Статья Методика подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Ичалковская средняя школа»
«Методика подготовки учащихся
к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию»
Ганюшин М.Е. учитель истории
высшей квалификационной категории
МАОУ Ичалковская СШ
Перевозский район, с.Ичалки,
ул. Новая, д.1
2015г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….
стр.3
Глава I. Проектно-исследовательские технологии как эффективное средство подготовки учащихся к экзамену по обществознанию …...
стр. 5
Глава II. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ с использованием ИКТ …………………………………...
стр. 13
Заключение …………………………………………………………….
стр. 24
Введение
После отмены традиционной формы экзаменов и введением ЕГЭ, а затем и ГИА (ОГЭ), мне, как и многим другим учителям обществознания, пришлось искать новые способы по подготовке учащихся к экзамену. В итоге используя и классические походы в плане подготовки выпускников, так и учитывая новые веяния, мне в определённой степени удалось сформировать свою систему подготовки к итоговой аттестации.
Создание своей методики потребовало серьёзного анализа собственного педагогического опыта, изучения дополнительной методической литературы, осмысления и использования на практике новых способов и приёмов. В результате сформировалась определённая система работы, которая будет представлена ниже.
На формирование данной системы оказывает влияние множество факторов – это малокомплектная сельская школа, и введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и многое другое.
Работа в малокомплектной сельской школе определённым образом влияет и на формирование необходимых универсальных учебных действий в рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах, и на учебную деятельность в целом. В тоже время ФГОС нового поколения требуют от образования личностно-ориентированного подхода, направленного на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся.
В рамках основного курса обществознания в обычном, непрофильном, классе, т.е. с одним часом в неделю, подготовить учащихся к ГИА на хорошем уровне бывает достаточно трудно. Но этой подготовки в том или ином формате избежать не удастся, поскольку одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является не только подготовка успешно социализированного выпускника, но и результат сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ – одна из основных задач работы каждого учителя – предметника, в данном случае обществознания.
Цель моей статьи:
- обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ с использованием проектно-исследовательских и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
- анализ работы по подготовке к сдаче экзамена за прошедшие годы;
- определение основополагающих принципов деятельности в рамках указанных технологий;
- составление методических рекомендаций по данной теме.
Представленная ниже система подготовки школьников к ГИА является обобщением личного опыта, поэтому не претендует на строгую научность изложения и демонстрирует только отдельные возможности проектно-исследовательских и информационно-коммуникативных технологий.
Глава 1. Проектно-исследовательские технологии как эффективное средство подготовки учащихся к экзамену по обществознанию
Развитие современного общества, и соответственно образования требуют от учителя новых подходов к образовательной деятельности. Все заинтересованные лица в сфере образования отмечают: если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.
Новые принципы личностно ориентированного образования, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения. Неслучайно в базисном учебном плане выделено основное направление такого вида деятельности: проектно - исследовательское. Соответственно данная деятельность не должна носить случайного характера, а осуществляться целенаправленно, в системе. Разработанная мной система подготовки учащихся к ГИА по обществознанию с использованием проектно-исследовательской деятельности отображена в следующей схеме:
Как мы видим, здесь представлены три основных направления, в русле которых может использоваться проектно-исследовательские технологии. В дальнейшем мы приведём примеры целенаправленного использования исследовательской и проектной деятельности для эффективной подготовки к экзамену и его успешного прохождения.
На уроке. Проектно-исследовательская деятельность, её задачи могут классифицироваться по самым разным основаниям – по времени, количеству участников, междисциплинарным связям и др.. Задачи проектно-исследовательской деятельности по времени могут быть долгосрочными (реализация на протяжении нескольких уроков) и краткосрочными (реализация на одном уроке).
Механизм осуществления долгосрочных проектов включает в себя классическую схему проектно-исследовательской деятельности – пять «П»:
- постановка проблемы;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
В данном случае учащиеся последовательно проходят все этапы на протяжении нескольких занятий, с включением самостоятельной работы во внеурочное время. Рассмотрим несколько примеров, позволяющих использовать проектно-исследовательские технологии для подготовки к государственной итоговой аттестации.
Многие из экзаменационных заданий можно отработать с помощью исследовательской и проектной деятельности. Например, проведение социологических опросов позволяет отработать необходимые навыки для решения экзаменационных заданий на анализ социальных реалий, заданий с графиками и диаграммами. В 6 классе при изучении темы «Наука и образование» проводим исследование – небольшой социологический опрос, выстраиваем таблицу с результатами, делаем выводы. Учащимся предлагается опросить в течение недели не менее десяти человек.
Вопросы могут быть следующие:
1) Считаете ли вы важным получение образования?
2) Какое образование вы считает более нужным для себя – среднее профессиональное или высшее профессиональное?
3) Какое направление в образовании вы считаете более важным – экономическое, юридическое, медицинское, педагогическое, техническое?
По результатам опроса составляется обобщающая таблица:
Важность получения образования Уровень образования Какое направление в образовании вы считаете более важным
Да Нет Среднее Высшее Эк. Юр. Мед. Пед. Тех.
В зависимости от полученных результатов делаются соответствующие выводы – первоначальные навыки решения указанных выше заданий получены. Собственно оформление таблицы и является конечным продуктом, т.е. проектом. При наличии времени и заинтересованности учащихся работу можно продолжить или усложнить.
В старших классах (9, 11) при изучении аналогичной темы проводится более сложное социологическое исследование, результатом которого может быть уже не только таблица, но и гистограмма по результатам таблицы.
К гистограмме учащиеся самостоятельно составляют вопросы соответствующие типу заданий в экзамене.
В 10-11 классе при изучении темы «Конфликт» проводится социологический вопрос «Причины межличностных конфликтов», включающий в себя теоретический этап и практический с представлением в конечном итоге полученного продукта. Школьники готовят теоретическое обоснование социологического опросы – выясняют понятие конфликта, его основные составляющие, классификацию конфликтов. Причём при подготовке теоретического материала используется, как учебная литература, так и интернет-ресурсы.
Причины конфликтов – тема собственно самого социологического опроса. Респондентам (их количество может быть различным, но не менее 10 человек) могут задаваться примерно следующие вопросы – Причинами межличностных конфликтов могут являться:
- личная неприязнь;
- предвзятое отношение;
- отсутствие взаимопонимания;
- уровень воспитанности;
- социальное окружение.
В завершение учащиеся отображают полученные данные в следующей диаграмме:
К данной диаграмме составляются вопросы соответствующие заданиям в ЕГЭ. Полностью ход исследования, теоретическое обоснование, практическая часть представлены в общей презентации и защищаются учащимися на одном из уроков.
После выполнения подобных проектно-исследовательских работ как правило задания на анализ статистической информации, графиков, диаграмм у учеников, сдающих экзамены, не вызывают особых затруднений.
Но чаще всего возможна реализация краткосрочной проектно-исследовательской деятельности в рамках одного отдельно взятого урока, так называемые мини-проекты. Например, при изучении темы «Формы государства» возможна такая работа, как составление классификации форм государства по критериям, определяемым самими учениками. В данном случае исследовательская деятельность носит фрагментарный характер и уместна на отдельном этапе урока.
Учащиеся могут разбиться на пары или группы (возможна и индивидуальная работа) с распределением ролей в них. Конечным продуктом должно быть не только составление классификации, но и заданий экзаменационного типа к ней. Например, заданий на установление соответствия, или определение лишних терминов. Может быть составлено задание следующего типа – в приведённом ниже списке форм правления определите два лишних термина:
1) Абсолютная монархия; 2) конфедерация; 3) парламентская республика; 4) дуалистическая монархия; 5) демократия; 6) полупрезидентская республика.
В целом возможен следующий алгоритм использования проектно-исследовательских технологий на уроках для подготовки к ГИА:
- определение наиболее важных тем, подлежащих повторению и закреплению;
- определение целей, задач, характера деятельности (урок-исследование, лабораторная работа и др.);
- осуществление проектно-исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности проектно-исследовательская работа является серьёзной помощью в подготовке к экзамену. Результативное участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах невозможно без исследовательской деятельности. В данном случае проектно-исследовательская деятельность выступает не только как технология, но и как содержание.
Остановимся на следующем примере – участие в муниципальном конкурсе эссе, посвящённых местному самоуправлению. В данном случае это конечно индивидуальная работа. В плане подготовке к итоговой аттестации отрабатываются навыки написания эссе, одного из самых сложных заданий в экзамене 11 класса. Одновременно изучается и экзаменационный теоретический материал, поскольку написание эссе на данную тему требует исследовательской работы, а само эссе выступает как конечный продукт.
Моя работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Для успешной реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать учащихся – сформулированная мной тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес, но в данном случае мотивация очевидна – успешная сдача экзамена.
Совместная с учеником постановка проблемы, проектирование по её решению формируют универсальные учебные действия целеполагания, структурирования своей деятельности, отбора информации, необходимых для составления основных тезисов эссе. На теоретическом этапе предполагается определение основных терминов, понятий, аргументов, которые можно использовать для выполнения поставленной цели. Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля за деятельностью учащегося. Большое внимание уделяется анализу различных данных из правовых источников (Конституция РФ), средств массовой информации, прежде всего, Интернета. В каких-то моментах приходилось подсказывать, какие ресурсы стоит использовать, а от чего лучше воздержаться. Практический этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных. Особенно хочется отметить в данном контексте проведённый ученицей социлогический опрос, посвящённый работе местного самоуправления. Данные опроса были включены в качестве аргументов в эссе. Завершающим в данном случае явилось оформление проекта – эссе «Местное самоуправление – власть или институт развития гражданского общества» с приложениями (эссе представлено в качестве приложения №1). Аналогичная деятельность по участию в различных мероприятиях внеурочного характера позволяет дополнительно усовершенствовать навыки учащихся, необходимые для решения экзаменационных заданий разного уровня.
Алгоритм работы в этом направлении может быть следующим:
- определение мероприятий, в которых можно задействовать проектно-исследовательскую деятельность;
- определение учащихся, способных к такой деятельности;
- осуществление деятельности, подготовка и участие;
- подведение итогов, корректировка ошибок.
Дополнительное образование – третье базовое направление в подготовке учащихся к экзамену, представлено факультативами, элективными курсами. Ценность дополнительного образования заключается в том, что на факультативы приходят дети, заинтересованные в успешной сдаче экзамена. Если на уроке бывает трудно мотивировать всех учащихся на проектно-исследовательскую деятельность (не все сдают экзамен по обществознанию), то на факультативе «лишних» людей, как правило, нет. В свою очередь в конкурсах и олимпиадах участвуют тоже далеко не все учащиеся, а экзамен сдают многие. Соответственно дополнительные занятия позволяют восполнить все пробелы, связанные с подготовкой к итоговой аттестации и более эффективно использовать для этого проектно-исследовательские технологии.
В рамках дополнительного образования уместна и систематическая исследовательская работа и по мере необходимости, всё зависит от уровня самих учащихся, возможностей учителя, иных факторов обучения. Плюсом дополнительного образования является то, что учащиеся не скованы рамками урока, оценивания результата, а работают на перспективу.
Суммируя вышесказанное следует отметить, что значимый эффект от использования проектно-исследовательской деятельности в плане подготовки к ГИА будет только в том случае если данная работа ведётся в системе, а не произвольно от случая к случаю.
Отдельно хотелось бы отметить роль ИКТ в проектно-исследовательской деятельности – она весьма значима. Поиск и обработку информации, представление результатов исследования в формате презентации или видеоролика в настоящее время используют в повседневной учебной практике, в том числе и для подготовки к экзамену, многие учителя. Чрезвычайно широкие возможности для организации проектно-исследовательской деятельности предоставляет Интернет. Об использовании ИКТ в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ речь в следующей главе.
Глава 2. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию с использованием ИКТ
Использование информационно-коммуникативных технологий является не только необходимым в современном учебном процессе, но и неизбежным, по сути, компьютер, и все сопутствующие ему элементы, являются таким же орудием труда как ручка. Причём используются ИКТ очень активно, как педагогами, так и учащимися.
В плане подготовки к итоговой аттестации ИКТ выступают одним из важнейших звеньев, существенно дополняя широкий спектр других образовательных технологий. Использование ИКТ универсально, оно уместно при организации самых разных форм образовательной деятельности: урок, внеурочная деятельность, элективные курсы, консультации, проектно-исследовательская деятельность. ИКТ могут применяться на всех этапах: от постановки целей до рефлексии, а так же при разных видах работы: лекция, работа в группах, парах, при выполнении различных проверочных работ.
В процессе подготовки учащихся к ГИА по обществознанию применяю следующие методические приёмы использования ИКТ:
1) презентации Power Point;
2) интернет-ресурсы;
3) дистанционное обучение;
4) интерактивная доска.
Остановимся более подробно на каждом из них.
Презентации Power Point. В настоящее время презентации широко используются при подготовке к экзаменам. Среди множества разнообразных презентаций принято выделять два основных типа:
- классические, предназначенные для изучения нового материла, - презентации для повторительно-обобщающих уроков.
В работе использую в основном свои собственные презентации. Мной создана серия презентаций по подготовке учащихся к ОГЭ в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе. Значительное количество презентаций представлено в сетевых сообществах – Учительский портал, Педсовет, на личном сайте. Темы презентаций соответствуют вопросам кодификаторов по обществознанию в 9, 11 классах.
Данные презентации позволяют работать в системе, служат очень удобным средством на уроке и факультативных занятиях. На уроках возможно применение отдельных тем внутри отдельных презентаций при их изучении согласно тематическому планированию. Более эффективны они на факультативах, дополнительных занятиях, консультациях. Данная работа в рамках дополнительных занятий ведётся последовательно на протяжении всего учебного года, темы кодификатора изучаются последовательно.
Алгоритм работы достаточно прост:
- изучение (закрепление, повторение) теоретического материала;
- отработка умений решать задания различного типа, сложности и т.д.;
- выяснение затруднений, проблемных вопросов, их решение, при необходимости возвращение к теоретическому материалу;
- контроль и повторение изученного материла.
Например, при изучении или повторении темы «Рынок и рыночный механизм» (9 класс) разбираем основные понятия с помощью представленного ниже слайда, при необходимости можно использовать справочный материал (гиперссылка).
После разбора теоретических положений переходим к формированию и отработке заданий, представленных в экзамене. Первоначально на слайде ответа нет – учащимся даётся возможность подумать, как решить данное задание, поразмышлять над обозначенной проблемой. Далее, с помощью анимации появляется верный ответ, с которым дети сверяют свои версии.
Безусловно, после рассмотрения одной большой темы, например «Экономика», желательно обращение к печатным тестам, проведение итоговых работ.
Для итогового контроля используются презентации обобщающего характера, которые составлены на основе экзаменационных материалов, в основном из открытого банка заданий ФИПИ. После изучения темы «Право и человек» проводим обобщающий урок в игровой форме:
В большом классе обучающиеся делятся на группы, в небольших классах возможен фронтальный опрос. Каждая группа выбирает задание на игровом поле, к заданию, представленном на дополнительных слайдах, переходит по гиперссылкам. Ответы появляются с помощью анимации. Задания охватывают все основные темы данного раздела и большинство типов заданий.
Аналогичная использование презентация ведётся и при подготовке выпускников 11 класса, только уже с учётом специфики ЕГЭ. В целом использование презентаций с элементами экзаменационных материалов использую, начиная уже с 6 класса.
Плюсы презентации при подготовке к ГИА:
- простота и удобство в изучении нового материла;
- большой объём теоретического материла, как основного, так и дополнительного;
- возможность отработать необходимые навыки для решения заданий разного типа;
- эффективное закрепление и повторение экзаменационного материала;
- самостоятельное использование учащимися материала презентаций.
Минусы презентации при подготовке к ГИА:
- невозможность представить задания с таблицами и диаграммами;
- невозможность представить в полном объёме все типы заданий 2 части (например, работа с текстом);
- чрезмерное использование презентаций в ущерб другим средствам подготовки к экзамену;
- проблемы технического характера.
Интернет-ресурсы. Доступный интернет в последние годы играет не последнюю роль в подготовке учащихся. Проблема в привлечении интернет-ресурсов заключается в том, что учащиеся чаще всего работают с ними бессистемно, перескакивая с одного на другое, выполняя более простые задания, не останавливаясь на более сложных.
А между тем возможности интернет-ресурсов достаточно велики, необходимо только направить энергию учащихся в нужное русло. С этой целью с начала учебного года учеников выпускных классов, да и более младших классов, приучаю правильно использовать возможности интернета.
Интернет предоставляет огромное количество разнообразных ресурсов, содержащих сведения об экзаменах. Но для полноценной подготовке к ГИА особенно важны официальные ресурсы как источники новой важной информации о проведении экзамена в организационном, теоретическом, практическом плане. Зачастую учащиеся не могут самостоятельно выбрать нужные им сайты, затрудняются в поиске необходимой им информации, а иногда и не подозревают о её существовании.
С этой целью акцентирую внимание обучащихся на том, что необходимую информацию по подготовке к экзамену они могут получить либо на моём личном сайте, либо на школьном сайте. На моём сайте размещены демоверсии, спецификации, кодификаторы текущего учебного года, другие вспомогательные материалы.
Также в силу того, что учительский сайт невозможно ежедневно пополнять новыми материалами по подготовке к ГИА, то на сайте есть ссылки на другие более компетентные ресурсы (например, открытый банк заданий ФИПИ, Решу ЕГЭ и другие), которыми могут воспользоваться учащиеся. Аналогичная информация, даже более обширная, размещена и на школьном сайте.
Моя задача в этом случае направить учащихся в нужном направлении, проконсультировать их как более эффективно работать с данными ресурсами, при необходимости корректировать самостоятельную работу детей в интернете.
Соответственно алгоритм работы с интернет-ресурсами заключается в следующем:
- консультации с учащимися;
- самостоятельная работа учащихся;
- корректировка деятельности учащихся.
Не стоит забывать и о том, что и для самого учителя интернет является зачастую незаменимым помощником при организации подготовки к экзамену. Используются, в разумных пределах, и видеоуроки, широко представленные в сети. Плюсы использования интернет-ресурсов при подготовке к ГИА:
- источник получения информации об экзамене;
- возможность самостоятельной работы;
- онлайн-тестирование с последующим разбором ошибок.
Минусы использования интернет-ресурсов при подготовке к ГИА:
- затруднения при отборе нужной информации;
- чрезмерная увлечённость подготовки в интернете;
- бессистемный характер работы детей в интернете.
Дистанционное обучение. В последние годы данная форма обучения становится очень популярной в связи с некоторыми преимуществами, в том числе и в плане подготовки к экзамену. Дистанционное обучение подразумевается в следующих случаях:
- индивидуальные консультации с обучающимися в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств (болезнь ученика);
- целенаправленное обучение в течение длительного учебного периода (четверть, год).
Мной чаще всего используется первая форма – индивидуальные консультации, которые осуществляются в формате общения при помощи Дневник. ру и социальной сети ВКонтакте. При необходимости используется и вторая, как правило, во втором полугодии, когда необходимо усилить подготовку.
Алгоритм работы при дистанционном обучении заключается в следующем:
- выявление потребности в подобной деятельности;
- определение круга вопросов, необходимых для дополнительного изучения или закрепления;
- обмен информацией между учащимися и учителем;
- корректировка деятельности учащихся;
- творческий характер работы;
- подведение итогов, как правило, уже непосредственно в школе.
Плюсы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:
- индивидуальный темп обучения;
- заинтересованность учеников в такой форме подготовки;
- возможность восполнить пробелы, которые возникают при очном обучении.
Минусы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:
- отсутствие эмоциональных психологических отношений между учащимися и учителем;
- недисциплинированность учащихся в выполнении заданий;
- стихийный характер работы с интернетом со стороны учащихся;
- невозможность эффективного контроля за деятельностью школьников.
Интерактивная доска. Для образовательной деятельности сегодня особенно актуальны интерактивные формы обучения, что предполагают наличие современных средств организации учебного процесса, которые позволяют сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Всё это в полной мере относится к интерактивной доске, её использование сейчас наиболее перспективно, тем более что работа с обычными презентациями уже в какой-то мере свой ресурс исчерпала.
Применение интерактивной доски, как и презентаций, возможно в самых разных учебных ситуациях – на уроке, отдельном этапе урока, факультативе и др. С её помощью можно объяснять новый материал, закреплять его, совершенствовать универсальные учебные действия, необходимые для успешного прохождения ГИА. Причём использовать интерактивную доску в этом качестве можно и в младших классах.
Работа с интерактивной доской предусматривает многофункциональное использование материалов – возможность делать записи, составлять смысловые схемы, выделять цветом ключевые позиции, вставлять аудио-видео материалы, группировать идеи, устанавливать соответствие и многое другое. Остановимся более подробно на некоторых приёмах использования интерактивной доски при подготовке к государственной итоговой аттестации.
По данным результатов экзаменов прошлых лет у выпускников стабильно вызывает затруднение на объяснение смысла понятия и составления предложений к нему. Работа с использованием интерактивной доски предоставляет хорошие возможности для работы с обществоведческими терминами, причём с самых младших классов. Здесь применяю следующий приём – из набора слов составить определение, например налоги:
Учащиеся самостоятельно подбирают правильное сочетание слов, передвигая их в нужном порядке на интерактивной доске. В результате они формируют определение, которое потом сверяют с правильным ответом, скрытом шторкой.
Подобные задания можно давать как в начале изучения новой темы, так и в качестве закрепления в конце урока или разминки для повторения пройденной темы в начале следующего урока. Опыт показывает, что такие задания интересны и младшим школьникам, и старшим. Тем более, что сами задания можно сделать более сложными и интересными для детей.
Эффективным инструментом выступает интерактивная доска и при разборе заданий с графиками, таблицами, диаграммами. Интерактивная доска предоставляет не только возможность построения любых графиков, но и работы с ними. На представленном ниже слайде можно передвигать кривые предложения в зависимости от характера задания, выделять цветом, изменять данные, добавить кривую спроса. Сохранённая информация позволить в дальнейшем не тратить время на разъяснение аналогичных заданий.
Плюсы интерактивной доски при подготовке к ГИА:
- повышенная мотивация учащихся;
- возможность для учителя моделировать различные учебные процессы при помощи инструментов интерактивной доски;
- сохранение созданных наработок, возможность продолжения работы с ними;
- соответствие познавательным возможностям современных детей;
- творческий характер работы;
- субъект-субъектные отношения между учителем и учениками.
Минусы интерактивной доски при подготовке к ГИА:
- чрезмерное увлечение применения интерактивной доски в ущерб другим средствам обучения;
- отсутствие достаточного количества методических разработок по использованию интерактивной доски;
- большие временные затраты для подготовки полноценного урока с использованием интерактивной доски.
Применение ИКТ в 9, 11 классах осуществляется мной по следующей системе:
- презентации – на протяжении всего учебного года, теоретический материал и задания к нему на каждом уроке, дополнительных занятиях; презентации обобщающего характера на итоговых занятиях;
- интернет-ресурсы – по мере необходимости на уроках, но в основном в рамках самостоятельной работы учащихся;
- дистанционное обучение – в зависимости от целей, текущих обстоятельств образовательной деятельности может реализовываться как систематически, так и эпизодически;
- интерактивная доска – использование данного инструмента аналогично использованию презентаций.
Обобщая вышесказанное можно утверждать, что ИКТ является неотъемлемой частью подготовки учащихся к ГИА. Использование ИКТ возможно в разных формах, на разных стадиях образовательной деятельности. Информационно-коммуникативные технологии позволяют выстроит собственную траекторию обучения, сделать совместную деятельность учителя и учеников более эффективной, добиться высоких образовательных результатов, и в конечном итогу успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Заключение
Предмет «Обществознание» для жизни в современном обществе крайне важен – он призван помочь школьникам научиться разбираться в многообразных общественных отношениях, в себе, в отношениях с другими людьми, сформировать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, самих себя. Успешное личностное развитие каждого ребёнка, его становление как социального ответственного человека, является основой любого общества, желающего процветания своим гражданам. Таков социальный заказ современного общества и на сегодняшний день экзамен по обществознанию (ОГЭ и ЕГЭ) самый востребованный из тех экзаменов, что сдаются по выбору.
И ещё, очень важно, чтобы дети осознали одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, прежде всего их тяжёлый труд. Истина эта, кажется простой, но от её понимания зависит многое.
Помочь учащимся успешно пройти аттестацию, и в конечном счёте поступить в желаемое учебное заведение, получить профессию, найти себя в жизни наша профессиональная обязанность. А её реализация невозможно без систематической деятельности. Именно это и являлось целью данной работы – обобщение личного опыта по использованию проектно-исследовательской и информационно-коммуникативной технологии для эффективной подготовки учащихся к ГИА в единой цельной системе.
Успешность данной системы доказана неплохими результатами прохождения ГИА моими учениками в 9 и 11 классах. Система будет развиваться и дальше, поскольку экзамен изменяется, усложняются, меняются требования и наша реакция должна быть достаточно гибкой и своевременной.