Рабочая программа для детской театральной студии по Сценической речи

Пояснительная записка

Основной задачей начального периода обучения ревой культуре является пробуждение интереса ребенка к родному языку, к особенностям звучащей речи и овладение начальными навыками ревой выразительности. На первом этапе обучения речевому мастерству очень важно сформулировать отношение ребенка к звучащей речи как к живому процессу, интересному и увлекательному в своем познании и акустическом проявлении.
Обучение ведется по трем разделам «Техника речи», «Воспитание связной монологической речи», «Художественное чтение»
В разделе «Техника речи» особе внимание уделяется звукопроизношению, т.е. организации фонетико-фонематических процессов, не совершенство которых отражается не только на состоянии произносительной стороны речи ребенка, но и на лексико-грамматической стороне. В процессе работы у детей формируются представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе звука.
Всякого рода нарушения звучащей речи – дислалии, а так же дислексия (нарушения чтения) и дисграфия (нарушение письма) обусловленные не одной, а целым рядом дисфункций – недостаточной сформированностью артикуляционной функции, ручной умелости (мелкой моторике), схемы тела и чувства ритма. Именно по этому на занятиях по технике речи идет работа над развитием целого комплекса представлений: речепроизносительных, зрително-пространственных, кожно-осязательных (тактильных), костно-мышечных (кинестетических), пространственного различия, временных представлений. В речевые разминки включены упражнения не только произносительного характера, но и ритмические, физические, оброзно-звуковые, упражнения на развитие фантазии и воображения, упражнения на воспитание речевого слуха.
В разделе «Воспитание связной монологической речи» идет работа над умением составлять интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Поскольку развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления ми воображения, то вся работа по формирование монологической речи ведется по средствам развития этих качеств.
«Художественное чтение» - это раздел, в котором ведется работа по формированию тех выразительных средств (внешних и внутренних), которые делают речь не монотонной, а разнообразной в интонационном отношении, заразительной, способной увлечь слушателя, действенной, образной, эмоционально окрашенной. Возможность приобрести эти навыки можно. работая только над художественным текстом, так как в художественном тексте заложена не только мысль, но и эмоция (чувство) и художественный образ.
Главный методический принцип обучения – это комплексный подход. Обучение ведется по всем разделам сразу, но в процессе обучения все упражнения, задания, игры усложняются и по форме и по содержанию.
Виды занятий: Практические групповые, индивидуальные, самостоятельная работа учеников.









Тематический план

Наименование раздела
Наименование тем
Всего часов

I
II
III

Раздел 1. Техника речи.
Тема 1. Звукопроизношение.



Тема 2. Работа над дыханием.



Тема 3. Развитие речевого слуха.



Тема 4. Фонетическая ритмика.



Тема 5. Воспитание интонационной выразительности.


Раздел 2. Воспитание связной монологической речи.
Тема 1. Текст и его законы.



Тема 2. Пересказ.



Тема 3. Словотворчество.


Раздел 3. Художественное чтение.

Тема 1. Анализ художественного текста.



Тема 2. Воспитание внутренней техники в работе над художественным произведением .



Тема 3. Исполнение литературных произведений разных жанров.



Всего
































Содержание предмета.

Раздел 1.

Техника речи

Тема 1. Звукопроизношение.

Первое требование, которое предъявляется звучанию речи – понятность. Дикционная нечеткость, неясность или неправильное произношение звуков затрудняет понимание сказанного. Звукопроизношению в младшем школьном возрасте уделяется особое внимание, так как в этом возрасте фонетико-фонематические процессы отчасти имеют ещё не сформированный характер.

Содержание работы.

освоение упражнений на укрепление и активизацию мышц – артикуляторов;
артикуляционная гимнастика;
выработка правильных артикуляционных установок всех групп звуков: переднеязычных, среднеязычных, заднеязычных, губно-губных, губно-зубных;
закрепление верных артикуляционных установок в различных звукосочетаниях, словах, чистоговорках, скороговорках, стихотворных текстов;
диагностика и коррекция дикционных недостатков в условия группового речевого тренинга;
закрепление дикционных навыков в речевых играх, этюдах, заданиях и художественных текстах.

Тема 2. Работа над дыханием.

Звучащая речь – это единый поток в котором соединяются: правильное дыхание; мягкость и гибкость звучания голоса; умелый переход от одного регистра (уровня звучания) в другой; диапазон голоса; ровность и устойчивость звука. Дыхание – это основа голоса. От того, как человек умеет пользоваться дыханием, зависит характер звучания его голоса. Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному его использованию.

Содержание работы.

воспитание правильного, оптимального для фонации смешанно-диафрагматического типа дыхания;
практическое освоение комплекса упражнений на тренировку опорных дыхательных мышц;
воспитание навыков носового дыхания;
освоение комплекса дыхательных упражнений;
закрепление навыков фонационного выдоха на речевом материале, преимущественного чистоговорках, скороговорках, стихах;
выработка навыков распределения фонационного дыхания на речевую фразу в тренировочных текстах.




Тема 3. Развитие речевого слуха.

Развитие речевого слуха – это наиважнейшая часть воспитания речи, так как речевой слух является главным регулятором голоса и речи. От состояния фонематического слуха зависит дикционная чистота речи; от состояния фонационного слуха (звуковысотного) зависят голосовые и интонационные выразительные средства; от темпо-ритмического – координация речевых темпов и ритмов речи, ее мелодичность. Только развивая речевой слух можно говорить о совершенствовании речи.

Содержание работы

ориентация слухового внимания ребенка на особенности звучащей речи; определение свойств речи;
воспитание фонематического слуха в дикционно-речевых упражнениях; прослушивание и чтение стихов с яркой олитированной и ассонансной структурой; развитие образно-звукового восприятия речи;
воспитание тонального слуха в процессе работы над дыханием и дикцией; чтение сказок с яркой рече-голосвой характерность героев; речевые игры с использование м фонологических особенностей и тембральной окраски голоса;
Формирование умений изменять силу и высоту голоса в соответствии с эмоционально-интонационной ситуацией;
Развитие интонационно слуха; логико-интонационный тренинг с освоением всех интонационных схем русского языка;
совершенствование темпо-ритмического слуха; ориентация внимания ребенка на различные темпы речи; тренировка восприятия и воспроизведение различных ритмов и темпов речи;
активизация у детей процесса наблюдения за речью окружающих и за своей речью; составление речевых портретов на одноклассников.

Тема 4. Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, которые сочетаются с произношением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Существует прочная филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность ритмических движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и снижению монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений, оказывают положительное влияние на двигательные функции речевых органов.

Содержание работы:

освоение ритмических движений звуко-речевой разминки в сочетании с пальчиковой гимнастикой;
развитие комплекса мелкой моторики;
освоение упражнений для нормализации ритма речевого дыхания;
освоение комплекса дыхательно-ритмических упражнений;
дикиционно-ритмическая разминка;
воспитание координированной работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
ритмические упражнения на правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах , в словах, фразах;
упражнения на восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов.

Тема 5.Воспитание интонационной выразительности речи

Интонация – это совокупность совместно-действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация - явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическое и психологическое), темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация организует устную речь. Интонация не должна являться следствием технической тренировки. Она должна явиться следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов из которых создается художественный образ.

Содержание работы:

воспитание чувства интонации в работе над чистоговорками, скороговорками, стихами, путем пробуждения ярких, конкретных видений и образов;
воспитание интонационного слуха в процессе чтения учителем художественных текстов (сказок, рассказов, стихов и т.д.);
отработка основных интонационных схем (вопрос, ответ, повествование, восклицание) в процессе работы над речевым материалом;
тренировка интонационной выразительности с изменением подтекста одного и того же текста;
приобретение навыка расстановки логических ударений в звучащей речи сообразно со смыслом;
развитие умений пользоваться паузами в процессе работы над художественным текстом;
закрепление навыков интонационной выразительности в ролевых играх, инсценировании стихов и прозы;
освоение темпа и ритма речи как обязательных компонентов интонационной выразительности;
развитие эмоционально-образной природы звука, слова, речи;
воспитание действенной природы слова.

Раздел 2

Формирование связной монологической речи.

Тема 1.Практическое освоение понятия «Текст»

Текст – важнейшее понятие в системе работы по развитию речи. Конечная цель в формировании связной монологической речи – научить детей связно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме – т.е. научить создавать текст. Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью, структурой. Знания о тексте, его основных признаках помогают учащимся формировать собственные высказывания.
Содержание работы:

чтение текстов различных жанровых оттенков, анализ, наблюдение за набором предложений, слов, оборотов, помогающих раскрыть основную мысль;
воспитание способности определения темы, т.е. главной мысли автора (о ком? о чем?);
освоение законов связности и целостности текста (закон связи предложений, логика перехода из одной части в другую, выявление нужных тематических и смысловых опор (основные нити – основной стержень текста));
понимание связи текста и заголовка; придумывание заголовков; подыскивание для заголовков слов из текста (цитатные заголовки);прогнозирование мысли текста из заголовка; заголовок – входная дверь в текст;
анализ текстов: идейно-тематический, сюжетный, событийно-действенный, стилистический;
освоение построения текста, его сюжетной и композиционной канвы (пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
выявление выразительных языковых средств автора (эпитеты, сравнения, олицетворения, звукоподражания и др.);
составление рассказов по картинкам.

Тема 2. Пересказ текста

Обучение детей пересказу – важное звено в системе обучения речевым навыкам. В процессе пересказывания идет комплексная работа от анализа текста до поиска верных выразительных средств, что позволяет подключать все мыслительно-эмоциональные системы ребенка. Приобретение навыков пересказа – переходный этап к самостоятельному литературному творчеству ребенка, которое является высшим звеном в речевой выразительности.


Содержание работы:

пересказ литературных произведений с использованием иллюстрационного материала (с изображением сюжетного действия; персонажей и отдельных деталей; иллюстрирование содержания самими детьми);
пересказ по наглядной схеме – плану, иллюстрирующему композиционное построение рассказа (моделирование сюжетного хода);
пересказ небольшого произведения по опорным вопросам, по развернутому плану;
обучение составлению плана рассказа (планирование последовательности изложения);
рисование на тему рассказа;
формирование умений точно и полно передавать содержания произведения, последовательно и связно строить повествование, не допускать пропусков эпизодов и существенных моментов действия;
развитие у детей зрительного и слухового контроля и самоконтроля за процессом рассказывания, содержанием составляемого рассказа, его построением и речевым оформлением;
обучение навыкам планирования пересказа на уровне фрагмента, а затем всего текста;
развитие словаря: упражнения в подборе точных, ярких слов, словосочетаний для характеристики героев, событий, предметов;
выработка грамматически правильного построения фраз;
усвоение норм синтаксической связи между предложениями;
направление внимания детей на средства образной выразительности;
воспитание чувства языка (внимание к логической, грамматической, синтаксической стороне речи); развитие навыков контроля за построением развернутого высказывания (набор слов, наиболее точно определяющих содержание, соблюдение грамматической правильности речи, оформление фраз).

Тема 3. Словесно е творчество детей.

Словотворчество – это искусство придумывания, выдумывания, сочинения. Творчество – синоним оригинального склада мышления. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий интерес там, где другие его не находят. Начало словесного творчества лежит в формировании и развитии фантазии и воображения. Специфическая функция фантазии состоит в способности видеть действительность так, как она не может быть увидена при обычном восприятии. В процессе словотворчества развиваются не только фантазия, но и тренируется память, активизируется речь и мышление (логическо-корнструктивное и художественно-образное), формируется художественный вкус, вкус к слову, речи, языку.
Содержание работы:

развитие творческого воображения, фантазии в процессе придумывания, выдумывания, сочинения;
фантазия и логическое мышление; логика фантастическая и бытовая; работа над логико-интонационной стороной речи;
развитие ассоциаций звука; звук и образ; звук и цвет; сочинение чистоговорок, звукоподражательных историй;
работа над сочинениями – историями с учетом заданных предлагаемых обстоятельств (что было бы, если) воспитание умения развить тему, освоение и продолжение уже сделанного открытия;
овладение мастерством коллективного рассказа; способность продолжить историю с учетом всех предлагаемых обстоятельств, предложенных предыдущими рассказчиками; умение ориентироваться в предлагаемом речевом материале; развитие творческого внимания и памяти;
речевые головоломки, ребусы (освоение схемы: ассоциация – метафора);
народны сказки как строительный материал словесных фантастических операций (перевирание сказки, сказка «наизнанку», салат из сказок, сказка – калька, продолжение сказки (что было бы после?));
рассказы по картинкам (веселые картинки, рассказы – каламбуры, эмпатийное рассказывание (рассказ – настроение));
сказки и рассказы по аналогии (Зиедонис – «Цветные сказки»; Андерсен – сказки о животных; Киплинг – сказки – почемучки; Носов – рассказы о себе и о товарищах и т.д.);
истории на основе одушевления предметов (путешествие по собственному дому, классу, парку и т.д.);
активизация жизненных впечатлений в описательных сочинениях;
формирование и развитие воссоздающего воображения; обучение некоторым приемам комбинирование, трансформации, первоанализа текста;
освоение стихотворных текстов; игры в рифмы, попытки создания рифмованных историй;
развитие эмоционально-экспрессивной стороны речи; выбор нужных выразительных средств в процессе рассказывания;
освоение жанрового ключа в процессе придумывания (истории смешные, грустные, лирические, трагические и т.д.).
Раздел 3.

Художественное чтение.

Главная задача в работе над художественным чтением – научить ребенка на материале разнообразных по жанру и стилю литературных произведений, передать собственные мысли и чувства, развивать навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы, фантазии и воображения; научиться общаться со слушателем, т.е. привить навыки речевого общения, словесного действия и взаимодействия; привить творческий интерес, бережное отношение к слову, родному языку, русской интонации и мелодики. В период практического освоения художественного текста перед детьми открывается действенная природа слова. В процессе работы над художественным словом, ребенок учится выразительно передавать все разнообразие человеческих отношений, мыслей, чувств при помощи правильной, логически осмысленной речи, интонационной выразительности, используя все выразительные средства речи: динамические, звуко-высотные, темпо-ритмические и т.д .

Тема 1. Анализ художественного произведения.

подготовка детей к восприятию (тематические беседы);
организация первичного восприятия произведения (первичный синтез) в процессе прочтения материала учителем;
анализ литературного произведения:
стилистический анализ – выявление авторского отношения в подборе слов- образов;
проблемный анализ – по проблемам, вопросам и ситуациям;
анализ развития действия – работа над развитием сюжета (завязка, кульминация, развязка); разбор от поступка – к характеру, от события – к смыслу,
анализ художественных образов,
определение авторского отношения к героям, событиям;
выявление личного отношения ребенка к происходящему.

Тема 2. Воспитание элементов внутренней техники в работе над литературным произведением.

развитие фантазии и воображения ребенка в процессе работы над художественным произведением;
развитие навыков словесного рисования (начиная с книжных иллюстраций, описаний – к графическому, а затем - словесному);
работа по пробуждению ярких видений в процессе анализа и исполнения художественного текста; кинолента видений;
формирование способности в яркой форме передавать свои видения слушателю посредством речевого действия;
работа над образно-звуковой стороной речи (образ – звук, образ – слово, художественный образ);
воспитание навыков общения со слушателем в процессе исполнения художественного текста;
воспитание навыков словесного действия и взаимодействия.




Тема 3. Исполнение литературных произведений разных жанров.

чистоговорки и скороговорки как начальный этап подхода к исполнительскому мастерству;
работа над загадыванием загадки; освоение процесса смысловой работы (анализ, восприятие, отгадывание); логический процесс; развитие ассоциативного мышления; звукоподражательные элементы; процесс интонирования и загадывания, т.е. процесс исполнения;
сказка; освоение стилистических особенностей в процессе исполнения;
исполнение фольклорного материала;
освоение более живых и богатых фразировок в процессе работы над басней; освоение диаложного характера высказывания; поиск разговорного стиля повествования;
работа над поэтическими произведениями; освоение ритмической структуры стихотворных текстов;
работа над исполнением прозаических произведений с подключением всего комплекса выразительных средств речи;
работа над выразительностью речи в инсценированном материале.



































Список литературы

Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.
Белобрыкина О.А. Речь и общение.-Ярославь: Академия развития 1998.
Власова Т.М. Фонетическая ритмика.-М.:Владос,1996.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение,1991.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб:Союз,1997.
Гадасина Л.Я. Звуки на все руки.-СПб:Детство,1999.
Голуб И.Б., Розентаев Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.: Международные отноше ния,1993.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.-М.:Просвещение,1996.
Иванова Г.Н. Культура устной речи.-М.:Наука,1998.
Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. Сценическая речь.-М.:ГИТИС,2000.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.-М.:Просвещение,1996.
Кубасова О.В. Выразительное чтение.-М.:Академия,2001.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и картинках./Образовательная программа.-М.,2001.
Рау Б.Ф., Рождественская Исправление недостатков произношения у школьников.-М.:Просвещение,1980.
Родари Дж. Грамматика фантазии.-М.,1982.
Смирнов А.Е. Прогулки со словами.-М.,1996.
Узорова О.В. Литературное чтение.-М.:Премьера,2002.
Флерова Ж.М. Логопедия.-Ростов-на-Дону:Финикс,2000.
Хватцов М.Е.Логопедия.-М.:Аквариум,1996.











15