Опыт применения блочно-модульной технологии в изучении начального курса географии


Учитель географии
МАОУ «Гимназия №31» г Перми
Онищук Г.В.
Опыт применения технологии блочно-модульного обучения в изучении начального курса географии
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из таких технологий является технология блочно-модульного обучения. Основной целью блочно-модульного обучения географии является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно – модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:
организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений;
организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи; изменение формы общения учитель – ученик;
организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический, что снимает напряжение,
неуверенность, страх перед оценкой.
Меняется и деятельность педагога. Его основная задача – разработка блочно-модульной программы, раздаточного, обучающего и оценочного материала, а на занятиях он мотивирует, консультирует, координирует, т.е. осуществляет управление учением учащихся. Гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм, комфортный темп работы обучаемого, бесстрессовая готовность учащихся к оценочной деятельности – залог успеха высокого уровня конечных результатов.
Изучение каждого модуля является логическим продолжением
предыдущего. Это позволяет наиболее полно узнать уровень подготовленности и учесть индивидуальные особенности обучаемых. Учащийся сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. И, наконец, самое главное – повышается интерес к учебному процессу, что положительно сказывается на уровне знаний и навыков учащихся.
Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал
направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.
Например, в курсе географии 6 класса, выполняя в сентябре работу по построению плана школьного двора, а затем и острова по заданному описанию, учащиеся, с одной стороны, обнаруживают свой опыт по работе с картами из курса естествознания 1-5 классы, с другой стороны, фиксируют все проблемы, трудности, которые возникли у них в ходе выполнения «стартовой» проектной задачи. Результатом разбора задачи и будет фиксация всех тех проблем, которые нужно будет решить в ходе учебного года, чтобы в конце учебного года можно было выполнить «итоговый» проект – построить карту гипотетической территории по всем законам картографии и сравнить ее с результатами «стартового» проекта. Таким образом, в рефлексивной фазе учебного года сопоставив две свои работы (начала и конца учебного года), ученики могут определить результаты годового изучения географии, цель которой в шестом классе как раз состоит в освоении общего способа построения и чтения географических карт.
Курс географии обеспечивает освоение учащимися специального географического языка, необходимого для формирования картины мира. Язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Такой «географический язык» имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит. Центральным «инструментом» такого языка в географии является карта. Б.Д.Эльконин и А.Б.Воронцов считают, что для того, чтобы учащийся мог использовать карту как источник познания окружающей действительности, необходимо, чтобы он создал такую карту САМ для себя. В традиционной школе карта дается учащимся уже в готовом виде и поэтому не становится главным инструментом познания. Овладеть картографическим методом познания ученик сможет лишь тогда, когда этот метод им будет создан. И поэтому Б.Д.Эльконин и А.Б.Воронцов выделяют основную задачу в этом направлении в современном школьном курсе географии: освоение учениками различных способов моделирования (картографического, словесного, математического, сетевого и т.д.) и экспериментирования (прежде всего, мысленного эксперимента), наблюдения и описания, а также ведения исследовательской деятельности как в природе, так и в камеральных условиях. Овладеть этими методами возможно при выполнении трех условий:
изменения содержания школьного курса географии в сторону формирования основных научных понятий географии, исследование основных законов и закономерностей развития природы и народонаселения Земли;
изменения форм организации учебной деятельности в направлении увеличения роли проектной деятельности учащихся;
изменение организации классно-урочной системы занятий с выходом на концентрированное обучение.
Для использования блочно-модульной технологии сначала надо было разработать рабочую программу «Введение в курс географии», который последовательно разворачивается еще в курсе «Природоведения» 5 класс и продолжается весь 6 класс. Этот курс сохраняет преемственность с учебным предметом «Окружающий мир» (авторы Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).
Курс географии 6 класса рассчитан на 35 часов и основной его целью является: сформировать понятие «карта» как основного инструмента географии. Кроме этого, в полевых условиях идет поиск объекта изучения школьной географии, которым становится – ландшафт территории.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
Предметные задачи:
определить предмет учебного предмета «географии»;
выделить три способа изучения природы Земли (реконструирование, конструирование, прогнозирование);
освоить способы и средства картирования объектов и явлений окружающей среды;
освоить способы чтения карты;
установить первичные представления о ландшафте местности с помощью картирования отдельной территории.
Педагогические задачи:
освоить новый формат организации образовательного процесса: «погружение» (1 неделя), домашняя самостоятельная работа, мастерские и лаборатории (3 недели) и публичное предъявление результатов изучения темы (4 неделя);
начать освоение проектных форм учебной деятельности;
создать условия для построения индивидуальных маршрутов движения учащихся в учебном предмете географии (выполнение самостоятельной работы на разном уровне; посещение лабораторий, мастерских, элективных образовательных модулей);
продолжить работу по формированию коммуникативной и информационной компетентностей в ходе выполнения групповых учебных проектов. В рабочей программе выделила: фазу запуска (7 часов), 2 блока, направленных на изучение плана местности и географической карты, оболочек Земли (11+11 часов) и фаза рефлексии (6 часов).
Блочно-модульную технологию использую 2-й год и могу отметить объективные изменения в усвоении учащимися предмета географии, а именно повысились:
мотивация изучения географии;
качество знаний;
уровень образовательного процесса в целом.
Используемая литература:
Воронцов А.Б. Введение в географию. Учебное пособие. 6 класс, М.ОИРО, 2010.
Воронцов А.Б., Санина С.П. Учебное пособие. 6 класс, Мю, ОИРО, 2004.
Воронцов А.Б. Методические рекомендации по организации изучения темы №1., 6 кл.
Начальный курс географии 6 класс: «М: Дрофа», 2011.