Доклад Профилактика асоциального поведения школьников
« Профилактика асоциального поведения школьников»
А.В. Похоменко, учитель информатики, МБОУ ЦО «Альянс»
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Кьеркегор.
Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).
Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.
Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.
Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Существует разработанная система деятельности по раннему выявлению детей группы риска.
Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.
Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска :
- изучение школьной документации
-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.
-беседа, опрос мнений
-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье
-методы педагогической диагностики
-методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)
-психологический диагностический комплекс
Но на этом выявление детей группы риска не заканчивается, так как нельзя на основании трех методик изучить личность школьника. Выявление учащихся группы риска ведется в течение всего учебного года регулярно и систематически и осуществляется комплексной методикой, которая включает в себя:
Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.
Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений.
В-третьих, проведение педагогической диагностики:
Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);
Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);
Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);
Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);
Социометрия.
Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:
1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;
2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;
3) игры, направленные на самопознание.
По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем и психологом должна заполняться карта наблюдений.
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения используется карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем и психологом (демонстрация карты). Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.
Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.
Методы самоизучения и самооценки.
1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану
Тематика
План сочинения
Классы
«Поступки хорошие и плохие»
Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему?
Какие не нравятся?
Какие ошибки ты сам совершал?
Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок?
5 - 7
«Учусь признавать ошибки»
Отчего люди совершают ошибки?
какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи?
Какие ошибки делаешь сам?
Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение?
Что ты решил исправить в себе и как?
8-9
«За что ценят истинных друзей»
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
За что ты ценишь своих друзей?
Что ценят в тебе твои друзья?
За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя?
10-11
2) Самоинтервью «Познай себя»;
Задание ученику: каждое соответствующее действительности утверждение отмечай знаком «+», несоответствующее знаком «- ».
Ты всегда справедлив, никогда не обижаешь товарищей, не поощряешь плохих поступков.
Ты всегда искренен, выражаешь свое мнение открыто.
Ты всегда готов прийти на помощь другу.
Ты считаешь делом чести выполнение общественного поручения.
Ты человек дела, слово держать умеешь.
Ты никогда не ищешь причин, чтобы избежать работы.
Ты правильно реагируешь на критику твоих недостатков.
3) игры, направленные на самопознание.
«Расскажи мне обо мне»
Каждый ученик получает карточку с фамилией одноклассника, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует избавиться прежде всего, выбрать поручение, где бы он мог проявить свои положительные качества.
Волшебный магазин
Основная игровая задача: мотивирование своих выборов и осознание человеческих ценностей.
Роли: продавец, покупатель, эксперт.
Каждая пара садится напротив друг друга и заполняет свои карточки. Продавец торгует жизненными благами (записаны на карточках): слава, сила, карьера, самолет, успех, счастье, машина, дача, любовь и т.д. покупатель расплачивается своим ценностями (записаны на карточках): свобода, любовь, здоровье, честьпокупатель предлагает товар, хвалит его, рекламирует. Торг длится не более 2 – 3 минут. Затем в игру вступает следующая пара.
Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.
Рекомендации
классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,
детьми группы «риска».
Документация
Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.
Характеристика трудновоспитуемого ученика.
Акты посещения семьи.
План профилактической работы на четверть.
Учет профилактической работы по форме:
Дата
Форма и содержание профилактической работы
Участники
мероприятия
Роспись ученика и участников
Основные направления профилактической работы.
Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.
Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.
Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры). (материалы в книге «В помощь классному руководителю» стр 143)
Психологические аспекты
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте на ребенке крест.
Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.