Рабочая программа 2 кл Песни и сказки Тихого Дона
Ростовская область ,Багаевский район, п. Садовый.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании МО
__________
Вершакина Н.И.
Пр. № _ «__»__ 2016 г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
__________
Бречалова И.В
.«___»______2016 г. «Утверждаю»
директор школы
__________
Щебуняева Т.Д.
«___»____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(духовно – нравственное направление)
«ПЕСНИ И СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»
Уровень общего образования (класс)- начальное общее 2 класс
Количество часов – 1 раз в неделю, всего 33(34) часа в год.
Учитель - Орлова С.В.
Программа разработана на основе авторской программы Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева
«Песни и сказки Тихого Дона», Ростов на Дону, 2008 г.
2016-2017
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности во 2 классе Садовской ООШ.
Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 занятия. При составлении календарно-тематического планирования учтены и не внесены в календарно-тематическое планирование государственные праздники (выходные дни), совпадающие с учебными днями: 9 мая. Фактически будет проведено 33 урока. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся 2 класса Садовской школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества.
Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона.
Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
Цель программы:
формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
- становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;
-проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников родного края;
-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;
-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;
-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;
-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
-осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения Дона для личностного становления;
-развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций.
Метапредметные:
- осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов Дона;
-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;
-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;
-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;
-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;
-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.
СОДЕРЖАНИИЕ ПРОГРАММЫ.
1. «Как у нас было на Тихом Дону»
По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.).
Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов. Славянские поселения на Дону.
Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий казачьих городков. Топонимика.
Практические занятия:
Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений. Экскурсия в Танаис, Старочеркасск. Изучение мифов, легенд о жизни Дона в древности.
Творческое задание:
Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.
2. Казачье жительство
Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней в северной и южной частях Подонья. Особенности круглых куреней. Крестовый курень, характерные черты его планировки. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества.
Внутренне убранство куреня XVIII в. предметы персидского и турецкого производства в казачьем быту. Изделия донских промыслов. Гончарно-керамические, кожевенные, медные. Меблировка комнат. Интерьер куреня XIX в. Характерные предметы в прихожке, стряпне, горнице. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка.
Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика – художественный феномен. Использование белой керамики в оформлении интерьеров и иконостаса Свято-Троицкого храма в Семикаракорске (1991г., работа художников-керамистов Веры и Игоря Овчинниковых).
Практические занятия:
Изготовление макета куреня. Посещение предприятий, изготавливающих предметы с сохранением донского колорита. Выставка творческих работ учащихся с их обсуждением.
Творческое задание:
Найти предметы внутреннего убранства казачьего куреня; разыскать старые фотографии, соответствующие тематике понятий; собрать сведения у старожилов о жизни донских казаков.
3. Бабушкин сундук
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.
Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.
Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
Практические занятия:
Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.
Творческое задание:
Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.
4.Край, в котором ты живешь
Воспитывать чувства любви к своей станице, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Донского края, русского государства, Знаменитости Дона.
Тематика занятий Край, в котором ты живешь История возникновения станицы, История в архитектурных памятниках Флаг, герб района. Улицы и здания станицы. Памятники станицы. Люди, прославившие наш район.
Практические занятия:
Экскурсии в Свято-Никольский храм, к памятнику погибшим воинам, к святому источнику станицы Манычской. Просмотр фильмов.
Творческое задание:
Изготовление поделок, рисунки, фотоматериалы, презентации, сочинения.
5.Казаки и казачки
Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.
6. Казак рождался воином
Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака. Военные игры. Физическое совершенствование и развитие подростка через игру. Скачки и их роль в жизни казака. Шермиции (кулачные бои). История казачьего рукопашного боя. Техника ведения боя «по-казачьи». Упражнения в джигитовке. Детские игры. Оружие донских казаков. Игра в мяч. Чехарда. Квач. Игра в «цыгана». Проводы на службу. Обряд возвращения казаков со службы.
Практические занятия:
Изготовление макетов, муляжей. Эскизов казачьих войск. Игры казачат на свежем воздухе.
Творческое задание:
Отыскать иллюстрации с изображением казака-воина. Подобрать отрывок из литературного произведения с описанием казаков в бою, их подвигов.
7. Преданья старины глубокой
История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота донской песни. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.
Донская былина. История возникновения и эволюции былин в среде казачества. Тематика былинного эпоса донских казаков.
Частушка. Язык донских частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок.
Донская легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Взаимосвязи общерусского и донского фольклора. История родного края, отраженная в донском фольклоре.
Практические занятия:
Обыгрывание с элементами театрализации некоторых произведений. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового урока.
Творческое задание:
Отыскать произведение определенного фольклорного жанра (по выбору учащихся) и выучить его с соблюдением песенных или сказительных особенностей (например, как исполняют бабушки).
8. Народный театр на Дону
Театр, созданный самим народом, взаимосвязь донского и русского народных театров. Истоки древнего народного театра. Отражение истории Дона в народном творчестве. Многообразие жанров. Донской кукольный театр. Истоки казачьего кукольного театра. Великие кукольники Дона: К.И.Кондаков, Т.И.Куроплин. связь народного театра с вольными традициями казачества.
Казачий молодежный театр в станице Вешенской в первые годы советской власти. Судьба народного театра на Дону.
Практические занятия:
Ролевая игра «Театр» с использованием фрагментов и фактов из школьной жизни.
Творческое задание:
Изготовить театральную афишу, декорации для театральной постановки. Моделирование костюмов для героев спектакля.
9.Обряды и праздники на Дону
Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.
Практические занятия:
Игры по книге В.Петрусинского: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».
Творческое задание:
Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.
10. Старинная казачья кухня
Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Рецепты сладкоежки.
Практические занятия:
Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)Творческое задание:
Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.
Основные виды деятельности
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в музеи; наблюдения;
• целевые прогулки;
• моделирование и показ сказок
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление кукол к сказкам;
• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности
Формы работы с детьми
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством.
Форма подведения итогов работы:
1) Выставки работ учащихся;
2) Соревнования;
3) Концертные программы;
4) Ролевые игры;
5) Создание проектов;
6) Участие в конкурсах.
Формы контроля:
1) Тестирование уровня обученности;
2) Тестирование уровня воспитанности
Предполагаемый результат
для учащихся:
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.Получение новых знаний;раскрытие творческих способностей;знакомство с новыми играми, песнями;
для родителей:
возможность раскрыть особенности и способности своего ребенка;участие в творческом проекте (совместное творчество с детьми улучшает взаимопонимание в семье);
для учителя:
-развитие творческих способностей учащихся;приобщение учащихся к истокам казачьего народного творчества;
формирование русского менталитета на основе ознакомления учащихся с богатейшей культурой Донского края;
организованный досуг для детей и родителей.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта Беседа
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) Дебаты, тематический диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Кол-во часов Дата Коррекция
1 Вводное занятие- Заветная шкатулка 1 06.09 2 Главная песня казаков 1 13.09 3 Почему Дон Ивановичем зовут 1 20.09 4 Сказ «На поле было Куликовом» 1 27.09 5 Про городище Кудеярово 1 04.10 6 Делу - время, потехе - час 1 11.10 7 Казачья песня «Трава моя, трава» 1 18.10 8 Народные сказки Донского края. Проект. 1 25.10 9 Сказка – складка, а уму учит 1 01.11 10 Пословица недаром молвится 1 15.11 11 Про анютины глазки и цветок бессмертник 1 22.11 12 Про Галичью гору 1 29.11 13 Неповторимый язык казачьей песни 1 06.12 14 Творческая мастерская. Проба пера 1 13.12 15 Казачьи потешки, небывальщины, загадки . Создание книжки-малышки. 1 20.12 16 Казачья песня «Посею лебеду на берегу» 1 27.12 17 Казачьи игры и забавы 1 17.01 18 Женщина – казачка. Сказка «Аленкин брод» 1 24.01 19 Казачьи песни : «Ой, на горе, калина», «Ах, ты степь, широкая» 1 31.01 20 Откуда фамилии казачьи пошли 1 07.02 21 Нарядный казачий костюм. Проект. 1 14.02 22 Нарядный казачий костюм. Проект. 1 21.02 23 Обычаи и праздники казаков 1 28.02 24 Обычаи и праздники казаков 1 07.03 25 Легенда про золотых коней 1 14.03 26 Богатство из богатств 1 21.03 27 Имя, станице нареченное 1 04.04 28 Чем отличается курень от хаты 1 (2) 11.04 29 Викторина «Что? Где? Когда?» 1 18.04 30 Подготовка праздника «Казачьи посиделки» 1 25.04 31 Подготовка праздника «Казачьи посиделки» 1 02.05 32 Праздник «Казачьи посиделки» 1 16.05 33 Праздник «Казачьи посиделки» 1 23.05