Рабочая программа внеурочной деятельности Моя Читалия
Пояснительная записка
.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Актуальность программы «Моя Читалия»
Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.
Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.
Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.
С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгою в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящим читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
-формировать навыки библиотечного пользователя.Отличительные особенности данной программы:
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованиючитательского опыта младших школьников. • -
Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки, художественного труда, живописи, кино, физической культуры.
Каждое занятие - часть целого. В результате получается индивидуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.
Курс «Моя Читалия» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
-расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
-формировать навыки библиотечного пользователя.-приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы занятий курса «Моя Читалия» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание и, что особенно важно,воспитывается человек, познающийлитературу своей страны,овладевающий русской литературной речью, готовый квосприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Моя Читалия» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах по 34 часа в год.
Содержание разделов программы
2 класс (34 ч)
Раздел1. Здравствуй, книга! (2ч)
Знакомство детей с целями и задачами занятий, рассказ детей летнем периоде - встрече с интересной книгой. Составление отзыва о книге.
Раздел 2.Книги о родине, родной природе. (2ч)
Осенняя экскурсия, составление портрета Осени, прослушивание фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь», стихотворений В. Авдеенко «Осень», А. Плещеева «Скучная картина!..» Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.
Раздел 3.Писатели детям. (3ч)
"Веселые истории: рассказы современных детских писателей" С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов, И. Антонова, Т .Крюкова - о школе, семье, дружбе, играх и увлечениях.
Раздел 4. Народная мудрость. Книги-сборники.(3ч)
Знакомство с легендами. Паньков «Легенда о матерях», легенды о цветах. Предания. Потешки, прибаутки, заучивание их наизусть. Сказки, которые дают ответ на вопрос. Сравнение с научным ответом. Конкурс сказителей и знатоков сказок.
Раздел 5. По страницам книг В. Г. Сутеева (3ч)
В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».
Раздел 6. Сказки народов мира (3ч)
Проект «Моя сказка»Какие бывают сказки. Приёмы создания сказки. Написание сказки. Художественное оформление. Защита своей сказки.
Раздел 7. Книги русских писателей сказочников (3ч)
А.Н. Толстой «Приключение Буратино».По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой
ключик».
Раздел 8. Детские писатели. (3ч)
Книги С.Я. Маршака. Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
Раздел 9. Сказки зарубежных писателей (3ч)
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.
Раздел 10.Книги - сборники стихотворений для детей (2ч)
Проект «Это интересно» Разучивание игр, создание выставки увлечений детей, объединение по интересам. Представление к защите единого «продукт» команды.
Раздел 11. Дети – герои книг. (3ч)
Произведения писателей для детей. О дружбе: А. Барто «Мой друг», Н. Артюхова«Подружки». О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова). Об учёбе и отдыхе: рассказы В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского. Конкурс чтецов.
Раздел 12. Книги о животных(4ч)
Произведения о животных, природе, отношение людей к окружающему миру.
Тестирование, литературная викторина, подведение итогов путешествия по Читалии.
3 класс (34 ч)
Раздел 1. Книга, здравствуй.(3ч)
Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.
Раздел2. Книгочей – любитель чтения.(2ч)
Экскурсия в районную библиотеку. Заочное путешествие в музей писателя (по выбору).
Раздел 3. Книги о твоих ровесниках. (4ч)
Книги-сборники писателей-классиков о детях.Книги о детях современных писателей.
Раздел 4.Писатели- сказочники. (4ч)
О детских писателях Германии. Книга сказок. Братья Гримм.
Рассказ об Андерсене, Ю. Нагибин «Лучший сказочник», Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Г. Андерсен «Дикие лебеди».
Раздел 5. Книги о детях. (4ч)
Агния Барто и дети.
Произведения А.Л.Барто.
Литературная игра «Вопросы и ответы»
Раздел 6. Старые добрые сказки. (4ч)
Народные сказки.Русские народные сказки, инсценирование сказки, понятия «роль», «актёр», «декорация», «музыкальное оформление». Сказки К. Чуковского.
Раздел 7. Не только сказки. (4ч)
Что такое мифы. Мифы Древней Греции.
Раздел 8.Какого цвета детство (3ч)
Проект «Это интересно»
Разучивание игр, создание выставки увлечений детей, объединение по интересам. Представление к защите единого «продукт» команды.
Раздел 9.По страницам любимых книг. (3ч)
Рассказы о книгах, которые вызывают повышенный интерес. Детские писатели мира.
Проект «По книжным полкам мира»
Раздел 10.Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. (3ч)
Проект «Моя книга». Изготовление книги.
Творчество авторов родного края (по материалам краеведения).
4 класс (34ч)
Раздел1. Такие разные книги.(2ч)
История появления книг. Какие бывают книги. Знакомство справочниками, энциклопедиями, словарями. Цель составителей этих книг. Книги-сборники, работа с содержанием книги.
Проект «Моя книга». Изготовление книги.
Из каких частей состоит книга. Изготовление книжки-малышки. Содержание книги. Оформление.
Раздел 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3ч)
О детских писателях Великобритании Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Проект «Моя сказка». Представление к защите единого «продукт» команды
Раздел 3. Книги – сборники. Басни и баснописцы. (3ч)
Басни И.А.Крылова.
Проект «Литературная викторина»
Подготовка вопросов к интеллектуальной игре. Проведение викторины.
Раздел 4. Книги о родной природе. (3ч)
В. Бианки «Лесная газета».К.Г. Паустовский «Михайловские рощи».
Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей. (4ч)
Заочное путешествие в дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.
Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
Раздел 6. Животные – герои детской литературы. (3ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка.
Проект «Это интересно»
Сбор материала о жизни животных (составление вопросов и ответов).
Раздел 7.Литературная Москва(3ч)
Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский. К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Раздел 8.Литературное путешествие в Северную столицу. (3ч)
О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки. Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.
Раздел 9.«В стране чудес и несметных». (2ч)
О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк сказки». Р Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина.
Раздел 10.Газеты и журналы для детей. (2ч)
История появления первой газеты и первого журнала для детей. Чем интересна современная периодическая печать для детей.Журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Роман-газета для детей», «Эрудит»: год издания, кому адресован, рубрики, авторы, произведения.
Проект «Наш журнал»
Кто работает над созданием журнала. Создание макета журнала: название, возраст читателей, рубрики, содержание. Защита своего проекта.
Раздел 11. «Книги, книги, книги…» (3 ч)
Проект «Какой я читатель?»
Тестирование, литературная викторина, подведение итогов путешествия по Читалии.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя Читалия» во 2 классе
2015-2016 учебный год
(34ч)
№ Тема Кол-во часов УУД Виды деятельности 1 Здравствуй, книга. 2 -Осознавать значимость чтения для личного развития;
-Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-Вести диалог о прочитанной книге.
-Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-Формировать потребность в систематическом чтении;
-Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-Вести диалог о прочитанной книге; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные
2 Книги о родине, родной природе. 2 3 Писатели детям. 3 4 Народная мудрость. Книги-сборники. 3 5 По страницам книг В. Г. Сутеева3 6 Сказки народов мира 3 7 Книги русских писателей сказочников 3 8 Детские писатели 3 9 Сказки зарубежных писателей 3 10 Книги - сборники стихотворений для
детей 3 11 Дети – герои книг.
3 12 Книги о животных.
3 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя Читалия» в 3 классе
2016-2017 учебный год
(34 ч)
№ Тема Кол-во часов УУД Виды деятельности 1 Книга, здравствуй.
3 -Осознавать значимость чтения для личного развития;
-Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-Вести диалог о прочитанной книге.
-Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-Формировать потребность в систематическом чтении;
-Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-Вести диалог о прочитанной книге; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. 2 Книгочей – любитель чтения.
2 3 Книги о твоих ровесниках.
4 4 Писатели- сказочники.
4 5 Книги о детях 4 6 Старые добрые сказки. 4 7 Не только сказки
4 8 Какого цвета детство
3 9 По страницам любимых книг.
3 10 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники 3 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя Читалия» в 4 классе
2017-2018 учебный год
(34 ч)
№ Тема Кол-во часов УУД Виды деятельности 1 Такие разные книги 4 -Осознавать значимость чтения для личного развития;
-Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-Вести диалог о прочитанной книге.
-Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-Формировать потребность в систематическом чтении;
-Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Уметь определять свою роль вобщей работе и оценивать свои результаты.
-Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-Вести диалог о прочитанной книге; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
-Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
-Высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
Работать с книгой сборником басен;
Сравнивать басни по структуре и сюжету;
Выделять книги- произведения и книги- сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
Составлять таблицу жанров произведений писателя;
Выполнять поисковую работу по проекту;
Презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
Готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
Находить по каталогу нужную книгу;
Заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
Писать отзыв о книге или героях книги;
Пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
Находить нужную информацию в газетах и журналах;
Собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»;
Готовить материал для классной и школьной газеты;
Пользоваться электронными газетами и журналами
2 По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. 3 3 Книги – сборники. Басни и баснописцы. 3 4 Книги о родной природе. 3 5 Книги Л.Н. Толстого для детей. 3 6 Животные – герои детской литературы 4 7 Литературная Москва
3 8 Литературное путешествие в Северную столицу
3 9 «В стране чудес и несметных сокровищ»
2 10 Газеты и журналы для детей. 3 11 «Книги, книги, книги…» 3 Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
п/пНазвание раздела
Тема занятия
Дата план
Дата факт
1 Здравствуй, книга.
Здравствуй, книга.
1.09 2 Здравствуй, книга.
8.09 3 Книги о Родине и
родной природе Книги о Родине и
родной природе. 15.09 4 Книги о Родине и
родной природе. 22.09 5 Писатели - детям.
Писатели - детям.
29.09 6 Писатели - детям.
06.10 7 Книги о детях современных писателей. 20.10 8 Народная мудрость. Книги-сборники Потешки, шутки и считалочки. 27.10 9
10 Загадки о животных.
3.11 11 По страницам книг В. Г. Сутеева.
По страницам книг В.Г. Сутеева. 10.11 12 В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей 17.11 13 Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева3.12 14 Сказки народов мира
Народные сказки (цепочки). 10.12 15 Книга-сказка. 17.12 16 Библиотечный урок. 24.12 17 Книги русских писателей-сказочников.
Книга сказок. А.Н. Толстой «Приключение Буратино» 31.12 18 По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой
ключик» 14.01 19 По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой
Ключик» 21.01 20 Детские писатели.
Книги С.Я. Маршака. Выставка книг 28.01 11.02
21 Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. 4.02 18.02
22 Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
11.02 25.02
23 Сказки зарубежных писателей.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных
изданий 18.02 4.03
24 Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки
Римуса» 11.03 11.03
25 В гостях у сказки. 18.03 26 Книги - сборники стихотворений
для детей. Стихотворения для детей. Книги-сборники. 25.03 27 Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
01.04 28 Дети – герои книг.
Дети-герои книг детских писателей. 15.04 29 Литературная игра «Вопросы и ответы» 22.04 30 Литературная игра «Вопросы и ответы» 29.04 31 Книги о животных.
Книги В.В. Бианки, Г.А. Скребицкого. 06.05 32 Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 13.05 33 Книги о братьях наших меньших. 20.05 34 Обобщающее занятие. По страницам любимых книг. 27.05 Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п Название раздела
Тема занятия
Дата план
Дата факт
1 Здравствуй, книга.
Книги. Правила работы с книгой. 2 Художественные книги. Большая форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 3 Книгочей – любитель чтения
Экскурсия в районную библиотеку. 4 Книги о Родине. 5-6 Книги о твоих ровесниках.
Книга-произведение и книга-сборник. Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных. 7 Книги-сборники писателей-классиков о детях 8 Книги о детях современных писателей. 9-10 Писатели- сказочники Книга сказок. Братья Гримм. 11-12 Г. Х. Андерсен. Литературная игра «По страницам сказок»
13 Книги о детях Дети-герои книг детских писателей. 14 Агния Барто и дети.
15-16 Литературная игра «Вопросы и ответы» 17 Старые добрые сказки Народные сказки (цепочки). 18 Книга-сказка. 19-20 Старые сказки на новый лад.
21 Не только сказки
Что такое мифы
22 Тайны древних легенд 23-24 Живое дыхание прошлого. Предание 25 Какого цвета детство
Какого цвета детство
Всем нужны друзья
26 Школьные истории: смешные и поучительные
27 Проект «Это интересно» 28 По страницам любимых книг.
Мир моих увлечений
29 Интересная книга в моей домашней
Библиотеке. 30 Энциклопедия - ответы на сто тысяч вопросов 31 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники Весёлое воспитание. Потешки, прибаутки 32 Проект «Моя книга». Изготовление книги
33 34 Обобщающее занятие Какой я читатель? Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п Название раздела
Тема занятия
Дата план
Дата факт
1-2 Такие разные книги Какие справки в справочнике.
3-4 Зачем нужны словари. 5 По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. Сказки-почемучки
6-7 Проект «Моя сказка» 8 Книги – сборники. Басни и баснописцы. Литературная гостиная
9 И.А. Крылов Басни. 10 Проект «Литературная викторина» 11 Книги о родной природе Про пернатых и крылатых. 12-13 О чём пишут в «Лесной газете»?
14 Книги Л.Н. Толстого для детей. В гости к графу в Ясную Поляну. Дом-музей Л.Н. Толстого
15 Познать мир и сделать его лучше (рассказы, были Л.Н. Толстого) 16 Может ли учебник быть захватывающе интересным? 17 Животные – герои детской литературы. Книги о животных.
18 Проект «Это интересно» 19 20 Литературная Москва
По Пушкинским местам
21 Умейте удивляться и слушать (рассказы К. Г. Паустовского)
22 Путешествие во времени с К. Булычёвым 23 Литературное путешествие в Северную столицу
От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева)
24 «Чудетство» М. Яснова25 Поэзия С. Я. Маршака 26 «В стране чудес и несметных» Писатели моего края
27 В гости в Забайкалье (стихи Г. Граубина) 28 Газеты и журналы для детей. Первые газеты и журналы для детей
Кто ровесник «Мурзилке». 29-30 К тайнам природы с «Юным натуралистом» 31 «Книги, книги, книги…» Проект «Наш журнал»
32 Литературная гостиная 33-34 Письмо авторам от читателей Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Моя Читалия» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы стекстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой пред-
метной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса«Моя Читалия»
Оборудование:
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Ресурсы сети Интернет:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru2 Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011
Список литература для учителя.
1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.
2. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012. –160 с.
3. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.
4. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11; 2009. – №
5. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М.: Магистр, 2003.
6. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –С. 3 – 9.
Список литературы для учащихся.
Сказки К. И. Чуковского.
Стихотворения С. Михалкова.
Рассказ И. Тургенева «Лес и степь».
Стихотворение В. Авдеенко «Осень».
А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!..»
Стихи А. Л. Барто.
Стихи И.Токмаковой.
Русские народные сказки.
В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды»,.
А. Шалыгин «Если есть хороший друг».
В. В. Маяковский «Кем быть?»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
С. Маршак «В начале жизни».
В. Берестов «Мужчина».
Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь».
И. Черницкая «Что такое Родина?»
А. Барто «Мой друг».
Н. Артюхова «Подружки».
О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова).
Мифы Древней Греции.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
К.Г. Паустовский «Михайловские рощи». «Барсучий нос».
К. Булычёв «Девочка с Земли».
Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого.
К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
А.П. Гайдар «Дальние страны».
Рассказы М. Пришвина.
М. Горький «Детство», «Воробьишко».
Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Ш. Перро «Золушка».
Д. Пикули «Сказки про Лулу».
Д. Родари «Сказки по телефону», «Джельсомино в Стране лжецов».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Харрис ДжоэльЧендлер «Сказки дядюшки Римуса».