Технологическая карта урока по русскому языку 4 классИмя существительное. Изменение по падежам имён существительных.
Технологическая карта урока по русскому языку
Дата 18.11.2015г.
Учащиеся 4 класса
учитель Скопина Галина Анатольевна
Тема урока: Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных.
Тип урока – изучение нового материала / на основе систематизации и повторении знаний/
Цели и задачи урока:
Образовательные:
актуализировать знания детей о склонении имён существительных;
выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имён существительных.
Развивающие:
развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
развивать умение объективно оценивать свои знания;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;
Воспитательные:
воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
определять грамматические признаки имен существительных;
изменять имена существительные по падежам;
определять падеж имен существительных по вопросам;
различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
мотивировать себя на изучение русского языка.
Формируемые УУД:
познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Использованные компоненты УМК:
для учителя:
учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1.
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого
рабочая программа
для учащихся: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1.
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Формируемые умения (УУД)
Проме-жуточ-ный конт-роль
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально настраивает на учебную деятельность.
- Ребята, я прошу поднять руку тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Хлопните в ладоши, если вам нравится общаться с соседом по парте.
- А теперь улыбнёмся друг другу, пожмём друг другу руки и сядем поудобнее. Наша задача – активно поработать на уроке и с хорошим настроением выполнить все задания, которые я для вас подготовила !
Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании русского языка.
Так что время не теряемИ работать начинаем!
Ребята, в течение урока вы заполните этот лист самооценки урока русского языка по теме урока и поставите себе отметку за урок.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.
Фронтальная, индивидуальная
К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места
2.Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности
1. Грамматическая сказка.
Словарная работа Карточки
2.Самоопределение к деятельности
3.Целеполагание
- Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать одну грамматическую сказку
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный.
Родился - стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
-Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать?
-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
-Какие задачи поставим перед собой?
Слушают сказку, формулируют тему урока.
Вспоминают подсказку
Ответы детей.
-Изменение по падежам имён существительных.
-Как определить падеж имени существительного.
-Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении.
Индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Индивидуальная
П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий;
Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.
Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала
Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией
Наблюдение учителя, устные ответы,
Выполнение задания
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Работа по электронному приложению
Коллектив-ное выпол-нение
Физкультминутка
-Кто из вас, ребята, помнит, сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать?
-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.
/ подсказка Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/
Просмотр теоретического материала по электронному приложению
Заполняем лист самооценки. Теория.
Выполнение упражнения №1 из электронного приложения
Определение падежей имени существительного.
.
Заполняем лист самооценки . Определение падежей имени существительного.
Организует проведение физкультминутки.
-В русском языке 6 падежей.
Ответы детей.
Выполняют задание
-Изменяется по вопросам или падежам.
Заполняют лист самооценки .
Записывают предложение, определяют падеж.
Ответы детей по электронной доске.
Заполняют лист самооценки
Выполняют движения под музыку, смотря на презентацию
4. Практическая дея-тельность
1.Работа по учебнику, с.81
Склонение имен существительных .
Работа в парах. Индивидуальная работа
Рассмотрите таблицу на с.81. Какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи? Упр.136
- Почему у каждого падежа два падежных вопроса? / Используем таблицу и карточки-помощницы/.
Упр.137 с.81 (с записью в тетрадь)
-Прочитайте задание.
-Выполним письменное задание.
-Что такое склонение?
Просклоняем коллективно существительное лиса.
И. п. лиса
Р.п. лисы
Д.п. лисе
В.п. лису
Т.п. лисой
П.п. о лисе
-Просклоняйте существительное окно, работая в парах на отдельном листе:
И. п. окно
Р.п. окна
Д.п. окну
В.п. окно
Т.п. окном
П.п. об окне
Следит за правильностью выполнения.
-Просклоняйте существительное ежи, работая самостоятельно. Обратить внимание на число множественное число существительного.
И. п. ежи
Р.п. ежей
Д.п. ежам
В.п. ежей
Т.п. ежами
П.п. о ежах
Заполняем лист самооценки. Склонение по падежам.
Ответы детей
Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному.
Ответы детей.
-Изменение имён существительных по падежам.
Один ученик у доски склоняет слово лиса.
Ответы детей
Выполняют задание в парах.
Проверка.
Выполняют задание самостоятельно.
Проверка.
Работают с листом самооценки.
Фронтальная, индивидуальная
индивидуальная
П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
К инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий;
Р определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Л нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания
6. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.
Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.
-Какие цели мы ставили на уроке?
-Достигли ли мы целей?
-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?
-Что осталось непонятным?
-Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.
-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении
Ответы детей
Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение.
Фронтальная, индивидуальная
П-ориентируются в своей системе знаний.
Р-оценивают собственную деятельность на уроке.
Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Устные ответы
7. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Упр.139, с.83
Задают уточняющие вопросы.
Фронтальная, индивидуальная
Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Теория .
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам.
Оценка за урок
Настроение в конце урока
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Теория.
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам.
Оценка за урок
Настроение в конце урока
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Теория.
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам.
Оценка за урок
Настроение в конце урока
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Словарная работа
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам
Оценка за урок
Настроение в конце урока
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Словарная работа
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам.
Оценка за урок
Настроение в конце урока
Лист самооценки урока русского языка по теме « Имя существительное. Изменение по падежам имён существительных». 18.11.2015 год.
Ф.И.____________________________________
Этапы урока
Выставленная оценка
Словарная работа
Определение падежей имени существительного.
Склонение по падежам
Оценка за урок
Настроение в конце урока
CАМОАНАЛИЗ УРОКА
русского языка в 4 классе
Учитель: Скопина Галина Анатольевна
Тема: Имя существительное. Распознавание падежей имён существительных. / 18.11.2015 г./
Данный урок является тридцать вторым уроком по курсу «Русский язык» второго раздела «Части речи. Имя существительное» 4 класса. Эта тема воспринимается учениками вполне легко, так как восприятие и осмысление материала основано на ранее изученном материале. В своей деятельности я старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников (индивидуальные, фронтальные,взаимопроверка, самопроверка), в том числе и работа в паре. Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на уроке я создала условия для обогащения их учебного опыта, словарного запаса.
Тип урока: изучения нового материала.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы по программе « Школа России».
Цели урока следующие:
Образовательные:
актуализировать знания детей о склонении имен существительных;
выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.
Развивающие:
развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах.
развивать умение объективно оценивать свои знания.
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитательные:
воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности .
В ходе урока я создавала условия для формирования следующих универсальных учебных действий:
познавательных самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
коммуникативных инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивных постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностных нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, парные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные задачи.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, активно использовались на уроке проектор, учебник, листы самооценки.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления и систематизации изученного, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков, а также навыков работы в парах.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока, и в конце подвела итоги. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке использовалась весёлая физминутка.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, мульмедийный проектор, поэтому я активно использую компьютерные средства обучения.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Не удалось реализовать: _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
1386-0901-1123-4214 (1)1386-0901-1123-4214 (1)15