Рабочая программа по истории для 6-ых классов, учебник Агибалова, Донской / Данилов, Косулину
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА
Рассмотрена на заседании МО
учителей истории, обществознания, права и эстетического цикла
Протокол № от Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № от «Утверждаю»______________
Директор МБОУ СОШ №33 г.ЛипецкаИ.В.ЗнаменщиковаПриказ № от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ИСТОРИИ
ДЛЯ 6А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д КЛАССОВ
Составитель
Синицына У.П.
учитель истории и
Обществознания
МБОУ СОШ №33 г.Липецка2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) образования по истории МО РФ 2008 г. и авторских программ под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Агибалова Е.В., Донской Г.М. // Программы общеобразовательных учреждений: История: «Академический школьный учебник». 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2008. Данная рабочая программа представляет собой программу для интегрированного курса всеобщей истории и истории России и предполагает 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014г. № 385 «О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области в 2015-2016 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №33 г.Липецка;
Учебный план МБОУ СОШ № 33 г.Липецка на 2015-2016 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2015-2016 учебный год;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №33 г.Липецка.
Данная параграмма изучается на основе следующего учебно-методического комплекса (УМК):
Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков 6 класс» - М.: Просвещение, 2012 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «история России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс» - М.: Просвещение, 2012 г.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
воспитание патриотизма, гражданской позиции, уважения к истории и традициям нашей Родины;
освоение знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения курса истории в 6 классе:
формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности и до завершения эпохи Средневековья в социальной, политической, экономической, духовно-нравственной сферах при особом внимании к месту России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма;
формирование у школьников применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
формирование правовой культуры школьников;
развитие навыков работы с историческими источниками, картографическим материалом.
Общие умения, навыки и способы деятельности, формируемые в результате реализации рабочей программы
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности через овладение:
учебно-познавательной компетенции (сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них);
информационно-коммуникативной компетенции (умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний, владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания);
рефлексивной компетенцией (владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности).
Формы и методы, используемые при реализации программы:
Комбинированный урок;
Лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
Групповая и парная работа;
индивидуальное изучение отдельных исторических проблем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность;
Ролевые игры.
Формы контроля за реализацией учебной программы
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков предполагает:
фронтальный и индивидуальный опрос;
индивидуальные карточки – задания;
тесты;
проблемные вопросы;
практическая работа в контурной карте и с настенной учебной картой,
практические работы и лабораторные работы с различными видами источников,
зачеты.
Рубежными формами контроля являются тематические контрольные работы (в том числе и диагностические).
Итоговой формой контроля выступают входящие, полугодовые и годовые диагностические контрольные работы.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю: 30 часов Всеобщей истории, в том числе 1 повторительно-обобщающий, 40 часов истории России, в том числе 1 повторительно-обобщающий, 3 часа резервных.
Содержание рабочей программы
История Средних веков (30 часов)
Становление средневековой Европы в VI-IX вв. (6 часов)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и образование славянских государств. Арабский мир. (4 часа)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Средневековое европейское общество. (6 часа)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XI–XV вв. (7 часов)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья (4 часа)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.) (2 часа)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России (36 часов)
Древняя Русь (VIII- первая половина XII века) – 10 часов
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Русь периода раздробленности (XII-XIII вв) – 11 часов
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимире-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Московская Русь (XIV-XVI вв.) – 15 часов
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим». Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За-донщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев. Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно- прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Учебно- тематический план
№ раздела Тема раздела Кол-во часов Контроль
1 Становление средневековой Европы в VI-IX вв. 6 2 Византия и образование славянских государств. Арабский мир 4 3 Средневековое европейское общество. 6 4 Государства Европы в XI–XV вв. 7 5 Культурное наследие Средневековья 4 6 Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.) 2 1
7 Древняя Русь (VIII- первая половина XII века) 10 1
8 Русь периода раздробленности
(XII-XIII вв) 11 1
9 Московская Русь
(XIV-XVI вв.) 15 2
Резервное время 4 Итог 70 5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями (знать/ уметь):
Знать:
ключевые исторические события и факты из эпохи Средневековья и периода российской истории с древнейших времён до 16 в. (время, место, участники, обстоятельства);
периодизацию и хронологию ключевых явлений и процессов;
основные информационные источники по историческим периодам;
наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Уметь:
читать историческую карту с опорой на легенду;
рассказывать об исторических событиях и их участниках;
на основе текста или иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов и памятников;
называть характерные и существенные признаки исторических явлений и процессов;
излагать суждения о причинах следствиях исторических событий;
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
Литература и средства обучения
Учебники:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс - М.: Просвещение, 2012 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс - М.: Просвещение, 2012 г.
Крючкова Е.А. История Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2013г.
Игнатов А.В. История Средних веков. 6 класс. Методические рекомендации 9к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского) – М.: Просвещение, 2012г.
Сорокина Е.Н. Поурочныя разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс – М.: ВАКО, 2015 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до XVI вв. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ур. Тема раздела Тема урока Кол. час. Дата
Становление средневековой Европы в VI-IX вв.
(6 часов)
6а 6б 6в 6г 6д
1 Введение. Живое Средневековье 1 2 Образование варварских королевств. Государство фраков в VI-VIII вв. 1 3 Христианская церковь в раннее средневековье 1 4 Возникновение и распад империи Карла Великого 1 5 Феодальная раздробленность в Западной Европе 1 6 Англия в ранее Средневековье 1 Византия и образование славянских государств. Арабский мир
(4 часа) 7 Византия при Юстиниане. Культура Византии. 1 8 Образование славянских государств 1 9 Возникновение ислама. Арабский халифат 1 10 Культура стран халифата 1 Средневековое европейское общество
(6 часов)
11 Средневековая деревня и ее обитатели 1 12 В рыцарском замке 1 13 Формирование средневековых городов. Городское ремесло 1 14 Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни 1 15 Могущество папской власти 1 16 Крестовые походы 1 Государства Европы в XI–XV вв.
(7 часов)
17 Как происходило объединение Франции 1 18 Что англичане считают началом своих свобод 1 19 Столетняя война. Усиление королевской власти во Франции и Англии в к. XV в. 1 20 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 1 21 Германия и Италия в XII-XV вв. 1 22 Гуситское движение в Чехии 1 23 Завоевание турками-османами Балканского полуострова 1 Культурное наследие Средневековья
(4 часа)
24 Образование и философия 1 25 Средневековая литература 1 26 Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии 1 27 Научные открытия и изобретения 1 Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
(2 часа)
28 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония 1 29 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки 1 30 Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Средних веков» 1 Древняя Русь (VIII- первая половина XII века)
10 часов 31 Введение. Что изучает история Отечества? 1 32 Восточные славяне 1 33 Соседи восточных славян 1 34 Формирование Древнерусского государства 1 35 Первые киевские князья 1 36 Владимир Святославович. Принятие христианства. 1 37 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 1 37 Культура Древней Руси 1 39 Быт и нравы Древней Руси 1 40 Повторительно-обобщающий по теме «Древняя Русь (VIII-первая половина XII вв.) 1 Русь периода раздробленности (XII-XIII вв.)
(11 часов) 41 Начало раздробления Древнерусского государства 1 42 Причины раздробленности Древнерусского государства 1 43 Главные политические центры Руси 1 44 Новгородская земля 1 45 Нашествие с Востока 1 46 Нашествие на Юго-Западную Русь и центральную Европу 1 47 Борьба Руси с Западными завоевателями 1 48 Русь и Золотая Орда 1 49 Русь и Литва 1 50 Культура русских земель в XII-XIII вв. 1 51 Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь периода раздробленности (XII-XIII вв.)» 1 Московская Русь (XIV-XVI вв.)
(15 часов) 52 Предпосылки и причины объединения русских земель 1 53 Усиление Московского княжества 1 54 Москва- центр борьбы с Ордынским владычеством. Куликовская битва 1 55 Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV вв. 1 56 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества 1 57 Московское государство в конце XV-начале XVI вв. 1 58 Церковь и государство в конце XV-начале XVI вв. 1 59 Реформы Избранной Рады 1 60 Реформа местного управления 1 61 Внешняя политика Ивана IV 1 62 Ливонская война 1 63 Опричнина 1 64 Культура XIV-XV вв. 1 65 Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь (XIV-XVI вв.)» 1 66 Повторительно-обобщающий урок по курсу 1 67-70 Резервное время 4 Итог 70