Программа внеурочной деятельности Моя Читалия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 1»
____________ Н.Ю. Сурикова
«___»____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МОЯ ЧИТАЛИЯ»
Составитель:
Кисель-Киселева Римма
Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
Жукова Нина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
Мариинск 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Читалия» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 232;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010г. № 189;
положением об организации внеурочной деятельности учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом директора МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2013 г. № 213.
учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 228.
Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллектуальную направленность.
Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расширении детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, исползование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев.
Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст – это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.
Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.
Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.
С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель – это грамотный гражданин, знающий любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.
Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Общая характеристика программы
Программа “Моя Читалия” реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой «Моя Читалия» Яковлева М.А., заслуженного учителя РФ, автора учебных пособий для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100», г. Химки, Московская обл.
Организация работы по программе предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского опыта младших школьников.
Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки, художественного труда, живописи, кино, физической культуры.
Каждое занятие – часть целого. В результате получается индивидуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.
В основе программы лежит системно - деятельностный подход.
Описание места программы по внеурочной деятельности
Программа “Моя Читалия” адресована учащимся ступени начального общего образования и рассчитана на 4 года. Занятия в 1-4 классах проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляеи 30 минут в 1-м классе, 45 минут – во 2-4-м классах. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах).
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Беседы и обсуждения;
Выразительное чтение и рассказывание;
сообщения;
литературные и ролевые игры;
заочные путешествия;
исследования;
проекты;
выставки и презентации книг;
мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей;
творческие задания литературного и изобразительного характера;
экскурсии;
викторины;
конкурсы;
библиотечные уроки;
инсценировки
двигательная импровизация по музыку;
художественная мастерская.
Место проведения занятий: школа, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, каникулы.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Освоение учащимися программы “Моя Читалия” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные учебные умения::
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные учебные действия:
- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Календарно-тематическое планирование
1 класс - 33ч.
№ п/п
Дата
Название тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Формы проведения
Формы контроля
всего
теория
практика
1
Путешествие начинается
Наблюдать происходящее и внимательно слушать
1
-
1
Торжественная линейка
Наблюдение
2
Необычные стихи
Разучивание стихотворений
1
-
1
Занятие – игра
Наблюдение
3
Разноцветный год. Осень
Составление портрета осени
1
1
-
Обсуждение
Наблюдение
4
Из чего состоит книжка?
Изучение составных частей книг
1
1
-
Беседа
Наблюдение
5
Экскурсия в библиотеку
Знакомство с правилами поведения в библиотеке
1
-
1
Беседа
Наблюдение
6
Жили – были сказки
Слушать и рассказывать сказки
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
Наблюдение
7
Старые сказки на новый лад
Слушать и рассказывать сказки
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
8
Сказки читаем и играем
Понятия «роль», «актёр»
1
-
1
Литературные и ролевые игры
9
Сказки читаем и играем
Понятия «декорация», «музыкальное оформление»
1
-
1
Литературные и ролевые игры
10
Сказки читаем и играем. Концерт
Понятие «Инсценирование»
1
-
1
Литературные и ролевые игры
Наблюдение
11
Мой Чуковский
Знакомство с творчеством К. Чуковского
1
1
-
Беседа
12
Мимоза, дядя Стёпа и другие
Знакомство с творчеством С. Михалкова
1
1
-
Беседа
13
Агния Барто и дети
Знакомство с творчеством А. Барто
1
1
-
Беседа
14
Разноцветный год. Зима
Наблюдать за зимними изменениями в природе, слушать объяснения учителя
1
-
1
Экскурсия
15
Новогоднее чудо
Принимать участие в конкурсе рисунков
1
-
1
Художественная мастерская
16
Занятие на «бис»
Слушать и рассказывать сказки.
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
17
Необычные стихи
Разучивание стихотворений
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
18
Тёзки или близнецы?
Знакомство с разделом
1
1
-
Обсуждение
Анкетирование
19
Про пернатых и крылатых
Знакомство с произведениями о природе
1
1
-
Беседа
20
Книги о животных
Знакомство с книгами о животных
1
1
-
Беседа
21
Мальчишкины книжки
Знакомство с произведением В. Маяковского «Кем быть?»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
22
Дочки-матери
Знакомство с произведением Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
23
«Ты да я, да мы с тобой»
Выявление отношения людей к окружающему миру
1
-
1
Исследование
Анкетирование
24
«Вот когда я взрослым стану»
Слушать, рассказывать, отвечать на вопросы.
1
-
1
Викторина
25
Занятие на «бис»
Разучивание стихотворений о природе
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
26
Разноцветный год. Весна
Наблюдать за весенними изменениями в природе, слушать объяснения учителя
1
-
1
Экскурсия в парк.
27
О писателях и читателях
Изучение произведений о детских годах писателей
1
1
-
Беседа
28
Кто рисует в книгах?
Знакомство с иллюстраторами детских книг
1
1
-
Беседа
29
Герои земли Русской
Узнавать о героическом прошлом нашей Родины.
1
1
-
Обсуждение
30
С чего начинается Родина?
Воспитание чувства патриотизма.
1
1
-
Обсуждение
31
Разноцветный год. Лето
Наблюдать за изменениями в природе в летний период, слушать объяснения учителя
1
-
1
Экскурсия
32
Занятие на «бис»
Рассказывать о своей семье.
1
-
1
Презентация
33
О читателях. Моя картина Читалии
Подведение итогов
1
-
1
Двигательная импровизация по музыку
Анкетирование
Всего:
33
17
16
2 класс - 34 ч.
№ п/п
Дата
Название тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Формы проведения
Формы контроля
всего
теория
практика
1
«Здравствуй, книга!»
Знакомство детей с целями и задачами занятий
1
1
-
Беседа
Наблюдение
2
История книги
История появления книг
1
1
-
Беседа
Опрос
3
Какие справки в справочнике
Знакомство со справочниками, энциклопедиями, словарями
1
1
-
Беседа
Наблюдение
4
Зачем нужны словари?
Цель составителей словарей, справочников и энциклопедий
1
1
Беседа
5
Энциклопедия – ответы на сто тысяч «почему»
Знакомство с энциклопедией
1
1
-
Беседа
6
Книги-сборники
Книги- сборники, работа с содержанием книги
1
-
1
Обсуждение
Наблюдение
7
Интересная книга в моей домашней библиотеке
Слушать и рассказывать сказки
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
8,9
Проект «Моя книга». Изготовление книги
Изготовление книжки-малышки
2
-
2
Презентация проектов
Наблюдение
10
Первые газеты и журналы для детей
История появления первой газеты и первого журнала для детей
1
1
-
Беседа
11
Современная периодическая печать для детей
Беседа «Чем интересна современная периодическая печать для детей?»
1
1
-
Беседа
12
Кто ровесник «Мурзилке»
Знакомство с журналом «Мурзилка»
1
-
1
Библиотечный урок
13
К тайнам природы с «Юным натуралистом»
Знакомство с журналом «Юный натуралист»
1
-
1
Библиотечный урок
14
«Роман газета» для детей
Знакомство с журналом «Роман-газета для детей»
1
-
1
Библиотечный урок
15
Что читают умники и умницы
Знакомство с журналом «Эрудит»
1
-
1
Библиотечный урок
16,
17
Проект «Наш журнал»
Создание макета журнала. Защита своего проекта
2
-
2
Презентация проектов
Наблюдение
18
Что такое мифы
Знакомство с мифами
1
1
-
Беседа
19
Тайны древних легенд
Знакомство с легендами
1
1
-
Беседа
20
Живое дыхание прошлого. Предание
Знакомство с преданиями
1
1
-
Беседа
21
Весёлые воспитание. Потешки, прибаутки
Заучивание наизусть потешек, прибауток
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
22
Сказки-почемучки
Знакомство со сказками, которые дают ответ на вопрос
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
23
Конкурс знатоков сказок
Принимать активное участие в конкурсе
1
-
1
Конкурс
24, 25
Проект «Моя сказка»
Написание сказки. Художественное оформление. Защита своей сказки
2
-
2
Презентация проектов
Наблюдение
26
Я+ты
Произведения писателей для детей
1
-
1
Игра
27
Кого можно назвать надёжным человеком
Знакомство с произведением Н. Артюховой «Подружки»
1
1
-
Беседа
28
Всем нужны друзья
Беседе «о помощи человека животным»
1
1
-
Беседа
29
Школьные истории: смешные и поучительные
Подготовить рассказ «Интересный случай»
1
-
1
Литературные и ролевые игры
30
Мир моих увлечений
Создание выставки увлечений детей
1
-
1
Выставка рисунков
31
Конкурс чтецов
Принимать активное участие в конкурсе
1
-
1
Конкурс
32, 33
Проект «Это интересно»
Представление к защите единого «продукта» команды «Мои увлечения»
2
-
2
Презентация проекта
Наблюдение
34
Какой я читатель? Заключительное занятие
Литературная викторина. Подведение итогов путешествия по Читалии
1
-
1
Викторина
Анкетирование
Всего:
34
12
22
3 класс 34 ч.
№ п/п
Дата
Название тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Формы проведения
Формы контроля
всего
теория
практика
1
Что читали? Что узнали?
Рассказы о встрече с новой книгой.
1
1
-
Беседа
Анкетирование.
2,3
Богатое наследие России
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу
2
-
2
Беседа
4
По Пушкинским местам
Рассказ о пушкинских местах в Москве
1
1
-
Сообщение
5
Как жадность может погубить (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Обсуждение сказки Пушкина
1
1
-
Обсуждение
6
Умейте удивляться и слушать (рассказы К.Г. Паустовского)
Знакомство с рассказами «Михайловские рощи», «Барсучий нос»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
7
Путешествие во времени с К. Булычёвым
Знакомство с произведением «Девочка с Земли»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
8
Они родились в Москве
( Ю.Коваль Г. Снегирёв)
Сообщение о русских писателях
1
-
1
Сообщение
9,10
Экскурсия в библиотеку
Правила читателя
2
1
1
Экскурсия
11
От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева)
Знакомство с рассказами «Буква «ты»», «Честное слово».
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
12
О чём пишут в «Лесной газете»?
Знакомство с произведением В. Бианки «Лесная газета»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
13
«Чудетство» М. Яснова
Знакомство со стихами «Неправильные глаголы», «Радость»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
14
В гости к графу в Ясную Поляну. Дом – музей Л.Н. Толстого
Заочное путешествие в дом – музей Л. Н. Толстого в Ясной поляне
1
-
1
заочное путешествие
15
Познать мир и сделать его лучше (рассказы, были Л.Н. Толстого)
Знакомство с рассказами Л.Н. Толстого
1
1
-
Обсуждение
16
Может ли учебник быть захватывающе интересным? (К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки»)
Знакомство с учебниками
1
-
1
Обсуждение
17
С.Я. Маршак. «В начале жизни: Страницы воспоминаний»
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака
1
-
1
Сообщение
18
Поэзия С.Я. Маршака
Чтение стихов для детей Маршака
1
1
-
Заучивание наизусть стихотворений
19, 20
Сказка для представления
( С. Маршак «Кошкин дом»)
Подготовка к инсценировке сказки «Кошкин дом». Распределение ролей.
2
-
2
Инсценировка сказки
21
«Дальние страны» А. Гайдара
Знакомство с произведением «Дальние страны»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
22
Что нужно человеку? ( рассказы М. Пришвина)
Знакомство с творчеством М. Пришвина
1
-
1
Сообщение
23
О, Волга!.. колыбель моя ( Н. Некрасов «Стихи для детей»)
Чтение стихов для детей Некрасова
1
1
-
Заучивание наизусть стихотворений
24
О чём рассказал псевдоним ( М. Горький «Детство»)
Знакомство с произведением «Детство»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
25
Л. Кассиль и его мальчишки
Знакомство с произведением «Черемыш - брат героя»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
26
Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина – Сибиряка)
Чтение рассказов «Приёмыш», «Алёнушкины сказки»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
27
Волшебная сила труда ( рассказы и сказки Е. Пермяка)
Обсуждение рассказов и сказок Е. Пермяка
1
1
-
Обсуждение
28
Что такое соавторство? ( Г. Сапгир и Г. Цыферов)
Знакомство со сказкой «Паровозик из Ромашково»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
29
«Давай поговорим» с середины Земли ( творчество М. Д. Сергеева)
Знакомство с произведением «В чудесном доме»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
30
На улице детства В. Крапивина
( рассказ «Рейс «Ориона»»)
Обсуждение рассказа Рейс «Ориона»»
1
-
1
Обсуждение
31
В гости в Забайкалье ( стихи Г. Граубина)
Выразительно читать стихи наизусть на заданную тему.
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
32
Писатели моего края
Подготовка сообщения о творчестве писателей города Мариинска
1
-
1
Сообщение
Наблюдение
33,
34
Проект «Литературный музей»
Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей
2
-
2
Ролевая игра
Анкетирование
Всего:
34
19
15
4 класс - 34ч.
№ п/п
Дата
Название тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Формы проведения
Формы контроля
всего
теория
практика
1
Круг моего чтения
Знакомство детей с целями и задачами занятий
1
1
-
Обсуждение
Анкетирование.
2
По книжным полкам мира
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу
1
1
-
Беседа
3, 4
Книги Л. Кэролла про Алису
Знакомство с произведением «Алиса в стране чудес»
2
2
-
Выразительное чтение и рассказывание
5,6
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Чтение и обсуждение произведения «Робинзон Крузо»
2
2
-
Выразительное чтение и рассказывание
7
Р.Л. Стивенсон. Стихи и баллады
Выразительно читать стихи наизусть на заданную тему.
1
-
1
Выразительное чтение и рассказывание
8
Сказки с нравоучениями (сказки Ш. Перро)
Чтение сказки «Золушка»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
9
У историй про Лулу нет конца ( Д. Пикули «Сказки про Лулу»)
Обсуждение сказки «Сказки про Лулу»
1
1
-
Обсуждение
10
Великие о великом ( Ю. Нагибин, Е. Пермяк, Г. Паустовский и др. о Г. Андерсене)
Рассказ об Андерсене
1
1
-
Беседа
11
Г. Андерсен «Дикие лебеди»
Чтение сказки «Дикие Лебеди»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
12
Я открою сказку Андерсена для вас
Знакомство с биографией Андерсена
1
-
1
Сообщения учащихся
13,
14
Лауреат Нобелевской премии по литературе С. Лагерлёф и её сказка
Знакомство с биографией шведских писателей
2
1
1
Сообщения учащихся
15,
16
А. Линдгрен «из длинной страны» Швеции
Знакомство с произведением «Эмиль из Лённеберги»
2
2
-
Выразительное чтение и рассказывание
17, 18
Проект «Хочу спросить»
Сбор материала о жизни зарубежного детского писателя, интервью.
2
1
1
Интервью
19
Читаем сказки братьев Гримм
О детских писателях Германии
1
1
-
Беседа
20
Рассказать сказку-это великое искусство
Научиться рассказывать сказки
1
-
1
Рассказывание
21
Чтение не для веселья, а для раздумий (сказки В. Гауфа)
Чтение сказки
« Калиф-аист»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
22
О Джанни Родари
Подготовка сообщений о жизни и творчестве Джанни Родари
1
-
1
Сообщения учащихся
23
«Игрушки из слов» Д. Родари ( «Сказки по телефону»)
Обсуждение сказок Джанни Родари
1
1
-
Обсуждение
24
Советы тем, кто хочет писать книги
Обсуждение правил написание книги
1
1
-
Обсуждение
25
«Первый по-настоящему американский писатель»
Биография Марка Твена
1
1
-
Беседа
26,
27
Повесть о Томе и его друзьях
Знакомство с повестью «Приключения Тома Сойера»
2
2
-
Выразительное чтение и рассказывание
28
Братцы Джоэля Чандлера Харриса
Чтение сказок «Сказки дядюшки Римуса»
1
1
-
Выразительное чтение и рассказывание
29,
30
Проект «Литературная викторина»
Подготовка вопросов к интеллектуальной игре. Поведение викторины
2
1
1
Викторина
Наблюдение
31
Как герои книг заговорили по -русски
Переводчики детских книг.
1
1
-
Беседа
32
Проект «Памятники героям книг»
Исследование, кому из литературных героев поставлен памятник
1
-
1
Исследование
Наблюдение
33
Литературная гостиная
Литературный праздник
1
-
1
Двигательная импровизация по музыку
34
Письмо авторам от читателей
Составление текста письма читателей к авторам книг
1
-
1
Беседа
Анкетирование
Всего:
34
24
10
Содержание программы
1 класс - 33ч
Общий годовой план работы составляет 33 ч., из них: теоретических -17, практических -16.
1.“Давайте познакомимся”(5 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами занятий, беседа о путешествии в мир книг, о составлении карты страны Читалии, чтение стихотворений А. Усачёва, разучивание стихотворений И. Токмаковой, А. Барто, разучивание физических упражнений на материале стихотворений для проведения физминуток на уроках. Осенняя экскурсия, составление портрета Осени, прослушивание фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь», стихотворений В. Авдеенко «Осень», А. Плещеева «Скучная картина!..» Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.
2.“Мои первые книжки”(12 ч.)
Русские народные сказки, инсценирование сказки, понятия «роль», «актёр», «декорация», «музыкальное оформление». Сказки К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова, А. Барто. Зимняя экскурсия.
3.“О чём хочется читать ”(9 ч.)
Произведения о животных, природе, отношение людей к окружающему миру. Сравнение русской народной сказки и авторской с одинаковым названием «Теремок». В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды», А. Шалыгин «»Если есть хороший друг», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». Весенняя экскурсия.
4.“Об авторах и художниках”(6 ч.)
Произведения о детских годах писателей, о нелёгком литературном труде, об умении читать, советы начинающим читателям. С. Маршак «В начале жизни», В. Берестов «Мужчина», Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь», И. Черницкая «Что такое Родина?»
Иллюстраторы детских книг. Летняя экскурсия. Произведения о Родине, её героях.
5.“О читателях ”(1 ч.)
Подведение итогов. Рассказ о своей Читалии по составленной карте.
2 класс - 34ч.
Общий годовой план работы составляет 34 ч., из них: теоретических -12, практических -22.
1.“Здравствуй, книга!”(1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами занятий, рассказ детей о летнем периоде – встрече с интересной книгой. Составление отзыва о книге.
2.“Такие разные книги ”(6 ч.)
История появления книг. Какие бывают книги. Знакомство со справочниками, энциклопедиями, словарями. Цель составителей этих книг. Книги-сборники, работа с содержанием книги.
Проект «Моя книга». Изготовление книги (2 ч)
Из каких частей состоит книга. Изготовление книжки-малышки. Содержание книги. Оформление.
3.“Зачем нужны газеты и журналы ”(6 ч.)
История появления первой газеты и первого журнала для детей. Чем интересна современная периодическая печать для детей. Журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Роман-газета для детей», «Эрудит»: год издания, кому адресован, рубрики, авторы, произведения.
Проект «Наш журнал» (2 ч.)
Кто работает над созданием журнала. Создание макета журнала: название, возраст читателей, рубрики, содержание. Защита своего проекта.
4.“Не только сказки ”(6 ч.)
Что такое мифы. Мифы Древней Греции. Знакомство с легендами. Паньков «Легенда о матерях», легенды о цветах. Предания. Потешки, прибаутки, заучивание их наизусть. Сказки, которые дают ответ на вопрос. Сравнение с научным ответом. Конкурс сказителей и знатоков сказок.
Проект «Моя сказка» (2 ч.)
Какие бывают сказки. Приёмы создания сказки. Написание сказки. Художественное оформление. Защита своей сказки.
5.“Какого цвета детство (6 ч.)
Произведения писателей для детей. О дружбе: А. Барто «Мой друг», Н. Артюхова «Подружки». О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова). Об учёбе и отдыхе: рассказы В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского. Конкурс чтецов.
Проект «Это интересно» (2 ч.)
Разучивание игр, создание выставки увлечений детей, объедение по интересам. Представление к защите единого «продукта» команды.
6.“Какой я читатель? ”(1 ч.)
Тестирование, литературная викторина, подведение итогов путешествие по Читалии.
3 класс - 34 ч.
Общий годовой план работы составляет 34 ч., из них: теоретических -19, практических -15.
1.“Что читали? Что узнали?”(1 ч.)
Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.
2.“Богатое наследие России ”(1 ч.)
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателе, поэтов. О художниках-портретистах.
3.“Литературная Москва”(6 ч.)
Москва- родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Экскурсия в литературный музей (2)
Посещение литературного музея, который есть в городе. Заочное путешествие в музей писателя ( по выбору).
4.“Литературное путешествие в северную столицу”(3 ч.)
О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.
5.“Писатели земли тульской”(3 ч.)
Заочное путешествие в дом-музей Л.Н. Толстого в ясной Поляне.
Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
6.“Родом из центра России ”(6 ч.)
О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «В начале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом». А. П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина.
7.“Вдоль по Волге-реке ”(3 ч.)
О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко» . Л. Кассиль «Черемыш- брат героя».
8.“В стране чудес и несметных сокровищ ”(6 ч.)
О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев « В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс «Ориона», стихи Г. Граубина.
9.“Писатели моего края ”(1 ч.)
Творчество авторов родного края.
Проект «Литературный музей» (2 ч.)
Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей.
4 класс - 34 ч.
Общий годовой план работы составляет 34 ч., из них: теоретических - 24, практических – 10.
1.“Круг моего чтения”(1 ч.)
Рассказы о книгах, которые вызывают повышенный интерес. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Детские писатели мира.
2.“По книжным полкам мира”(1 ч.)
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.
3.“Старая добрая Англия ”(5 ч.)
О детских писателях Великобритании Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р.Л. Стивенсон. Стихи и баллады.
4.“Родина Шарля Перро ”(2 ч.)
Ш. Перро «Золушка», Д. Пикули «Сказки про Лулу».
5.“Сказки из Дании”(3 ч.)
Рассказ об Андерсене, Ю. Нагибин «Лучший сказочник», Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Г. Андерсен «Дикие лебеди».
6.“Где живёт Карлсон”(4 ч.)
О писателях из Швеции. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги».
Проект «Хочу спросить» (2 ч.)
Сбор материала о жизни зарубежного детского писателя, интервью.
7.“Детская литература Германии”(3 ч.)
О детских писателях Германии. Братья Гримм и их сказка «Железный Ганс, или Лягушонок». Сказка В. Гауфа «Калиф-аист».
8.“Привет из Италии”(3 ч.)
О Джанни Родари. Д. Родари «Сказки по телефону», «Джельсомино в Стране лжецов».
9.“Писатели Нового Света”(4 ч.)
Биография Марка Твена. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Харрис Джоэль Чендлер «Сказки дядюшки Римуса».
Проект «Литературная викторина» (2 ч)
Подготовка вопросов к интеллектуальной игре. Проведение викторины.
10.“Ближе к дому”(4 ч.)
Переводчики детских книг. Исследование, кому из литературных героев поставлен памятник. Литературный праздник. Письмо читателей авторам книг.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Необходимое оборудование и оснащение
Количество
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
Компьютер.
Принтер.
Колонки.
Телевизор.
1
1
1
1
Учебно-практическое оборудование:
Оборудование (мебель):
Стол ученический
Стол учительский
Стул учительский
Стул ученический
Шкаф книжный
Шкаф для одежды
15
1
1
30
3
1
Список литературы для учителя:
Андерсен, Г.Х. Сказки [Текст]: Детская литература/ Г.Х. Андерсен. – М., 1979.
Былевская, В.Н. Развитие творческих возможностей младшего школьника [Текст]: пособие для учителя / В.Н. Былевская. – СПБ, 2006.
Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов [Текст] / авт.-сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207с.
Ершов П.П. Конёк-Горбунок [Текст]: Детская литература / П.П. Ершов .- М., 1990.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
Корчемлюк,О.М., Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа [Текст]: Книга 1 / О.М. Корчемлюк. – Баласс, 2012. – 286 с.
Михалков, С.Я. Сказки, песни, загадки [Текст]: Детская литература / С.Я. Михалков. – М., 1988.
Распе, Р.Э. Приключения барона Мюнгхаузена [Текст]: Литература для детей / Р.Э. Распе. – М.: РОСМЭН, 2011.
Саволайнен, Х.М. Пробуждать у детей интерес к чтению [Текст]: пособие для учителя / Х.М. Саволайнен. – М.: Вака, 2004.
Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст [Текст]: Пособие для учителя / О.В. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующуюся литературу;
- культура чтения;
- восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
- умение пользоваться справочными источниками для понимая и получения дополнительной информации;
- знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через участие их в конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио (Положение о портофлио достижений учащихся, утверждённое приказом №213 от 30.08.2013)
Демонстрация выполненной работы является важным итоговым этапом большинства занятий.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности учащихся.
Способы определения результативности – анкетирование, тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
- театрализованное представление;
- выставка творческих работ;
- проектная работа.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 315