Рабочая программа по курсу Умники и умницы
Согласовано на заседании ШМО
Протокол № 1 от 29.08.2013г.
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
________________О.В. Бабкина
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2013 г.
Утверждаю:
Директор школы № 43:
____________/ Н. А. ГоряйноваПриказ № 236 от 30.08.2013 г.
Рабочая программа
по курсу "Умники и умницы" в _______ классе
на 2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам», Программа курса «РПС» - 3-е изд. перераб. – М.: «Росткнига», 2009г., с использованием дополнительной литературы:
- Г. Айзенк. Проверьте свои способности, 2010 г.;
- С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет, 2010 г.;
- П. Семченко. 399 задач для развития ребёнка, 2009 г.
Программа разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цели и задачи современного образования предполагают, что в процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов становится более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что влечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель курса – создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывающее у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Общая характеристика курса по развитию познавательных
способностей «Юным умникам и умницам».
Факультативный курс по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам» представляет систематический курс интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Особенности занятий по развитию познавательных способностей в том, что они отличаются от традиционных школьных уроков. Ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития, которые усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно.
Материал каждого занятия рассчитан на 30 - 35 минут. Для каждого класса автором разработана модель занятий, которой должен придерживаться педагог.
Описание места курса по развитию познавательных
способностей «Юным умникам и умницам» в учебном плане.
Курс «Юным умникам и умницам» по развитию познавательных способностей у детей младшего школьного возраста не является учебным предметом, поэтому в базисный учебный план не входит.
Факультативный курс по развитию познавательных способностей «Юным умникам и умницам», это курс интеллектуально-развивающих занятий, который входит во внеурочную деятельность учащихся (10 часов в неделю) и проводится 1 раз в неделю.
Класс Количество часов в неделю Количество недель Количество часов в год
1. 1 33 33
2. 1 34 34
3. 1 34 34
4. 1 34 34
Итого 4 135 135
Описание ценностных ориентиров
содержания курса «Юным умникам и умницам».
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.
Результаты освоения курса «Юным умникам и умницам».
Класс Универсальные учебные действия Предметные
Личностные Метапредметные1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Освоение начальных форм познавательной и личност ной рефлексии, использова- ние речевых средств и средств информационных и коммуникационных тех- нологий для решения коммуникативных и познава- тельных задач. Овладение основами ло- гического и алгоритмичес- кого мышления, простран- ственного воображения и математической речи, нагляд- ного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
2. Принятие и освоение социальной роли обуча- ющегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Приобретение начального опыта применения мате- матических знаний для решения учебно-познава тельных и учебно-практических задач.
3. Развитие самостоятель ности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Формирование умения плани ровать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование начальных математических знаний для описания объяснения окружающих предметов, про- цессов, явлений, а также
оценки их колич-ых и простр-ых отношений, приобретение первоначальных представ- лений о компьютерной грамотности.
4. Развитие навыков сотруд- ничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Овладение логическими дей- ствиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси- фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса «Юным умникам и умницам» в 1 - 4 классах.
Для проведения занятий по развитию познавательных способностей предлагается учебно-методическое пособие для каждого класса (1-4), состоящее из:
а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия.
Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать какие-либо задания, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребенку.
Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько разделов:
№ п/пНаименование разделов Количество часов
1. Задания на развитие внимания. 7
2. Задания на развитие памяти. 10
3. Задания на совершенствование воображения. 5
4. Задания на развитие логического мышления. 9
5. Проверка знаний 2 (в 1 классе)
3 (во 2-4 классах)
Итого 33/ 34
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект.
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Тематическое планирование курса
«Юным умникам и умницам» для 1 класса.
№п/пТема Кол-во часов Содержание образования Характеристика деятельности обучающихсяРезультат деятельности
1 Вводный урок. 1 Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Представление моделей предметов и выявление особенностей. Выявление умений
2 Развитие концентрации внимания. 1 Развитие внимания. Виды штриховок, развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей аэродрома. Задания на развитие внимания. Выявление умений
3 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей аэропорта. Задания на развитие внимания. Выявление умений
4 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей маяка. Задания на развитие памяти. Выявление умений
5 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей реактивного самолёта. Выявление умений
6
Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Представление модели и выявление особенностей Красной площади. Задания, развивающие мышление. Выявление умений
7 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Представление модели и выявление особенностей гусеницы. Выявление умений
8 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Представление модели и выявление особенностей соловья. Выявление умений
9 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей кареты. Выявление умений
10 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей коляски. Выявление умений
11 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей трамвая. Выявление умений
12 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Представление модели и выявление особенностей домика для зайчат. Выявление умений
13 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Представление модели и выявление особенностей лесной полосы и модели самолёта над ней. Выявление умений
14 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Представление модели и выявление особенностей космического летательного аппарата. Выявление умений
15 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей картинки «Зимние забавы». Выявление умений
16 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей паровоза с вагонами. Выявление умений
17 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей электрокара. Выявление умений
18 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Представление модели и выявление особенностей электромобиля. Выявление умений
19 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Представление модели и выявление особенностей метро. Выявление умений
20 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Представление модели и выявление особенностей микроавтобуса. Выявление умений
21 Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей космического корабля. Выявление умений
22 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей бабочки. Выявление умений
23 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей картинки «Царевна лягуш- ка». Выявление умений
24 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Представление модели и выявление особенностей картинки «Баба-Яга». Выявление умений
25 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Представление модели и выявление особенностей картинки «Грибы». Выявление умений
26 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Представление модели и выявление особенностей букета цветов. Выявление умений
27 27.Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей жилого дома. Выявление умений
28 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей корабля. Выявление умений
29 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей робота. Выявление умений
30 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Представление модели и выявление особенностей вертолёта. Выявление умений
31 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Представление модели и выявление особенностей вездехода. Выявление умений
32 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Представление модели и выявление особенностей электровоза. Выявление умений
33 Заключительный урок. Проверка знаний. 1 Самостоятельное выполнение заданий. Тестовые задания на выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Выявление умений
Тематическое планирование курса
«Юным умникам и умницам» для 2 класса.
№п/пТема Кол-во часов Содержание образования Характеристика деятельности обучающихсяРезультат деятельности
1 Вводный урок. 1 Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Словесное описание предмета. Выявление умений
2 Развитие концентрации внимания. 1 Развитие внимания. Виды штриховок, развитие мышления. Словесное описание аэропорта. Задания на развитие внимания. Выявление умений
3 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание аэродрома. Задания на развитие внимания. Выявление умений
4 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание маяка. Задания на развитие памяти. Выявление умений
5 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание реактивного самолёта. Выявление умений
6
Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Словесное описание Красной площади. Задания, развивающие мышление. Выявление умений
7 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Словесное описание гусеницы. Выявление умений
8 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Словесное описание соловья. Выявление умений
9 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание кареты. Выявление умений
10 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание коляски. Выявление умений
11 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание трамвая. Выявление умений
12 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Словесное описание домика для зайчат. Выявление умений
13 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Словесное описание лесной полосы и модели самолёта над ней. Выявление умений
14 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Словесное описание космического летательного аппарата. Выявление умений
15 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание картинки «Зимние забавы». Выявление умений
16 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание паровоза с вагонами. Выявление умений
17 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание электрокара. Выявление умений
18 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Словесное описание электромобиля. Выявление умений
19 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Словесное описание метро. Выявление умений
20 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Словесное описание микроавтобуса. Выявление умений
21 Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание космического корабля. Выявление умений
22 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание бабочки. Выявление умений
23 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание картинки «Царевна лягуш- ка». Выявление умений
24 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Словесное описание картинки «Баба-Яга». Выявление умений
25 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Словесное описание картинки «Грибы». Выявление умений
26 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Словесное описание букета цветов. Выявление умений
27 27.Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание жилого дома. Выявление умений
28 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Словесное описание корабля. Выявление умений
29 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание робота. Выявление умений
30 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание вертолёта. Выявление умений
31 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Словесное описание вездехода. Выявление умений
32 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Словесное описание электровоза. Выявление умений
33-34 Заключительный урок. Проверка знаний. 2 Самостоятельное выполнение заданий. Тестовые задания на выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Выявление умений
Тематическое планирование курса
«Юным умникам и умницам» для 3 класса.
№п/пТема Кол-во часов Содержание образования Характеристика деятельности обучающихсяРезультат деятельности
1 Вводный урок. 1 Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Рисование с подробным описанием предмета и его особенностей. Выявление умений
2 Развитие концентрации внимания. 1 Развитие внимания. Виды штриховок, развитие мышления. Рисование с подробным описанием аэропорта и его особенностей. Задания на развитие внимания. Выявление умений
3 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием аэродрома. Задания на развитие внимания. Выявление умений
4 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием маяка. Задания на развитие памяти. Выявление умений
5 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием реактивного самолёта. Выявление умений
6
Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Рисование с подробным описанием Красной площади. Задания, развивающие мышление. Выявление умений
7 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Рисование с подробным описанием гусеницы. Выявление умений
8 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Рисование с подробным описанием соловья. Выявление умений
9 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием кареты. Выявление умений
10 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием коляски. Выявление умений
11 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием трамвая. Выявление умений
12 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Рисование с подробным описанием домика для зайчат. Выявление умений
13 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Рисование с подробным описанием лесной полосы и модели самолёта над ней. Выявление умений
14 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Рисование с подробным описанием космического летательного аппарата. Выявление умений
15 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием картинки «Зимние забавы». Выявление умений
16 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием паровоза с вагонами. Выявление умений
17 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Словесное описание электрокара. Выявление умений
18 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Рисование с подробным описанием электромобиля. Выявление умений
19 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Рисование с подробным описанием метро. Выявление умений
20 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Рисование с подробным описанием микроавтобуса. Выявление умений
21 Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием космического корабля. Выявление умений
22 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием бабочки. Выявление умений
23 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием картинки «Царевна лягуш- ка». Выявление умений
24 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Рисование с подробным описанием картинки «Баба-Яга». Выявление умений
25 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Рисование с подробным описанием картинки «Грибы». Выявление умений
26 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Рисование с подробным описанием букета цветов. Выявление умений
27 27.Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием жилого дома. Выявление умений
28 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием корабля. Выявление умений
29 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием робота. Выявление умений
30 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Рисование с подробным описанием Рисование с подробным описанием вертолёта. Выявление умений
31 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Рисование с подробным описанием вездехода. Выявление умений
32 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Рисование с подробным описанием электровоза. Выявление умений
33-34 Заключительный урок. Проверка знаний. 2 Самостоятельное выполнение заданий. Тестовые задания на выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Выявление умений
Тематическое планирование курса
«Юным умникам и умницам» для 4 класса.
№п/пТема Кол-во часов Содержание образования Характеристика деятельности обучающихсяРезультат деятельности
1 Вводный урок. 1 Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Построение моделей предметов. Выявление умений
2 Развитие концентрации внимания. 1 Развитие внимания. Виды штриховок, развитие мышления. Построение модели аэродрома. Задания на развитие внимания. Выявление умений
3 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение модели аэропорта. Задания на развитие внимания. Выявление умений
4 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение макета маяка. Задания на развитие памяти. Выявление умений
5 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели реактивного самолёта. Выявление умений
6
Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение макета Красной площади. Задания, развивающие мышление. Выявление умений
7 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Построение модели гусеницы. Выявление умений
8 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Построение модели соловья. Выявление умений
9 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение модели кареты. Выявление умений
10 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели коляски. Выявление умений
11 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели трамвая. Выявление умений
12 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение домика для зайчат. Выявление умений
13 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Построение лесной полосы и модели самолёта над ней. Выявление умений
14 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Построение модели космического летательного аппарата. Выявление умений
15 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение тематической картинки «Зимние забавы». Выявление умений
16 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели паровоза с вагонами. Выявление умений
17 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели электрокара. Выявление умений
18 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение модели электромобиля. Выявление умений
19 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Построение макета метро. Выявление умений
20 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Построение модели микроавтобуса. Выявление умений
21 Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение модели косми ческого корабля. Выявление умений
22 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели бабочки. Выявление умений
23 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение тематической картинки «Царевна лягуш- ка». Выявление умений
24 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение сюжетной картинки «Баба-Яга». Выявление умений
25 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Построение сюжетной картинки «Грибы». Выявление умений
26 Развитие логичес- кого мышления. 1 Совершенствование мыслительных операций. Построение макета букета цветов. Выявление умений
27 27.Тренировка концентрации внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение макета жилого дома. Выявление умений
28 Тренировка внимания. 1 Тренировка внимания
Развитие мышления. Построение модели корабля. Выявление умений
29 Тренировка слуховой памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели робота. Выявление умений
30 Тренировка зрительной памяти. 1 Тренировка памяти.
Развитие мышления. Построение модели вертолёта. Выявление умений
31 Развитие логичес- кого мышления. 1 Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение модели вездехода. Выявление умений
32 Совершенствование воображения. 1 Развитие и совершен- ствование воображения. Построение модели электровоза. Выявление умений
33-34 Заключительный урок. Проверка знаний. 2 Самостоятельное выполнение заданий. Тестовые задания на выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. Выявление умений
Описание материально-технического обеспечения.
Литература для учащихся:
О. Холодова. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь в 2-х частях.
Литература для учителя:
О. Холодова. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь в 2-х частях.
О. Холодова. Юным умникам и умницам. Методическое пособие для учителя.
Г. Айзенк. Проверьте свои способности.
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
П. Семченко. 399 задач для развития ребёнка.
ТСО:
Компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, диапроектор, экран.