Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы, посадки и сбора урожая.
Дата: Класс:9 урок 3
Тема: Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы, посадки и сбора урожая.
Цель урока: способы сбора и хранения урожая;
технологию и способы обработки древесины;
устройство и назначение контрольно-измерительных и ручных столярных инструментов;
устройство деревообрабатывающих станков (токарного, сверлильного);
Ожидаемый результат рационально организовать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. 10 мин. II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
За
По методу «Кластер » осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися.
20294604826000
За долгую историю земледелия способы и орудия обработки почвы все время совершенствовались. В наше время инженеры, опираясь на научную теорию сельскохозяйственного машиностроения и используя многовековой опыт обработки почв, создали для сельского хозяйства много сложных и высокопроизводительных машин и орудий. Это позволило механизировать все процессы обработки почвы.
Почву обрабатывают по-разному, в зависимости от ее свойств и состояния, вида сельскохозяйственной культуры, способов выращивания ее, климата и погоды. Основные виды обработки почвы — лущение, вспашка, предпосевная обработка и обработка при уходе за растениями.
Осенью, после уборки урожая, на поля выходят тракторы с лущильниками или дисковыми боронами. Они разрыхляют верхний слой почвы на глубину 4—6 см, перемешивают его со стерней и сорняками и частично оборачивают. Это — лущение. Оно облегчает доступ влаги и воздуха в нижние слои почвы. Семена сорняков, находящиеся на поверхности почвы, при лущении заделываются на небольшую глубину и прорастают после первых же осенних дождей. Их всходы затем легко уничтожаются при вспашке. Лущение жнивья снижает засоренность полей и помогает уничтожить яйца и личинки вредителей сельскохозяйственных растений.
Проводится лущение дисковыми лущильниками. Наиболее распространены дисковые лущильники, имеющие ширину захвата 5, 10, 15 и 20 м. Ими кроме лущения жнивья обрабатывают пары, луга и пастбища, рыхлят задернелые пласты и измельчают глыбы и комья после вспашки.
На рисунке 1 показан дисковый лущильник с шириной” захвата 20 м. Его рабочие органы — сферические диски — собраны по нескольку штук на квадратных осях. Это батареи. Батареи присоединены к раме лущильника на шарнирах и потому могут перемещаться в вертикальной плоскости, приспосабливаясь к неровностям поверхности поля.
Угол, образуемый плоскостью вращения диска с направлением движения, называется углом атаки; его можно изменять. Если ось батареи расположить перпендикулярно направлению движения, то угол атаки будет равен нулю и диски только разрежут верхний слой почвы. Если же ось батареи повернуть так, что плоскость вращения диска составит некоторый острый угол с направлением движения, то каждый диск будет вырезать в почве пласт, рыхлить и перевертывать его. Чем больше угол атаки дисков, тем глубже обрабатывается почва. Обычно при лущении угол атаки составляет 30—35°. Чтобы диски глубже врезались в почву, если это нужно, в балластные ящики насыпают землю или песок.
Для лущения поля с пожнивными остатками (стерней и пр.), для разрезания и измельчения задерне-лых пластов, рыхления комьев и глыб после вспашки и для ухода за лугами и пастбищами используют также дисковую тяжелую борону (рис. 2). Ее батареи тоже состоят из сферических дисков, но в отличие от лущильника они установлены в два ряда. Поэтому дисковая борона лучше дробит, рыхлит и перемешивает верхний слой почвы. Диски передних батарей выпуклой стороной обращены внутрь, а задних — наружу. Это позволяет более равномерно обрабатывать почву и меньше смещать ее верхний слой вбок. Угол атаки дисков регулируют, поворачивая батареи. Дисковой бороной можно обрабатывать почву на глубину до 18 см. Ширина захвата бороны равна 3 м. Общая жесткая рама обеспечивает одинаковую глубину обработки почвы как передними, так и задними батареями. Перевод бороны в транспортное положение производят гидравлическим механизмом.
Рис. 1. Лущильник дисковый : 1 — рама; 2 — брус; 3 — среднее колесо; 4 — тяга; 5—боковое колесо; 6 — правая батарея; 7 — левая батарея.
Рис. 2. Борона дисковая тяжелая прицепная гидрофицированная: 1 — передняя батарея дисков; 2 — задняя батарея дисков.
Спустя некоторое время после лущения поле пашут. Основная задача вспашки — рыхление и оборот пласта. Рыхление облегчает доступ воздуха, воды и питательных веществ к корням растений, способствует накоплению и сохранению влаги в пахотном слое, помогает корневой системе лучше развиться, усиливает жизнедеятельность полезных микроорганизмов. При обороте пласта верхний, потерявший структуру слой укладывается на дно борозды, а нижний, комковатый слой поднимается наверх, в почву заделываются дернина, остатки культурных растений, сорняки, удобрения, а также опавшие семена сорняков и вредители.
На рисунке 3 показаны три основных вида вспашки: оборот пласта на 180°, взмет пласта и культурная вспашка. При обороте пласта задернелая часть пласта полностью укладывается на дно борозды. Взмет пласта означает, что вырезанный пласт оборачивается на 120—140° и приваливается к откосу предыдущего. При культурной вспашке в верхнем слое почвы предплужником плуга сначала вырезается тонкий пласт в две трети ширины основного пласта и сбрасывается в борозду, а затем вырезается основной пласт и оборачивается на 130—150°. При этом основной пласт покрывает верхний, тонкий. Для обработки старопахотных земель используют в основном третий вид вспашки.
Рис. 3. Виды вспашки (условная схема): А — оборот пласта на 180°; Б — взмет пласта; В — культурная вспашка.
Пашут землю плугами. Поле под зерновые или технические культуры пашут плугами общего назначения на глубину 20—30 см. Для вспашки почвы под сады, виноградники, а также для вспашки лугов и болотных, кустарниковых, лесных, каменистых, поливных земель, горных склонов, полей для посева риса используют специальные плуги.
Плуги бывают лемешные, дисковые, роторные и комбинированные. По роду тяги их делят на конные, тракторные (прицепные, полунавесные и навесные), самоходные. Есть плуги и на канатной тяге.
Наибольшее распространение получили лемешные плуги общего назначения. Основные рабочие органы плуга: нож, предплужник, лемех, отвал (рис. 4). Нож подрезает пласт почвы в вертикальной плоскости. Предплужник снимает часть верхнего слоя почвы и сбрасывает на дно борозды. Лемех подрезает пласт снизу. Отвал поднимает, оборачивает и рыхлит вырезанный пласт. Лемех, отвал и стойка образуют корпус плуга. Боковое давление, возникающее в результате действия пласта почвы на корпус, воспринимает полевая доска. Она упирается в стенку борозды. При работе за плугом остаются разрыхленные отваленные в сторону пласты почвы, а за последним его корпусом — открытая борозда.
Рис. 4. Навесной плуг: 1 — полевая доска; 2 — стойка корпуса; 3 — лемех; 4 — отвал; 5 — предплужник; в — корпус (на рисунке очерчен пунктиром); 7 — дисковый нож; 8 — опорное колесо; 9 — рама; 10 — стойка подвески.
Рис. 5. Прицепной пятикорпусный плуг: 1 — бороздное колесо; 2 — заднее колесо; 3 — винтовой механизм для регулирования положения бороздного колеса ; 4 — силовой гидравлический цилиндр для подъема плуга в транспортное положение; 5 — винтовой механизм для регулирования положения полевого колеса; 6 — полевое колесо; 7 — прицеп.
Навесные плуги присоединяют к трактору сзади при помощи навесной системы. На рисунке 4 изображен четырехкорпусный навесной плуг общего назначения «Пахарь». Ширина захвата каждого его корпуса — 35 см. Глубина пахоты регулируется перестановкой опорного колеса при помощи винтового механизма. Для работы на больших скоростях (9— 12 км/ч) служат плуги со скоростными корпусами.
Наша промышленность выпускает одно-, двух-, трех-, четырех – и пятикорпусные навесные плуги применительно к тракторам малой, средней и большой мощности. Для мощного трактора К-700 изготовляют полунавесной восьмикорпусный плуг.
Наряду с навесными плугами заводы выпускают также и прицепные. На рисунке 5 показан прицепной пятикорпусный плуг. Он отличается от навесного тем, что имеет три опорных колеса и прицеп для присоединения к трактору. Колеса при помощи винтовых механизмов можно устанавливать в разных положениях относительно рамы и корпусов плуга.
Когда плуг работает, бороздное и заднее колеса катятся по дну борозды, а полевое колесо — по непаханому полю. Поэтому в рабочем положении полевое колесо винтовым механизмом ставится выше бороздного на глубину пахоты. В транспортном положении все три колеса располагаются на одной плоскости.
Установку плуга на заданную глубину пахоты производят предварительно на горизонтальной ровной площадке. Из рабочего положения в транспортное и обратно плуг переводится гидравлическим цилиндром, соединенным с гидравлической системой трактора.
Почву в засушливых условиях и в районах, подверженных ветровой эрозии почв, пашут плугами без отвалов на глубину 30—40 см один раз в 4—5 лет, а в промежутке между вспашками поле обрабатывают только дисковыми и зубовыми боронами и лущильниками.
Для коренного улучшения малоплодородных почв — подзолистых, солонцовых и других — применяют глубокую послойную вспашку ярусными плугами. Послойная вспашка достигается особым расположением корпусов плуга. При такой вспашке слои почвы перемещаются, что улучшает водный и воздушный режимы почвы и повышает ее плодородие.
Для пахоты применяют также оборотные, клавишные и челночные плуги. Эти плуги используются для пахоты челночным способом, после них на поле не образуются разъемные борозды и свальные гребни.
Оборотный плуг имеет длинные стойки на поворачивающейся раме. На противоположных концах стоек укреплены правооборачивающие и левооборачивающие корпуса. Когда правооборачивающие корпуса опущены вниз и пашут почву, левооборачивающие находятся в транспортном положении, т. е. лемехами вверх. При повороте агрегата для движения в обратном направлении положение корпусов сменяют.
У клавишного плуга на одной раме правооборачивающие корпуса, а на другой — левооборачивающие. Они используются поочередно. При поворотах агрегата одну раму поднимают, а другую опускают.
Для пахоты челночным способом без поворота трактора служит челночный плуг. Он состоит из двух плугов. Один плуг имеет правооборачивающие корпуса и навешивается сзади трактора, а второй — левооборачивающие корпуса и навешивается спереди трактора. При движении трактора вперед пашут задним плугом с правооборачивающими корпусами. Передний плуг в это время находится в транспортном положении. При движении агрегата назад пашет плуг, навешенный спереди трактора. Таким способом обрабатывают почву на крутых склонах.
Для обработки торфяников, болот, лугов и пастбищ применяют фрезы и роторные плуги. Работа фрезы показана на рисунках 6 и 7. Рабочий орган ее — барабан с ножами вращается по направлению движения трактора. Каждый нож срезает клиновидную почвенную стружку, разрыхляет ее и бросает на решетку кожуха. Так фреза за один проход рыхлит пласт. Роторные плуги выпускаются пока только в виде опытных образцов. Их вращающиеся рабочие органы имеют различную форму.
Рис. 6. Фреза в работе: 1 — нож; 2 — барабан; 3 — вал барабана; 4 — фрикционная накладка; 5 — ре шетка кожуха; б — почвенная стружка; 7 — кожух фрезы.
Рис. 7. Обработка болотистой почвы с помощью фрезы.
После вспашки верхний слой почвы разрыхляют дисковыми и зубовыми боронами, шлейф-боронами и культиваторами, выравнивают волокушами и катками и уплотняют катками (рис. 8, 9, 10, 11).
Поле, вспаханное осенью, к весне заплывает и покрывается коркой с трещинами. Верхний слой его быстро высыхает. Такое поле обрабатывают зубовой бороной (рис. 8). Она разрушает корку и создает рыхлый слой глубиной до 8 см, который задерживает испарение влаги.
Для более глубокого рыхления (до 12—16 см) служат культиваторы с рыхлительными лапами.
Перед посевом, чтобы уничтожить проросшие сорняки и обеспечить доступ воздуха и влаги к семенам, верхний слой почвы обрабатывают на глубину заделки семян культиватором с полольными лапами (рис. 10).
Рис. 8. Боронование почвы зубовыми боронами.
Рис. 9. Шлейф-борона: 1 — прицепной брус; 2 — нож; 3 — рычаг для поворота ножа; 4 — зубчатая планка; 5 — шлейф.
Рис. 10. Культиватор паровой навесной: 1 — рама; 2 — стойка для навешивания на трактор; 3 — опорное колесо; 4 — передние полольные лапы; 5 — задние полольные лапы; 6 — нажимные пружины.
Рис. 11. Кольчато-шпоровые катки.
Для очистки поля от сорняков применяют еще культиваторы с пружинными зубьями, которые вычесывают сорняки, а также штанговые культиваторы, наматывающие сорняки на вращающийся в почве вал.
Часто различные операции обработки почвы совмещают: боронование проводят одновременно со вспашкой, боронование — с культивацией, культивацию — с посевом, лущение — с уборкой. Для этого из нескольких различных машин или орудий составляют комплексный агрегат. Комплексный агрегат, выполняя одновременно несколько операций, резко повышает производительность труда, сокращает ч
10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Дерево Блоба
Стикеры
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках. дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.