Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «Моя Читалия»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «Моя читалия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы М.А.Яковлевой «Моя читалия».Курс «Моя читалия»является продолжением основного учебного предмета «Литературное чтение»,разработанного «Общеобразовательной системой Школа 2100»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса разработна на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) автора Яковлевой М.А. // Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе следующих документов:
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Читалия» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) для 3 класса соответствует всем нормативно – правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе действующим СанПин.
Программа внеурочной деятельности является нормативно-управленческим документом и характеризует систему организации внеурочной деятельности образовательного учреждения (далее ОУ). Она является компонентом основной образовательной программы начального общего образования (НОО), средством фиксации содержания дополнительного образования.
Цель разработки программы: сохранение единого образовательного пространства ОУ и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов и способов организации внеурочной деятельности.
Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллектуальную направленность.
Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт: литературная карта. Это позволяет учащимся оценить границы своего литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать первые шаги в мир большой литературы.Актуальность программы «Моя Читалия»
Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.
Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.
Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.
С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.
Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Отличительные особенности данной программы:
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского опыта младших школьников.
Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки, художественного труда, живописи, кино, физической культуры.
Каждое занятие - часть целого. В результате получается индивидуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Объём: программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 40 минут в 3-м классе. Курс рассчитан на 35 часов в год.
Формы проведения занятий
Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, художественная мастерская.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития обучающихся 3 класса.
Предполагаемая результативность курса
В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознание значимости чтения для личного развития;
потребность в систематическом чтении;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
культура чтения;
восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения.
Регулятивные учебные умения:
умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
умение самостоятельно работать с новым произведением;
умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные учебные умения:
умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Способы определения результативности - анкетирование, тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
театрализованное представление;
выставка творческих работ;
проектная работа.
Материально-техническое обеспечение программы:
книжный фонд;
медиатека;
видеотека;
принтер;
бумага;
цифровой фотоаппарат;
компьютер;
мультимедийное оборудование: экран и мультипроектор.
Формы и средства контроля:
Театрализованное представление;
выставка творческих работ;
проектная работа.

Способы определения результативности:
- анкетирование;
- тестирование.




Учебно – тематический план

№ п/п
Содержание
Теорет. часы
Практич. часы
Всего часов

1
Что читали? Что узнали?
-
1
1

2
Богатое наследие России
-
1
1

3
Раздел 1. Литературная Москва
-
6
6

4
Экскурсия в литературный музей
2

2

5
Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России
-
3
3

6
Раздел 3. Писатели земли Тульской
-
3
3

7
Раздел 4. Родом из Центра России
-
6
6

8
Раздел 5. Вдоль по Волге - реке
-
4
4

9
Раздел 6. «В стране чудес и несметных сокровищ»
-
4
4

10
Писатели моего края
-
3
3

11
Проект «Литературный музей»

2
2


ВСЕГО:
2
33
35


Содержание факультативного курса
Тема 1. Что читали? Что узнали? (1 ч.)
Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.

Тема 2. Богатое наследие России (1 ч.)
Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.

Раздел 1. Литературная Москва (6 ч.)
Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г. Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Тема 3. По Пушкинским местам.
Тема 4. Как жадность может погубить(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».
Тема 5-6. Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского).
Тема 7. Путешествие во времени с К. Булычёвым.
Тема 8. Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв).
Тема 9-10. Экскурсия в литературный музей.

Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.)
О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.
Тема 11. От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева).
Тема 12. О чём пишут в «Лесной газете»?
Тема 13. «Чудетство» М. Яснова.

Раздел 3. Писатели земли тульской (3 ч.)
Заочное путешествие в дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.
Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
Тема 14. В гости к графу в Ясную Поляну. Дом – музей Л.Н. Толстого.
Тема 15. Познать мир и сделать его лучше (Рассказы, были Л.Н. Толстого).
Тема 16. Может ли учебник быть захватывающе интересным (К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки»).

Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.)
О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «В начале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом». А.П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина.
Тема 17. С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний».
Тема 18. Поэзия С.Я. Маршака.
Тема 19-20. Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом».
Тема 21. Дальние страны А.Гайдара.
Тема 22. Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина).

Раздел 5. Вдоль по Волге – реке (3 ч.)
О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко». Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».

Тема 23. «О, Волга! Колыбель моя» (Н. Некрасов «стихи для детей».
Тема 24. «О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»).
Тема 25. Л. Кассиль и его мальчики.

Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (6 ч.)
О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина.
Тема 26. Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина – Сибиряка).
Тема 27. Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка).
Тема 28. Что такое соавторство.
Тема 29. Давай поговорим с середины Земли (творчество М.Д. Сергеева).
Тема 30. На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»).
Тема 31. В гости в Забайкалье (стихи Г. Граубина).
Тема 32-33. Писатели моего края.
Тема 34-35. Проект «Литературный музей».
Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей (ролевая игра).


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения занятия




План
Факт

1
Что читали? Что узнали?
1
05.09.2014


2
Богатое наследие России
1
12.09.2014


Раздел 1. Литературная Москва (6 ч.)

3
По Пушкинским местам
1
19.09.2014


4
Как жадность может погубить(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
1
26.09.2014


5-6
Умейте удивлять и слушать (рассказы К.Г. Паустовского)
2
03.10.2014
10.10.2014


7
Путешествие во времени с К. Булычёвым
1
17.10.2014


8
Они родились в Москве (Ю. Коваль, Г. Снегирёв)
1
24.10.2014


9-10
Экскурсия в литературный музей
2
31.10.2014
14.11.2014


Раздел 2. Литературное путешествие в Северную столицу России (3 ч.)

11
От чего мир станет лучше (рассказы и сказки Л. Пантелеева)
1
21.11.2014


12
О чём пишут в «Лесной газете»?
1
28.11.2014


13
«Чудетство» М. Яснова
1
05.12.2014


Раздел 3. Писатели земли тульской (3 ч.)

14
В гости к графу в Ясную Поляну. Дом – музей Л.Н. Толстого
1
12.12.2014


15
Познать мир и сделать его лучше (Рассказы, были Л.Н. Толстого)
1
19.12.2014


16
Может ли учебник быть захватывающе интересным (К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки»)

1
26.12.2014


Раздел 4. Родом из центра России (6 ч.)

17
С.Я. Маршак «в начале жизни: страницы воспоминаний»
1
16.01.2015


18
Поэзия С.Я. Маршака
1
23.01.2015


19-20
Сказка для представления С.Я. Маршак «Кошкин дом»
2
30.01.2015
06.02.2015


21
Дальние страны А.Гайдара
1
13.02.2015


22
Что нужно человеку? (рассказы М. Пришвина)
1
20.02.2015


Раздел 5. Вдоль по Волге – реке (3 ч.)

23
«О, Волга! Колыбель моя» (Н. Некрасов «стихи для детей»
1
27.02.2015


24
«О чем рассказал псевдоним?» (М. Горький «Детство»)
1
06.03.2015


25
Л. Кассиль и его мальчики
1
13.03.2015


Раздел 6. В стране чудес и несметных сокровищ (6 ч.)

26
Когда любят дети и не боятся животные (рассказы и сказки Д. Мамина – Сибиряка)
1
20.03.2015


27
Волшебная сила труда (рассказы и сказки Е. Пермяка)
1
03.04.2015


28
Что такое соавторство
1
10.04.2015


29
Давай поговорим с середины
Земли (творчество М.Д. Сергеева)
1
17.04.2015


30
На улице детства В. Крапивина (Рейс «Ориона»)
1
24.04.2015


31
В гости в Забайкалье (стихи Г. Граубина)
1
30.04.2015


32 - 33
Писатели моего края
2
08.05.2015
15.05.2015


34- 35
Проект «Литературный музей»
2
22.05.2015
29.05.2015



Итого:
35




Список литературы
Писатели нашего детства. 100 имён: Биографический словарь в 3 частях. - М: Либерия, 2000.
Из жизни замечательных детей: Сборник рассказов / А.А. Усачёв и другие. - М: РИЦ МДК, 2001.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
К.Г. Паустовский «Михайловские рощи». «Барсучий нос».
К. Булычёв «Девочка с Земли».
Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого.
К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово».
В. Бианки «Лесная газета».
М. Яснов «Неправильные глаголы», «Радость».
К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
А.П. Гайдар «Дальние страны».
Рассказы М. Пришвина.
М. Горький «Детство», «Воробьишко».
Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки».
Е. Пермяк. Рассказы и сказки.
Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда».
М.Д. Сергеев «В чудесном доме».
В. Крапивина «Рейс "Ориона"».
Г. Граубин. Стихи.
22. И. Черемных. Рассказы.











13PAGE 15


13PAGE 14215





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



15