Сообщение для педагогов на семинар- практикум на тему « Игра как механизм социализации, в рамках социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Сообщение для педагогов на семинар- практикум на тему « Игра как механизм социализации, в рамках социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Авторы: ст. воспитатель- Мусина И.Т., воспитатель- Аганина Е.В., 2017 г.
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка. Современное общество требует инициативных людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.
Так статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ. И одним из направлений является «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующее:- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .Принципы реализации данной образовательной области:
- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Каждый модуль со своими задачи и содержанием прописан в ООП ДО в содержательном разделе.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.
Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.
Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
По данным наблюдения и результатам обследование детей в МАДОУ «Детский сад № 136» в старшей и подготовительной группах, мы решили, что прежде всего необходимо психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях ФГОС.
В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение по данному направлению осуществляется не только педагогом-психологом, но и музыкальным руководителем, воспитателями, родителями в тесном взаимодействии.
Целью данного сопровождения: является создание благоприятных условий для комфортного проживания ребенка в ДОУ, через профилактику социально-эмоциональных нарушений у дошкольников и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов.
Для достижения этой цели систематически проводится следующая работа:
1. НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
10. Экскурсии.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру- как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:
* Игры, возникающие по инициативе детей
*Игры-экспериментирования
Игры с природными
объектами; Игры с игрушками; Игры с животными.
*Сюжетные игры
Сюжетно - ролевые; Режиссёрские; Театрализованные.
* Игры, возникающие по инициативе взрослого
*Обучающие игры
Сюжетно -дидактические; Подвижные; Музыкально – дидактические;
Учебные.
*Досуговые игры
Интеллектуальные; Игры - забавы; Театрализованные; Празднично –
карнавальные;
*Народные игры
*Тренинговые игры, Интеллектуальные; Сенсоматорные; Адаптивные.
*Досуговые игры
Игрища; Тихие игры; Игры – забавы.
Для достижения положительного результата в работе по социально- коммуникативному развитию нами используются сюжетно-ролевые игры,
которые способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.
Подвижные игры и игровые упражнения
Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Словесные игры, игры драматизации
Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами.
Настольные игры
Для налаживания диалогического общения используем настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, конструктор, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.
Выводы:
- Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
- При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.
Поэтому необходима дальнейшая работа по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном возрасте, способствующая развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека, так как изменения в эмоциональной сфере ребенка: изменяют его взаимоотношения с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, а способность саморегуляции возрастает. Поэтому реализация данного направления, представляется весьма актуальной, насущной потребностью сегодняшнего времени.
Список литературы
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)
3. «Из детства - в отрочество.
Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»Т.Н. Доронова, Л.С .Голубева, Т.И .Гризик. ( Москва 1997г.)
4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.