.
5. Примерный план резюме.
6-7
Анкета
2
II
06.05
13.05
13.05
20.05
Заполнение разных видов анкет.
8
Ролевая игра «Мы поступаем..»
1
20.05
27.05
27.05
Учебно- методическое обеспечение
1. Акишина А.Этикет русского письма
2. А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.
3. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
4. Ахбарова Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М. Просвещение, 2005.-103с.
5. Бебешина Н.Н. Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
6. Голуб И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993.
7. Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.
10.Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.
11. Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь. Русский язык. 6 класс – М. Просвещение 2014.
Приложение 1
Из истории русского делового письма.
Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально-деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма.
Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в 10 веке в Древнегреческом государстве практиковалось составление официальных документов.
В этот период в основном документируются правовые отношения (жалованные и вкладные грамоты, завещания), создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения (заёмные, закладные кабалы, фиксирующие заём денег; полные грамоты, составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.).
Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и заверений в текстах документов, формуляров, то есть устойчивых типовых форм отдельных, наиболее распространенных документов, из которых своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов.
Отдельные нормы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычая, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
Существующей вехой в развитии русского официально-делового письма стало приказное делопроизводство (первые государственные учреждения назывались приказами) 15-17 века.
В приказной период постепенно складывается система делопроизводства центральных и местных учреждений, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления.
На смену приказному делопроизводству пришла система коллежского делопроизводства.
В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов. Официально-деловая письменная речь пополнилась значительным количеством новых слов и терминов иноязычного происхождения, что объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально-деловое письмо к западным образцам (администратор, маклер, инспектор, бухгалтер, губернатор, журналы, протоколы, корреспонденция и др.).
В начале 19 века в недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская, просуществовавшая до начала 20 века. Вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения.
В советский период был разработан проект «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.). Но проект не был утверждён, так как ИТУ (Институт техники управления) ликвидировали в апреле 1932 года.
В 80-90 годы была создана Единая государственная система документации, изданы ГОСТы на управленческие документы.
Развитие бизнеса и коммерции значительно изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе письменного, потребовало создания новых типов деловой корреспонденции (деловые рекламные письма, резюме, письма – представления и др.).
Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта деловой письменной речи, накопленного предыдущими поколениями
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактический материал
1. Письмо
Задание 1. 1) Прочитайте текст. О чем это письмо? Кто его написал? Что вы узнали об авторах письма? Какое чувство вызвало у вас содержание письма? Почему? 2) Определите, что именно вы прочитали: письмо-просьбу, письмо-сообщение, письмо-приглашение, письмо-поздравление. 3) Выпишите из текста примеры словосочетаний "сущ. + прилаг .", "глаг. + сущ.", определите вид связи. 4) Замените словосочетания «наладить связь, посредством письма» другими, похожими по смыслу.
Здравствуйте, дорогие ребята, юные пчеловоды!
Примите наш пламенный ученический привет. Пишут вам ученики ремесленного училища мебельного комбината. Мы прочитали про вас в газете и хотим познакомиться с вами посредством письма и наладить связь .Ваша работа очень понравилась нам, и у нас появилась охота тоже заняться пчеловодством. Просим сообщить нам размеры улья и по возможности прислать чертежик. Мы деревообделочники, будущие столяры – мебельщики. Уже умеем делать табуретки, скамейки, столы, а с будущего года и другим ребятам, какие захотят ,можем тоже наделать ульев .Еще сообщите, где можно достать пчел. Еще раз примите наш пламенный, горячий привет! Не сочтите за труд ответить. Пишите как можно скорее. Ждем с нетерпением ответа. Поздравляем с великим достижением и желаем вам новых больших успехов в работе.
(По Н.Носову.)
Задание 2. 1) Прочитайте текст. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста. Определите тему письма. 2) Каков характер письма: нравоучительный, строгий или доверительный, сердечный? 3) Выделите в письме обращения. Чем они выражены? 4) Найдите в тексте собственные имена существительные. 5) Что вы посоветовали бы Гене Крахмильцеву? Напиши ему письмо.
Мой дорогой друг Гена.
Я был болен и поэтому отвечаю на твое письмо так поздно. Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стихи вслух, вдумываясь в каждое слово. Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи, тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи. Шлю тебе сердечный привет! С.Маршак.
Задание 3. 1) Прочитайте. Как надо переделать текст, чтобы он стал письмом? 2) К какому виду письма отнесете вы этот текст? Докажите. 3) Как вы понимаете смысл предложения "Хочу, чтобы счастье никогда не покидало тебя"? 4) Напиши пожелания своей сестре, брату, друзьям в связи с новогодними праздниками.
Ура! Я тебе купил самые красивые в мире туфли!
Закачаешься! Вот так!
Дорогая сестра! С новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания. Хочу, чтобы ты была здорова и любима.
Мама и папа собираются тебя навестить.
Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга - любящего брата.
Задание 4.
1. Прочитайте текст. Подумайте, из какого произведения К. Паустовского взят этот отрывок.
2. Ответьте на следующие вопросы: 1) Кто и кому написал это письмо? О чем оно? 2) Что можно сказать об авторе письма, Катерине Петровне? Какой вы ее представили? 3) Почему письмо не подписано? Как Катерина Петровна должна была, по вашему мнению, подписать письмо? 4) Какие чувства вызвало у вас это письмо? Почему?
3.Докажите словами из текста, что Катерина Петровна очень любит свою дочь.
4.Объясните, как вы поняли следующие предложения: Зиму эту я не переживу. Смерть забыла ко мне дорогу. Нынче очень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.
5.Напишите Катерине Петровне письмо от имени дочери.
Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Старая я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче очень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.
Задание 5.
1. Прочитайте тексты и входящие в них письма.
2.Проанализируйте использованную в разных письмах лексику: найдите существительные с уменьшительно-ласкательным значением; приведите примеры устаревших слов.
3.От каких глаголов образованы существительные принятие, возмущение, получение, отражение, уничтожение?
4.Выпишите несколько словосочетаний «сущ. + прилаг.», определите падеж каждого. В каком из писем их больше всего?
Какова роль личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа?
7.В каком из текстов употреблено предложение, осложненное однородными членами.
8.Обобщите свои выводы и скажите, какие из писем относятся к личным, какие к деловым. Чем отличаются деловые (служебные) письма от личных писем?
I. ...Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папеньки-
ном! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит, как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. При езжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет от дать нас под начало Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы - дескать ихние, а мы искони ваши, и от роду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева».
(А. Пушкин.)
...На другой день первый вопрос его был: здесь Андрей Гаврилович?
Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирилла Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее:
«Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет воля моя наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский».
(А. Пушкин.)
Господину коменданту
Белогорской крепости капитану
Миронову.
По секрету.
Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, не медленно принять надлежащие меры к отражению помянуто го злодея и самозванца, а буде можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению.
(А. Пушкин.)
Задание 6.
1. Прочитайте. Какой это вид служебного письма? Докажи те принадлежность текста к официально-деловому стилю речи. Сформулируйте тему письма.
2.Выпишите несколько словосочетаний «сущ. + сущ.», относящихся к официально-деловому стилю. Определите падеж зависимо го слова.
3.Определите, какая форма глагола преобладает в письме.
4.Объясните правописание большой буквы в словах и кавычек.
На Ваше письмо от 3.12.03 г. сообщаем о наличии свободных мест в детском спортивном комплексе «Вымпел» на указанный Вами срок с 3 по 10 января 2004 г.
Стоимость 1 путевки на 6.12.03 г. от 3600 до 4900 рублей в зависимости от жилищных условий.
Для приема Ваших учащихся в ДСК (детский спортивный комплекс) необходимо: 1) написать заявку на имя директора Березкина Родиона Ильича с просьбой принять Ваших учащихся в ДСК на такой-то срок с указанием количества детей и их возраста; 2) предоставить справки о состоянии здоровья учащихся, заверенные школьным врачом или главврачом районной поликлиники; 3) оформить путевки; 4) подготовить спортивную одежду и удобную обувь для занятий. .
Заявка на последующий месяц должна быть оформлена не позднее 15 числа текущего месяца.
Зам. директора ДСК «Вымпел»
Мантонина О.И.
Задание 7.
1. Прочитайте текст. Можно ли его назвать письмом: деловым или личным? Найдите его композиционные части. Перестройте предложения и текст так, чтобы получилось письмо-просьба.
2.Выделите собственные имена существительные, определите их род.
3.Найдите обращение, объясните знаки препинания при нем.
2. Приглашение
Задание 1.
Дополните приглашение недостающими словами.
___________________________________________
___________________________________________
Приглашаем Вас на торжество
по случаю моего Дня рождения,
которое состоится
в ________ часов________ минут____
по адресу:
____________________________________________
____________________________________________
2. Напишите своё приглашение.
3. Придумайте оформление к приглашению.
Задание 2.
1) Найдите в приглашении ошибки и исправьте их.
2) Попробуйте самостоятельно красочно оформить своё приглашение и отправьте его ветерану, приглашая на праздник Победы в Великой Отечественной войне.
Обожаемая Ольга!!!
Приглашаем тебя на праздничный ужин по поводу дня рождения нашей бабушки. Ей исполняется 55 лет.
Отказ не принимается!
Приходи к нам домой и если нетрудно, то принеси бабушкины любимые песни в исполнении Анны Герман .
Задание 3.
1. Прочитайте тексты и определите, к какому стилю речи они относятся. Какие виды приглашений (личное или официальное) представляют собой эти тексты? Какие из текстов и как надо отредактировать, чтобы они стали приглашениями?
2.Для какого личного или официального приглашения характерны следующие слова и словосочетания: принять участие, посвященный, состоится, убедительно просит?
3.Сделайте выводы и ответьте на вопрос: чем отличается официальное приглашение от личного?
Многоуважаемый А. Р.!
Разрешите Вас пригласить завтра к нам в 2 часа дня на обед.
Будут только домашние и родственники, посторонних не будет никого.
Надеюсь, что Вы не откажетесь от нашего приглашения.
О. П.
Уважаемый товарищ!
Приглашаем Вас принять участие в областном конкурсе «Играй, гармонь», посвященном Дню народных искусств.
Конкурс будет проводиться 15 августа 2004 года в ДК «Нефтяник» г.Чернушка Пермского края .
Начало в 17 часов.
Оргкомитет.
III
Дорогая тетя Катя!
Приглашаем Вас в субботу на праздничный ужин по поводу дня рождения нашей бабушки. Ей исполняется 55 лет. Мы ее очень любим и знаем, что Вы ее тоже обожаете.
Приходите, пожалуйста, тетя Катя, к нам домой 20октября к 6 часам вечера. Принесите, если не трудно, любимые бабушкины песни в исполнении Анны Герман.
Ваша племянница Даша.
IV. Уважаемый Николай Ильич!
Коллектив гимназии № 19 убедительно просит Вас выступить с воспоминаниями о Ваших школьных годах на торжественном вечере по поводу юбилея школы 50-летия со дня основания.
Вечер состоится 17 января 2004 г. в 19 ч.
Заранее благодарим.
С уважением коллектив школы №5
3. Расписка
Задание 1.
1) Прочитайте текст. Каких элементов расписки в нем не хватает? Назовите и допишите их.
2) Объясните, как пишутся числительные в расписке.
3) Прокомментируйте знаки препинания.
Я, житель села Тимофеевка Петров П.П., получил от кассира строительного объединения « Свобода» на время 8000 рублей для проведения природного газа в жилой дом.
Петров
4 ноября 2003 г.
Задание 2.
1) Прочитайте тексты. Найдите в них слова официально-делового стиля. Скажите, можно ли назвать эти тексты расписками. Почему?
2) Назовите в расписках отсутствующие структурные элементы.
3) Перестройте тексты по требованиям к расписке.
I. Расписка
Я, Петров Петя, получил лыжи и лыжные ботинки. Обязуюсь вернуть их сегодня вечером.
20 декабря.
Петров Петя.
II. Расписка
Я, Андреева Лида, учусь в 6 классе нашей школы. От учителя по труду получила лопаты и метлы на весь класс для субботника 21 сентября 2010 года. Обязуюсь все вернуть.
Андреева Лида.
III.
Я, гражданин Р.Ф. Петров Б.Ю., получил от Борисова В.Н на время 10000 (десять тысяч рублей) на покупку лекарств для городской больницы.
05.04.07.
Петров.
21 сентября 2007 года.
Задание 3.
Составьте расписку в получении денег для своего класса, выданных для покупки сувениров на праздник.
Задание 4.
Прочитайте расписку и составьте к ней план. Сопоставьте ваш план со структурными элементами расписки. Сделайте вывод о том, насколько текст расписки составлен правильно.
Расписка
Я, ученик 7 класса МС(к) ОУ 8 вида г. Чернушка Медников Владимир Викторович, получил от руководителя спорт- секции Чернушинской спортивной школы Дмитриева Михаила Кузьмича во временное пользование для туристической группы, совершающей поездку в город Екатеринбург Свердловской области на раскопки, нижеследующее: 1) 12 (двенадцать) рюкзаков; 2) 12 (двенадцать) войлочных панам; 3) 2 (два) волейбольных мяча; 4) 1 (одну) волейбольную сетку; 5) 2 (два) эмалированных ведра с крышками; 6) 3 (три) брезентовые палатки; 7) 2 (два) топора; 8) 3 (три) лопаты.
Весь названный инвентарь выдан по устному распоряжению директора спортивной школы г. Беловодска Якимова А. Н.
Получатель:
Медников В. В.
июня 2010 г.
4. Объяснительная записка
Задание 1.
Прочитайте текст. Можно ли его считать объяснительной запиской? Почему? Какие ошибки вы заметили?
Директору школы № 3
Шпак Е.Н
ученицы 9 класса Поповой Вики
Я не поехала с классом 4 ноября в музей им. Горького.
Попова
Задание 2.
Прочитайте объяснительную записку и отметьте, какие элементы схемы этого документа пропущены или неверно оформлены.
Объяснительная записка
Я, Дмитриева Ирина, ученица 8 класса средней школы №5 г. Чернушка Пермского края, не смогла принять участие в конкурсе “Молодые таланты”, потому что накануне подвернула ногу на соревнованиях. Вот по этой причине я не явилась на этот конкурс.
20 мая 2003 года.
Задание 3.
Заполните данную основу объяснительной записки. Как вы считаете, допустима ли такая форма этой деловой записки?
Директору школы №_____
_______________________ ______________
объяснительная записка.
_________(дата)
Я, ________________________________, (что сделал(а))_________________
(указать причину)__________________________________________________
_________________________________________________________________
подпись ____________
Задание 4.
Выберите ситуацию и напишите объяснительную записку. Представьте что вы
1) Потеряли библиотечную книгу;
2) Пропустили занятия кружка (секции и т.п.);
3) Опоздали на выездную предметную олимпиаду;
4)Сломали устройство в кабинете физики;
5)Забыли принести в школу заготовленные наглядные пособия для урока биологии.
Задание 5.
Прочитайте текст. Можно ли его считать объяснительной запиской? Почему? Какие ошибки вы заметили?
Директору школы № 3
Шпак Е.Н.
От ученицы 9 класса
Поповой Виктории
Объяснительная записка.
Я не поехала с классом 4 ноября в музей им. Горького.
Попова
Задание 6.
Прочитайте объяснительную записку и отметьте, какие элементы логической схемы этого документа пропущены или неверно оформлены.
Объяснительная записка
Я, Дмитриева Ирина, ученица 8 класса средней школы №5 г.Чернушка Пермского края , не смогла принять участие в конкурсе «Молодые таланты», потому что накануне подвернула ногу на соревнованиях. Вот по этой причине я не явилась на этот конкурс.
20 мая 2003 года.
Задание 7.
1. Прочитайте текст. Определите, какая это записка: служебная, объяснительная или докладная. Докажите свою точку зрения.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Вследствие этого при неизвестных обстоятельствах разбито окно на третьем этаже.
Заместителю директора
по воспитательной работе
Федосеевой Т. А.
членов школьного
самоуправления
... записка.
Доводим до Вашего сведения, что учащиеся 8 класса в течение недели неоднократно срывали дежурство по школе. Вследствие этого 6 февраля 2004 года при неизвестных обстоятельствах разбито окно на третьем этаже.
На ученическом совете были заслушаны ответственные за дежурство в данном классе.
Принято решение назначить 9 класс дежурным еще раз в течение одной недели.
Члены школьного самоуправления
С. Устинов, А. Корнилова.
7.02.2009 г.
Задание 8.
Прочитайте текст. Устраните речевые недочеты, вызванные смешением разных стилей, исправьте ошибки в оформлении.
Классному руководителю
Людмиле Ивановне Ваньковой
Актива 8 класса
Доводим до Вашего сведения, что ученица 8 класса Ларионова Г. одна-одинешенька не успевает по двум предметам, не посещает уроки технологии. Пропусков по другим урокам хоть отбавляй. Собрание класса решило проучить Ларионову Г., объявить ей бойкот до тех пор, пока не образумится.
Староста класса Абрамова О.
Актив класса Калачев А., Мищенко Е.
24.11.2003 г.
5. Поздравление
Задание 1.
1) Вставьте недостающие слова в поздравление!
2) Напишите свое поздравление!
3) Ответьте на вопросы:
а) С каким праздником поздравляют виновника торжества?
б) Какое это поздравление: шуточное или серьезное?
в) Как написано поздравление: в стихах или в прозе?
________________________!
_________ очень просто стать;
Чтоб жизнь тебе ни подарила,
Уметь ________, уметь_______
И верить в собственные силы!
Задание 2.
Найдите ошибки в поздравлении и исправьте их.
Уважаемая Анастасия Петровна!
Поздравляем тебя с Новым годом!
Желаем тебе успехов в делах,
благополучия и процветания,
счастья, мира и спокойствия!
Пусть в Новом году
осуществится все задуманное,
реализуются все планы и мечты!
Желаем тебе плодотворной работы
и дружеских встреч в новом 2010 год!
6. Заявление
Задание 1.
1) Спишите. Найдите ошибки в написании заявления. Перепишите исправленное заявление.
2) Напишите своё заявление. Подчеркните слова, которые доказывают что это заявление.
Директору средней школы №425
г. Москвы
Ивановой Е.И.
ученицы 6 класса “Б”
Лукьяновой Ангелины.
Заявление
Дорогая Иванова Е. И. прошу вас отпустить меня Лукьянову Ангелину Игоревну пораньше от летних каникул.
02.03.2010 г.
Лукьянова Ангелина Игоревна
Задание 2.
Составьте своё заявление с просьбой зачислить вас на кружок, секцию, в другую школу и т. д.
Задание 3.
Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.
1.Кому подано:
Валентина Гнатюк, Николай Остапенко, Елена Плеско, Владислав Седых, Станислав Трубач, Анна Хафиз, Маргари та Реут, Марина Юдкевич.
2.От Кого подано:
Галина Мищенко, Елизавета Мерзон, Петр Белуга, Игорь Красных, Владимир Юрко, Ирина Буалы.
Задание 4.
Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по требованиям к этому документу.
Директору школы № 5
Петренко
от Солдатова Н. П.
заявление.
Товарищ директор, к вам обращается тренер спортивной школы Солдатов Н. П. по такому вопросу.
Ирина Николаевна, очень прошу вас освободить меня на время от работы в спортивных кружках, которые проходят после обеда. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку представлю. Прошу вас не отказывать в моей просьбе. Подписываюсь сам лично Солдатов Н. П.
12 ноября 2003 г.
7. Реклама
Задание 1.
Прочитайте текст. Выделите его составные части. Докажите, что это реклама.
Любишь яркое слово?
Хочешь научиться говорить красиво?
Нравится выразительное чтение?
Мечтаешь читать со сцены русских классиков?
Иди в студию выразительного чтения!
Рядом с твоей школой, напротив твоего дома.
В здании детской библиотеки № 4: ул. Новая, 38.
По понедельникам нет времени?
По средам, четвергам: с 15.00 до 16.00 или
с 16.00 до 17.00!
Плата? «Кока-кола» или 1 занятие в общении с артистами.
Выбирай!
Телефон для справок: 931-76-31.
Задание 2.
1.Прочитайте стихотворение. Какова цель данной рекламы?
2.На какие композиционные части можно поделить рекламу? Современно ли ее содержание?
3.Какова эмоциональная окраска стихотворения? Как автор убеждает в необходимости покупать «Чайное» печенье? Проанализируйте глаголы, употребленные в тексте рекламы.
«Чайное» печенье
Текст для упаковки
Зовете вы или не зовете,
просите или не просите,
но к вам обязательно
приходят гости.
Бросишься угощать,
а в доме ни крошки.
Хлеб высох,
Масло поели кошки.
Что делать?..
Положение отчаянное...
Беги
покупай печенье «Чайное».
(В. Маяковский.)
8. Доверенность
З а д а н и е 1.
Прочитайте тексты. Какие из них написаны по требованию к доверенности как к деловому документу?
2.Найдите в текстах эмоционально окрашенные существительные, прилагательные, числительные, глаголы первого лица и неопределенной формы. Какие из них присущи официально- деловому, какие художественному стилю речи?
3.Докажите примерами из текстов наличие признаков официально-делового стиля: точность, краткость; употребление специальных терминов, речевых оборотов (штампов); отсутствие эмоционально окрашенных слов; прямой порядок слов в предложении.
I. Доверенность.
Я, Сидоров Николай, родившийся в 1964 году, доверяю своему любимому младшенькому брату Саше получить честно заработанные мною во внерабочее время деньги в сумме 5170 рублей в кассе коллективного предприятия «Волгарь».
25 сентября 2003 г.
Н. Сидоров.
II. Доверенность.
Многоуважаемая Нина Ивановна, поскольку у меня нет ни единой свободной минуточки, потому что заплюхан отчетами и планами перед Новым годом, я доверяю получение абонемента в кинолекторий верному другу семьи Григорию Александровичу Воронову.
Надеюсь, Вы мне не откажете в моей просьбе.
Ваш абонент Серов Андрей.
III. Доверенность.
Я, Петрова Светлана Олеговна, ученица 10 класса средней школы № 5г.Чернушка доверяю ученице этого же класса Тигиной Оксане Сергеевне получить причитающиеся мне деньги, заработанные в трудовой бригаде в июле 2009 года.
3 августа 2009 г.
Петрова
IV
Задание 2.
Исправьте ошибки, допущенные при составлении доверенности.
Доверенность
Мною, учеником 8 класса средней школы № 11 г. Екатеринбурга Петровым Василием Борисовичем, доверяется Любавиной Светлане Федоровне, классному руководителю 8 класса, получить на мое имя ценную бандероль в почтовом отделении № 12 г.Екатеринбурга.
5 мая 2003 г.
9. Автобиография
Задание 1.
Прочитайте тексты и сопоставьте их. Какой из текстов содержит лишнюю для деловой бумаги информацию? Какой относится к официально-деловому стилю речи? Являются ли тексты официальными автобиографиями? Почему?
2.Выделите в текстах структурные элементы, обязательные в официальной автобиографии.
3.Что бы вы еще добавили к официальной автобиографии?
I. Я, Петрова Галина Николаевна, родилась в городе Новокузнецке, а именно в Первомайском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я скорпион, родилась в год собаки. Моя мама, Петрова Наталья Валентиновна домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа, Петров Николай Иванович, директор одной из торговых фирм г. Новокузнецка. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также у меня есть двоюродная сестра, ей 12 лет. Учусь в гимназии № 7 в 9 классе, которая находится на улице Гвардейской. В нашей гимназии очень много интересных дополнительных занятий, которые проходят после уроков. Я занимаюсь в студии танцев и посещаю факультатив по русскому языку. Мне очень нравится. Из нашего класса на этот факультатив ходят еще четыре девочки и два мальчика.
Учусь я в основном на «пять» и «четыре», мои учителя говорят, что я прилежная. Хочу стать экскурсоводом.
В свободное время читаю книги, фантастику, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телевизор. Особенно мне нравится «Большая стирка», интересный парень Андрей Малахов. 2007 году я награждена Дипломом победителя, на зональном конкурсе молодых исполнителей народных танцев за танец «Рыбак» я получила Диплом второй степени. В Новокузнецке проживаю по адресу: ул. Курчатова, д. 12, кв. 564.
II. Я, Петрова Галина Николаевна, родилась 12 ноября 1987 года в городе Новокузнецке.
Моя мать, Петрова Наталья Валентиновна, домохозяйка. Мой отец, Петров Николай Иванович, директор фирмы. У меня еще есть сестра и брат.
Я учусь в 9 классе гимназии № 7 г. Новокузнецка. Успеваю по всем предметам на «5» и «4».
Учусь в танцевальной студии, посещаю в своей гимназии занятия факультативного курса по русскому языку.
В свободное время читаю книги (фантастику), катаюсь на коньках, смотрю телепередачи.
Хочу выбрать профессию экскурсовода.
Имею Диплом победителя Городской олимпиады по русскому языку (2009 г.), Диплом второй степени призера зонального конкурса молодых исполнителей народных танцев (2007 г.).
7.02.2010 г. Белугина.
Задание 2.
1. Прочитайте текст.
Выпишите из текста эмоционально окрашенные слова.
2.Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните их образование и правописание.
3. Найдите в тексте побудительное предложение.
4.Можно ли этот текст назвать частью автобиографии: официальной или художественной? Докажите свою точку зрения.
...Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать пятый год подался на Кубань ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка!
Вскоре дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки.
В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой.
Работал я эти десять лет и день и ночь.
А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий пожалуйте в эшелон.
(По М. Шолохову.)
Задание 3.
1. Прочитайте текст. Какая это автобиография: литературная или официальная? Докажите.
2.Каких структурных частей не хватает в этой деловой бумаге, какие надо переставить?
3.Выпишите из текста слова и выражения, повторяющиеся в каждой официальной автобиографии.
Автобиография
Я, Васильева Юлия Ивановна, родилась 21 декабря 1987 года в городе Братске в семье служащего. В 1989 году семья переехала в г. Тобольск.
В 1994 году поступила в первый класс средней школы № 87 г. Тобольска. В настоящее время учусь в 9 классе этой же школы.
Мой отец, Васильев Иван Ильич, работает на заводе. Моя мать, Васильева Елена Федоровна, работает учителем в школе.
Васильева.
3 февраля 2004 г.
Задание 4.
1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какая это автобиография: литературная или официальная? Докажите.
2.Составьте план и определите, все ли обязательные части автобиографии даны в этом тексте.
3. Прокомментируйте правописание числительных.
Я, Алферова Александра Даниловна, родилась 1 января 1966 года в г. Барнауле.
С 1972 по 1980 год училась в общеобразовательной школе № 8 г. Барнаула.
училище, где получила профессию медицинской сестры. После окончания училища два года проработала медицинской сестрой в городской больнице № 7.
В 1986 году поступила учиться в медицинский институт на стоматологический факультет. С 1993 года работаю главным врачом в Первой городской больнице г. Барнаула.
Замужем. Воспитываю двух сыновей.
26 января 2004 г. Алферова.
10.Характеристика
Задание 1.
Прочитайте текст. Какая это характеристика: литературная или деловая? Назовите требования, обязательные для этого до кумента. Какие из них соблюдены, какие не соблюдены в данном тексте?
Характеристика
Игнатьева Романа Викторовича, ученика 9 класса Кокушкинской средней общеобразовательной школы Пестречинского района Курганской области, 1989 г. рождения.
Игнатьев Р. В. с 1 сентября 1996 г. учится в Кокушкинской средней школе. Он показал себя старательным учеником, успевающим на «5» и «4» по всем предметам.
Игнатьев Р. В. проявляет большой интерес к гуманитарным предметам. На школьных и районных олимпиадах по русскому языку, истории, английскому языку ежегодно с 5 класса занимает призовые места; много читает.
Роман в коллективе пользуется уважением. Он добрый, отзывчивый, надежный товарищ. Его отличает активная жизненная позиция.
Игнатьев Р. отвечает в классе за работу учебного сектора. К порученному делу относится добросовестно. Имеет организаторские способности. Игнатьев Р. В. активно занимается спортом, посещает кружки бального танца, карате. Трудолюбив.
Классный руководитель (подпись) Петрова П.Н.
26.01.2004 г.
Задание 2.
1. Прочитайте тексты. Содержат ли они характеристику человека?
2.Найдите в текстах слова и выражения, определяющие внешность, характер, действия.
3.Какие из них могут употребляться в деловой характеристике?
I. Целый день она наряжается да в зеркала глядится, работать ничего не умеет, говорит: «Хлеб на елках растет». Да чай пьет не по-нашему целую сахарную голову сосет. Да спит-то не на постели, а куда-то в пух ныряет да выныривает. Да грамоте не знает.
(Из русской народной сказки.)
II. Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...
(А. Пушкин.)
Задание 3.
1. Прочитайте текст. Какая (положительная или отрицательная) характеристика дана в тексте Яковлевичу?
2.Составьте деловую характеристику на Яковлевича, опираясь на этот текст. Недостающие сведения добавьте произвольно.
Ему под сорок, но семьи в городе нету, была семья, но чего-то разладилось, теперь никого... У Яковлевича скверный характер. Еще ,по тем временам, когда он жил в селе и работал в колхозе, помнили: вечно он с каким-то насмешливым огоньком в глазах, вечно подоспеет с ехидным словом... Все присматривается к людям, но не идет с вопросом или просто с открытым словом, а все как-то со стороны норовит, сбоку: сощурит глаза и смотрит, как будто поджидает, когда человек неосторожно или глупо скажет, тогда он подлетит, как ястреб, и клюнет. Он и походил на ястреба: легкий, поджарый, всегда настороженный, недобрый.
(По В. Шукшину.)
Задание 4.
1. Прочитайте тексты. Один из них литературная характеристика, другой официальная. К какому стилю речи принадлежит каждый из отрывков?
2.Какой из текстов наиболее насыщен информационно?
3.Сделайте выводы, чем отличается деловая характеристика от литературной характеристики.
I.Итак, в одном департаменте служил один чиновник, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Что касается до чина, то он был то, что называют вечный титулярный советник. Фамилия его была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич. Когда и в какое время он поступил в департамент, никто не мог припомнить. Его видели все в той же са мой должности, тем же чиновником для письма. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.
Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье, не предавался никакому развлечению. Так протекала жизнь человека, который умел быть довольным своим жребием.
(По Н. Гоголю.)
II. Характеристика
Воробьевой Ирины Ивановны,
ученицы 9 класса Студенецкой средней общеобразовательной
школы Волгоградского района, 1988 года рождения
Воробьева Ирина Ивановна, ученица 10 класса, с 1 сентября 1993 года по настоящее время учится в Студенецкой средней общеобразовательной школе. Она проявила себя прилежной ученицей, успевающей на «5» и «4» по всем предметам.
Воробьева И.И. увлекается биологией и химией, любит русский язык. На областной олимпиаде по биологии два года подряд она занимала призовые места. Справедливая и скромная, она является надежным товарищем.
Воробьева И. И. добросовестно выполняет общественные поручения: два года была членом редколлегии газеты «Юный биолог».
На сельскохозяйственной практике в агрокомплексе она показала себя трудолюбивой, физически выносливой.
На районном конкурсе «Здоровый образ жизни» разработанный ею индивидуальный проект занял первое место, за что Воробьева Ирина награждена ценным подарком и Дипломом победителя (2008 г.).
Характеристика выдана для представления в Студенецкое медицинское училище.
Классный руководитель (подпись) Д. А. Ерохин
12.09.2003 г.
11. Резюме
Задание 1.
1. Прочитайте текст. Какие жанры деловых бумаг и чем он вам напомнил (автобиографию, характеристику, анкету)?
2.Какие виды информации содержит это резюме?
3.К какому стилю речи относится текст резюме?
Задание 2.
1. Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» и резюме Нарышкиной Марии Никифоровны, составленное на основе рассказа.
2.Сравните два текста и скажите, какой из них интереснее читать. Почему?
3.Какие сведения о героине рассказа вошли в ее резюме, а каких недостает этому документу?
I. ...Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами.
Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция ее почти не коснулись...
Отец, учитель, не разъяснял девочке событий, жалея ее детство, боясь нанести глубокие незаживающие рубцы ее не крепкому растущему сердцу.
Пустыня была ее родиной, а география поэзией.
Шестнадцати лет отец свез ее в Астрахань на педагогические курсы, где знали и ценили отца. И Мария Никифоровна стала курсисткой.
Прошло четыре года самых неописуемых в жизни человека, когда распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги.
Настал конец ученья. Собрали девушек в зал, вышел завгубоно и разъяснил нетерпеливым учителям великое значение их будущей терпеливой деятельности. Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь. В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами.
Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район село Хомутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней...
(По А. Платонову.)
Задание 3.
Изучите план резюме. Составьте свое резюме на перспективу, представив будущие образование и профессию.
1.Фамилия, имя, отчество
2.Возраст.
3.Цель поиска
4.Образование
5.Опыт работы
6.Качества Вашего характера, необходимые для работы, на которую Вы претендуете
7.Наличие дополнительных сведений о себе (владение компьютером на уровне пользователя или программирования, вождение автомобиля, второе (третье) образование, курсы, знание иностранного языка)
8.Почтовый и электронный адрес
9.Подпись 10. Дата
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315
Заголовок 1Заголовок 2ЁђЗаголовок 315