Мастер-класс Учебные ситуации как средство развития познавательного интереса


Час Мастера
Учебные ситуации на уроках как средство
развития познавательного интереса у учащихся
Балакирева Арина Сергеевна,
учитель биологии МАОУ
«Гуманитарный лицей» г. Пскова
В школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с детьми будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а класс остался равнодушным и вяло реагировал на всё то, что предлагал учитель. Объяснение этой ситуации можно найти в словах профессора, доктора педагогических наук Ивана Павловича Подласого, которые я выбрала в качестве эпиграфа нашей сегодняшней встречи: «Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школяр, садящийся за свой урок без интереса».
Итак, сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о познавательном интересе, условиях, которые может создать учитель для его развития, а также возможностях, которые появляются у современного педагога в связи с переходом к ФГОСам второго поколения.
В Википедии говорится, что сам термин «интерес» происходит от лат. inter esse — «быть внутри» и обозначает положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Толковый словарь Ожегова объясняет значение этого термина следующим образом:
Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Термин употребим для обозначения занимательность, значительность чего-либо.
В педагогической практике мы уделяем внимание понятию «познавательный интерес». На ваш взгляд, что такое «познавательный интерес»? (организуется беседа по цепочке)
В психолого-педагогической и методическое литературе предлагается множество определений понятия «познавательный интерес». Проанализировав их, можно выделить 3 подхода к данному определению.
Сторонники первого подхода определяют познавательный интерес как мотив и мотивацию. Познавательный интерес - «один из самых значимых мотивов учения» (Л.В. Виноградова).
Сторонники второго подхода определяют интерес как избирательная направленность, потребность личности (С.Л. Рубинштейн).
При третьем подходе познавательный интерес определяется как эмоциональное переживание, отношение личности.
На мой взгляд, наиболее полное определение понятия «познавательный интерес» предложено профессором, доктором педагогических наук Галиной Ивановной Щукиной: «Познавательный интерес – это особое избирательное, направленное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека».
Мотив и познавательная направленность в данном случае рассматриваются как уровни развития познавательного интереса. То есть интерес развивается с возникновения мотива, интереса к содержанию учебного предмета, к способам деятельности и, наконец, возникновение эмоциональной потребности личности в самообразовании.
Таким образом, для появления познавательного интереса у учащихся учителю необходимо на уроке создать условия длявозникновения мотива;
появления интереса к содержанию предмета и способам деятельности
возникновению эмоциональной потребности в самообразовании.
Основной и главной формой организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок. Согласно Стандартам второго поколения, его элементарной структурной единицей становится учебная ситуация, то есть особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, частично – запоминают его. На мой взгляд, это и есть верный способ создания условий для появления и развития познавательного интереса у школьников.
Несмотря на то, что об учебных ситуациях в Стандарте второго поколения упоминается как о новом веянии, в педагогике и психологии – это весьма не новое понятие.
Ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий и обстоятельств, побуждающих и опосредуюших его активность (Психологический словарь)
Учебная ситуация – это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Способов создания учебных ситуаций на уроках очень много, чтобы разобраться в их многообразии была предпринята попытка их классификации.
В настоящее время выделяют несколько типов учебных ситуаций: ситуация проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-тренинг, классическая ситуация, живая ситуация, действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту. У вас на столах есть листы с кратким описанием каждого вида ситуаций (Приложение 1). Для примера остановимся на нескольких.
Как я уже говорила, задолго до появления Стандарта 2 поколения, педагоги активно создавали учебные ситуации на уроках. Внимание на экран.
Демонстрируется отрывок из фильма «Большая перемена».
Перед нами типичная классическая учебная ситуация: учащимся предлагается чёткое описание – конкретное задание – им необходимо самостоятельно вычленить из её контекста вопрос («Положительный или отрицательный герой – Григорий Ганжа?) и самостоятельно на него ответить, предложив своё решение.
Очень часто на уроках уместны ситуации-тренинги (упражнения). Давайте выясним, в чём их суть с помощью видеофрагмента.
Демонстрируется отрывок из фильма «Весна на Заречной улице».
Как вы поняли, в чём суть ситуации-тренинга? Школьникам предлагается конкретное задание, которое нужно выполнить (в данном случае исправить текст, расставив знаки препинания).
На своих уроках я прибегаю к созданию различных учебных ситуаций, стараюсь с их помощью достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, которые, в некотором роде, являются индикаторами развития познавательного интереса.
Римский философ Сенека утверждал: «Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра». Именно поэтому на уроках важную роль я отвожу учебным ситуациям, которые позволяют учащимся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Так на уроках в 8 классе предлагаю ребятам незаполненный кластер по изучаемой теме и интересуюсь, какого рода информацией его можно заполнить – в ответах ребята предполагают, какие вопросы будут изучаться на уроке, что и как необходимо для этого сделать, формулируют цель и предлагают план дальнейшей работы.
На уроках в 9 классе вниманию ребят предлагаю видеофрагменты, с проблемными вопросами, отвечая на которые, школьники определяют цели своего обучения.
Думается, учебные ситуации проблемного характера позволяют создать условия для достижения таких метапредметных результатов, как умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и заключения. Кроме этого подобные ситуации способствуют развитию умений организовать учебное сотрудничество и конструктивное взаимодействие с учителем, одноклассниками с целью поиска совместного решения.
Американский писатель, футуролог Джон Нейзбитт тонко отмечает проблему современности: «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний». Именно поэтому особое внимание я уделяю учебным ситуациям, которые предполагают работу с различными источниками информации.
Одним из главных источников информации является печатный текст, поэтому на уроках создаю различные учебные ситуации, предполагающие работу с ним. Например, предлагаю ученикам ознакомиться с текстом и выписать его ключевые слова, кратко изложить главную мысль в виде биологической СМС-ки, найти несоответствия и исправить ошибки в прочитаноном тексте. Часто предлагаю учащимся вступить в «диалог с текстом» - прочитать его по предложениям и по ходу чтения выполнить задания, включённые в текст в символической форме, обозначенные буквой – символом.
Подобные учебные ситуации способствуют овладению учащимися познавательными универсальными учебными действиями, например, навыками рефлексивного чтения: школьники учатся
предвосхищать содержание текста;
понимать основную мысль текса;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
В последнее время мы часто прибегаем к цифровым источникам информации: электронным приложениям к учебникам, интернет-урокам, цифровым образовательным ресурсам, мультимедийным энциклопедиям.
Например, семиклассники активно работают с электронным приложением к учебнику «Биология» издательнства «Вентана-Граф», что предполагает обработку текстовой, иллюстративной информации, работу с интернет-ресурсами. В данном случае создаю на уроке учебные ситуации-упражнения, например, предлагаю по тексту составить «толстые» и «тонкие» вопросы, преобразовать информацию в кластер, таблицу; составить рассказ, пользуясь рисунком или выполнить интерактивное задание, предложенное авторами пособия.
Несомненно, источником создания учебных ситуаций на уроках биологии являются натуральные объекты: напрмер, на уроке предлагаю школьникам рассмотреть микропрепараты и сравнить их, или прошу объяснить процессы, наблюдаемые в поле зрения микроскопа.
На мой взгляд, это способствует развитию познавательных, информационно-коммуникативных, рефлексивных универсальных учебных действий, то есть достижению предметного и метапредметного результатов обучения.
Несомненно, на каждом уроке имеет место учебная ситуация, предполагающая развитие рефлексивных умений: умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и проводить самооценку, принимать решение о дальнейших действиях.
Так в конце урока предлагаю ребятам проанализировать свою работу и завершить предложения, которые вы видите на экране.
Как уже отмечалось ранее, учебные ситуации создавались учителем задолго до того, как о них написали в Стандарте II поколения. Методы и приёмы их создания используются всеми педагогами. Убедимся в этом на конкретном примере. Предлагаю вам сейчас побыть в роли обучающихся и немного поработать над темой, которая напрямую никак не связана с педагогикой или областью какого-либо учебного предмета.
О чём далее пойдёт речь, и над чем мы будем работать постарайтесь определить самостоятельно, просмотрев фотозарисовку (демонстрируется фотозарисовка о Новом годе).
Итак, тема нашего дальнейшего разговора… «Новый год». Несомненно, это самый любимый праздник и детей и взрослых, праздник сказок, ожиданий, веры в чудеса. Однако в преддверии праздника – очень хлопотливая пора. Над чем же нам приходится хлопотать, о чём заботиться? (разговор по цепочке)
подумать о подарках
подумать о праздничном столе
решить, чем себя занять во время новогодних каникул
где отпраздновать, как нарядиться?
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждой команде предстоит решить по одной предновогодней задаче, выполнить задания, инструкции которых есть у каждого группы на столе. На работу вам 15 минут, после чего вы поделитесь с нами своими находками.
Задания для работы в группах (Приложение 2):
1 группа. Пользуясь предложенными источниками информации, составьте меню новогоднего стола. Учтите, что гости придут к вам поздно вечером и, возможно, останутся на всю ночь… вероятно, завтрак 1 января тоже не помешает! (Приложение 4)
2 группа. Пользуясь интернет-ресурсами, проинформируйте коллег о турбазах, домах отдыха, курортах, готовых порадовать нас на зимних каникулах. Желательно, чтобы отдых был полезным для здоровья, интересным и не очень «опасным» для семейного бюджета. Составьте информационную карту (о 2-3 подходящих местах отдыха) (Приложение 3).
3 группа. Просмотрите видеофрагмент о музее «Фабрика ёлочных игрушек», поделитесь информацией с коллегами. Выскажите своё мнение, стоит ли его посетить с детьми во время каникул и почему. А может у вас есть свои предложения по этому поводу?
4 группа. Какой Новый год без поздравлений и подарков? Пользуясь предложенным материалом, инструкциями, изготовьте поздравительный новогодний плакат для коллег, символические подарки.
5 группа. 10 дней каникул – уникальная возможность заняться собой, своей фигурой и здоровьем. Выполните предложенные задания и расскажите о пользе для здоровья зимних видов спорта, а также о правилах, которых следует придерживаться, занимаясь данными видами спорта (Приложение 5).
Организуется работа в группах (15 мин.), отчёт о работе в группах
Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вернуться к исходной теме нашего разговора и, ещё раз поработав в группах (в течение 5 мин), определить, какие учебные ситуации были созданы для того, чтобы вы приблизились к решению некоторых предновогодних забот – работа над заданиями на розовых листах.
Задание 2 для работы в группах:
Проанализируйте проделанную вами работу:
Охарактеризуйте созданную для вас учебную ситуацию (какие приёмы, техники использованы)
Охарактеризуйте результаты, которых можно достичь на уроке, при создании подобной учебной ситуации (предметные, метапредметные, личностные)
Предложите свой (оригинальный) способ создания учебной ситуации.
В ходе отчёта групп формулируется общий вывод о способах создания на уроке учебных ситауаций:
1 группа – работа с текстом, ситуация-тренинг;
2 группа – работа с интернет-ресурсами, ситуация-упражнение;
3 группа – работа с видеоинформацией, составление рассказа;
4 группа – работа с рисунками, инструкциями; творческое задание;
5 группа – работа с текстом, решение задач; составление рассказа.
Для всех команд – изменение формы предоставления информации.
Планируя учебную ситуацию, необходимо следовать алгоритма её создания. Перед вами на экране информация о действиях педагога, планирующего учебную ситуацию. Определите правильную последовательность его действий.
Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи
Отбор учебного материала
Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся)
Прогнозирование возможных действий детей.
Помимо следования определённого алгоритма, нужно придерживаться и соблюдать правила, требования, предъявляемые к созданию учебных ситуаций. Я предлагаю вам снова объединиться в группы и предложить несколько правил для учителя, желающего создать учебную ситуацию на уроке.
Учебные ситуации строятся с учётом возраста ребёнка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, подростка оставит равнодушным).
При организации учебной ситуации учитывается специфика предмета.
Необходимо учитывать степень сформированности действий учащихся.
Нужно помнить, что учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребёнок совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Желательно, чтобы учебные ситуации, используемые на уроке, были связаны одной общей проблемой, вопросом, ситуацией.
Таким образом, путей создания учебных ситуаций на уроках много, какой бы она ни была, результат её воплощения – это появление и развитие познавательного интереса учащихся. Надёюсь, в моём выступлении прозвучала информация, которая была вам полезна. Я готова ответить на возникшие у вас вопросы.
Приложение 1.
Типы учебных ситуаций
Ситуация проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение). В качестве ситуации проблемы может быть использована проблемная ситуация, проблемный вопрос.
Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение. Возможны задания на сравнение объектов и явлений, задания, направленные на объяснение ситуаций, высказываний, расшифровку ключевых слов.
Ситуация-иллюстрация – прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал.
Ситуация-тренинг (упражнение) – образец стандартной или другой ситуации, которую предлагается описать или решить. Ситуация-тренинг предполагает выполнение конкретных заданий, упражнений: ознакомиться с информацией по изучаемому вопросу и составить конспект (выписать ключевые слова); заполнить таблицу, составить или озвучить схему, ответить на вопросы по изученному материалу.
Классическая ситуация – даётся четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной, учащиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу которого им следует принять решение.
Живая ситуация – берётся событие из реальной жизни, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило.
Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.

Приложение 2.
125095-325120Задание для работы в 1 группе
Пользуясь предложенными источниками информации, составьте меню новогоднего стола. Учтите, что гости придут к вам поздно вечером и, возможно, останутся на всю ночь… вероятно, завтрак 1 января тоже не помешает!
_______________________________________________________________________________________
125730109855
Задание для работы во 2 группе
Пользуясь интернет-ресурсами, проинформируйте коллег о турбазах, домах отдыха, курортах, готовых порадовать нас на зимних каникулах. Желательно, чтобы отдых был полезным для здоровья, интересным и не очень «опасным» для семейного бюджета.
_______________________________________________________________________________________
13398523495
Задание для работы в 3 группе
Просмотрите видеофрагмент о музее «Фабрика ёлочных игрушек», поделитесь информацией с коллегами. Выскажите своё мнение, стоит ли его посетить с детьми во время каникул и почему. А может у вас есть свои предложения по этому поводу?
_______________________________________________________________________________________
1155706350
Задание для работы в 4 группе
Какой Новый год без поздравлений и подарков? Пользуясь предложенным материалом, инструкциями, изготовьте поздравительный новогодний плакат для коллег, символические подарки.
30480197485_______________________________________________________________________________________
Задание для работы в 5 группе
10 дней каникул – уникальная возможность заняться собой, своей фигурой и здоровьем. Выполните предложенные задания и расскажите о пользе для здоровья зимних видов спорта, а также о правилах, которых следует придерживаться, занимаясь данными видами спорта.
_______________________________________________________________________________________
Приложение 3
-99060-590555327015-266065Информационная карта
«Всё, что нужно для активного отдыха»
Место отдыха
Информация о номерах
Сведения о питании
Развлечения
Возможность заняться
зимними видами спорта (какими, условия)
Отдых с детьми
(наличие мест детского отдыха и развлечений, у
слуги аниматоров)
Стоимость тура на одного человека
* Примечания:
Приложение 4
-17627817277Основные
блюда
Название
МЕНЮ
для новогоднего стола
Ингредиенты
Салаты
Закуски

Приложение 5
Диалог с текстом
Прочитайте текст по фрагментам и по ходу чтения выполните задания, включённые в текст в символической форме (это буквы-символы в конце фрагмента):
В – вопрос, задать вопрос по тексту;
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З – мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события (о чём дальше в тексте пойдёт речь);
П – проверить себя, т. е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте;
У – выполнить упражнение.
Влияние зимних видов спорта на здоровье человека
Как и любые виды физических нагрузок, зимние виды спорта положительно влияют на здоровье прежде всего благодаря увеличению двигательной активности тренирующегося человека.(В О З)
Активно работающие мышцы потребляют большее количество кислорода, за счёт которого происходит окисление питательных веществ с высвобождением энергии. Эта выделяющаяся энергия и направляется на совершение сокращений мышечной ткани, необходимых для выполнения тех или иных движений во время тренировки. За счёт регулярных физических нагрузок мускулатура человека постоянно находится в тонусе, что обеспечивает бодрое самочувствие, высокую работоспособность и низкую утомляемость.(П)
Расходование повышенного количества энергии помогает тренирующемуся человеку быстрее избавиться от избыточного веса. (З)
Дело в том, что для выработки калорий, необходимых для совершения двигательной активности, может расходоваться жировая ткань, которая и обуславливает наличие избыточной массы тела. Поэтому увлечение зимними видами спорта, как и любым другим видом физических упражнений, способствует формированию стройной и подтянутой фигуры спортивного типа.(Убедитесь)
* Решите задачу, убедитесь, что занятия зимними видами спорта требуют большого количества энергии:
Николай и Сергей долго катались на лыжах. Бегали из Петергофа до Соснового Бора и обратно. Поездка из Петергофа до Соснового Бора на лыжах длится один час в одну сторону. Пользуясь таблицей, определите энергозатраты мальчиков.

Ещё один важный фактор, который описывает огромное значение популярных у нас зимних видов спорта для здоровья – это возможность проведения закаливающих процедур одновременно с тренировками (В).
Поскольку и катание на коньках на ледовой площадке под открытым небом, и лыжные прогулки совершаются при пониженной температуре окружающего воздуха, то наш организм подвергается воздействию холода на всём протяжении тренировки. Такое воздействие при правильной организации тренировок оказывает исключительно положительное влияние на здоровье человека. Значение закаливающих процедур при занятиях зимними видами спорта выражается в повышении устойчивости к действию холода, укреплению иммунитета, усилению устойчивости к воздействию простудных заболеваний (О).
Положительное значение для здоровья такого зимнего вида спорта как лыжные гонки дополняется ещё и тем, что такие тренировки обычно проводятся где-либо за городом, в лесном массиве. (З)
Дело в том, что воздух в хвойных лесах насыщен фитонцидами – летучими веществами, оказывающими губительное воздействие на многих болезневорных бактерий. Вдыхая такой воздух, мы тем самым оказываем положительное воздействие на состояние здоровья своего организма. По этой же причине проведение активного отдыха в выходной день в виде лыжной прогулки по ближайшему хвойному лесу – это отличное времяпрепровождение, хорошая тренировка для ваших мышц и заряд бодрости на целую рабочую неделю (П).
Правда, при занятиях зимними видами спорта следует помнить и о некоторых «подводных камнях», которые могут таить в себе опасность для вашего здоровья.
Прежде всего, нужно обязательно контролировать самочувствие при длительном нахождении на открытом воздухе при низких температурах. При ощущении сильного холода, онемении или покалывании на открытых участках кожи и пальцах рук или ног, во избежание обморожения следует немедленно прекратить тренировку и как можно быстрее переместиться в отапливаемое помещение (В О).
При интенсивной двигательной активности при занятиях зимними видами спорта человек может разогреться и даже сильно пропотеть, поэтому при прекращении тренировки следует сразу же набросить тёплую куртку или шубу, зайти в тёплое помещение и выпить чашку горячего чая во избежание возникновения простудных заболеваний (В О).
При занятиях фигурным катанием большое значение имеет соблюдение правил техники безопасности на ледовой площадке. Помните, что неосторожное поведение на льду и попытки на первых же тренировках выполнить сложные элементы фигурного катания чреваты серьёзными последствиями для вашего здоровья в виде различных травм. Поэтому при занятиях зимними видами спорта следует постепенно и осторожно наращивать интенсивность выполнения упражнений (В О).
Так как занятия спортом сопровождаются большими энергозатратами, необходимо восполнять потери энергии за счёт правильного (спортивного) питания (У)
* Решите задачу: После лыжной пробежки (из Петергофа в Сосновый Бор и обратно) друзья решили заглянуть в ресторан и хорошенько пообедать. Николай страстный любитель мяса и роллов, а Сергей предпочитает вегетарианскую пищу (не любит мясо и рыбу). Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты и учесть предпочтения каждого? В ответе укажите рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью (воспользуйтесь материалом таблицы).
Таким образом, грамотно организованное проведение тренировок по зимним видам спорта будет иметь огромное положительное значение для вашего здоровья, помогая тем самым вам сохранить бодрое расположение духа и высокую работоспособность.
Расскажите о том, какое влияние на здоровье человека оказывают зимние виды спорта; каких правил следует придерживаться, занимаясь данными видами спорта?