Программа подготовки учащихся к сдаче международного экзамена (уровень А1)
СОГЛАСОВАНО:
Методическим объединением
Учителей начальной школы
МАОУ «Лицей № 10»
Протокол № __________
от «_____» __________________ 20____ г. УТВЕРЖДАЮ: ________________________
Директор МАОУ «Лицей № 10»
И.В.Ивенских
«_____» ___________________ 20_____ г.
Программа курса
«Подготовка к YLE»
3 класс
Составитель:
Туйсузова О.В.
Свешникова С.В.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Яркими характеристиками современного мира являются процессы интеграции и интенсивного международного общения. В связи с этим вопросы эффективности обучения иностранным языкам уже в начальной школе приобретают особую актуальность. Иностранный язык – один из новых предметов в системе начального образования в российской школе. Именно в этот период (7-11 лет) закладывается основа формирования языковой личности XXI века, мотивированной на постоянное изучение и совершенствование иностранного языка – неотъемлемой части формирования современной личности.
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения. При этом возрастает потребность в таких видах деятельности, которые выводят пользование английским языком за рамки урока, расширяют возможности освоения языковых навыков и речевых умений в моделируемых ситуациях общения, отражают жизнь современных детей.
Английский язык Кембриджа – Cambridge English - это язык международного общения, который понимают и используют во всем мире – в сферах образования, бизнеса и повседневной жизни, язык современного мира, а не только язык урока. Кембриджские экзамены по английскому языку (Cambridge ESOL), проводятся по всему миру уже около 100 лет экзаменационным отделом Кембриджского университета (Cambridge ESOL ) - наиболее авторитетным лидером в экспертизе владения английским языком различного уровня и направленности. Их ежегодно сдают более 3 млн. человек в 130 странах мира. Эти экзамены устанавливают международные стандарты по английскому языку и в начальном школьном образовании. Кембриджские экзамены для детей очень популярны в разных странах мира и признаны рядом национальных систем образования как средство мониторинга школьной языковой подготовки.
Содержание и структура Кембриджских экзаменов для детей, а также процедура сдачи этих экзаменов разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников, их когнитивного развития и первого опыта в освоении английского языка. Будучи инструментом объективной оценки уровня языковой подготовки с позиций международных стандартов, эти экзамены характеризуются положительной мотивацией детей младшего школьного возраста к дальнейшему изучению языка. Весь проверяемый языковой материал организован в понятные для детей данного возраста ситуации, близкие к их реальной жизни. Подготовка осуществляется составленными и опубликованными в помощь ученику и учителю тематическими и алфавитными словарями (Wordlists) и списками включенных в экзамен грамматических структур, а также доступной для ознакомления процедурой экзамена. При этом на экзамене дети демонстрируют свои знания и умения через действия (раскрась, нарисуй, соедини линией, покажи, разложи карточки на картинке). Экзаменационные задания отличаются краткостью и разнообразием, что помогает концентрации внимания детей и обеспечивает высокую мотивацию к их выполнению. Устная часть экзамена, проверяющая умения учащихся в аудировании и говорении, проводится в формате индивидуальной беседы с экзаменатором (специально подготовленным и сертифицированным). Требования к экзаменатору включают создание благоприятной психологической атмосферы во время беседы, моральная поддержка экзаменуемого, словесное поощрение, что крайне необходимо для продуктивной речевой деятельности младших школьников. Цель экзамена – скорее поощрить детей за знания, чем наказать за незнание. Все сдававшие получают единый сертификат Cambridge ESOL.
Данная программа рассчитана на проведение практических занятий с учащимися 4-х классов в рамках дополнительного образования для подготовки к каждому уровню Кембриджских экзаменов для детей в течение одного года в объеме 34 ч (1 раз в неделю).
Цели и задачи курса
Цель курса «Подготовка учащихся к сдаче международных Кембриджских экзаменов по английскому языку для детей», разработанного в рамках программы Cambridge English (Кембриджский английский), - освоение английского языка младшими школьниками, проявляющими интерес и склонности к иностранному языку, на уровне, обеспечивающем успешную сдачу международных Кембриджских экзаменов для детей 3-4 классов – Cambridge English: Young Learners (Кембриджский английский: юные обучающиеся), ранее известных под названием Cambridge Young Learners English Tests (Кембриджское тестирование по английскому языку для юных обучающихся) (см. Приложение 1).
Являясь продолжением основного курса английского языка вне рамок урока, данный курс служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в начальной школе:
формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, доступными образцами зарубежной литературы для детей, воспитание дружелюбного отношения к представителям других культур;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младших школьников средствами иностранного языка.
Таким образом, углубляя и систематизируя программные знания по английскому языку, расширяя возможности формирования и развития языковых навыков и речевых умений, программа обеспечивает языковое развитие личности в соответствии с современными требованиями и запросами значительной части учащихся и их родителей. Помимо этого, являясь частью системы дополнительного образования, данный курс способствует раскрытию личностных качеств младших школьников, формированию личности, освоению образовательных, социальных и культурных ценностей в условиях диалогических, субъект-субъектных отношений с педагогом и другими учениками .
Содержание Кембриджских экзаменов для детей и, соответственно, содержание предлагаемого курса, отвечают деятельностному характеру предмета «Иностранный язык»: речевая деятельность на всех этапах занятий включается в другие виды деятельности, свойственные младшим школьникам (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.).
Задачи программы – развитие учебно-познавательных умений, самостоятельности и мотивации к изучению английского языка как средства общения и познания, освоение формата заданий международного тестирования по английскому языку, в том числе для подготовки к государственным экзаменам по иностранному языку в школе (ГИА, ЕГЭ).
Эти задачи реализуются в контексте общих задач языкового образования учащихся начальной школы.
Учебно-тематический план
Тематика Кембриджских экзаменационных материалов для детей тесно связана с основными содержательными линиями, предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в программах начального общего образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе Cambridge English (Кембриджский английский) с уроками английского языка по основной программе.
В представленных ниже таблицах обобщено соответствие тематики курса предметному содержанию Примерной программы по иностранному языку для начальной школы (см. раздел «Литература», п. 4). Здесь же показано обеспечиваемое курсом развитие коммуникативных умений по видам речевой деятельности.
Предметное содержание речи
Развитие коммуникативных умений и способов действий
№
п/п Предметное содержание
курса
(в Примерных программах по АЯ) Темы занятий, материал пособия Контролируемые виды деятельности (в формате экзамена уровня Movers - Продолжающие)
1 Знакомство Hello / Приветствие
Аудирование:
правильное определение (имени) персонажа на картинке по описанию в диалоге (draw a line / нарисуй линию) (Listening, Part 1 / Аудирование, часть 1)
правильное понимание и написание имен, названий, чисел при заполнении пропусков (в прослушанном диалоге) (Listening, Part 2 / Аудирование, часть 2)
правильное понимание происходившего в разные дни недели, соотнесение соответствующих картинок с названиями дней недели (в прослушанном тексте) (draw a line / нарисуй линию) (Listening, Part 3 / Аудирование, часть 3)
выбор правильного варианта ответа из данных картинок a, b, c (в прослушанном тексте) (Listening, Part 4 / Аудирование, часть 4)
правильное раскрашивание картинки, определение расположения предметов/лиц на картинке, согласно прослушанным инструкциям и описанию (Listening, Part 5 /Аудирование, часть 5)
Чтение и письмо:
понимание определений (дефиниций) слов, выбор ответа из ряда слов с тематическими картинками, правильное записывание слов в место для ответа (Reading & Writing, Part 1/ Чтение и письмо, часть 1)
понимание данного предложения/утверждения, согласие/ несогласие с ним путем соотнесения его с картинкой (yes/no – да/нет) (Reading & Writing, Part 2 / Чтение и письмо, часть 2)
выбор правильного ответа / реплики из предложенных вариантов a, b, c (в прочитанных диалогах) (Reading & Writing, Part 3 / Чтение и письмо, часть 3)
узнавание пропущенного слова по контексту (выбор из ряда предложенных слов – разных частей речи), правильное записывание слов при заполнении пропусков; понимание основного содержания текста, выбор заголовка из трёх предложенных (Reading & Writing, Part 4 / Чтение и письмо, часть 4)
понимание текста при чтении, правильные ответы на вопросы (1-3 слова); правописание слов в ответах (Reading & Writing, Part 5 / Чтение и письмо, часть 5)
понимание текста, правильный выбор пропущенных слов из трех данных вариантов (грамматические формы) (Reading & Writing, Part 6 / Чтение и письмо, часть 6)
Говорение:
правильное определение различий между картинками, согласно инструкциям экзаменатора (Speaking, Part 1 / Говорение, часть 1)
продолжение рассказа по картинкам 2-4 (Speaking, Part 2 / Говорение, часть 2)
по образцу объяснения экзаменатора (по первому ряду картинок) правильно выбрать отличающуюся в рядах картинку 2-4 и объяснить свой выбор (Speaking, Part 3 / Говорение, часть 3)
2 Я и моя семья The body and the face / Тело и лицо
Clothes / Одежда
My family / Моя семья
My day / Мой день
Food and drink, shopping / Еда и напитки, магазины
The home / Дом
Holiday, birthday / Праздник, день рождения
Health / Здоровье
3 Мир моих увлечений Hobbies / Хобби
Sports and leisure Спорт и досуг
4 Я и мои друзья My friends / Мои друзья 5 Моя школа My school / Моя школа
6 Мир вокруг меня Animals / Животные
places and directions, transport, weather, work, the world around us / Места и направления, транспорт, погода, работа, мир вокруг нас
Содержание изучаемого курса
Модули, изучаемые в программе, повторяются по мере освоения новой грамматики и лексики, затрагивая новые темы. Основными модулями являются: «Мир вокруг нас», «Я и моя семья», «Школа», «Мир моих развлечений», Знакомство», «Я и мои друзья». В ходе уроков используются различные виды активности, направленные на развитие грамматических навыков, лексического багажа, отработки навыков чтения, аудирования, устной речи, письма, орфографии, а также игровые моменты, позволяющие в легкой форме усвоить материал.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34 ЧАСА
(одно занятие – 1 учебный час)
Модуль Мир моих увлечений
Занятие 1
Тема « Спортивные игры»
Чтение предложений и дополнение пропущенных слов по контексту (из ряда данных слов)
Понимание на слух основной информации текстов, задание на множественный выбор (предметные картинки)
Этикетные микро диалоги – выбор ответа
Написание слов
Занятие 2
Тема « Я люблю играть»
Чтение предложений, соотнесение их с картинками
(tick or cross)
Чтение диалогов, соотнесение их с сюжетной картинкой (соедини линией)
Раскрашивание предметов на картинке согласно прослушанному тексту
Написание слов: предметные картинки
Модуль Я и мои друзья
Занятие 3
Тема « Мои предпочтения»
Чтение групп слов с подбором общего названия (назови одним словом)
Чтение предложений и дополнение пропущенных слов на основе картинки
Чтение текста и заполнение пропусков по контексту (описание с опорой на личный опыт)
Чтение слов и установление соответствий (Британский английский- Американский английский)
Занятие 4
Тема «Вопросительные слова»
Вопросительные местоимения ЧТО? КТО? ГДЕ?
Чтение вопросов и дополнение пропущенных слов на основе картинки, ответы на вопросы
Чтение вслух, освоение произношения слов, похожих по написанию
Чтение вопросов, ответы на них с опорой на личный опыт
Написание слов
заполнение пропусков, ответы на вопросы (слова, словосочетания)
Анализ звукобуквенных соответствий.
Занятие 5
Тема « Сколько?»
Вопросительное местоимение СКОЛЬКО? использование в речи
Существительные в единственном и множественном числе – различение
Чтение и категоризация слов (ед./мн.число)
Чтение вопросов и дополнение пропущенных слов на основе картинки
Понимание на слух заданной информации, написание имен и чисел - ответов на прочитанные вопросы по прослушанному тексту
Написание слов(по предметным картинкам), словосочетания
Написание слов: узнавание слова в составе предложений, выбор по контексту.
Занятие 6
Тема «Множественное число существительных -исключений»
Существительные в единственном и множественном числе – особые формы -использование в речи
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА с существительными в единственном/множественном числе
Чтение предложений, соотнесение их с картинками (ДА-НЕТ)
Составление предложений по таблице с опорой на картинку
Ответы на вопросы по сюжетной картинке
Написание слов (кроссворд по картинкам, заполнение таблицы )
Модуль Мир вокруг меня
Занятие 7
Тема « Кто Я?»
Чтение предложений, соотнесение их с реальной ситуацией (ДА-НЕТ)
Ответы на вопросы по сюжетной картинке
Написание слов в составе предложения по картинкам
Занятие 8
Тема « Рабочий день»
Понимание на слух основной информации текста, задание на множественный выбор (предметные картинки)
Написание слов по картинкам (найди слово)
Написание словосочетаний (предложные конструкции), заполнение таблицы.
Модуль Я и мои друзья
Занятие 9
Тема « Вопросы»
Чтение вопросов и дополнение пропущенных слов
Понимание на слух основной информации текста, задание на множественный выбор (предметные картинки).
Ответы на вопросы по сюжетной картинке
Диалоги по предметным картинкам (по данным вопросам)
Написание слов в составе предложения (вопроса) и ответа
Занятие 10
Тема « Разговор по телефону»
Чтение слов и выбор в соответствии с картинкой
Чтение текста, заполнение пропусков по контексту с опорой на данные слова/ на картинку
Понимание на слух заданной информации, раскрашивание предметов на картинке согласно прослушанному тексту
Правильное размещение объектов на сюжетной картинке, краткие ответы на вопросы по картинке.
Написание слов в составе предложений.
Занятие 11
Тема « Разговорные фразы-клише»
Чтение предложений и соотнесение их с сюжетными картинками, содержащими этикетные клише
Чтение предложений и соотнесение их с сюжетной картинкой и с последующим предложением в описании
Прослушивание и понимание модельных диалогов этикетного характера
Правильное размещение реплик (этикетные клише) на сюжетной картинке
Составление кратких диалогов на основе прослушанного
Модуль Я и моя семья
Занятие 12
Тема « Обо мне»
Структура вопросов – освоение в речи
Понимание на слух заданной информации из текста, заполнение таблицы
Понимание на слух основной информации текста, задание на множественный выбор предметные картинки
Написание слов: упр. B (заполнение таблицы)
Написание предложений (по образцу)
Занятие 13
Тема « Игра с алфавитом»
Чтение слов и группирование их по сходству в звучании (рифме)
Написание слов (кроссворд по картинкам и опорным буквам)
Занятие14-15
Промежуточное тестирование
Модуль Мир вокруг меня
Занятие 16
Тема «Животные».
Прогнозирование содержания текста, чтение и нахождение в тексте заданной информации
Чтение предложений, узнавание слов (названия животных) по описанию
Соотнесение звукового образа слова с его графическим образом, написание слов
Написание слов и предложений (ответы на вопросы)
Занятие 17
Тема «Животные – места обитания».
Чтение вопросов и ответы на них
Чтение групп слов и нахождение «лишнего» слова
Чтение слов и соотнесение их с объектами на сюжетной картинке
Чтение текста и заполнение пропусков в предложениях на основе прочитанного
Понимание текста на слух, раскрашивание предметов на картинке согласно инструкциям
Написание слов (заполнение пропусков)
Модуль Я и моя семья
Занятие 18
Тема «Описание человека».
Чтение вопросов и ответы на них
Чтение текста и заполнение пропусков в предложениях на основе прочитанного
Составление предложений по образцу (о себе)
Понимание на слух основной информации текста, задание на множественный выбор (картинки)
Написание слов (кроссворд на основе вопросов)
Занятие 19
Тема «Одежда».
Чтение предложений, узнавание слов по описанию/дефинициям (одежда):
Чтение таблицы и классификация лексики (одежда)
Чтение и понимание утверждений, согласие/ несогласие с ними путем соотнесения с картинкой (да-нет)
Понимание текста на слух, правильное расположение объектов на картинке (имена детей) относительно других предметов (соедини линией!) (выборочное понимание на слух заданной информации)
Диалог по картинкам с опорой на данные вопросы (о себе и своей одежде)
Написание слов (по предметным картинкам – найди слово!,узнавание слова по прочитанному описанию, заполнение таблицы)
Написание слов (по предметным картинкам – найди слово!, узнавание слова по прочитанному описанию, заполнение таблицы)
Занятие 20
Тема «Характеристики настроения».
Чтение и дополнение предложений (по картинкам)
Чтение диалога и заполнение пропусков по контексту
В прочитанных диалогах выбор правильного ответа / реплики из данных вариантов (поисковое чтение)
Написание слов (в составе предложений)
Занятие 21
Тема «Сравнительная степень прилагательных»
Чтение и дополнение предложений (по картинкам)
Чтение текста и рисование на основе прочитанного
Чтение предложений и группировка их по содержанию
Правильное определение различий между картинками
Написание слов (в составе предложений)
Списывание предложений (группировка по содержанию)
Модуль Мир вокруг меня
Занятие 22
Тема «Погода».
Чтение слов и соотнесение их со зрительным образом объекта
Чтение предложений, узнавание слов по описанию (погода)
Чтение текста и узнавание пропущенных слов по контексту и картинкам; ответы на вопросы
Чтение предложений и соотнесение их с сюжетными картинками и именами персонажей (на основе текста)
Понимание на слух заданной информации, заполнение пропусков в предложениях (из ряда данных слов)
Составление предложений по образцу (с опорой на картинки)
Ответы на вопросы по прочитанному тексту с опорой на картинки
Написание слов (словообразование по образцу, узнавание по описанию, выбор из данного ряда, по картинкам; слова и словосочетания – по прочитанному, имена)
Написание предложений (составление по образцу)
Занятие 23
Тема «Превосходная степень прилагательных».
Чтение предложений и заполнение пропусков по контексту, картинкам, с опорой на данный ряд слов
Понимание текста при чтении, правильный выбор пропущенных слов из трех данных вариантов (грамматические формы) (изучающее чтение)
Чтение вопросов личного характера и ответы на них
Чтение предложений и заполнение пропусков по контексту (с опорой на личный опыт)
Ответы на вопросы личного характера
Пишем стихи с использованием прилагательных
Написание слов (в составе предложений, выбор из данного ряда ,имена)
Модуль Я и моя семья
Занятие 24
Тема «Члены семьи»
Чтение текста и заполнение пропусков по контексту и картинкам
Чтение слов (по теме «Семья»), установление соответствий (пары синонимов)
Понимание текста при чтении, заполнение пропусков в предложениях на основе текста (1-3 слова)
Понимание текста на слух, расположение объектов на картинке относительно других предметов (соедини линией!)
Беседа о своей семье
Написание слов (в составе предложений ,выбор из данного ряда ,на основе текста)
Занятие 25
Тема «Чье это?»
Чтение и понимание предложений, соотнесение их с сюжетной картинкой (yes/no) (поисковое чтение)
Понимание текста на слух, расположение объектов на картинке относительно других предметов (соедини линией!)
Понимание на слух заданной информации, заполнение пропусков в вопросах, ответы на вопросы
Раскрашивание предметов на картинке согласно прослушанным инструкциям
Ответы на вопросы (Чей? Который?)
Занятие 26.
Тема «Еда и напитки»
Чтение слов (продукты питания) и классификация их по значению
Чтение групп слов и нахождение «лишнего» слова
Чтение предложений, узнавание слов по описанию (продукты питания): упр.C
Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трех данных вариантов (грамматические формы) (изучающее чтение)
Нахождение «лишнего» слова в группе слов, высказывание – обоснование выбора (по образцу)
Написание слов: упр.A (классификация, заполнение таблицы, узнавание по описанию ,выбор из данного ряда)
Занятие 27.
Тема «Упаковка»
Чтение предложений и заполнение пропусков по контексту, картинкам, с опорой на данный ряд слов
Рисование согласно прочитанным инструкциям
Раскрашивание картинки, определение расположения предметов на картинке согласно прослушанным инструкциям и описанию (выборочное понимание на слух заданной информации)
Понимание на слух заданной информации, заполнение пропусков в тексте
Воспроизведение слов по предметным картинкам, ответы на вопрос
Написание слов (по картинкам, ассоциация, выбор из данного ряда, заполнение пропусков по прослушанному тексту)
Занятие 28
Тема «Виды домов»
Чтение слов, соотнесение их с объектами на сюжетной картинке (соедини линией!)
Чтение диалогов, выбор правильного ответа / реплики из данных вариантов a, b, c; чтение предложений и заполнение на основе прочитанного (изучающее чтение)
Правильное определение различий между картинками
Описание картинок
Написание слов (заполнение пропусков по прочитанному тексту)
Занятие 29
Тема «Мой дом»
Чтение текста и заполнение пропусков по контексту (с опорой на данный ряд слов)
В прослушанном диалоге заполнение пропусков (выборочное понимание на слух заданной информации)
Ответы на вопросы личного характера (о своем доме)
Нарисуй и опиши. Дом моей мечты
Написание слов (заполнение пропусков по прочитанному тексту, в составе предложений – описание своего дома (заполнение пропусков по прослушанному тексту)
Установление звукобуквенных соответствий (игровое задание)
Написание предложений с данными словами
Модуль Школа
Занятие 30
Тема «В школе»
Чтение предложений, узнавание слов по описанию (по теме «В школе»), с опорой на предметные картинки
Чтение текста, узнавание пропущенного слова по контексту (выбор из ряда данных слов – разных частей речи); понимание основного содержания текста, выбор заголовка из трёх данных вариантов (ознакомительное, изучающее чтение)
Чтение предложений и соотнесение их с сюжетной картинкой (найди ошибки!)
Чтение предложений и заполнение пропусков по контексту с опорой на сюжетную картинку
Определение (имени) персонажа на картинке по описанию в прослушанном диалоге (Соедини линией!) (выборочное понимание на слух заданной информации)
Написание слов (узнавание по описанию, заполнение пропусков по прочитанному тексту)
Написание словосочетаний (дополнение предложений с опорой на картинку)
Модуль Мир моих увлечений
Занятие 31
Тема «Спорт»
Чтение текста, узнавание пропущенного слова по контексту (выбор из ряда данных слов)
Чтение предложений, расположение их в логическом порядке (по содержанию)
Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трех данных вариантов (грамматические формы) (изучающее чтение)
В прослушанном тексте понимание происходившего в разные дни недели, соотнесение соответствующих картинок с названиями дней недели (соедини линией!) (пониманием на слух общего содержания информации)
Проект «Спорт»
Занятие 32-34
Тестовые мероприятия
Календарно - тематическое планирование
по курсу “Подготовка к YLE”
в 3 классе (1ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ п/п Содержание
(модули, темы) Примечание
1. Мир моих увлечений (Спортивные игры) 2. Мир моих увлечений(Я люблю играть) 3. Я и мои друзья (Мои предпочтения) 4. Я и мои друзья (Вопросительные слова) 5. Я и мои друзья (Сколько?) 6. Я и мои друзья (Множественное число существительных) 7. Мир вокруг меня (Кто я?) 8. Мир вокруг меня (Рабочий день) 9. Я и мои друзья (Вопросы) 10. Я и мои друзья (Разговор по телефону) 11. Я и мои друзья (Разговорные фразы-клише) 12. Я и мои друзья (Обо мне) 13. Я и мои друзья (Игра с алфавитом) 14. Промежуточное тестирование 15. Анализ результатов 16. Мир вокруг меня (Животные) 17 Мир вокруг меня (Среда обитания животных) 18 Я и моя семья (Описание внешности) 19 Я и моя семья (Одежда) 20 Я и моя семья (Характеристики настроения) 21 Я и моя семья (Сравнительная степень прилагательных) 22 Мир вокруг меня (Погода) 23 Мир вокруг меня (Превосходная степень прилагательных) 24 Я и моя семья (Члены семьи) 25 Я и моя семья (Чье это) 26 Я и моя семья (Еда и напитки) 27 Я и моя семья (Упаковка) 28. Я и моя семья ( Виды домов) 29. Я и мо я семья (Мой дом) 30. Моя школа ( В школе) 31. Мир моих увлечений (Спорт) 32. Итоговое тестирование 33. Анализ результатов 34. Коррекционное тестирование ИТОГО: 34 часа Таким образом, в ходе освоения программы ученики приобретают следующие знания и умения (см. ниже).
Языковые средства и навыки пользования ими
Будучи соотнесенными с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены, как и большинство современных учебных курсов для начальной школы, построены на владении базовыми языковыми средствами и навыками их использования в речи в соответствии с действующими школьными программами. Следующая таблица иллюстрирует эти соответствия на примере грамматической стороны речи.
Таблица 2
Примерная программа по иностранному языку для начальной школы
Кембриджские экзамены для детей (Movers)
Общий и специальный вопрос
Вопросительные слова what, who, when, where, why, how (что, кто, когда, где, почему, как)
Порядок слов в предложении
Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах
Предложения с конструкцией there is/ there are (там есть…)
Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (настоящем, будущем, прошедшем обыкновенном времени)
Неопределенная форма глагола
Глагол-связка to be (быть
Модальные глаголы can, may, must, have to (быть в состоянии, мочь, долженствовать, быть обязанным)
Глагольные конструкции I’d like to (Я бы хотел…)
Существительные в единственном и множественном числе
Существительные с неопределенным, определенным и нулевым артиклем
Притяжательный падеж имен существительных
Прилагательные, в т.ч. в степенях сравнения
Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those – этот/эти, тот/те), неопределенные (some, any / некоторые)
Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes / вчера, завтра, никогда, обычно, часто, иногда)
Наречия степени (much, little, very /много, мало, очень)
Количественные числительные 1-100, порядковые числительные 1-30
Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with Verbs (positive, negative, question, imperative and short answer forms)
Глаголы (положительные, отрицательные, императивы, короткие формы ответов
Question words
/Вопросительные слова
Past Simple regular and irregular forms (прошедшее обыкновенное время, правильные и неправильные формы глагола)
Verb + infinitive
Infinitive of purpose
(глагол + инфинитив, инфинитив для указания цели)
Must/mustn’t (obligation), could (past form of can)
have/had to
Wouldn’t like
(должен/не должен – обязанность, мог (прошедшая форма от «(мочь», быть/был обязанным. Не хотел бы?)
Comparative and Superlative
Степени сравнения
Comparative and Superlative adverbs /Сравнительные и превосходные степени наречий
Аналогично, в полном соответствии с требованиями программы, строится освоение фонетической и лексической стороны речи, а также орфографии.
Таким образом, занятия в рамках данного курса не связаны с перегрузкой и интенсивным опережающим обучением по отношению к основному курсу, а направлены на организацию практической деятельности младших школьников по освоению уже известных структур в речи и использованию их в новых ситуациях общения, что соответствует государственной политике здоровьесбережения школьника.
Социокультурная компетентность
В процессе учебных занятий в рамках программы Cambridge English учащиеся начальной школы знакомятся с личными именами и наиболее значимыми реалиями стран изучаемого языка, формами обращения и элементарными формами речевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Специальные и общеучебные умения
Специальные умения
В процессе занятий учащиеся систематически овладевают следующими специальными (предметными) умениями и навыками, в соответствии с программными требованиями:
уметь пользоваться поурочным и тематическим словарем учебника, компьютерным словарем;
систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
использовать языковую догадку, например, при распознавании значения слов в контексте при чтении;
уметь распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, артикли.
Общеучебные умения
Разнообразные виды деятельности на занятиях в рамках курса обеспечивают также формирование и развитие общеучебных умений младших школьников:
приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
разнообразных приемов раскрытия значения слова, в том числе с помощью словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, дефиниций, контекста;
общеречевых коммуникативных умений: начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
навыков самоконтроля, самооценки;
навыков самостоятельного выполнения заданий, с пониманием инструкций к ним, в том числе заданий с использованием компьютера.
Результаты освоения программы
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной), учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка в начальной школе, обозначенных ФГОС.
Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе,
- осознание себя гражданином своей страны,
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении различных заданий;
- развитие коммуникативных способностей, умения выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора;
- развитие познавательной и эмоциональной сфер обучения, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК.
Предметные результаты изучения данного курса также полностью соответствуют ФГОС начального общего образования.
Так, универсальная методическая направленность, разнообразие и привлекательность тестов обеспечивают развитие общего лингвистического кругозора, познавательной сферы младших школьников. Например, разнообразные задания при работе с текстом, в том числе по прогнозированию содержания, выбору наиболее подходящего из предложенных заголовков, способствуют развитию таких важных умений, как умение смыслового чтения. Задания, часто в форме головоломок и загадок, отличающиеся от заданий школьного учебника, в занимательной форме учат детей находить сходство и различие при сравнении, воспроизводить слово по предложенной дефиниции, развивая внимание, логику, умение анализа и синтеза. Практика тренировочных тестов способствует формированию механизмов самоконтроля, развитию познавательной и эмоциональной сфер учащихся.
В условиях перехода к новой государственной системе аттестации (ГИА, ЕГЭ), подготовка к Кембриджским экзаменам в начальной школе становится значимым условием формирования прочной языковой базы. Соотносясь с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены для детей на уровне Movers соответствуют уровню А1, на уровне Flyers соответствуют уже уровню А2 – нижней планке требований ЕГЭ. Вместе с этим, практика сдачи Кембриджских экзаменов формирует психологическую готовность детей к независимой экспертизе уровня их языковой подготовки.
Задания на основе личного опыта – высказывания о своей семье, своем доме, друге, организация речевого взаимодействия в рамках соответствующих ситуаций значительно повышают мотивацию учащихся к пользованию языком как средством межкультурного общения. Помимо этого, регулярное выполнение тестов, промежуточных работ в экзаменационном формате является частью мониторинга образовательной деятельности учащихся, инструментом управления качеством образования по английскому языку.
С другой стороны, необходимая для системы дополнительного образования практическая деятельность обеспечивается выполнением разнообразных речевых заданий, в том числе в ситуациях межличностного общения, дидактической, языковой, коммуникативной и ролевой игр, викторин, выполнением проектных и творческих работ. Это помогает раскрытию личностных качеств ребенка, способствует формированию морально-нравственных ценностей, приобщению к новому социальному опыту.
Возможность организации значительной части работы учащихся в малых группах и в парах, способствует формированию самостоятельности и партнерских отношений.
Использование аудиозаписей является необходимой составляющей занятий. Использование компьютерной техники при выполнении заданий, интернет-сайта как компонента основных учебных пособий, может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы учащихся с языковым материалом, способствовать развитию автономии учащихся при изучении иностранного языка. В процессе занятий иноязычная речевая деятельность включается в другие виды деятельности, характерные для данной возрастной группы: игровую, эстетическую, художественную.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к дальнейшему овладению английским языком, потребности в систематической самооценке и оценке достижений в изучении языка. Они обеспечивают развитие самостоятельной творческой деятельности. Среди наиболее эффективных форм такой работы - организация выставок индивидуальных и коллективных работ учащихся, участие родителей в занятиях на интерактивной основе.
По окончании курса учащимся предлагается сдать соответствующий их уровню Кембриджский экзамен. Другим вариантом итогового контроля может служить работа, организованная учителем, - выполнение опубликованных вариантов экзамена соответствующего уровня. Итоговое занятие курса рекомендуется проводить в формате праздника английского языка - с максимальной опорой на приобретенные речевые умения и языковые навыки, на индивидуальные особенности и предпочтения детей, с использованием их творческих работ.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические пособия издательства Кембриджского университета (Cambridge University Press) по подготовке к экзаменам разного уровня обеспечивают надлежащий уровень подготовки, сочетая практику выполнения заданий экзаменационного формата с интенсивным интеллектуальным, речевым и эмоциональным развитием младших школьников, делая процесс занятий увлекательным, разнообразным, отличающимся от обычного школьного урока многочисленными и разнообразными игровыми формами. Основным компонентом учебно-методического обеспечения является базовый УМК при подготовке к Кембриджским экзаменам для детей Fun for Movers (для 4 классов).
Комплект состоит из книги для учащегося, книги для учителя, аудиоматериалов.
Книга для учащегося содержит задания в формате тестов и разнообразный, в том числе игровой, материал для подготовки к экзаменам. УМК построен на разнообразии видов деятельности в рамках тематически организованных уроков, интегрирующих учебные действия с игровыми и другими действиями, соответствующими возрастным особенностям младших школьников (рисование, раскрашивание, установление соответствий, нахождение сходств и различий в рисунках и др.). Этим, помимо целенаправленного освоения материала экзаменационного уровня, обеспечивается благоприятная атмосфера занятий, мотивация к изучению и использованию иностранного языка, интенсивное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся. Интенсивное использование динамических игр и заданий обеспечивает двигательный режим, способствуют успешному проведению занятий в рамках дополнительного образования. Наличие поурочного и тематического словаря и заданий по работе со справочными материалами обеспечивает развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Книга для учителя содержит изложение концепции и методических принципов курса, поурочные методические рекомендации, в том числе по организации групповой и дифференцированной работы с учащимися. Специальные разделы содержат советы по психологической подготовке младших школьников к экзаменам, справочные материалы к каждому уровню, а также дополнительный раздаточный материал.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., Регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., Регистрационный номер 19707).
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., Регистрационный номер 19993).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Сambridge Young Learners English Tests, Handbook for teachers. – University of Cambridge ESOL Examinations.
Сambridge English. Teaching and Learning materials (Каталог учебно-методической литературы). - Cambridge University Press, 2011.
Кузьмина Т.А. YLE Кембриджские тесты по английскому языку для самых маленьких: Сambridge Young Learners English Tests. – М: ЛИО Паблишинг, 2010.
J.Wilson. Ethical issues in the testing of young learners // University of Cambridge ESOL examinations Research Notes, Issue 22/November 2005.
www.CambridgeESOL.org – официальный сайт Кембриджского экзаменационного отдела Кембриджского университета
Учебная литература издательства Кембриджского университета
(Cambridge University Press)
Anne Robinson. Fun for Movers.
Karen Saxby. Storyfun for Movers.
Сambridge Young Learners English Tests (Movers).