Программа для внеучебных занятий: «Пользователь ПК»


Программа для внеучебных занятий: «Пользователь ПК»

Разработала преподаватель информатики Утяшева Алена Сергеевна
Г. Черемхово Иркутской области ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повсеместное использование компьютеров приводит к появлению спроса на рынке информационных услуг.
Сегодня компьютер занимает важное место во множестве сфер жизни человека, без него не обходятся при проведении разнообразных расчетов (инженерных, научных), в экономике и экологии, в черчении и графике, в медицине и биологии, в мультипликации и книгопечатании, в расширении круга общения и ресурсов информации и многих, многих других направлениях. Компьютер вошел во все области жизни, стал и «членом семьи», и «коллегой по работе», и «приятелем для отдыха».
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательному учреждению, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Поэтому возникает целесообразность обучения пользователей персональных компьютеров и изучения информационных технологий
Предлагаемая программа «Пользователь ПК» предназначена для работы с учащимися, у которых не было практики работы на компьютере.
На занятиях объединения люди научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК). Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Программа объединения позволит прежде всего разобраться с понятиями и их взаимосвязью.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью занятий является подготовка учащихся, как компетентных пользователей умеющих работать с современными компьютерными технологиями для решения пользовательских и учебных задач
Задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить с основными возможностями компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни;
Учить поиску, обработке и представлению информации;
Познакомить с основными принципами работы с основными прикладными программами;
Учить использовать компьютер для выполнения различных учебных задач, в различных отраслях деятельности

Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, рациональность при решении задач и самостоятельность в поиске путей реализации заданий;
Развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике;
Развивать творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ)

Воспитательные задачи:
Повышать интерес к учебным предметам, мотивацию к самообразованию. Воспитывать привычку вдумчивого и внимательного выполнения заданий, уважительного отношения к сложной и умной машине, терпение и сосредоточенность при решении задач;
Воспитывать понимание воспитанников представления о своем месте в современном информационном обществе.
Программа нацелена на формирование у воспитанников общих учебных умений и навыков:
учебно-организационных (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий и т.п.);
учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);
учебно-информационных (работа с компьютерными источниками информации, умение работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);
учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий, классифицировать информацию и т.п.).

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
Вопросы, связанные с понятием информации, способах ее передачи и хранения, структуры компьютера, его назначения и состава.
Навыки при работе с компьютером, прикладными и пользовательскими программами.
Вопросы, связанные с физическими принципами работы ПК, способах представления информации





ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность воспитанников. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса «Пользователь ПК» выбирается такой объект или тема работы для воспитанников, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда воспитанников при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается путем предоставления воспитанникам в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями воспитанников и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
Методы существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Весь курс проходит с использованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу воспитанников
индивидуальной - самостоятельная работа воспитанников с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности воспитанников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1.Объяснение.
2.Показ.
3.Практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, воспитанники постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у воспитанника своего домашнего ПК.
Различная начальная подготовленность участников требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же, как и успехи воспитанника уже имеющих навыки обращения с компьютером.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В основу представляемой программы положены такие принципы:
1. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей воспитанников).
2. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
3. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта воспитанников, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у воспитанников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).








Формы оценки качества и результативности.

С первых же дней проводится предварительный контроль, который помогает выявить уровень подготовки обучающегося и скорректировать план работы с ним. И далее, на протяжении всего учебного года педагог проводит контроль за работой воспитанника, направляя его деятельность на нужный результат. Постоянный контроль позволяет педагогу составить представление о том, как ведут себя воспитанники на учебных и досуговых занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их склонности, интересы и способности.
Наиболее распространенным методом при проверке и оценке знаний является практическая работа. Сущность его заключается в том, что педагог предлагает выполнить определенное задание на компьютере (дает образец текста, тему презентации и др.) выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
После прохождения тем учебной программы в теории проводятся занятия в практической форме, во время которых проводится текущий индивидуальный контроль.
В качестве итогового контроля предусматриваются представления творческих работ, выполненных в изученных прикладных компьютерных программах. На них определяется уровень мастерства, техника исполнения работ, выявляются творческие способности. Каждому предоставляется возможность участвовать в конкурсах, оказывать посильную помощь при подготовке к школьным мероприятиям.
При проведении всех видов контроля педагог соблюдает следующие требования:
контроль систематический и всеохватывающий, мотивированный и стимулирующий;
оценка результатов контроля проводиться в сочетании личностных и нормативных критериев, гласно, но психологически щадящим;
по мере взросления воспитанника контроль педагога постепенно заменяется взаимоконтролем и самоконтролем; выступает, как элемент методической помощи.

Учебный план


№ п/п
Тема раздела
Кол-во
часов

1
Начальные сведения о персональных компьютерах
2

2
Программное обеспечение
2

3
Работа с текстовым редактором Microsoft Office Word
30

4
Работа с электронными таблицами Microsoft Office Excel
24

5
Работа с графикой
8

6
Интернет
6


Итого
72


Учебно-воспитательный тематический план

№ п/п
Тема
Кол – во часов



Теор
Практ
Всего

1. Начальные сведения о персональных компьютерах – 2 ч.

1
Устройства, входящие в состав ПК. Инструктаж по ТБ.
2

2

2. Программное обеспечение – 2 ч.

2
Операционная система MS Windows.
2

2

3. Работа с текстовым редактором Microsoft Office Word - 30 ч

3.1
Работа с Панелью управления
2
2
4

3.2
Основные операции с текстом.
2
2
4

3.3
Форматирование текста.
2
2
4

3.4
Работа с таблицами.
2
2
4

3.5
Оформление страницы документа.
2
2
4

3.6
Вставка в текстовый документ графических объектов.
2
2
4

3.7
Работа с колонтитулами.
2
2
4

3.8
Работа с программой Калькулятор

2
2

4. Работа с электронными таблицами Microsoft Office Excel – 24 ч.

4.1
Настройки экрана и инструментария MS Excel
2
2
4

4.2
Построение простой электронной таблицы2
2
2
4

4.3
Действия с листами рабочей книги
2
2
4

4.4
Ввод данных.
2
2
4

4.5
Редактирование данных.
2
2
4

4.6
Анализ данных с помощью диаграмм
2
2
4

5. Работа с графикой - 8ч.

5.1
Презентация Microsoft Office PowerPoint
2
2
4

5.2
Работа с программой Paint
2
2
4

6. Интернет- 6ч.

6.1
Способы поиска информации в Интернете

2
2

6.2
Создание электронной почты

2
2

6.3
Online перевод текста

2
2

Итого
34
38
72

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Начальные сведения о персональных компьютерах. Введение.
Устройства, входящие в состав ПК: внутренние составляющие. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, мышь, принтер, сканер. Инструктаж по ТБ.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
О назначении устройств ПК. Знать:
Названия устройств ПК;
Правила работы и функции периферийных устройств ПК.
Правила техники безопасности при работе с ПК.
Уметь:
Перечислять состав и назначения устройств ПК.

2. Программное обеспечение.
Операционная система MS Windows. Основные элементы окна. Меню. Создание, открытие, сохранение документов в программном приложении.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
О возможностях и преимуществах операционной системы
MS Windows.
Знать:
Назначение элементов окна;
Правила работы с меню;
Правила создания, открытия, сохранения документов в программном приложении.
Уметь:
Запускать программы на выполнение;
Управлять окнами;
Работать с носителями информации: дисками, файлами;
Создавать папки, ярлыки

3. Текстовый редактор MS Word
Принципы работы в текстовом редакторе.
Основные операции с текстом. Перемещение, копирование, удаление фрагментов текста. Перемещение по набранному тексту.
Форматирование текста. Общая схема форматирования. Панель инструментов. Границы и заливка - оформление абзацев. Создание списка перечисления. Работа со стилями.
Работа с таблицами. Операции с таблицами.
Оформление страницы документа. Параметры страницы.
Вставка рисунков и символов. Подготовка к печати документа.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
О возможностях текстового редактора MS Word.
Знать:
порядок работы с командами меню и инструментами;
способы форматирования текста;
основные операции с рисунками и таблицами;
правила вывода документа в печать.
Уметь:
вводить текст;
выделять, копировать и удалять фрагменты текста;
вставлять рисунки, символы, таблицы;
создавать стили;
распечатывать документ;
сохранять документ.


4. Электронные таблицы.
Способ организации электронной таблицы . Составляющие таблицы: строки, столбцы, ячейки. Диапазон ячеек. Основные типы и формы данных: числа, текст, формула. Построение диаграмм и графиков.
Воспитанник должен:
Знать:
Назначение элементов окна электронной таблицы;
Правила создания, заполнения электронной таблицы;
Порядок применения формул
Уметь:
Создавать электронные таблицы для несложных табличных расчетов;
Вводить в ячейки таблицы тексты, числа, формулы;
Получать диаграммы с помощью графических средств.

5. Работа с графикой
Общая схема работы в MS PowerPoint.
Создание презентации. Презентация в режиме слайдов.
Анимация слайда.
Общая настройка презентации. Настройка времени. Управление показом.
Воспитанник должен:
Иметь представление:
о видах презентаций и их назначении
Знать:
назначение элементов окна программы;
правила создания, открытия, сохранения документа;
порядок работы с командами меню и инструментами;
основные операции при работе над презентацией.
Уметь:
использовать конструктор и разметку слайда;
применять настройку слайда, эффекты анимации;
применять общую настройку презентации.

6. Интернет.
Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть Интернет. Всемирная паутина. Web-страница. Web-сайт. Способы поиска и сохранения информации в Интернете. Электронная почта. Общение в реальном времени.
Воспитанник должен:
Знать:
Назначение элементов окна при работе в Интернете;
Правила поиска, открытия, сохранения информации;
Правила работы с электронной почтой;
О системах компьютерного перевода текстов.
Уметь:
Использовать 3 способа поиска в Интернете;
Получать информацию с Web-страницы;
Создавать почтовый ящик;
Отправлять и получать письма по электронной почте;
Использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текста




Терминология

Аватар – картинка в Сети, выбранная участником сообщества в качестве символа – портрета.
Буфер обмена – средство для переноса данных в Windows.
Диск – устройство хранения информации в ПК
Интернет – всемирная компьютерная сеть.
Интерфейс графический – стандартизированная система сигналов и вид связи между отдельными устройствами.
Клипарт - небольшая векторная картинка .
Курсор – средства управления и запуска программ в виде движущейся по экрану стрелки, копирующей движение руки при работе с мышью.
Логин – псевдоним, имя пользователя, необходимое для входа в сеть.
Портал – сайт Интернета
Презентация – демонстрационный ролик
Рабочий стол – рабочее пространство, базовый экран операционной системы Windows
Сайт – информационная единица сети Интернет.
Слайдшоу – демонстрация сменяющих друг друга картинок
Текстура – графическая поверхность объекта
Файл – минимальный элемент информации, с которым работает пользователь ПК .









13PAGE 15






Заголовок 115