Организация работы МО учителей математики при переходе и реализации ФГОС ООО
Организация работы методического объединения
учителей математики при переходе и реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные стандарты для основной школы приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Особое место в процессе формирования российского образования отведено учителю. Сегодня именно он в своей работе с учениками должен найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразие, с другой стороны. Современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование креативного потенциала учащихся, по сколько именно творческая деятельность дает возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжение всей жизни.
Основные направления деятельности образовательного учреждения по внедрению ФГОС ООО:
Направление 1. Обновление содержания образования.Направление 2. Система поддержки одаренных детей.Направление 3. Развитие учительского потенциалаНаправление 4. Здоровьесбережение. Направление 5. Развитие школьной инфраструктуры.
Развитие учительского потенциала - одно из пяти направлений, рассмотренных в проекте. И это направление неразрывно связано с методической работой.
Методическая работа
Профессиональный рост учителя
Развитие творческого потенциала учителя
Повышение качества и эффективности учебного процесса
Рост уровня воспитанности, развитости социализации и сохранение здоровья обучающихся
Цель методической работы
Совершенствование профессионального роста учителя.
Формы организации методической работы МО:-педагогические чтения, научно-практические конференция;-обзоры научной, педагогической и другой литературы;-тематические задания методических объединений;-методические оперативки;-творческие отчеты учителей;-методические недели.
Рекомендации составления плана работы МО при переходе и
реализации ФГОС ООО
Изучение и создание базы нормативных документов, регламентирующих введения и реализацию ФГОС ООО
Организация преемственности начальной школы и основного общего образования в условиях введения ФГОС ООО
Изучение современных технологий обучения математики в условиях реализации ФГОС ООО
Набор памяток учителю и ученику по проведению уроков в условиях введения ФГОС ООО
Учитывать требования ФГОС ООО при выборе темы самообразования
Примерные темы для рассмотрения на заседаниях МО:
«Концепция, цели и задачи ФГОС»
«Требования к введению ФГОС».
2. Организация преемственности начальной школы и основного общего образования в условиях введения ФГОС ООО
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие требования к результатам
Рекомендации:
Проведение конференций по преемственности ФГОС НОО и ФГОС ООО
Знакомство с педагогическими технологиями преподавания по ФГОС в начальной школе через посещение уроков
Проведение совместных мероприятий с использованием новых элементов во внеурочной деятельности
3. Изучение современных технологий обучения математики в условиях реализации ФГОС ООО
Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов
личностные:
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая ориентация
метапредметные:
саморегуляция
коммуникация
познавательная деятельность
предметные:
освоение систематических знаний,
преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний
в направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Согласно ФГОС метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Как изучать учебные предметы на основе метапредметности? Метапредметный подход излагается с позиций человекосообразного образования, которое разрабатывается и реализуется автором более 20 лет.
Рассмотрены научные основы метапредметного содержания образования и метапредметной деятельности. Приведены примеры занятий, метапредметных олимпиад, во время которых реализуется разработанный подход.
в предметном направлении:
умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений, прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком математики, приемами выполнения тождественных преобразований числовых и буквенных выражений, решения уравнений, умение использовать систему координат на плоскости для интерпретации уравнений, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач и разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величину углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Требования к современному уроку по материалам Поташника М.М.
В пособии М.М.Поташника «Требования к современному уроку» на современной научной основе изложены методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся Школы.В книге также даются: разработанные с учетом новых требований к современному уроку схема общедидактического анализа урока, методика изучения затруднений учителей в подготовке и проведении урока и другие методические материалы для самообразования учителя и организации методической работы в школе по проблеме освоения новых требований к уроку.Адресовано учителям, руководителям образовательных учреждений всех видов и типов, заместителям директоров школ, методистам, Специалистам органов управления образованием, преподавателям колледжей и вузов, осуществляющим подготовку педагогов, сотрудникам институтов повышения квалификации работников образования.Особый интерес пособие представляет для учителей, готовящихся к аттестации для повышения или подтверждения квалификационной категории.
Набор памяток учителю и ученику по проведению уроков в условиях введения ФГОС ООО
Шаблон технологической карты урока
Реализация системно-деятельного подхода на уроке
Деятельность учащихся на каждом этапе урока с выделением УУД
Оценочный лист
Приёмы рефлексии
Учитывать требования ФГОС ООО при выборе темы самообразованияПлан самообразования
Тема: «Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО»
Цель профессионального развития:
Изучение нормативных документов, связанных с введением ФГОС ООО;
Использование системно–деятельностного подхода при формировании УУД на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности;
углубление знаний в области математики;
повышение уровня педагогического мастерства педагога;
повышение уровня обученности учащихся школы,
повышение общекультурного уровня.
Основные идеи в работе:
личностный подход к ученику;
обучение и воспитание в деятельности;
учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
сотрудничество педагога и учащихся;
теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина).
Задачи:
Разработка и ввод в учебно-воспитательный процесс системы мониторинга, оценки и самооценки знаний и сформированности УД и УУД;
изучение, систематизация и использование в своей практике приёмов формирования УУД;
разрабатывать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы по самообразованию;
продолжить работу по организации исследовательской деятельности учащихся;
продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики;
разработать программы элективных курсов для учащихся;
организация и проведение необходимых мероприятий по подготовке и проведению ЕГЭ.
Направления повышения профессионального мастерства:
- дистанционные курсы
- очные курсы;
Формирование ИКТ компетентности:
Разработка персонального сайта-портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
интернет; интернет-сообщества учителей математики
медиа-информация на различных носителях;
семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Основные разделы работы по самообразованию:
№ Разделы плана Содержание деятельности Сроки Форма
результа
тов
1 Изучение психолого-педагогической, методической литературы 1. Изучение и анализ научно-методической литературы
2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям Систематически Конспекты
Памятки
Рекомендации.
2 Разработка программно-методического обеспечения 1. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ для учащихся 5-11 классов.
2.Изучить, систематизировать и использовать в своей практике приёмы формирования УУД
3. Организация проектно-исслевательской работы учащихся. В течение
года Рабочие программы и
учебно-тематические
планы.
3 Изучение информационно-коммуникационных технологий. 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО
2. Разработка персонального сайта-портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. В течение
года Конспекты
уроков.
Методико-дидактические
материалы.
4 Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы 1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы
2. Обобщение опыта работы на региональном уровне
3. Общение с коллегами в школе, районе
4. Работа в жюри предметной олимпиады по математике В течение года, по плану МО Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных
5 Организация работы с одарёнными детьми 1. Подготовить команду для участия в районных олимпиадах
2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в краевых (олимпиада «Интеллект»), федеральных («Олимпус») олимпиадах
Сентябрь-декабрь
Март
Март-апрель Исследов работы
Проекты
рефераты
6 Самообобщение
опыта 1. Формирование портфолио по теме самообразования, диагностика сформированности ключевых компетенций УД и УУД
2.Подготовка документации к аттестации
3. Разработка конспектов уроков
4. Участие в конференциях, семинарах В 1 полугодия
2 полугодие
по плану МО Портфо
лио
Комплекты методико-дидактических материалов
7 Повышение квалификации по математике 1. Решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.
2. Посещение уроков своих коллег.
3. Классификация и решение заданий ЕГЭ. В течение года Японская пословица
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»