Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

См. ниже Пояснительная записка


Рабочая программа по Брянскому краю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, методических рекомендаций по преподаваемому курсу «Брянский край» БИПКРО от 11.05.2012г. №2552-04, учебно-методического комплекта В.Н.Лупоядова, Л.Ю.Лупоядовой «История родного края» 3 кл. Брянск: «Курсив», 2013г.


Общая характеристика учебного предмета

Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, . о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию.
Современная начальная школа нацелена на достижении более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей.
В связи с формированием новой структуры исторического образования в начальной школе включён новый курс «История родного края». Его преподавание направлено на создание системы пропедевтических знаний о человеке, обществе, истории России, истории Брянского края, призвано содействовать более полной реализации потенциальных способностей личности, всестороннему развитию ребёнка, воспитанию гражданственности, патриотизма.
Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края: особенностей культуры, быта и традиций. Программа направлена на формирование интереса к миру и ориентирована на передачу духовно-нравственных, культурных традиций народов мира.
Главная цель состоит в знакомстве ребёнка с основами исторических знаний, чтобы в будущем при изучении основных курсов ребёнку были приятны новые встречи со «старыми знакомыми». Курс носит характер вводного пропедевтического и готовит к восприятию систематических знаний в основном звене обучения.
Главная задача курса «История родного края» - пробудить у ребёнка интерес к предмету «История», уважение к прошлому своего края и воспитание патриотизма.
Изучение курса:
направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;
призвано способствовать становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
- знакомить с навыками использования в процессе изучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приёмами работы с историческими источниками;
обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
обеспечивает более чёткую преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы.
В основе построения курса лежит отбор наиболее интересных для ребёнка этого возраста знаний, максимальный учёт его психологических особенностей, снятие авторитарного и установление таких межличностных отношений между учителем и учеником, которые должны помогать созданию положительного эмоционального микроклимата в коллективе.
Во избежание обезличивания прошлого, курс предусматривает материал об отдельных деятелях истории, использование краеведческого материала. На отдельных уроках предусмотрено первичное знакомство учеников с исторической картой. Разнообразию процесса знакомства с историей служат такие формы работы, как экскурсии в местные краеведческие музеи, прогулки по историческим местам города, беседы о развитии культуры в Брянском крае, о людях, которые это всё создавали.
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «История родного края» в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.


Содержание учебного предмета
О чем рассказывает наука история. Богиня Клио - покровительница науки истории. Брянская область.
История времени. « Лента времени». События на ленте времени. Календарь Древней Руси.
Исторические источники. Исторические памятники Брянской области. Чашин курган - колыбель города Брянска.
Ареология-наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди .Виды археологических памятников.
Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. «Повесть временных лет». Брянские города в русских летописях. Берястяные грамоты. Буквы славянского алфавита.
Геральдика. Основные формы гербовых щитов. Правила гербоведения.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Флаг, города Брянска. Флаг Брянской области. Гимн Брянской области.
Моя родословная. Наука генеология. Генеологическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
Мое имя. Наука ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
Имена на карте. Наука топонимика. Как люди выбирали названия. Названия населенных пунктов на географической карте.
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Историческая карта. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Династия Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. Древний город. Древние города Брянского края.
Не посрамим Русской земли. Основные крепости на Брянской земле. Севская крепость. Куликовская битва.
Брянский край при Петре 1. Жители Брянского края в боевых сражениях при Петре 1. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.

Учебно- тематический план


урока п/п
Тема урока


Знакомство с учебником. О чём рассказывает наука история


Брянская область на карте


История времени


Календарь Древней Руси


Исторические источники


Исторические памятники Брянщины. Экскурсия в музей


Археология – наука древностей


Археологические памятники Брянской области


Как жили древние люди.


Как жили древние люди


Славянская письменность. Брянские города в русских летописях . Берестяные грамоты.


Славянская письменность. Буквы славянского алфавита Слово о полку Игореве


Геральдика


Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области


Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской области


Моя родословная. Как составить генеалогическое древо


Моя родословная. Краткая родословная князей Трубецких


Моё имя


Имена на карте. Как люди выбирали названия


Откуда мы родом.


Славяне на территории Брянского края. Вщиж


Древние славяне


Соседи древних славян


Откуда пошла Русь. Первые русские князья


Брянское княжество


Древний город


Древние города Брянского края


Не посрамим Русской земли


Куликовская битва


Брянский край при Петре 1


Брянский край
и Отечественная война 1812 г.


Брянский край в годы Великой Отечественной войны


Экскурсия по памятным местам города -


Брянская область сегодня
























Учебно-методическое и материально-технического обеспечения

Учебно-методический комплект представлен пособиями:
Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю.История родного края: учебное пособие для 3 класса / В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2013. – 108 с.










Тематическое планирование


урока п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Характеристика основных видов учебной деятельности учащегося
Планируемые результаты






Планируемые
предметные результаты освоения материала
Универсальные учебные действия





Знакомство с учебником.
О чём
рассказывает наука история
Урок -игра
Знакомится с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела.. Доказывает, пользуясь иллюстрацией учебника, что наука история удивительно разнообразна.
Объяснять значение понятий: «история», «дорогой во времени». Рассказывать о значении истории.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.



Брянская область на карте
Урок -игра
Находит Брянскую область на карте, работает с картой
Рассказывать о том, кто населял Брянский край. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



История времени
Урок - путешествие
Работает с лентой времени, отлаживает на ленте времени свой год рождения и года рождения своих родителей. Записывает числа римскими цифрами.
Объяснять значения понятия «история времени». Работать с лентой времени
Понимать учебную задачу занятия и стараться её выполнить;
оценивать свои достижения на занятии.



Календарь Древней Руси
Урок -игра
Называет происхождение названий месяцев, отвечает на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и
Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись». Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Исторические источники
Урок -диалог
Рассказывает о доблестных подвигах древнерусских богатырей, знакомится с письменными документами, составляет рассказ о предметах прошлого.
Понимать значение выражения «исторические источники». Рассказывать об истории предметов или вещей. Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.



Исторические памятники Брянщины.
Экскурсия в музей
Урок – экскурсия
Рассказывает о доблестных подвигах древнерусских богатырей, знакомится с письменными документами, составляет рассказ о предметах прошлого.
Понимать значение выражения «исторические источники». Рассказывать об истории предметов или вещей. Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию



Археология - наука
древностей
Урок - викторина
Понимает роль археологических находок для изучения истории, формулирует выводы, отвечает на вопросы
Объясняет значение понятия: «археология». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.



Археологические памятники Брянской области
Урок -игра
Понимает роль археологических находок для изучения истории, формулирует выводы, отвечает на вопросы
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Как жили древние люди.
Урок -диалог
Анализирует иллюстрации, рассказывает о жизни и быте древних людей, формулирует выводы, отвечает на вопросы
Объяснять незнакомые слова, задавать вопросы и находить на них ответы. Иллюстрировать жилище древнего человека
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.



Как жили древние люди
Урок обобщения


Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Знакомиться с видами архитектурных памятников
Понимать учебную задачу занятия и стараться её выполнить;
извлекать из них нужную информацию




Славянская письменность.
Брянские города в русских летописях .
Берестяные грамоты.
Урок – заочное путешествие
Познакомится с памятниками Брянского края, отвечает на вопросы, формулирует выводы, работает с текстом и иллюстрациями учебника, понимает роль появления и развития письменности для развития человечества
Объяснять значение понятия: «письменные источники», «летопись». Рассказывать о городах Брянской области, о берестяных грамотах.
Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о народных приметах



Славянская письменность.
Буквы славянского алфавита
Слово о полку Игореве
Урок – заочное путешествие

Объяснять значение выражений: «рукописные книги», «летопись». Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию



Геральдика
Урок – заочное путешествие
Знакомится с понятием «геральдика», отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать с текстом и иллюстрациями учебника, читать и составлять гербы из геральдических фигур.



Актуализирует знания о главных символах России, о символах Брянской области. Рассказывает о символах Брянской областиРоссии
Объяснять значение понятий: «геральдика», «герб», «герольд». Понимать взаимосвязь изображений на гербе и города, которому он принадлежит.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Символы Брянского края.
Описание гербов городов Брянской области
Урок -игра

Знание символов Брянской – герба, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. Описывать герба городов Брянской области. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, герб своей семьи.
Понимать учебную задачу занятия и стараться её выполнить;
извлекать из них нужную информацию




Символы Брянского края.
Как написан гимн Брянской области
Урок - викторина

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слова: « гимн».
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Моя родословная. Как составить генеалогическое древо
Урок - викторина
- интервьюирует родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
-отбирает фотографии из семейного архива;
-составляет родословное древо семьи;
-находит значение своего имени

Объяснять значение понятий: «генеалогия», «генеалогическое древо». Называть правила составления генеалогического древа. Составлять генеалогическое древо.
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.



Моя родословная. Краткая родословная князей Трубецких
Урок - игра

Познакомиться с родословной князей Трубецких. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Моё имя
Урок – диалог

Объяснять значение понятий: «имя», «отчество», «фамилия», «ономастика». Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.




Имена на карте. Как люди выбирали названия
Урок – заочное путешествие
Знакомится с названиями городов на карте, узнает как люди выбирали названия населенных пунктов, отвечает на вопросы, формулирует выводы, работает с картой

Использование полученных знаний для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Выполнять задание «необычные названия на карте Брянской области». Рассказывать о значении населенного пункта, где ты живешь.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Откуда мы родом.
Урок – заочное путешествие

Объяснять значение понятий: «славяне», «древляне», «северяне», «кривичи», «радимичи». Характеризовать племена, населяющие берега Днепра.
Понимать учебную задачу занятия и стараться её выполнить;
извлекать из них нужную информацию




Славяне на территории Брянского края. Вщиж
Урок открытия новых знаний

Рассказывать о племенах, населяющих Брянскую область. Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Древние славяне
Урок-диалог
Знакомится с исторической картой, ся енаселяющих Брянскую областьивешь.и выбирали названия населенных пунктов,отвечает на вопросы, формулирует выводы, работает с текстом учебника.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слова: «история».
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.



Соседи древних славян
Урок – заочное путешествие


Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Откуда пошла Русь.
Первые русские князья
Урок - викторина
Знакомится с династией Рюриковичей, отвечает на вопросы, формулирует выводы, работает с текстом и иллюстрациями учебника
Объяснять значение понятий: «дружина», «князь», «династия», «наместники». Рассказывать о первых русских князьях.
Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.




Брянское княжество
Урок - игра
Знакомится с Брянским княжеством, с его правителями. Рассказывает о Романе Михайловиче
Понимать значение выражений « княжество»,. Оценивать свои знания и достижения.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Древний город
Урок - диалог
Описывает по фотографиям и иллюстрациям достопримечательности древних и современных городов, понимает роль археологических находок
Объяснять значение выражений «древний город», «детинец», «посад». Рассказывать о значении названий улиц. . Оценивать свои знания и достижения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.




Древние города Брянского края
Урок - диалог

Рассказывать о древних городах Брянской области. Создавать небольшой устный текст на заданную тему
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Не посрамим Русской земли
Урок - диалог
Составляет план рассказа, рассказывает по плану о поединках богатырей, осознает роль Куликовской битвы в истории России
Извлечение информации из разных источников.
Характеризовать славян. Рассказывать о крепостях того времени.
Понимать учебную задачу занятия и стараться её выполнить;
извлекать из них нужную информацию




Куликовская битва
Урок - исследование

Понимать значение выражения «Куликовская битва»,. Оценивать свои знания и достижения
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Брянский край при Петре 1
Урок - исследование
Извлечение информации из разных источников.
Рассказывает о реформах Петра 1, находит информацию по теме в дополнительных источниках
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.



Брянский край
и Отечественная война 1812 г.
Урок – заочное путешествие
Работает с учебником и дополнительными источниками информации
Объяснять значения слова: «Отечественная война», «флеши». Рассказывает о Отечественной войне 1812г.

Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Брянский край в годы Великой Отечественной войны
Урок - диалог
Понимает учебную задачу урока, отвечает на вопросы, формулирует выводы, работает с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждает, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для Брянского края и всей страны
Нахождение и использование информации об объектах и достопримечательностей родного края.
Создавать небольшой устный текст на тему: «Моя семья в Великой Отечественной войне»
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.




Экскурсия по памятным местам города -
Урок - экскурсия

Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.



Брянская область
сегодня

Урок - викторина
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы
Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.










13PAGE 15







15