Технологическая карта Вводный урок по истории Средних веков
Тема. Вводный урок. Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье.Педагогические цели Создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода, познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье»
Метапредметные:
Познавательные:
Приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные:
Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с посталенной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя
Коммуникативные:
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать
Личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности
Образовательные ресурсы Агибалова Е.В. , Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник, - М.: Просвещение, 2014
История Средних веков. 6 класс : поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В. , Г.М. Донского. – Волгоград: Учитель, 2011
Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс . Методическое пособие с электронным носителем.–М.: Издательство «Глобус», 2010г.
Презентация «Что изучает история Средних веков»
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков
Основное содержание темы, понятия и термины Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков.
Этапы урока Обучающие и
развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формы
организации взаимодействия на уроке Планируемые результаты Формы контроля
Предметные Формируемые умения (универсальные учебные действия) I.Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Фронтальная Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности II.Постановка учебных задач Работа с учебником Сообщает тему урока. Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (внешним видом, содержанием, условными обозначениями)
Предлагает сформулировать учебные цели и задачи урока Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков Фронтальная Познавательные:
приобретают умение ориентироваться в учебнике
Регулятивные:
принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу Работа с учебником
III.Актуализация знаний Беседа по вопросам Какую историю Вы изучали в 5 классе?
С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
Как первые правители германских королевств укрепляли свою власть?
Отвечают на вопросы, приводят примеры Фронтальная Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют Познавательные:
умеют осмысленно воспроизводить изученный материал
Беседа по воросам
IV.Изучение нового материала Рассказ учителя.
Презентация по теме «Что изучает история Средних веков» Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь Фронтальная Устанавливают связь истории Средних веков с историей Древнего мира, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье» Познавательные:
осознанно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя
Регулятивные:
определяют последовательность действий в соответствии с поставленной задачей
Личностные:
осознают свои возможности в учении
Записи в тетради
Работа с лентой времени После просмотра слайдов презентации; прочтения раздела учебника:
Начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды
Разделите эпоху Средневековья на основные периоды
Самостоятельная работа Индивидуальная Представляют длительность исторической эпохи Познавательные:
используют знаково-символические средства
Регулятивные:
принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Схема в тетради
Презентация учителя Предлагает изучить виды исторических источников и ответить на вопросы:
Что такое исторические источники?
( Это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства)
Какие источники по истории Средних веков вам известны?
(Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель и т.д; Письменные: рукописи, деловые документы, законы и т.д.; Произведения искусства: иконы, фрески, статуи и т.д.)
Изучают презентацию, самостоятельно отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Характеризуют источники, рассказывающие об исторической эпохе Познавательные:
Осуществляют анализ , выделяют существенную информацию.
Коммуникативные:
Осознают важность сохранения исторического наследия Устные ответы
V.Первичное осмысление и закрепление знаний Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?» Задает вопрос:
Выскажите свое мнение: заслуженно ли Средневековье называют темным временем?
(Да, т.к. в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание; действовала инквизиция)
Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средневековье?
( Средние века подарили людям множество вещей: форфор, зеркало, вилки, мыло, очки, пуговицы Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию Фронтальная Дают оценку исторической личности Коммуникативные:
Формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать
Ответы на вопросы
VI.Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа Какая цель, задачи стояли в начале урока?
Смогли ли вы их достичь?
Что нового вы сегодня узнали?
Что запомнилось больше всего?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Фронтальная Регулятивные:
адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние
Личностные:
Проводят самооценку своей учебной деятельности
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, стр.7-11; записи в тетрадях Записывают домашнее задание индивидуальная Регулятивные:
принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Литература
Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные разработки по истории средних веков. 6 класс –М: Издательство «ВАКО», 2010г.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. Поурочное планирование. 6 класс – М: Издательство «Творческий центр», 2010г.
Галиуллина Т.А. История средних веков. 6 класс. Технологические карты уроков, Волгоград: Учитель, 2015г.
Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс –М.: Издательство «Глобус», 2010г.