Проектная деятельность как важнейшее условие для развития творческого интеллектуального потенциала школьника.

Проектная деятельность как важнейшее условие для развития творческого интеллектуального потенциала школьника.
Головина Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ Школа № 74 г.о. Самара

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.
Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены условные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальностью.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В своей работе я использую различные современные образовательные технологии в том числе, исследовательскую и проектную деятельность, которая осуществляется на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Что мы понимаем под методом проектов?
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого интеллектуального потенциала учащихся. Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией.
Проектная деятельность предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых,  дидактическими принципами: принцип детоцентризма, принцип кооперации, принцип опоры на субъектный опыт учащихся, принцип учёта индивидуальности учащихся, принцип свободного выбора, принцип связи исследования с реальной жизнью, принцип трудной цели.
Классификация проектов.
1. Практико – ориентированный проект.  
2. Исследовательский проект. 
3. Информационный проект. 
4. Творческий проект. 
5. Ролевой проект.
По количеству участников в выполнении проектов, можно выделить проекты: личностные, парные, групповые. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Проект это «пять П». Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио. Этапы работы над проектом:
I этап: «Погружение» в проект.
II этап: Планирование деятельности.
III этап: Реализация плана действий.
IV этап: Подготовка к защите проекта.
V этап: Презентация проекта.
VI этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
   Структура реализации работы над проектом по классам
1 класс. С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. «Знакомьтесь, моя семья», «Здравствуй, осень», «Подарки леса», «Мое хобби», «Береги природу», «Я иду домой», «Безопасность в школе и дома», «В гостях у сказки», «Все профессии важны», и т.п. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
2 класс. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Краткое описание проекта «Дорожная азбука».
3 класс. В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Краткое описание литературно-исследовательского проекта «Добрый сказочник».
4 класс. В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно. Краткое описание проектов: «Энциклопедия слова Волга», «Наша школа».
Прогнозируемый результат
Прогнозируемый личностный результат: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  Метапредметный результат:
Регулятивные универсальные учебные действия: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Заключение
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
  Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
    Успешность важна для каждого ребёнка. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят наши результаты (таблица).
Список литературы
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
5. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.: 2006 г.
15