Технологическая карта модульного урока Центрально — Чернозёмный район России, 9 класс


Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога Пахомова Марина Юрьевна. Должность: учитель географии.
Полное название МБОУ Кварсинской средней общеобразовательной школы.
Предмет география Класс: 9 Учебник (УМК, программа): УМК "Полярная звезда", авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин; рабочая программа к учебникам линии "Полярная звезда" под редакцией Алексеева для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. Издательство: Просвещение, 2011 год.
Тема урока: Центрально - Чернозёмный район Тип урока : модульный урок, изучение нового материала.
Оборудование: физическая и политико - административная карты России, учебники, листы самооценки, критерии оценивания, картина "Добыча железной руды"
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные - изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района;
- сформировать представления об этапах освоения района;
- определить проблемы района и пути их решения. 1) знать ЭГП Центрально - Чернозёмного района;
2) уметь давать оценку природным условиям и ресурсам района;
3) выделять специализацию района;
4) проблемы и перспективы развития района.
Регулятивные - умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. - научиться ставить учебные задачи и достигать их;
- планировать учебные действия в соответствии поставленных задач;
- давать самооценку свой деятельности.
Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
- давать определение понятиям;
- структурировать знания;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - делать анализ и отбор информации, - перерабатывать информацию для получения необходимого результата. - самостоятельно ставить познавательные цели;
- давать определения понятия, структурировать материал;
- логически правильно строить свои мысли в устной и письменной форме.
Коммуникативные - сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;
- умение выражать свои мысли. - уметь сотрудничать с одноклассниками, учителем.
Личностные - развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме;
- формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. - установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- уважительное и терпимое отношение к другому мнению.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.
Номер Учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать?) Время работы.
Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ -0 Мотивационно-целевой этап Цель: повторение темы прошлого урока.
Актуализация целей.
Реши тест.
1. В состав Волго - Вятского экономического района не входит:
а) Кировская область; б) Республика Мордовия; в) Костромская область; г) Нижегородская область.
2. Главной отраслью специализации является:
а) чёрная металлургия; б) машиностроение; в)химическая промышленность; г) овцеводство.
3. В какой республике абсолютно преобладает коренное население?
а) Мордовии; б) Марий Эл; в) Чувашии.
4. Какой город В-В района называют "карман России":
а) Киров; б) Нижний Новгород; в) Саранск; г) Чебоксары.
5. Какой народ по своей численности преобладает в экономическом районе?
а) мордва; б) чуваши; в) русские; г) марийцы.
Выбрать хранителя времени.
Входной контроль.
Решение теста
Необходимые знания и умения.
Решить тесты в тетради. Ответы переписать на листочки и сдать учителю. Обменяться тетрадями, проверить с ответами на доске. Оценить работу друг друга.
Результат записать в лист учёта и контроля. Время выполнения 10 мин.
Взаимопроверка.
(1-в; 2-б; 3- в; 4- б; 5 - в)
5 баллов
УЭ - 1
Ориентировочный этап
Поисково - исследовательский этап
Учебный модуль.
Выход на тему урока.
О чём идёт речь: один из 11 экономических районов Российской Федерации. Крупнейший город — Воронеж. Черноземье — от слова чернозём, что указывает на степной  характер этих мест.
Цель элемента.
Знакомство с новым экономическим районом. Особеность ЭГП.
План:
1.Положение района.
2. Экономическое окружение .
3. Положение по отношению к транспортным магистралям.
4. Положение по отношению к крупным топливно - энергетическим и сырьевым базам.
5. Изменение ЭГП во времени.
6. Проблемы и перспективы развития.
После беседа учителя ответить на вопрос:
Выбери выражения характеризующие Ц-Ч район:
1. самый многонациональный район России;
2. самый маленький по площади район Центральной России;
3. район граничащий с государством;
4. район имеет холмисто - равнинный рельеф.
Сделать вывод: благоприятное или неблагоприятное ЭГП. Обосновать.
Самостоятельно структурировать
учебный материал, умение работать с текстом.
3) Определить природные ресурсы.
Выделить условия для развития хозяйства района.
Во - первых:_____________ - условия для развития земледелия (АПК); во - вторых _______________________ - позволяет развивать чёрную металлургию., основные центра чёрной металлургии __________ и __________.
Отрасли специализации:
__________________________;
____________________________;
_____________________________;
______________________________;
______________________________.
4) Проблема района и пути решения.
Рублика "Стоп - кадр".
Беседа. Высказать свою точку зрения, по решению проблемы. Беседа.
Дан алгоритму.
Работа с текстом, найти ключевые слова.
Умение высказывать свою точку зрению, обобщать делать выводы. Вступительное слово учителя.
Основные положения пункта плана записывают в тетрадь.
Работаем с учебником, с.68. по плану "Характеристика экономического района", стр. в учебнике 55.
В тетрадь выписать верные выражения.
Самостоятельная работа с. 70-71 учебника.
Записать в тетрадь, найти в тексте ключевые слова их подчеркнуть.

Прочитать , с. 71. 7 мин.
5 мин.
Рефлексия:
3 балла (2,3,4)
7 мин.
Проверка.
9 баллов.
УЭ - 2
Практический этап. Рефлексия.
Уровень усвоения учебного материала.
"Да", "Нет".
1. В состав экономического района входят только области.
2. ЦЧР граничит с экономическими районами и странами.
3. ЦЧР вывозит нефть, газ, уголь, машины.
4. В районе нет производства самолётов и телевизоров.
5. Отраслью специализации являются: черная металлургия, АПК, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика. Верные и неверные утверждения Ученики отмечают в тетради правильные высказывания. 8
Самопроверка. Ключ даёт учитель.
(правильные ответы: 1, 2, 5)
3 балла.
УЭ - 3
Рефлексивно - оценочный этап Контроль (самоконтроль и выходной контроль).
Д/з. §15, задание на к/к нанести ЦЧР, и основные центры специализации. Ключ сдаём учителю.
Самооценка. 5 мин.
Проверка по ключу, эталону.
Всего можно набрать 20 балл.
Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________ ____ баллов
УЭ Количество баллов по УЭ Кол - во баллов
№ 1 № 2 "№ 3 № 4 УЭ - 1 5 б. УЭ - 2 9 б. 3б. УЭ - 3 3 б. Итого 20 б.
Оценка Критерии оценки
Кол-во правильных ответов Уровень Оценка и комментарии
20-19 очень высокий 5+ Так держать!
18-16 высокий 5 Но ошибки все-таки были.
15-13 средний 4 Ещё чуть-чуть и будет «5»
12-10 низкий 3 Будьте внимательны на уроке!
9- 7 очень низкий 2 И о чём вы думаете на уроке.
Меньше 6 нулевой 1 Без комментариев …