Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: Разновозрастный урок по основам безопасности жизнедеятельности


Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
« Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.,
учитель высшей категории, Ветеран труда
РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ УРОК ПО ОБЖ
Введение
Процедура проектирования разновозрастного урока:
1) Анализ программы с целью определения тем разновозрастных занятий (какие темы и в каких классах можно изучать на разновозрастных занятиях).
2) Анализ психологических особенностей классов, объединяемых для разновозрастного обучения.
3) Определение доли самостоятельности школьников старшего класса (учёт принципа педагогизации учебной деятельности обучающихся).
4) Анализ содержания разновозрастного урока (внеклассного занятия), постановка учебных задач для каждого класса, выбор типа урока.
5)Выбор форм, методов и средств обучения, необходимых для проведения урока с учётом оптимальности для индивидуального развития школьников.
6) Разработка приёмов активации совместной деятельности учащихся.
7) Определение возможных затруднений у школьников при выполнении учебно-познавательной деятельности.
8) Разработка подробного плана урока с детальным описание всех этапов, видов совместной деятельности участников с учётом необходимого времени.
9) Прогнозирование результатов урока, т.е. того, что должно быть сформировано, развито и воспитано у учащихся.
10) Определение критериев и формы итоговой оценки учебной деятельности учащихся (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки).
11) Определение способа обобщения работы (систематизация, расстановка акцентов, выделение главного).
12) Подготовка необходимого для урока оборудования (демонстративного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий, плакатов и других необходимых средств.
13) Мысленное проигрывание урока (мысленное моделирование деятельности школьников), внесение в проект корректив.
14) Документальное оформление проекта (написание сценария урока).
15) Организационная подготовка (знакомство учащихся с особенностями предстоящего урока, консультирование обучающихся).
Отметим, что при правильно организованном разновозрастном обучении появляется возможность в создании элементов соревновательности на уроках, у школьников расширяется круг общения, появляется возможность попробовать себя в новом качестве (учителя, консультанта, артиста, оппонента и пр.), что оказывает положительное влияние на развитие личности школьников.
Проектирование на этапе подготовки учебного процесса по ОБЖ в целом и каждого учебного занятия (урока) в отдельности, является частью ежедневной работы учителя.
Опираясь на концептуальные исследования в области проектирования образовательных процессов в школе Г.Е. Муравьёвой, представляю процедуру проектирования разновозрастного урока.
Тема: «Ситуации криминогенного характера»
Уроки ОБЖ в 5-х,9-х классах
Цели урока:
Изучение правил поведения в криминогенных ситуациях, возникающих дома и на улице;
Формирование умения проектировать предстоящую деятельность по выходу из ситуаций криминогенного характера;
Развитие навыков работы в разновозрастном коллективе;
Воспитание коллективизма.
Оборудование:
Индивидуализированные карточки, костюмы для ролевой игры, альбомные листы, фломастеры.
Ход урока
Организационный момент, постановка цели урока.
Вступительное слово учителя: Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди, относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но это, увы, случается редко. Встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу.
Как показывает практика, фраза «Мой дом-моя крепость» становится нереальной. По данным МВД, ежегодно фиксируется свыше 300 тыс. случаев краж личного имущества граждан из квартир и частных домов. С каждым годом учащаются случаи хулиганств на улицах, разбойных нападений, грабежей. В связи с этим каждый из нас должен быть подготовлен к возможным опасным ситуациям криминогенного характера, быть обучен основным правилам поведения в них. Ну а самое главное, все мы должны знать, как избежать возникновения этих ситуаций. Этому и буден посвящён мой урок.
1.
Основная часть
Криминальные ситуации дома
Ролевая игра
(участники-учащиеся 9-го класса,
зрители-учащиеся 5-го класса)
Заранее подготовленные учащиеся 9-го класса обыгрывают ситуации, в которых реально может проявляться угроза жизни и здоровью оказавшемуся в них ребёнку, а также имуществу.
Учащиеся 5-го класса внимательно смотрят, анализируют, предлагают свои варианты действий в конкретной ситуации.
Ситуация 1
Ребёнок находится дома один без родителей. В дверь раздаётся звонок. Ребёнок подходит к двери и в дверной глазок видит незнакомого человека. Незнакомец пытается уговорить ребёнка открыть дверь.
Ситуация 2
Семья из трёх человек находится дома. Вдруг раздаётся телефонный звонок. Девочка подходит к телефону и снимает трубку. Незнакомый голос спрашивает её, чья это квартира. Девочка называет фамилию. Тогда незнакомец спрашивает, кто сейчас дома. Девочка отвечает, что сейчас дома папа и мама, но они скоро уйдут.
Ситуация 3
Мальчик находится дома один. Неожиданно он слышит, что кто-то пытается открыть входную дверь. Тихо подойдя к двери, он увидел в дверной глазок двух незнакомых людей. Тогда мальчик громко сказал: «Папа, подойди в прихожую, мне кажется, за дверью скребётся наша кошка Мурка».
Ситуация 4
Дома находятся двое детей-мальчик и девочка. Раздаётся громкий стук в дверь. Девочка, не спросив, кто там, открывает дверь и видит незнакомого человека. Незнакомец спрашивает: «Ты дома одна?»-на что девочка отвечает, что с ней ещё младший брат, а родители вернуться с работы через пару часов.
После окончании ролевых игр и обсуждения ситуаций учащиеся 5-го и 9-го класса совместно называют другие возможные причины возникновения ситуаций криминогенного характера в жилище:
Незакрытая дверь,
Неукреплённые дверь и дверной косяк,
Оставленные в доступном месте ключи,
Незакрытые форточки,
Отсутствие дверной цепочки или глазка,
Беспечность хозяев.
2.
Работа по индивидуализированным карточкам
(5-й и 9-й классы одновременно)
Карточки для учащихся 5-го класса
Вариант 1
№ 1
Вы находитесь с родителями в своей квартире. Подойдя к двери на раздавшийся звонок, вы услышали: «Я электрик из ЖЭКа, должен проверить исправность вашей электропроводки». Каковы будут ваши действия?
Для разработки проекта предстоящих действий можете воспользоваться следующими фразами:
Открыть дверь со словами «Проходите, пожалуйста!»;
Впустить человека, потребовав показать служебное удостоверение;
Уточнить фамилию работника, позвонив в ЖЭК;
Открыть дверь со словами: «Извините, но у нас с электропроводкой всё в порядке»;
Впустить электрика, присутствовать при выполнении им работ.
№ 2
Вы были в гостях у ваших друзей. Вам предстоит возвращаться поздним вечером домой. Как вы будете действовать?
Вариант 2
№ 1
Вы остались дома один. В дверь вашей квартиры позвонили. На ваш вопрос: «Кто там?»-ответили: «Сантехник, необходимо перекрыть горячую воду, а то зальёт весь дом. Кран находится в вашей квартире». Каковы будут ваши действия?
Составляя проект ваших действий, вы можете воспользоваться следующими фразами:
Открыть дверь и впустить сантехника;
Предложить сантехнику прийти с милиционером;
Попросить сантехника привести знакомых взрослых соседей;
Проверить, есть ли в вашей квартире кран, который перекрывает горячую воду в доме;
Ответить, что сейчас родители сами перекроют кран;
Позвонить родителям и спросить, есть ли такой кран в вашей квартире.
№ 2
Возвращаясь вечером домой из спортивной школы, вы почувствовали, что кто-то идёт за вами следом. Ваши действия?
№ 3
На улице к вам подъехала машина, и незнакомый водитель предложил вам подвести вас до дому. Выберете правильный вариант действий:
Сядете в машину;
Откажетесь от предложения и быстро отойдёте от машины (прав.);
Остановитесь и станете разговаривать с незнакомцем.
Вариант 3
№ 1
Вы находитесь дома один, родители на работе. В окно вашего дома постучали. Выглянув в окно, вы увидели молодого человека интеллигентного вида. Подойдя к двери дома, вы спрашиваете: «Кого вам нужно?». Человек отвечает, что является знакомым родителей и просит впустить его в дом, чтобы в доме подождать прихода родителей и сделать им сюрприз. Каковы будут ваши действия в этой ситуации? Составьте проект ваших действий.
№ 2
Ваша квартира расположена на третьем этаже десятиэтажного дома. Придя из школы домой, вы обнаружили, что дверь приоткрыта, видны следы взлома, из квартиры слышны незнакомые голоса. Что вы предпримете в этой ситуации? Составьте проект ваших действий.
№ 3
Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится компания молодых людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Выберите из предлагаемых вариантов действий правильный:
Спокойно подняться домой;
Ждать, пока они уйдут;
Дождаться взрослого человека, входящего в подъезд, и попросить его проводить вас до квартиры (прав).
Карточки для учащихся 9-го класса
Вариант 1
№ 1
При разговоре по телефону с вымогателем надо попытаться:
Получить максимум информации о звонившем: пол, возраст, дефекты речи, акцент, слова-паразиты и т.д.;
Оценить характер и реальность угроз, степень информированности преступника о вас и вашей семье;
Убедить преступника отказаться от своих замыслов;
Позвонить по другому телефону (от соседей или по сотовому) в милицию;
Прекратить разговор, положив трубку.
Ответы:
Все действия верны;
Все, кроме с) и е) (прав);
Всё верно.
№ 2
Возвращаясь вечером, на безлюдной улице вы увидели подвыпившую компанию, которая стояла на пути к вашему дому. Составьте проект первоочередных действий по выходу из создавшейся чрезвычайной ситуации.
Вариант 2
№ 1
Какими из перечисленных правил вы воспользуетесь, если вам угрожают или шантажируют по телефону?
Надо затянуть разговор и записать его на магнитофон;
Постепенно соглашаться с требованиями преступников;
Одновременно другой член семьи звонит по сотовому телефону или от соседей в милицию;
Зашторьте окна и никого не выпускайте из дома;
Сразу выполняйте требования, данные вам злоумышленниками;
Напишите заявление в милицию и передайте его через соседей.
Ответы:
Использую всё;
Всё, кроме b);
Всё кроме е) (прав).
№ 2
Возвращаясь вечером из кино, вы решили сократить дорогу и пройти к дому через парк. Когда вы углубились в парк примерно на сто метров от оживлённой улицы, то услышали впереди себя разговор подвыпившей компании, которая заметила вас и замышляет недоброе. Какую ошибку вы совершили? Как будете действовать в этом случае?
Вариант 3
№ 1
Если у вас под угрозой расправы отбирают сумку и деньги, а помощи ждать неоткуда, как вы поступите?
Отдадите без сопротивления, ваша безопасность дороже (прав);
Будете сопротивляться, постараетесь вырваться и убежать;
Будете громко кричать в надежде, что вас услышат и окажут помощь.
№ 2
В целях безопасности перед тем, как открыть дверь своей квартиры, вы прежде всего должны:
Удостовериться в исправности и сохранности замков и двери;
Убедиться, что на площадке и лестничных клетках нет посторонних (прав.);
Сразу открывать дверь;
Осмотреть дверь: нет ли в ней записок, спичек, липкой ленты.
№ 3
Вы вошли в лифт, следом за вами в него быстро вбежал незнакомый вам человек. Каковы будут ваши действия? Составьте проект первоочередных действий по выходу из данной ситуации.
По завершении работы учащимся предлагается коллективно обсудить ответы.
Работа в разновозрастных группах
(учащиеся 5-го и 9-го классов совместно)
Учащиеся в группах выполняют задания:
5-й класс-вспомнить название и по возможности сюжет мультфильма, где имеется ситуация криминогенного характера;
9-й класс-вспомнить название и сюжет художественных фильмов и книг, где герои оказываются в криминогенных ситуациях.
Кроме этого, каждая группа выполняет рисунки на тему « Ситуации криминогенного характера дома и на улице». Учащиеся должны « оживить» рисунок, объяснив, что это за ситуация и как можно её избежать, а оказавшись в ней, правильно действовать.
Криминальные ситуации на улице
(ролевая игра, 9-й класс)
Работа с памяткой «Один дома»
(5-й класс)
Учащимся 9-го класса, разделённым на группы, выдаются карточки с ситуациями, которые могут возникнуть на улице. Затем некоторым учащимся предлагается обыграть данные ситуации перед всеми школьниками.
Ситуации для учащихся 9-го класса:
На улице к вам пристают два незнакомых человека, требуя отдать деньги и сотовый телефон.
Вы гуляете по скверу. К вам назойливо пристаёт молодой человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, прося помочь небольшой суммой денег: «На хлеб не хватает!».
На рынке у вас вырывают сумку с деньгами, причём нападающие держат в руках предметы, напоминающие складные ножи.
Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти и рассказать, где находится рынок.
На улице вас на секунду останавливают, просят подснять колоду карт, бросить кости, рассудить спор, нужен кто-то незаинтересованный.
Идя по многолюдному рынку, вы замечаете, что у идущего впереди мужчины из кармана выпадает пачка денег, завёрнутая в целлофановый пакет. Другой мужчина поднимает свёрток, предлагает вам поделить деньги.
У входа в супермаркет вас останавливает цыганка со словами: «Дорогой, остановись на минутку, спросить надо».
Вас останавливает цыганка со словами: «Дай погадаю».
Две девушки на дискотеке познакомились с двумя парнями. По окончании дискотеки ребята предложили послушать у них дома музыку.
10)Девушка возвращается с дискотеки. Её догоняет молодой человек и предлагает проводить до дому.
Учащиеся 5-го класса работают с памяткой «Один дома». Им предлагается выбрать из перечня действий такое, которое следует выполнить в ситуации, когда ребёнок оказывается один дома. Школьники анализируют предложенные правила действий, предлагают свои. К обсуждению привлекаются учащиеся 9-го класса, которые не участвуют в ролевой игре. По окончании работы учащиеся 5-го класса выступают в роли зрителей, внимательно смотрят и анализируют ролевую игру учащихся 9-го класса.
Памятка для учащихся
5-го класса «Один дома»
1.Не оставлять дверь незакрытой.
2.Никогда не открывать дверь незнакомцу в отсутствии родителей.
3.При настойчивых звонках, стуке в дверь, создать впечатление, что в доме находятся несколько человек.
4.Услышав стук или звонок в дверь, подойти и, посмотреть в глазок, уверенным голосом спросить «Кто там?».
5.Увидев незнакомого человека, не открывая двери, спросить, что ему нужно.
6.При подозрительной настойчивости позвонить по телефону 02, постучать в стену соседям, выйти на балкон, открыть окно и привлечь внимание прохожих
Работа в разновозрастных группах
(учащиеся 5-го и 9-го классов совместно)
Из предложенного списка учащимся предлагается определить, какие действия нужно совершить, уезжая из дома на длительное время (в другой город, деревню, лагерь и пр.):
Позвонить всем знакомым и сообщить, что уезжаете всей семьёй в деревню;
Договориться с соседями, чтобы они вынимали ежедневно почту из вашего почтового ящика;
Плотно закрыть окна, форточки, занавесить окна шторами;
Перед уходом оставить включенным светильник, открыть форточку, чтобы окружающие подумали, что в квартире кто-то есть;
Оставить включенным радио;
Перед уходом из дома сделать на телефонном автоответчике запись «Дома никого нет. Будем 25 июня».
Перед отъездом отключить все электроприборы, перекрыть газ;
Закрепить на косяке и двери незаметную тонкую нить;
Вывесить на балконе (крыльце) старое бельё, одежду;
Перед уходом проверить, перекрыты ли водопроводный кран, газовый кран, потушен ли огонь в печи;
Запереть на ключ шкафы, ящики с ценными вещами;
Попросить родственников или соседей периодически проверять ваше жилище;
Передать на временное хранилище родственникам ценные вещи;
Оформить страховку на имущество, находящееся в вашем доме.
Фронтальная работа
Учитель объясняет учащимся, как нужно действовать в криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть на улице. Совместно с учащимися формулируются основные правила, которые позволяют ребёнку не стать жертвой преступления:
Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми;
Будьте внимательны к происходящему вокруг;
Будьте смелыми, но не безрассудными;
Всегда предупреждайте своих родителей, куда идёте и во сколько планируете вернуться;
Соблюдайте самые простые меры предосторожности, находясь на улице, особенно в тёмное время суток;
Избегайте наиболее опасных мест в вашем населённом пункте;
Не ходите в одиночку в позднее время;
Будьте предельно внимательны и осторожны при общении с людьми, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
Не отвечайте и не поддавайтесь на провокацию, если с вами грубо и насмешливо обращаются;
Не подходите вплотную к одиноко стоящему автомобилю, особенно если в нём сидят люди и работает двигатель;
Не садитесь в пустые вагоны трамваев, метро, электричек, а в автобусах и троллейбусах отдельно от зрителей;
Не давайте свой адрес и телефон незнакомым людям;
Не поддавайтесь заманчивым предложениям дёшево купить вещи: ;
Ценности, кошельки, мобильные телефоны носите в недоступных для грабителей местах и др.
Затем учащиеся задают вопросы:
1) Как можно защититься самому?
2) Какие особенности психологии человека помогают избежать возникновения ситуаций криминогенного характера?
3) На какие участки тела нападающего на вас человека можно наиболее эффективно воздействовать для своей защиты?
Работа в разновозрастных группах
(учащиеся 5-го и 9-го классов совместно)
Учащимся необходимо разработать памятки по безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации криминогенного характера на улице и в общественных местах.
Домашнее задание
Учащимся 5-го класса необходимо составить план особо опасных мест своего населённого пункта (района проживания), разработать проект действий по выходу из ситуаций «Вечером в подъезде вы обнаружили незнакомую компанию, которая расположилась на лестничной клетке перед вашим этажом».
Учащимся 9-го класса необходимо разработать проект действий по выходу из ситуаций «Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой» и «Вас захватил в заложники человек, ограбивший магазин».
Подведение итогов урока
Учителем совместно с учащимися подводятся итоги урока, делается акцент на то, что большую часть ситуаций криминогенного характера человек может избежать, зная об их возможном возникновении, основных правилах действий в них. Ещё раз подчёркивается актуальность и неоспоримость формулы безопасности: «Знать опасности, уметь предвидеть их и по возможности избегать их, уметь грамотно действовать в случае их возникновения».
Также школьникам сообщается, что на следующем уроке будут рассмотрены вопросы, связанные с безопасностью человека в толпе и при террористических актах.