Программа Военно-патриотического воспитания детского общественного объединения Искатели


Управление образования Арзамасского
муниципального района Нижегородской области
МБОУ Ломовская СШ
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
детского общественного объединения
«ИСКАТЕЛИ»
(срок реализации- 5 лет)
Возраст детей:
с 7-14 лет
Старшая вожатая:
Губанова
Ольга Владимировна

П. Ломовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о становлении по-настоящему гармоничной личности. В связи с этим одной из приоритетных задач в работе объединения является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех образовательных учреждений, общественных организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Реализация Программы способствует эффективному использованию возможностей патриотического воспитания, формирования и развития социально-значимых ценностей, гражданственности и адаптации к условиям современной жизни, в процессе воспитания и дополнительного обучения в общественном объединении. Через проводимые мероприятия путем сохранения нашего наследия – боевой славы, добытой отцами и дедами, имен героев мы укрепляем духовно нравственный потенциал обучающихся. Программа направлена на формирование морально-психологических качеств и специальных военно-прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, развитие личности, обладающей качествами гражданина – защитника Отечества. Программа в своей практической части представляет собой объединенный план мероприятий, призванный обеспечить решение основных задач в области военно-патриотического воспитания школьников.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
Оно строится на принципах:
открытости для творческого использования старшей вожатой;
субъектной позиции членов объединения;
интеграции усилий всех заинтересованных организаций и объединений.
Программа ориентирована на возрастные группы объединения и коллектив педагогов. При разработке программы учитывался опыт деятельности объединения, современная образовательная и социальная тенденция.
Цель программы - формирование личности гражданина - патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
формирование у членов объединения важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине;
развитие у членов объединения потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;
доведение до членов объединения славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;
воспитание у членов объединения готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.
Основные направления по реализации программы патриотического воспитания членов объединения
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.
Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного музея.
Исследовательская деятельность.
Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с членами объединения.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по своему селу, району, области, по городам-героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ.
Освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Основополагающие принципы и направления их реализации.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием те возрастные категории учащихся, которые входят в объединение, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
План работы детской организации (объединения)
на 2014-2015 учебный год.
Цель: Воспитать общественно- активную творческую личность, способную познавать и усовершенствовать окружающий мир.
Задачи:
защищать права и интересы каждого члена ДОО;
воспитывать гражданина – патриота, уважающего историю и культуру России;
воспитывать чувство уважения к старшему поколению;
привлекать детей к защите природы родного края;
формировать уважительное и добросовестное отношение к учебе и труду;
развивать навыки совместной деятельности детей, родителей и педагогов;
расширять знания детей о ДОО района, области, страны.
Мероприятия, проводимые ежемесячно в детском объединении:
общий сбор членов ДОО « Искатели»;
трудовые десанты на территории школы, детского сада, поселка;
помощь ветеранам и солдатским вдовам, пожилым людям поселка;
походы в детский сад с концертами, спектаклями, конкурсами;
посещение секций, кружков, клубов по интересам;
обмен опытом с кружками ДК;
встречи с сельским библиотекарем;
встречи с представителями общества ветеранов и инвалидов нашего поселка;
совместная работа с органом ученического самоуправления школы;
10. мастер – классы в дни школьных каникул.
Еженедельно:
Заседание совета ДОО « Искатели»
№ Мероприятие Сроки проведения Место проведения Ответственные
1. Проведение операции "Милосердие":
1.1 Оказание помощи пенсионерам – бывшим учителям школы; ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
1.2 Поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и труда; ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
1.3 Поздравление ветеранов педагогического труда, учителей – пенсионеров с "Днем пожилого человека"
ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
1.4 Участие в районном конкурсе «Лучшая открытка ветерану»
ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
2.Проведение массовых школьных мероприятий
2.1 Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества. ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
2.2 Проведение встреч учащихся школы с выпускниками, проходящими службу, и курсантами военных училищ. ежегодно
МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
2.3 Создание выставочных экспозиций: "Дети войны", "Герои -земляки" и др. К 9Мая МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
2.4 Организация встреч учащихся с бывшими военнослужащими. ежегодно МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
2.5 Сбор материала о пропавших без вести в годы ВОВ односельчанах, оформление "Книги памяти» в музее. ежегодно МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
3. Экскурсионно-туристическая деятельность
3.1 Организация экскурсий для учащихся школы по историческим и памятным местам Арзамасского района и Нижегородской области. ежегодно МБОУ Ломовская СШ Зам. директора по ВР
старшая вожатая
классные руководители
3.2 Проведение походов по местам боевой славы. ежегодно МБОУ Ломовская СШ старшая вожатая преподаватель ОБЖ
учитель физкультуры
классные руководители,
3.3 Участие в слетах пионерских отрядов и Вахт Памяти.
ежегодно территория администрации Арзамасского района старшая вожатая преподаватель ОБЖ
учитель физкультуры
классные руководители,
4. Физкультурно-оздоровительная
и военно-спортивная деятельность
4.1 Участие в муниципальных соревнованиях среди школьников, в военно – спортивных играх «Зарничка» ежегодно МБОУ Ломовская СШ старшая вожатая преподаватель ОБЖ
учитель физкультуры
классные руководители,
4.2 Проведение конкурсов "А ну-ка, парни", «Папа, мама, я- спортивная семья». ежегодно МБОУ Ломовская СШ старшая вожатая преподаватель ОБЖ
учитель физкультуры
классные руководители,
5.Краеведение
5.1 Встречи:
с заслуженными людьми Арзамасского района;
ветеранами ВОВ 1941-1945 г.
вдовами погибших на войне;
воинами-интернационалистами;
поэтами;
блокадниками;
призывниками;
творческими людьми;
династиями. ежегодно МБОУ Ломовская СШ зам. директора по ВР, старшая вожатая руководитель музея
классные руководители
5.2 Проведение мероприятий-акций "Я- гражданин России", «Вахта памяти».
участие в районном и областном конкурсах «Дети. Творчество. Родина», «Растим патриотов России» ежегодно МБОУ Ломовская СШ зам. директора по ВР, старшая вожатая
5.3 Участие в конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди членов объединения ежегодно МБОУ Ломовская СШ зам. директора по ВР, старшая вожатая
5.4 Подготовка и проведение мероприятий в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. 2014 г. МБОУ Ломовская СШ зам. директора по ВР, старшая вожатая руководитель музея классные руководители
5.5 Проведение работ по восстановлению и благоустройству воинских мемориалов, увековечению памяти погибших защитников Отечества ежегодно Территория администрации ЛОМОВСКОГО сельсовета зам. директора по ВР, старшая вожатая руководитель музея классные руководители
5.6 Создание музейных экспозиций, посвященных памятным датам, дням воинской славы ежегодно МБОУ Ломовская СШ старшая вожатая
5.7 Мероприятия, посвященные:
70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
2014 МБОУ Ломовская СШ старшая вожатая
классные руководители
План учебы актива:
Тема Общее количество часов В том числе
Теоретические часы Практические часы
Нормативно-правовая база.
Закон РФ « Об образовании», Закон РФ «Об общественных объединениях» 2 2 -
Конвенция о правах ребенка.
Занятия « Знаю ли я свои права и обязанности?» 4 2 2
Коллективно творческие дела. Методика И.П.Иванова. Классификация КТД.
4 2 2
Схема алгоритма организации и проведения КТД.
4 2 2
Практическая игра по стадиям КТД.
4 2 2
Игра как метод воспитательной деятельности.
Типология игр 3 2 1
Спортивная игра «Веселые старты».
1 - 1
Интеллектуальная игра «Разгадай кроссворд».
1 - 1
Игры на выявление лидерских качеств. 1 - 1
История развития пионерского движения.
1 1 -
Символика и атрибутика пионерской организации. Символы и атрибуты ДОО « Искатели».
2 1 1
ИТОГО: 27 14 13
Занятия школы актива проводятся 1 раз в месяц по 2 часа.
Занятия проводятся старшей вожатой и командиром ДОО.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы и повышение эффективности патриотической работы;
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края;
-привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
-повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
-разработка исследовательских работ учащихся.
Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
Внутренний уровень взаимодействия.

ДОО – Администрация школы. Договор о взаимодействии, помещение, транспорт, денежные средства, посильная помощь.
ДОО – Классные руководители. Классные часы, походы, конкурсы, праздники.
ДОО – Учителя-предметники. Олимпиады, соревнования, оформление газет, стендов.
ДОО – Психолог. Анкеты, тесты, беседы, индивидуальные консультации.
ДОО – Социальный педагог. Работа с детьми группы риска.
ДОО – Библиотекарь. Лекции, викторины, игры, подбор материала.
ДОО – Руководители кружков и секций. Студии, конкурсы, концерты, соревнования.
Особую роль в воспитании ребёнка играет взаимодействие с родителями. Прежде, чем прийти в ДОО, ребята советуются с родителями. И в этой ситуации от мнения родителей зависит выбор ребят. Родители нас поддерживают во многом. Это и участие в конкурсах, и пошив костюмов. А самое главное – ребята видят, что родители поддерживают их во всех начинаниях. А родители надеются, что именно в детском дружном коллективе вырастут замечательные, здоровые, талантливые и добрые дети.
Внешний уровень взаимодействия.
С Домом культуры – совместные концерты, выезды, обмен опытом.
Спортзал – торжественное открытие районных и областных соревнований.
ОАО «Арзамасспирт» – спонсорская помощь – шефские концерты.
Совет ветеранов – шефская помощь ветеранам на дому, шефские концерты, встречи, беседы, поздравления.
Выездновский ДДТ- встречи, акции, обмен опытом, выезды, игры, конкурсы.
Все, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.
2. Буланова Е.В., Небахарева Э.В. Формы работы с педагогическими кадрами. Государственное образовательное учреждение Ярославской области Центр детей и юношества, информационно- методический центр, 2001- 2002.
4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.
5. Писарева С.А. Современные научные исследования в области дополнительного образования: возможности использования в практике работы педагога. СПб, 2003.
6. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. М., 2002.
7. Лекционный материал курсов «Поддержка детского общественного движения Нижегородской области» ГОУ ДОД ЦЭВД НО
8. Программа по организации работы со старшими вожатыми «Поддержка развития детского движения» , У., 2010
Интернет-ресурсы:
www.niro.nnov.ru/