КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на 2016-2017 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ,
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Составила:
Учитель-логопед
Кавкайкина Е.В.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на2016-2017 учебный год
Месяц Неделя Тема НОД Лексико-грамматические
игры и упражнения Навыки звукового анализа, обучение грамоте Развитие связной речи Обогащение словаря
Сентябрь 1
2
3 ОБСЛЕДОВАНИЕ 4 Сад. Фрукты
[А], [У];
буквы А, У
Звук [П], буква П
Звуки [П], [Пь],
буква П«Весёлый повар» - на образование относительных прилагательных. «Один - много», «2-5». Анализ и синтез слогов ау-уаАнализ и синтез слогов иаОпределение позиции звука [П] в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ап
Анализ прямых слогов па, пи Сравнительный рассказ «Огурец и персик».
Составление предложений по картине
«Корзина с фруктами» Уточнить понятие «фрукты». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
Ввести в активный словарь:
— существительные: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица;— прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;— глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, зреют, наливаются, краснеют, желтеют.5 Овощи. Огород
Звуки [У], [А];
буквы У, А,
Звук [И], буква И«Назови ласково», «Один - много», «Давайте приготовим» - образование относительных прилагательных. Анализ и синтез слогов уа-ауОпределение позиции звука [И] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слогов иаРассматривание картины «Уборка урожая», беседа по ней. Составление плана и рассказа. Уточнить понятия: «овощи». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
Ввести в активный словарь:
— существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица;— прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;— глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, пахать. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению. ОКТЯБРЬ 1 Труд людей осенью (хлеб)
Звук [О], буква ОЗвук [К], буква КЗвуки [К], [Кь],
буква К«Назови ласково», «Один - много», «Давайте приготовим» - образование относительных прилагательных. Определение позиции звука [О] в слове (начало, середина, конец).
Определение позиции звука [К] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ак, ку
Анализ слов КОТ, КИТ Рассматривание, составление предложений по картинкам «Как хлеб к нам пришёл» (выложи цепочку).
Уточнить понятие «хлеб». Расширить представления о труде взрослых в садах, огородах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
Ввести в активный словарь:
— существительные: урожай, зерно, пшеница, рожь, хлеб;
— прилагательные: пшеничное, ржаное, душистый, вкусный, аппетитный, , красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;
— глаголы: запечь, испечь, срезать, подкармливать, зреют, наливаются, желтеют.
2 Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
Звук [Т], буква ТЗвуки [Т], [Ть],
буква Т«Назови ласково», «Один - много», «Разноцветные листочки» - относительные прилагательные. Определение позиции звука [Т] в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога атАнализ слогов та, ту, ти Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Звукослоговой анализ слова ПИТ, ТОТ. Беседа об осени. Рассматривание картинок. Загадки по теме.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осенние дожди».
Составление плана. Пересказ. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Рассказать о причинах опадания листьев.
Ввести в активный словарь:
— существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна;— прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный;
— глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:
— существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный. 3 Перелётные
птицы
Повторение согласных, гласных звуков и букв [М-П-Т-К], [О], Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?» - на образование притяжательных прилагательных. «Один - много», «2-5». Определение позиции звуков [М-П-Т-К] в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ап
Анализ прямых слогов па, пи
Анализ обратного слога атАнализ слогов та, ту, тиОпределение позиции звука [О] в слове (начало, середина, конец).
Анализ слогов ок, ко Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», беседа, пересказ по мнемотаблице. Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).
Ввести в активный словарь:
— существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи;— прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;
— глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. 4 Здоровье. Человек. Части тела (ОБЖ эмоциональное состояние)
Звук [Е], буква ЕЗвук [Ё], буква Ё«Большой - маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Чего много?». Определение позиции звука [Е] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова БЕЛКА.
Определение позиции звука [Ё] в словах (начало, середина, конец). Заучивание шуточного рассказа «Голова». Раскрыть и углубить представления о строении тела человека.
Ввести в активный словарь:
— существительные: голова, нос, темя, затылок, подбородок, уши, ноздри, локти, плечи, ладони и т.п.;— прилагательные: голубоглазый, сероглазый, кареглазый, высокий, низкий, толстый, худой, статный, стройный, добрый, весёлый;- глаголов: расти, отдыхать, работать. Ноябрь 1 Я и другие ОБЖ (Общение ребёнка с незнакомыми людьми)
Звук [ы], буква Ы
Звуки [И], [Ы],
Буквы И, Ы«Назови ласково», «Один - много», «Давайте поговорим» - образование относительных прилагательных. Определение позиции звука [Ы] в словах (середина, конец).
Звуковой анализ слова КИТЫ Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы. Звукослоговой анализ слова ЛИСА. Чтение сказки А. Толстого « Приключение Буратино», заучивание стихотворения « Каждый грамотный ребенок..», беседы на тему: « Кто ты незнакомец?», « Однажды на улице», « Один дома», игры- драматизации: « Приход почтальона», « Случай на улице». Закрепить и расширять знания детей о сказочных героях которые могут совершать насилие избиение хулиганские действия и т.п.;
— существительные: Лиса, Белоснежка, Баба Яга, мачеха; — прилагательные: красивый, страшный, привлекательный, неприятный, лживый и т.п.;- глаголов: обманывать, убегать, не доверять, не открывать. 2 КАНИКУЛЫ 3 Профессии людей
Звук [Р], буква Р
Звуки [Р], [Рь],
буква Р«Один - много», «Назови ласково», «2-5», «Кем работает человек, который?». Определение позиции звука [Р] в словах (начало, середина, конец). Составление слогов наоборот: ар – ра, ур – ру, ор - роЗвуковой анализ слова ШАРИК.Составление слов из букв.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы.
Чтение предложений с пройденными буквами. Беседа-размышление «Кем я стану, когда вырасту?»
«Повтори за мной» (цепочки слов по теме «Профессии»). «Чем отличаются две картинки?». Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
Ввести в активный словарь:
— существительные: работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер;— прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый;
— глаголы: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь.4 Дом. Семья. День Матери
Звуковой анализ слов, ударение
Звуки [А,М,У,О,П,Э,К,И,Т].
«Назови ласково», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Какая твоя мама?» Определение позиции звуков [А,М,У,О,П,Э,К,И,Т] в словах (начало, середина, конец). Объяснить, что такое ударение в слове на именах детей Да`ша, Макси`м, Фе`ликсЗвуковой анализ слова БУЛКА. Слова – перевёртыши. «Буквы перепутались».
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Чтение небольших текстов с пройденными буквами. «Расскажи о себе». Раскрыть детям представления о семье как ячейке общества, показать её общественную значимость.
Ввести в активный словарь:
— существительные: семья, родственники, и т.д.;
— прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;
— глаголы: ухаживать, заботиться, водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить;; защищать, охранять;— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно. 5 Продукты питания. Посуда
Звук [Л], буква Л
Звуки [Л], [Ль],
буква Л «Один - много», «Назови ласково», «2-5». «Из чего сделано?», «Что без чего?». Определение позиции звука [Л] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова лампа
Подбор слов к схемам звукослогового анализа: ЛУК, ЛИМОН, ЛИСА. Повторение изученных букв.
Звукослоговой анализ слова ТАЗЫ.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы. Чтение рассказа «Мамина чашка», пересказ.
Уточнить понятия: посуда. Расширить представления о видах посуды, о частях, из которых состоят предметы посуды, о материалах, из которых сделана посуда.
Ввести в активный словарь:
— существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг;— прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный;
— глаголы: ставить, работать, убирать, пить, есть, готовить, варить, жарить, резать. Декабрь 1 Зима
Звуковой анализ слов, ударение.
Звук [Н], буква Н
Звуки [Н], [Нь],
буква Н
Звук [З], буква З «У кого кто?», «Где сидит птичка?» - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, «Один - много», «Назови
ласково». Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа
Определение позиции звука [Н] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов, на, ну, но
Звуковой анализ слова
КОНИ
Определение позиции звука [З] в словах (начало, середина, конец).
Звуковой анализ слова ЗИМА
Определение позиции звука [З] в словах (начало, середина, конец).
Звуковой анализ слова зимаСоставление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы.
Чтение предложений с пройденными буквами. Пересказ рассказа «Летят снежные пушинки»
Составление рассказа по картине «Наступила зима» Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами.
Ввести в активный словарь:
— существительные: зима, декабрь, январь, февраль; снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель;;— прилагательные: холодный, морозный, снежный;
— глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, замерзать. 2 Дикие животные
Звук [С], буква СЗвуки [С], [Сь],
«У кого кто?», «Кто как голос подает?», «Один - много»,
«2-5». Притяжательные прилагательные - «Кто за деревом?». Определение позиции звука [С] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ас, ус, ис, ос, са, су, соЗвуковой анализ слова соки
.Звукослоговой анализ слов ЛИСА, ВОЛК, ЛОСЬ.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
Чтение предложений и небольших текстов с пройденными буквами. Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами» Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
Ввести в активный словарь:
— существительные: лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка,дупло, нора, норка, лось; рога, грива, копыта, нора, берлога, клыки, мех, шкура;
— прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый;— глаголы: линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться, жевать. замерзать, кормить, спать, сосать. Расширить представления о жизни диких животных зимой.
3 Зимующие птицы
Звуки [С], [З],
Буквы С, З«У кого кто?», «Где сидит птичка?» - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, «Один - много», «Назови ласково». «Какой звук убежал?» с (уп), з (убы), с (ок),
З (онтик), с (умка), з (амок).Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы.
Чтение предложений с пройденными буквами. Чтение сказки «Как сорока клеста судила», беседа по сказке. Сценка «Спор лесных птиц». Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.
Ввести в активный словарь:
— существительные: зима, декабрь, январь, февраль; снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм;— прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый;
— глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить.4 Новогодний праздник
Звук [Ж], буква Ж.
Звуки [Ш], [Ж], буквы Ш, Ж.
«Один - много», «Назови ласково», «2-5», «Из чего сделано?». Буквы Ш, Ж
Дифференциация Ш-Ж. Познакомить детей с правилом правописания: ШИ-ЖИ пиши с буквой И.
Звукослоговой анализ слова УЖИ. «Какие буквы зачёркнуты?» - профилактика дисграфии. Подбор слов со звуком Ж в заданном месте слова. «Кто больше?».
Чтение предложений с пройденными буквами.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы. Составление рассказа из собственного опыта (по предложенному плану) «Как мы встречали Новый год» Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.
Ввести в активный словарь:
— существительные: месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянды, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;— прилагательные: новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый, радостный;
— глаголы: выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать. Январь 1 КАНИКУЛЫ 2 Домашние животные
Звук [Х], буква Х
«У кого кто?», «Кто как голос подает?», «Один - много», «2-5». Знакомство с буквой Х, печатание буквы Х Определение позиции звука [Х] в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов
Анализ слова мухи
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы. Рассматривание серии картинок «Щенок», беседа, составление рассказа. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме.
Ввести в активный словарь:
— существительные: кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья;
стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, клыки, мех, шкура;— прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, ловкий, зубастый, рогатый, добрый;
— глаголы: линять, меняться, охранять, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.Чтение сказки «Кто всех важнее?». 3 Домашние птицы
Звуки [Х], [Хь],
буква Х Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?» - на образование притяжательных прилагательных. «Один - много», «2-5». Буква Х, звуки Х, Хь. Слова – перевёртыши. «Буквы перепутались».
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Чтение небольших текстов с пройденными буквами. Комплексное занятие из цикла» Развивающие сказки». Путешествие в сказку «Как гусь всем завидовал». Беседа по картине «Птичий двор» Закрепить и расширять знания детей о домашних птицах, их поведении.
Ввести в активный словарь:
— существительные: гуси, утки, индюки, курицы, перепёлки;
— прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;
— глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, кукарекать, крякать, шипеть. 4 Мебель
Звук [В], буква ВЗвуки [В], [Вь],
буква В«Где лежит мяч?» - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, «Один - много», «Назови ласково», «2-5». «Из чего сделано?» Определение позиции звука [В] в словах (начало, середина). Звуковой анализ слова СЛИВЫ
«Какой звук убежал?»: ..етка (вь), ..олк (в), ..аза (в), ..ишня (вь).. Чтение слогов, слов, предложений.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы. Составление сравнительных рассказов-описаний о мебели.
Работа по стихотворению «Наша квартира» Уточнить понятия: мебель. Расширить представления о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделаны мебель.
Ввести в активный словарь:
— существительные: мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник;— прилагательные: дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный;
— глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать. Февраль 1 Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный)
Звук [Б], буква БЗвуки [Б], [Бь],
буква Б«Один - много», «Назови ласково», «2-5», «Из чего сделано?», «Назови одним словом машину, которая…». Определение позиции звука [Б] в словах (начало, середина, конец). Синтез звука в слове: [Б], [Ы], [К]; [Ш], [У], [Б], [А]; [Б], [У], [С], [Ы]
Звуковой анализ слова БУЛКА.Составление слов из данных букв (на магнитной доске). Чтение слогов, слов, предложений с буквой Б.
Звукослоговой анализ слова МАШИНА.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы. Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте.
Ввести в активный словарь:
— существительные: машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, тепловоз, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поездка, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот;— прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный;— глаголы: ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять, вести. 2 Азбука безопасности (ОБЖ) пожар
Звук [Й], буква Й
Звук [Й], буква Й «Назови ласково», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Из чего какой?», «Чем мы?». Определение позиции звука [Й] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова ЗАЙКА. Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы.
Чтение предложений с пройденными буквами. Чтение рассказа Л. Черского «Метла и старый барабан», коллективное составление плана, пересказ. Закрепить и расширить знания детей об электроприборах, инструментах, используемых действий, выполняемых с помощью этих инструментов.
Ввести в активный словарь:
— существительные: молоток, топор, пила, клещи, гвозди, тиски, ключ, нож;
— прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный;
— глаголы: рубить, пилить, вбивать, точить, закручивать, отвинчивать. 3 Народная культура и традиции
Звук [Э], буква ЭЗвук [Э], буква ЭЗвук [Ф], буква Ф
Звуки [Ф], [Фь],
буква Ф
«Где лежит мяч?» - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, «Один - много», «Назови ласково», «2-5». «Из чего сделано?» Буква и звук Э. Звукослоговой анализ слова ЭМУ. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Э.
Определение позиции звука [Ф] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова ФОНАРИ.
Слова – перевёртыши. «Буквы перепутались».
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Чтение небольших текстов с пройденными буквами. Чтение: «Никита Кожемяка»
С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл»
Просмотр по видео «Гончар»
Викторина «Народный фольклор»
«Предметы из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов) Закрепить и расширить знания детей о народных традициях и обычаях, о народно декоративно прикладном искусстве (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством.
— существительные: матрёшка, бирюлька, гончар, игрушка, барышня, мозаика, гармошка;
— прилагательные: народный, ручной, русский, старинный;
— глаголы: показывать, играть, красить, расписывать, рисовать. 4 Наша Родина – Россия. Наши защитники
Звуки [В], [Ф],
Буквы В, Ф «Большой -маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5».
Образование однокоренных слов: Москва, московский, москвич, москвичка. Определение позиции звуков [В,Ф] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова ФИЛИН.
«Добавь звук»: ..олк (в); ..рукты (ф); ..аза (в); ..онари (ф). «Буква потерялась».
Зачеркни неправильно написанные буквы. «какие буквы зачёркнуты?» (на доске).
Звукослоговой анализ слова РОДИНА.
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Чтение былины “Илья Муромец и соловей разбойник”
- С.Баруздин “Шёл по улице солдат”;
- Л.Кассиль “Твои защитники”
Составление рассказа «Собака санитар»(по серии сюжетных картин)
Гомзяк с.55 Расширить представления о Москве — главном городе, столице России: - углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими), боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, бронетранспортёрами); Ввести в активный словарь:
— существительные: Москва, город, столица, проспект, площадь, река, москвичи, холм, булава, палица, кольчуга, шлем, латы, автомат, пулемёт, ракетно-зенитная установка, подводник, танкист, пограничник и т.д.;— прилагательные: прекрасная, белокаменная, златоглавая, мужественный, справедливый, волевой, смелый, сильный, духовный, добрый;— глаголы: стоять, раскинуться, служить, воевать, десантироваться.
5 Земля – наш общий дом
Звук [Д], буква ДЗвуки [Д], [Дь],
буква ДЗвуки [Д], [Т],
буквы Д, Т «Большой - маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5». Определение позиции звука [Д] в словах (начало, середина)
Синтез звуков в словах: [Д], [О], [М] – дом, [С], [А], [Д], [Ы] – сады, [Д], [И], [М], [А] – Дима
Подбор слов к схемам (по картинкам). Звукослоговой анализ слова МИНУСИНСК. Чтение рассказа «Наше Отечество», беседа, коллективное составление плана, пересказ. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.
Ввести в активный словарь:
— существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица;
— прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;
— глаголы: любить, беречь, охранять. Март 1 Мамин праздник
Звук [Г], буква Г
Звуки [Г], [Гь],
буква Г «Один - много», «Назови ласково», «2-5», «Кем работает человек, который?». Определение позиции звука [Г] в словах (начало, середина). Синтез слогов в слова: ло, го, ва – голова; га, но – нога; ра, го – гора.Звуковой анализ слова ГРИБЫ. Составление слов из букв.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и без них, составлять их графические схемы.
Чтение предложений с пройденными буквами. - заучивание стихотворений к празднику.
- составление описательных рассказов о маме и бабушке по плану.
- составление рассказа из личного опыта «Как мы проводим выходные». Закрепить и расширить знания детей о международном женском дне, о женских профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к маме, бабушке, сестре, людям труда и потребность трудиться.
Ввести в активный словарь:
— существительные: работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер;— прилагательные: нужный, полезный, интересный, трудный, красивый;
— глаголы: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь.2 Весна. Приметы весны
Звуки [К], [Г],
буквы К, Г «Большой - маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Придумай как можно больше слов: весеннее что? И т.п.» Изменить слова, заменив [Г] на [К]. «Буквы перепутались» - профилактика дисграфии Печатание слов, заменив Г на К (гора – кора, игра – икра, голос – колос).
Звукослоговой анализ слов МАРТ, ВЕСНА. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Рассматривание картины И. Грабаря «Март», пересказ по мнемотаблице.
Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.
Ввести в активный словарь:
— существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба, ольха, половодье;— прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый;— глаголы: таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать. 3 Рыбы (аквариум-ные, речные, морские)
Звук [Ю], буква Ю
Звук [Ц], буква Ц «Назови ласково», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Какая рыба?», «Где рыбка?» - предлоги. Определение позиции звука [Ю] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова салют.
Определение позиции звука [Ц] в словах (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова ЦЫПЛЯТА. Звукослоговой анализ слов АКУЛА.
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Чтение рассказа И. Гурвича «Лёвушка - рыбак», коллективное составление плана, пересказ. Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озер.
Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах.
Ввести в активный словарь:
— существительные: акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус;— прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный. 4 КАНИКУЛЫ Апрель
ь
Ап
рель 1 Растения
Звуки [Ц], [С],
Буквы Ц, С
Звук [Ч], буква Ч
Правописание ча – чуНазови ласково», «Один - много», «Сосчитай до 5». Синтез звуков в словах: [К], [О], [С], [А] – коса; [Ц], [В], [Е], [Т], [Ы] – цветы; [П], [А], [Л], [Е], [Ц] – палец.
Определение позиции звука [Ч] в словах (начало, середина, конец). Подбор слова к схеме.
Звукослоговой анализ слова речка .Звукослоговой анализ слов КАКТУС, ГЕРАНЬ.
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Рассказывание сказок драматизаций Систематизировать и расширять представления детей о растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений.
Ввести в активный словарь:
— существительные: азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, подкормка, поливка;-- прилагательные: сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый, васильковый, маковый;
-- глаголы: поливать, протирать, подкрашивать, пересаживать, размножать. 2 Космос
Звук [Щ], буква Щ
Правописание ща – щу«Большой -маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Чего много?». Определение позиции звука [Щ] в словах (начало, середина, конец). «Определи место звука в слове». Составление слов из слогов.
Звукослоговой анализ слова КОСМОС, ЗЕМЛЯ.
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Чтение стихов и текстов с пройденными буквами. Чтение, беседа и пересказ рассказа «Солнце». Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.
Ввести в активный словарь:
— существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет;
— прилагательные: первый, космический, орбитальный;
— глаголы: осваивать, запускать, летать. 3
4 Одежда (материалы из чего сделаны) Обувь (материалы из чего сделаны)
Правописание ща – щу
Звуки [Ч], [Щ],
Буквы Ч, Щ«Ателье» - образование относительных прилагательных, «Один - много», «2-5». Звуковой анализ слов ЩУКА, ПИЩА.
Показ символов на услышанные в словах звуки Буква и звук Ч. Игра «Составь слово с буквой Щ».
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
Чтение и письмо слов и предложений с пройденными буквами Чтение сказки Р. Железновой «Приключение розовых босоножек», коллективное составление плана, пересказ.
Составление рассказа по картине «В раздевалке» Уточнить и расширить представления об одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.
Ввести в активный словарь:
— существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник;— прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный;— глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить.Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр. Май 1 «День Победы»
Закрепление пройденного Классификация звуков: а)гласные первого и второго ряда;
б) парные согласные;
в) звонкие глухие согласные. «Большой - маленький», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Придумай как можно больше слов: весеннее что? И т.п.» Закрыть кружками буквы, чтобы получились слова: зонт, ель, цапля. «Буква потерялась». Зачеркни неправильно написанные буквы. «какие буквы зачёркнуты?» (на доске). Звукослоговой анализ слова ЛОПАТА.
Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Просмотр мульт/ф «Путешествие жука на войну» Составление рассказа «Солдат» по серии картин Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них
- углублять знания детей о Российской армии: знакомить с разными родами войск (сухопутными, воздушными, морскими), боевой техникой (танками, самолётами, кораблями, бронетранспортёрами); Ввести в активный словарь:
— существительные: герб, флаг, памятник, Вечный огонь, георгиевская ленточка, ветеран, защитник .и т.д.;
— прилагательные: мужественный, справедливый, волевой, смелый, сильный, добрый;
— глаголы: стоять, служить, воевать, десантироваться.
2 Насекомые
Буква ь
Буква ь
Разделите- льный ь
Разделите- льный ъ «Бабочка и грибок» - Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений. Синтез звуков в слова.
Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове ПОДЪЕЗД. Звукослоговой анализ слов ПАУК, МУХА.
Составление предложений по теме, схема - Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы. Чтение и беседа по рассказу В. Строкова «Насекомые», пересказ. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания.
Ввести в активный словарь:
— существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка;— прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный;
— глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать. 3 Внимание, дорога «лето. Сезонные изменения. Правила дорожного движения»
4-5-я недели. Итоговое обследование речи. Подготовка к выпуску.
Учитель-логопед: КавкайкинаЕ.В.