Практические работы и тестовые задания по учебной дисциплине: Экологические основы природопользования
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Практическая работа № 1. Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во время занятий.
Оборудование: блокнот для записей, карандаш, калькулятор.
Ход работы:
Определите объём аудитории. Например: длина аудитории – 10 м, ширина – 5 м, высота – 3,5 м. Объём – 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м 3.
Известно, что покое человек выделяет в среднем 20 л углекислого газа в час, а при активной деятельности – 40 л в час. Возьмите среднее значение – 30 л в час.
В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определите объём воздуха, который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25 чел. = 1125 л.
Перечислите объём образовавшегося углекислого газа из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.
Концентрацию углекислого газа рассчитывать: объём образовавшегося углекислого газа поделить на объём аудитории и результат умножить на 100% - 1,125 м3: 175 м3 х 100% = - 0,64%.
Предельно допустимая концентрация для углекислого газа составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
Сделать выводы о санитарно-гигиенических нормах ПДК СО2 в аудитории во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Практическая работа № 3. Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы городов.
Цель: ознакомиться с интенсивностью транспортного потока на улицах города.
Оборудование: блокнот для записей, карандаши, часы.
Ход работы:
Выбрать улицы с интенсивным, средним и слабым потоком автотранспорта.
Сбор материала проводить 3 раза в сутки по 10 мин. Из ряда замеров вычислить среднее.
Согласно полученным данным построить таблицу:
Название улицы Сроки замеров В среднем за сутки
7.00 13.00 18.00 Ул. Гагарина
Ул. Жукова
Ул. Ленина
Ул. Металлургов
Провести суммарную оценку загруженности улиц города автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03.-77: низкая интенсивность движения – 2,7-3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8-17 тыс., высокая – 18-27 тыс.
Сделать выводы и оценить загруженность участка улицы транспортом, сравнить в этом отношении разные улицы. Дать рекомендации по изменению интенсивности транспортных потоков, с точки зрения соблюдения санитарных требований к загрязнению атмосферы в жилой зоне.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Практическая работа № 2. Экологический мониторинг берега реки Северная Двина.
Цель: ознакомиться с видовым составом растений и животных реки и научиться определять экологическое состояние рек, проводить простейший экологический мониторинг реки.
Оборудование: блокнот для записей, карандаши, линейки, стеклянные банки для взятия проб.
Ход работы:
Пройти экскурсионным маршрутом.
Собрать и обработать материал экскурсии.
В отчёте отметить следующие пункты: - водоёмы города, необходимость водоёмов в природном комплексе; - водоём как пример активного воздействия человека на природу, структуру водоёма, его экологическое состояние нарушение прибрежного природного сообщества; - животный и растительный мир водоёмов, особенности жизни организмов в водоёмах, подвергнутых действию человека; - физическое загрязнение водоёмов, свалки мусора, их влияние на природу, нарушение красоты природы.Сделать выводы о влиянии человека на водоёмы города.
Дать рекомендации по улучшению экологического состояния водоёмов.
Обоснуйте преимущества отдыха на природе и необходимость соблюдения безопасности.
Составитель ________________________ О.В.Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Практическая работа № 4. Влияние размещения производства примере лесопарка.
Цель: ознакомиться и научиться определять экологическое состояние отдельных компонентов природы и окружающей среды лесопарковой зоны. Проводить простейший экологический мониторинг.
Оборудование: блокнот для записей, карандаши, линейки.
Ход работы:
Пройти экскурсионным маршрутом.
Собрать и обработать материал экскурсии.
В отчёте отметить следующие пункты: - лесопарк – его название, особенности, местоположение, площадь, объекты; - лесопарк на примере активного воздействия человека на природу, его экологическое состояние, нарушение природного сообщества; - животный и растительный мир лесопарка, доминирующие виды, их значение, численность отдельных представителей; - состояние почвы, характер вытаптывания, состояние растений в зоне вытаптывания; - физическое загрязнение лесопарка, свалки мусора, их влияние на природу, нарушение красоты природы. Сделать выводы о влиянии человека на природный комплекс.
Дать рекомендации по улучшению экологического состояния лесопарка.
Обоснуйте преимущества отдыха на природе и необходимость соблюдения безопасности.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Вариант 1.
Вопрос 1. Запасы пресной воды сосредоточены … 1) океанах; 2) ледниках; 3) реках; 4) морях. Вопрос 2. По темпам роста народонаселения среди стран мира лидирует 1) Индия; 2) США; 3) Япония; 4) Канада. Вопрос 3. С целью защиты и охраны природной среды, растительного и животного мира создают … 1) национальные парки; 2) предприятия; 3) ботанические сады; 4) учреждения. Вопрос 4. Основным этапом, способствующим защите окружающей среды, является … 1) переработка отходов; 2) использование нефти; 3) загрязнения атмосферы; 4) рациональное природопользование. Вопрос 5. Деградация почв опасна снижением производства … 1) энергии; 2) минерального сырья; 3) продовольствия; 4) фосфорных удобрений. Вопрос 6. Для успешного развития экосистем полезно … 1) увеличить площадь полей; 2) использовать вторичное сырьё; 3) увеличивать территории городов; 4) внедрять безотходные технологии. Вопрос 7. Наука о взаимоотношения живых организмов между собой и различными факторами называется … 1) Орнитологией; 2) Экологией; 3) Эмбриологией; 4) Геологией. Вопрос 8. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства неизбежно ведёт к … 1) гибели цивилизаций; 2) экологической катастрофе; 3) урбанизации; 4) процветании человечества. Вопрос 9. Преднамеренным воздействием на окружающую среду является … 1) изменения русла рек; 2) землетрясения; 3) пыльные бури; 4) осушения болот. Вопрос 10. Причиной начавшейся деградации земель является … 1) развитие информационных технологий; 2) истощение запасов ископаемого топлива; 3) перенаселение планеты; 4) глобальное климатическое потепление. Вопрос 11. Экологически чистым автомобилем является … 1) ветромобиль; 2) электромобиль; 3) кислородомобиль; 4) солнцемобиль. Вопрос 12. Движущей силой биохимического круговорота веществ в биосфере является … 1) перенос ветрами водяного пара с океана на сушу; 2) извержение вулканов; 3) сжигание ископаемого топлива; 4) деятельность живых организмов. Вопрос 13. Сокращение численности белок в Сибири было вызвано … 1) ростом перевозок по железной дороге; 2) уменьшением концентрации кислорода в воздухе; 3) увеличение концентрации углекислого газа в воздухе; 4) вырубка спелых хвойных лесов. Вопрос 14. Отходы медеплавильных заводов, в том числе мышьяк и сурьма, выбрасываются в воздух, затем оседают на почву и вызывают … 1) усиление плодовитости животных; 2) усиленный рост травы; 3) гибель животных; 4) рост мышечной массы животных. Вопрос 15. С целью бережного отношения к земельным ресурсам … 1) происходит интенсивный выпас скота; 2) осуществляется рекультивация земель; 3) увеличиваются сельскохозяйственные угодья; 4) создаются новые пестициды. Вопрос 16. В настоящее время испытания ядерного оружия … 1) разрешены под водой; 2) разрешены в лесах; 3) разрешены в космосе; 4) запрещены в атмосфере.
Вопрос 17. Повсеместно распространённые неклеточные организмы, способные проникать в живую клетку и там размножаться, вызывая опасные заболевания, такие как оспу, грипп, ящур, называются … 1) амёбами; 2) вирусами; 3) инфузориями; 4) радиоляриями. Вопрос 18. Проблема истощения водных ресурсов возникает из-за … 1) роста её потребления человеком; 2) увеличения площади Мирового океана; 3) неравномерного распределения воды на планете; 4) увеличения объёма морской воды. Вопрос 19. Основные жизненноважные потребности человека заключаются в … 1) кислороде; 2) образовании; 3) рекреации; 4) еде. Вопрос 20. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе и воде необходимы … 1) при подготовке статистической отчётности; 2) для сохранения здоровья людей; 3) на всякий случай; 4) для обеспечения чиновников работой. Вопрос 21. Нарушением прав государства на недра, воды, леса является … 1) сбор черники в лесу; 2) самовольная добыча алмазов; 3) ловля рыбы на удочку; 4) полив огорода из скважины. Вопрос 22. Составление прогноза о состоянии окружающей среды, информирование граждан об изменениях в окружающей среде являются задачами экологического … 1) образования; 2) мониторинга; 3) воспитания; 4) страхования. Вопрос 23. Локальный уровень управления экологической безопасностью осуществляется … 1) администрацией города; 2) планетой; 3) руководством предприятий; 4) миром. Вопрос 24. В бедных странах родители рассматривают детей как своеобразное _____________ накопление 1) медицинское; 2) образовательное; 3) пенсионное; 4) экологическое.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Вариант 2.
Вопрос 1. Отходы медеплавильных заводов, в том числе мышьяк и сурьма, выбрасываются в воздух, затем оседают на почву и вызывают … 1) гибель животных; 2) усиленный рост травы; 3) рост мышечной массы животных; 4) усиление плодовитости животных. Вопрос 2. С целью бережного отношения к земельным ресурсам … 1) увеличиваются сельскохозяйственные угодья; 2) осуществляется рекультивация земель; 3) создаются новые пестициды; 4) происходит интенсивный выпас скота. Вопрос 3.Загрязнение окружающей природной среды в результате деятельности человека называется … 1) антропогенным; 2) биологическим; 3) естественным; 4) физическим. Вопрос 4. Физическое загрязнение воды связано с (со) … 1) сбросами тепла в воду; 2) радиоактивным загрязнением водоёмов; 3) землетрясениями; 4) выхлопными газами автотранспорта. Вопрос 5. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП) – стратегия охраны природы, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов при финансовой поддержке программы ООН и других организаций. Одна из основных целей её … 1) создание новых промышленных комплексов; 2) создание новых сельскохозяйственных производств; 3) использование видов животных для нужд человека; 4) выявление видов животных, нуждающихся в охране. Вопрос 6. Сокращение численности белок в Сибири было вызвано … 1) ростом перевозок по железной дороге; 2) уменьшением концентрации кислорода в воздухе; 3) вырубка спелых хвойных лесов; 4) увеличение концентрации углекислого газа в воздухе. Вопрос 7. Перед человечеством стоит задача управления природными экосистемами с целью … 1) их охраны; 2) сохранения жизни на Земле; 3) связи с другими планетами; 4) полного использования невозобновимых ресурсов.
Вопрос 8. Предельная концентрация веществ, поступающих или содержащихся в среде, допускаемая нормативными актами, называется нормой … 1) промысла; 2) загрязнения; 3) содержания; 4) водозабора. Вопрос 9. Ноосфера – это сфера деятельности человеческого разума, или … 1) сфера обитания пауков на планете; 2) сфера применения радиотехнологий; 3) новый этап развития биосферы; 4) противометеоритная оболочка вокруг планеты. Вопрос 10. Экологически чистым автомобилем является … 1) ветромобиль; 2) солнцемобиль; 3) электромобиль; 4) кислородомобиль. Вопрос 11. Прямое воздействие загрязнения биосферы на человека происходит при употреблении … 1) колбасы из сои с добавками мяса; 2) огурцов из парника; 3) воды из радиоактивного пруда; 4) поддельных лекарств. Вопрос 12. Последовательность организмов, в которой каждый предыдущий организм служит пищевой последующему, называется ___________ цепью 1) хищной; 2) пищевой; 3) органической; 4) природной. Вопрос 13. Нарушением прав государства на недра, воды, леса является … 1) полив огорода из скважины; 2) ловля рыбы на удочку; 3) самовольная добыча алмазов; 4) сбор черники в лесу. Вопрос 14. Составление прогноза о состоянии окружающей среды, информирование граждан об изменениях в окружающей среде являются задачами экологического … 1) образования; 2) воспитания; 3) мониторинга; 4) страхования. Вопрос 15. Источниками экологической опасности могут быть … 1) растения и животные; 2) природные явления; 3) звёзды; 4) предприятия.
Вопрос 16. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе и воде необходимы … 1) на всякий случай; 2) для сохранения здоровья людей; 3) при подготовке статистической отчётности предприятия; 4) для обеспечения чиновников работой. Вопрос 17. Стремительный рост народонаселения называется … 1) экологическим кризисом; 2) геомагнитным взрывом; 3) демографическим взрывом; 4) экологическим взрывом. Вопрос 18. Основные жизненноважные потребности человека заключаются в … 1) образовании; 2) кислороде; 3) рекреации; 4) еде. Вопрос 19. Лесные ресурсы относятся к группе _________ ресурсов 1) минеральных; 2) биологических; 3) невозобновимых; 4) химических. Вопрос 20. Характерной особенностью «зелённой революции» является … 1) уничтожение экологически чистых продуктов; 2) применение искусственных ингредиентов; 3) внедрение методов генной инженерии; 4) создание низкопродуктивных сортов. Вопрос 21. С целью защиты и охраны природной среды, растительного и животного мира создают … 1) учреждения; 2) национальные парки; 3) ботанические сады; 4) предприятия. Вопрос 22. Запасы пресной воды сосредоточены в … 1) океанах; 2) морях; 3) реках; 4) ледниках. Вопрос 23. Важнейшее значение для ресурсосбережения имеет переход к … 1) безотходным технологиям; 2) увеличение использования сырья; 3) альтернативным источникам энергии; 4) образованию отходов. Вопрос 24. Для успешного развития экосистем полезно … 1) увеличивать площади полей; 2) внедрять безотходные технологии; 3) увеличивать территории городов; 4) использовать вторичное сырьё.
Ключи ответов к тестам
Вариант 1 Вариант 2
№ вопроса № ответа № вопроса № ответа
1 2 1 1
2 1 2 2
3 1 3 1
4 4 4 2
5 3 5 4
6 2,4 6 3
7 2 7 2
8 2 8 3
9 1,4 9 3
10 3 10 1,2
11 1,4 11 3
12 4 12 2
13 4 13 3
14 3 14 3
15 2 15 4
16 4 16 2
17 2 17 3
18 1 18 2,4
19 1,4 19 2
20 2 20 3
21 2 21 2
22 2 22 4
23 1 23 3
24 3 24 2,4
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Контрольные вопросы, выносимые на зачёт.
1)Что означает слово «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»? 2) Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии? 3) Почему принято говорить о единстве организма и среды? 4) Укажите формы приспособления растений к условиям освещения. 5) Какую важную роль играет вода в биосфере? 6) Как происходит круговорот воды в природе? Какую роль в круговороте воды в природе играет транспирация? 7) На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходима вода? 8) Каковы основные источники загрязнения воды? 9) Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма. 10) Какую роль играют домашние животные в распространении паразитов человека? Приведите примеры. 11) В чём сходство и различие паразитизма и хищничества? Приведите примеры. 12) Что такое биогеоценозы, каковы его показатели? 13) Что такое «экологическая сукцессия»? 14) Какие изменения происходят в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности? 15) Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных? 16) Каковы границы биосферы? 17) Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой? 18) Каковы плюсы и минусы промышленной революции? 19) Почему идёт процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах? 20) Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли? 21) Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума? 22) Каковы основные источники радиационного загрязнения? 23) Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти? 24) Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, то есть чередование периодов покоя и активности? 25) Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование. 26) Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным. 27) Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы. 28) Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца; приведите примеры. 29) Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры. 30) Дайте определение основных видов охраняемых территорий. 31) Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных. 32) Объясните, что включает в себя понятие «экологический мониторинг». 33) Назовите виды мониторинга. Охарактеризуйте методы мониторинга. 34) Поясните, что такое биоиндикация. 35). Дайте определение экологического права. 36) Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической сфере в настоящее время в РФ? 37) Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды, которые вам известны. 38) Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Самостоятельная работа по теме: «Принципы и методы рационального природопользования».
Вариант 1.
Тест с одним ответом.
Вопрос 1. Система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой – либо территории или мира в целом, называется: а) природопользованием; б) охраной окружающей природной среды; в) экологической стабилизацией; г) экологической политикой. Вопрос 2. Форма природопользования, не требующая специального разрешения,- это: а) рациональное; б) нерациональное; в) общее; г) нецелевое. Вопрос 3. Экологические мероприятия могут быть: а) физическими; б) химическими; в) антропогенными; г) биотическими. Вопрос 4. Мероприятия, связанные с управлением, структурой и функционированием создаваемых или действующих природно-промышленных систем, это: а) социальные; б) организационные; в) инженерные; г) инженерно-организационные. Вопрос 5. Мероприятия, основанные на использовании живых организмов, обеспечивающих функционирование экологических систем в зоне влияния производства, - это: а) биотические; б) абиотические; в) организационные; г) антропогенные.
Тест с двумя и более ответами.
Вопрос 1. Природопользование может быть: а) рациональным; б) нормированным; в) нерациональным; г) специальным.
Вопрос 2. Формы природопользования бывают: а) системные; б) культурно-оздоровительными; в) экологические; г) технологические. Вопрос 3. Общие принципы природопользования: а) системного подхода; б) оптимизации природопользования; в) реструктуризации природопользования; г) гармонизации отношений природы и производства. Вопрос 4. Группы мероприятий, входящие в инженерно-экологические мероприятия: а) всеобщие; б) выборочные; в) организационные; г) экологические; д) инженерные. Вопрос 5. Принципиально новым подходом в развитии всего промышленного и сельскохозяйственного производства является создание: а) малоотходной технологии; б) интенсивной технологии; в) традиционной технологии; г) безотходной технологии.
Выберите правильные суждения:
Нерациональное природопользование обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведёт к улучшению качества природной среды.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования.
Природопользование в любой отрасли производства строится на ряде общих принципов: а) принцип системного подхода, предусматривающий комплексную, всестороннюю оценку воздействия производства на среду и её ответных реакций;
б) принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полезной продукции, основанный на увеличении образующихся отходов;
в) принцип гармонизации отношений природы и производства решается путём создания и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем и т.д.
4) Защита окружающей среды – комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники.
5) Применительно к охране окружающего человека природной среды биотехнологию нельзя рассматривать как разработку и создание биологических объектов, микробных культур, сообществ, их метаболитов и препаратов путём включения их в естественные круговороты веществ, элементов, энергии и информации.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Самостоятельная работа по теме: «Принципы и методы рационального природопользования».
Вариант 2.
Тест с одним ответом.
Вопрос 1. Природопользование, осуществляемое физическими и юридическими лицами, на основании разрешения уполномоченных государственных органов – это: а) специальное; б) общее; в) комплексное; г) гармоничное. Вопрос 2. Природопользование может быть: а) традиционным; б) нетрадиционным; в) глобальным; г) нерациональным. Вопрос 3. Комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники, это: а) защита растений и животных; б) защита городской среды; в) защита окружающей среды; г) изучение ноосферы. Вопрос 4. Экологические мероприятия могут быть: а) абиотическими; б) антропическими; в) антропогенными; г) нет правильного ответа. Вопрос 5. Мероприятия, основанные на использовании естественных, физических и химических процессов, протекающих во всех составляющих биосферы, это: а) антропогенные; б) инженерные; в) биотические; г) абиотические.
Тест с двумя и более ответами.
Вопрос 1. Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды: а) технических; б) экологических; в) экономических; г) социологических; д) культурных. Вопрос 2. Выберите правильные ответы видов и форм природопользования: а) экономические; б) социальные; в) специфические; г) специальные. Вопрос 3. По Н.Ф. Реймеру (1992) природопользование включает в себя: а) охрану и эксплуатацию природных ресурсов; б) использование и охрану природных условий среды жизни человека; в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем; г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей. Вопрос 4. Основные направления при экологизации промышленного производства: а) широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды; б) широкое внедрение экологической экспертизы на конкретные виды производств и промышленной продукции; в) замена токсичных и неутилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; г) замена токсичных и неутилизируемых отходов на новые продукции. Вопрос 5. Инженерные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, классифицируются на: а) механические; б) организационно-технические; в) экологические; г) технологические.
Выберите правильные суждения.
1) Биотехнология нашла широкое применение в охране природной среды, в частности при решении следующих прикладных вопросов:
а) утилизация жидкой фазы сточных вод и твёрдых промышленных отходов с помощью анаэробного преобразования;
б) биологическая отчистка природных и сточных вод от органических и неорганических соединений;
в) компостирование (биологическое окисление) отходов растительности.
2) Основные требования к водохозяйственному комплексу:
а) рациональное обеспечение потребителей водой, в достаточном объёме и соответствующего качества;
б) обеспечение наибольшего экономического эффекта;
в) сохранение природных условий и гарантии охраны вод от загрязнения, засорения и истощения.
3) Малоотходные и безотходные технологические процессы и системы не должны функционировать таким образом, чтобы не нарушать естественный ход процессов, протекающих в природе.
4) Защита окружающей среды – частная проблема, которая может быть решена усилиями специалистов конкретных отраслей науки и техники.
5) Общее природопользование требует специального разрешения.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Тема Введение.
Вариант 1
Задание 1: Дайте определение слову «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»? (7 баллов).
Задание 2: Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии? (8 баллов).
Вариант 2
Задание 1: Какие явления находятся в центре внимания экологии? Что объединяет различные направления экологии? (7 баллов).
Задание 2: В чём особенность экологической науки в целом? (8 баллов).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 13,5 – 15 баллов;
оценка «хорошо»; - 12-13,4 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 10,5; - 11,9 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 10,5 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Темы рефератов (докладов, сообщений).
1) Экологические факторы. 2) Природные богатства Архангельской области. 3) Экологические проблемы нашего города и пути их решения. 4) Влияние размещения производства на экосистемы города. 5) Пути реализации бытовых и промышленных отходов в нашем городе. 6) Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы. 7) Деятельность человека как условие сохранения жизни на планете. 8) Как государство охраняет природу? 9) Пищевые ресурсы человечества. 10) Проблемы сохранения человеческих ресурсов. 11) Молочные продукты – в любом возрасте. 12) Генетически модифицированные продукты. 13) Добавки в пищевых продуктах. 14) Соя, и ее польза для здоровья. 15) Экология и здоровье человека. 16) Пища Франкенштейна.Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если тема реферата раскрыта полностью, работа снабжена необходимыми иллюстрациями, схемами, пояснениями;
- оценка «хорошо» - тема раскрыта в достаточном объеме, работа снабжена необходимыми иллюстрациями, схемами, пояснениями;
- оценка «удовлетворительно» - тема раскрыта в достаточном объеме, работа не снабжена необходимыми иллюстрациями, схемами, пояснениями;
- оценка «неудовлетворительно» - тема не раскрыта в достаточном объеме;
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»__________________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Самостоятельная работа по теме: «Принципы размещения производства различного типа».
Вариант 1.
Вопрос 1. Какими средствами достигалась независимость человека от среды? (3 балла). Вопрос 2. Почему идёт процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах? (3 балла). Вопрос 3. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую ёмкость среды своего обитания? (5 баллов). Вопрос 4. Дайте определение шумовому загрязнению? Каковы его источники? (5 баллов). Вопрос 5. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума? (3 балла). Вопрос 6. Какие природно-очаговые болезни вам известны? В чём их отличия от других инфекционных болезней? (7 баллов). Вопрос 7. Какие меры принимаются в мире и в России по ограничению воздействия негативных факторов на здоровье человека? (7 баллов). Вопрос 8. Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, т.е. чередование периодов покоя и активности? (8 баллов). Вопрос 9. Приведите примеры повторяющихся процессов. (3 балла). Вопрос 10. С чем связано появление внешних ритмов у организмов? (5 баллов).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 44 – 49 баллов;
оценка «хорошо»; - 39 – 43 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 34 – 38 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 34 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Самостоятельная работа по теме: «Принципы размещения производств различного типа».
Вариант 2.
Вопрос 1. Каковы плюсы и минусы промышленной революции? (3 балла). Вопрос 2. В чём сходство и различие экологических и экосоциальных связей? (5 баллов). Вопрос 3. Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли? (3 баллов). Вопрос 4. Дайте определение радиационному загрязнению биосферы? Каковы основные источники радиационного загрязнения? (6 баллов). Вопрос 5. В чём опасность повышения радиации в биосфере? (5 балла). Вопрос 6. Каковы пути передачи инфекции? (5 баллов). Вопрос 7. Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти? (5 баллов). Вопрос 8. Приведите примеры внутренних ритмов организмов. (5 баллов). Вопрос 9. Назовите примеры приливно-отливных ритмов. (5 баллов). Вопрос 10. Прокомментируйте примеры годичных ритмов, объясните их приспособительный характер. (7 баллов).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 44 – 49 баллов;
оценка «хорошо»; - 39 – 43 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 34 – 38 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 34 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Контрольная работа № 1 по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы».
Вариант 1.
Вопрос 1. Дайте определение абиотическому фактору среды? (3 балла). Вопрос 2. Какие потоки энергии получает живой организм? (5 баллов). Вопрос 3. Какие прогрессивные изменения строения тела (ароморфозы) обеспечивают постоянную температуру тела у птиц и млекопитающих? (5 баллов). Вопрос 4. Какую важную роль играет вода в биосфере? (5 баллов). Вопрос 5. На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходима вода? (3 баллов). Вопрос 6. Дайте определение эрозии почв? Каковы её последствия? (5 баллов). Вопрос 7. Какие виды загрязнения почв вам известны? (3 балла). Вопрос 8. Какой вред наносят паразиты сельскому хозяйству? (5 баллов). Вопрос 9. Какую роль играют домашние животные в распространении паразитов человека? Приведите примеры. (5 баллов). Вопрос 10. Дайте определение биогеоценозу, каковы его показатели? (5 баллов). Вопрос 11. Каковы основные действия человека, направленные на повышение продуктивности природных и искусственных экосистем? (5 баллов). Вопрос 12. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных? (7 баллов). Вопрос 13. Почему жизнь на планете не могла бы существовать, если бы Земля не имела магнитного поля и озонового экрана? (10 баллов).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 59 – 66 баллов;
оценка «хорошо»; - 53 – 58 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 46 – 52 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 46 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Контрольная работа № 1 по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы».
Вариант 2.
Вопрос 1. Дайте определение лимитирующему фактору среды? (3 балла). Вопрос 2. Почему живые существа не испытывают губительного воздействия ультрафиолетовых лучей? (5 баллов). Вопрос 3. Укажите формы приспособления растений к условиям освещения. (5 баллов). Вопрос 4. Как происходит круговорот воды в природе? Какую роль в круговороте воды в природе играет транспирация?(10 баллов). Вопрос 5.Каковы основные источники загрязнения воды? (3 балла). Вопрос 6. Дайте определение почве? От чего зависит плодородие почвы? (5 баллов). Вопрос 7. Чем различаются круговороты веществ в почвах естественных биоценозов и искусственных? (5 баллов). Вопрос 8. Как человек использует паразитов в своей практической деятельности? (5 баллов). Вопрос 9. В чём сходство и различия паразитизма и хищничества? Приведите примеры. (7 баллов). Вопрос 10. Дайте определение экологической сукцессии? (3 балла). Вопрос 11. Приведите пример цепи питания, начинающую с наземных растений и заканчивающуюся человеком. (5 баллов). Вопрос 12. У всех ли видов можно ожидать взрывов численности популяций при отсутствии врагов? (5 баллов). Вопрос 13.Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой? (5 баллов).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 59 – 66 баллов;
оценка «хорошо»; - 53 – 58 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 46 – 52 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 46 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Тест по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы».
1 вариант.
Вопрос 1. Что изучает классическая экология? а) отношение организмов между собой и окружающей их средой; б) разнообразных животных и растений; в) инфекционные заболевания людей и животных; г) растительные сообщества континентальных территорий. Вопрос 2. Каковы показатели благополучного состояния экологических систем в естественных условиях а) нормальное сочетание растений и животных; б) наличие в экосистемах трофических систем; в) отсутствие хищных животных, способных нарушить равновесие в системе хищник – жертва; г) биологическая продуктивность и видовое разнообразие растительных сообществ, отвечающее зональным характеристикам. Вопрос 3. Почему разновидность среднемесячных колебаний температуры самого холодного и самого тёплого месяца года континентов северного полушария существенно больше, нежели южного? а) потому, что северное полушарие приходится больший приток солнечной радиации; б) потому что экваториальные тёплые течения направлены преимущественно к югу; в) потому, что северное полушарие существенно континентальное, а южное – морское. Вопрос 4. Что такое экосистема? а) ассоциация растительности, занимающая определённое положение в пространстве, отличающаяся от смежных ассоциаций; б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты взаимосвязаны обменом вещества, энергии и информации; в) единый природный комплекс, включающий растительность, почву и подстилающие горные породы; г) сочетание растительных и животных организмов, взаимосвязанных обменом вещества, энергии и информации, занимающее определённую территорию. Вопрос 5. Каковы последствия парникового эффекта? а) уменьшение количества выпадающих осадков; б) регрессия (понижение) уровня мирового океана; в) возросшие темпы и объёмы испарения с поверхности океанов; г) количество техногенной энергии, необходимой людям, останется постоянным.
Вопрос 6. Что такое потенциал экологический а) возможность воспроизводства фитоценозов; б) способность экосистемы воспринимать антропогенные нагрузки; в) способности природных систем отдавать человеку продукцию или производить работу при условии сохранения среды жизнеобитания; г) возможность природной среды нейтрализовать загрязнения. Вопрос 7.Экологической нишей называется а) территория преимущественного обитания какого-то вида; б) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами; в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания; г) местообитания любого вида организмов, характеризующиеся благоприятными для него условиями. Вопрос 8. Что такое техногенез? а) совокупность процессов загрязнения природных объектов; б) сочетание технических средств и технологий, позволяющих выпускать законченную продукцию; в) энергетическое обеспечение технических средств и технологий; г) совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природной среде под воздействием и эксплуатацией инженерных сооружений и технических средств. Вопрос 9. Вторая революция использования природных ресурсов ознаменовалась изобретением: а) селекции в сельском хозяйстве; б) парового двигателя; в) двигателя внутреннего сгорания; г) атомной энергетики. Вопрос 10. Совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природных средах под воздействием человека называется: а) биогенезом; б) катагенезом; в) криогенезом; г) техногенезом. Вопрос 11. Дайте определение биоценоза? а) совокупность растительных организмов, занимающих определённую территорию; б) совокупность почвенных микроорганизмов, определяющих формирование плодородного гумусового слоя; в) совокупность животных, образующих трофические цепи; г) совокупность, взаимодействующих между собой организмов, населяющих экосистему. Вопрос 12. Что такое процесс эвтрофикации? а) интенсивное загрязнение водной среды промышленными стоками; б) повышение биологической продуктивности водоёмов в результате накопления в воде биогенных веществ; в) тепловое загрязнение водной среды водохранилищ; г) интенсивное загрязнение водной среды удобрениями с сельхозугодий. Вопрос 13. Как следует понимать климаксное состояние экосистемы? а) как состояние динамического равновесия; б) как состояние деградации в результате эндогенной сукцессии; в) как состояние резкой изменчивости экосистемы под влиянием внешних факторов; г) как состояние активного протекания сукцессионных процессов. Вопрос 14. Где, в соответствии с В.И. Вернадском сказано правильно? «Существует – количество атомов, захваченных в данный момент живым веществом». а) меняющееся во времени; б) константное; в) независимое; г) неопределённое. Вопрос 15. Катастрофа экологическая подразумевает: а) определённое нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности; б) определённое нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия; в) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах; г) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 13 – 15 баллов;
оценка «хорошо»; - 11 – 12 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 9 – 10 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 9 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Тест по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы».
2 вариант.
Вопрос 1. К абиотическим экологическим факторам относятся а) фитоценозы, определяющие ход биологической продуктивности; б) почва, включая почвенных микроорганизмов и почвенную влагу; в) почвенная влага, воздух и подстилающие горные породы; г) солнечная радиация и продуценты, использующие её для производства биомассы. Вопрос 2. Как соотносятся между собой понятия биоценоз и экосистема а) как синонимы; б) биогеоценоз – объективно существующая реальность, тогда как экосистема – есть отражение этой реальности в нашем сознании, определяемое целями исследования; в) экосистема представляет собой частный случай биоценоза; г) биоценоз представляет собой частный случай экосистемы. Вопрос 3. Что такое биосфера? а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки; б) поверхность континентов и архипелагов; в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней; г) почвенно-растительный слой Земли и световая зона морей и океанов. Вопрос 4. Что такое парниковый эффект и каковы вызывающие его причины а) увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности; б) снижение величины солнечной радиации за счёт увеличения запылённости и задымлённости атмосферы; в) увеличение среднегодовой температуры воздуха за счёт изменения оптических свойств атмосферы; г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений. Вопрос 5. Что означает состояние гомеостаза экологической системы а) состояние внутреннего динамического равновесия; б) неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями; в) состояние активно протекающих процессов сукцессии; г) состояние деструкции растительных сообществ экосистемы. Вопрос 6. Как следует понимать ноосферу Земли а) как одну из материальных оболочек, подобную атмосфере или гидросфере; б) как синоним биосферы более позднего происхождения; в) как сферу разума, отражающую развитие цивилизованного человеческого общества; г) как философское понятие, не имеющее конкретного содержания.
Вопрос 7. Экологическая система наиболее устойчивая, если а) обладает наибольшей первичной продуктивностью; б) имеет литогенную основу, представленную прочно смёрзшимися грунтами; в) обладает наименьшей биологической продуктивностью; г) обладает зональной экологической продуктивностью, а литогенная основа сложена немёрзлыми породами. Вопрос 8. Какое из следующих выражений относится к одному из двух биогеохимических принципов В.И. Вернадского а) геохимическая биогенная энергия определяет важнейшие геологические процессы на поверхности Земли; б) геохимическая биогенная энергия включает в себя также энергию техногенеза; в) геохимическая биогенная энергия стремиться к максимальному проявлению; г) геохимическая биогенная энергия циклична в своём направлении. Вопрос 9. Второй биогеохимический принцип В.И. Вернадского звучит так: При эволюции видов выживают те организмы, которые … а) наиболее приспособлены к данным условиям биогеохимического обмена; б) оптимально вписываются в реальные биогеохимические пищевые цепи; в) образуют первые звенья трофической цепи; г) своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию. Вопрос 10. Как называются организмы, способные производить органическое вещество из неорганического, используя энергию света а) продуценты; б) автотрофы; в) консументы; г) симбиотрофы; д) редуценты. Вопрос 11. Что такое сукцессия а) смена одних организмов другими под воздействием изменения внешних условий или развития внутренних факторов; б) нарушение в соотношении хищник-жертва, приводящее к неконтролируемому снижению численности тех и других; в) деструкция экосистемы под воздействием кислотных дождей; г) расчленение поверхности в результате термокарстовых процессов. Вопрос 12. Что такое биологическая продуктивность? а) общее количество биомассы, производимое сообществом или популяцией за единицу времени на единицу площади; б) возможность и темпы развития любого организма, в зависимости от условий его обитания; в) бесперебойное функционирование трофической цепи экосистемы или ландшафта.
Вопрос 13. Функция биосферы в формировании земной коры реализуется через а) повсеместность её существования; б) живое вещество, участвующее в геологических процессах; в) отдельных живых организмов, активно перерабатывающих почвенный гумус; г) фитоценозы, населяющие земные ландшафты. Вопрос 14. Правило биологического усилия гласит, что … а) анаэробное дыхание возможно только для бентонных организмов; б) происходит примерно десятикратное увеличение концентрации загрязнителя при переходе с одного трофического уровня на следующий; в) два вида не могут существовать в одной местности если их экологические потребности идентичны; г) не может быть единого местообитания для хищника и жертвы. Вопрос 15. Сапрофагами называются животные, питающиеся а) трупами и экскриментами других организмов; б) исключительно болотными видами растений; в) собственным потомством; г) корневыми частями растений.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 13 – 15 баллов;
оценка «хорошо»; - 11 – 12 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 9 – 10 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 9 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Тест по разделу: «Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности».
1 вариант.
Вопрос 1. Наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия урбанизированных территорий является: а) уровень медицинского обслуживания граждан; б) частота обращения граждан в поликлиники в связи с острыми инфекционными заболеваниями; в) состояние здоровья населения; г) уровень реализации социальных программ. Вопрос 2. Что понимается под процессом урбанизации … а) процесс ускорения научно-технического прогресса; б) целесообразное в экологическом отношении территориальное сочетание производственных комплексов и селитебных территорий; в) неуправляемый процесс развития инфраструктуры, обеспечивающий формирование города; г) трудно контролируемый рост городов в результате концентрации производства и населения. Вопрос 3. Биота города включает в себя а) домашних животных, например кошек, собак, хомячков; б) диких животных, приспособивших к городской среде, например крыс, мышей, насекомых; г) всех живых организмов, пребывающих в городской среде; д) растения и других обитателей парков, садов, бульваров.Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 8 – 9 баллов;
оценка «хорошо»; - 6 – 7 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 4 – 5 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 4 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Тест по разделу: «Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности».
2 вариант.
Вопрос 1. Надёжным показателем благополучия экологии городской среды является а) хорошее состояние здоровья его жителей; б) чистота улиц и других территорий общего пользования; в) достаточное, отвечающее строительным нормативам, количество зелёных насаждений; г) чистота воздушной и водной сред города. Вопрос 2. Процесс «расползания городов» вызывает а) сокращений сельскохозяйственных угодий; б) сокращение (экономию) электроэнергии; в) дополнительное загрязнение воздушного бассейна; г) дополнительное изменения микроклиматических условий; д) совместное воздействие «а», «в», «г»; е) совместное воздействие «а», «б», «г»; ж) совместное воздействие «б», «в», «г». Вопрос 3. По каким признакам определяют положение границ ПТГС? а) по резкой смене растительных сообществ; б) по реальной границе населённого пункта или заводской территории; в) в зависимости от цепей исследования; г) по видимым изменениям природных объектов под воздействием техногенеза.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 8 – 9 баллов;
оценка «хорошо»; - 6 – 7 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 4 – 5 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 4 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.
ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»
по учебной дисциплине ЕН.02. Экологические основы природопользования.
(наименование дисциплины)
Вопросы по лекции: Принципы и методы рационального природопользования. Вопрос 1. Поясните какой смысл вкладывается в понятие природопользование. Вопрос 2. Прокомментируйте, как можно классифицировать ресурсы Земли. Вопрос 3. Объясните, что относится к исчерпаемым ресурсам, а какие ресурсы считаются неисчерпаемыми. Вопрос 4. Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным. Вопрос 5. Назовите правила, по которым можно определять пределы устойчивости потребления ресурсов. Вопрос 6. Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы. Вопрос 7. Прокомментируйте, каковы пути предотвращения истощения природных ресурсов. Вопросы по лекции: Экология – как научная основа природопользования. Вопрос 1. Охарактеризуйте, в каких направлениях должны осуществляться меры по обеспечению воспроизводства окружающей среды. Вопрос 2. Назовите, какие разделы должна включать социальная экология. Вопрос 3. Приведите примеры безотходных и малоотходных технологий. Вопрос 4. Назовите основные категории перспективной энергетики. Вопрос 5. Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра; приведите примеры. Вопрос 6. Приведите примеры, где и как используется геотермальная энергия. Вопрос 7. Поясните, каким образом можно использовать энергию солнца; приведите примеры. Вопрос 8. Обоснуйте экономическую целесообразность освоения новых источников энергии. Вопрос 9. Поясните на примерах, как должен выполняться основной принцип рационального природопользования.
Вопросы по лекции: Загрязнение окружающей среды. Вопрос 1. Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры. Вопрос 2. Проанализируйте, почему человек должен поддерживать и сохранять биологическое разнообразие, почему опасно исчезновение отдельных видов животных и растений. Приведите примеры. Вопрос 3. Дайте определение основных видов охраняемых территорий. Вопрос 4. Перечислите некоторые виды растений и животных, которые внесены в Красную книгу России. Вопрос 5. Охарактеризуйте отличия заповедников от заказников; заповедников – от национальных парков. Вопрос 6. Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных. Вопросы по лекции: Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. Вопрос 1. Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг. Вопрос 2. Назовите виды мониторинга. Вопрос 3. Охарактеризуйте методы мониторинга. Вопрос 4. Поясните, что такое биоиндикация. Вопрос 5. Назовите растения-биоиндикаторы и объясните, как по внешнему виду некоторых растений можно узнать о наличии загрязнений. Вопросы по лекции: Юридическая и экономическая ответственность предприятий, нарушающих безопасность потребителя услуг предприятий общественного питания. Вопрос 1. Дайте определение экологического права. Вопрос 2. Что называется субъектом экологического права? Вопрос 3. Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической сфере в настоящее время в РФ? Вопрос 4. Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды, которые вам известны. Вопрос 5. Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набирает 5 – 6 баллов;
оценка «хорошо»; - 3 – 4 балла;
- оценка «удовлетворительно» - 1 – 2 баллов;
- оценка «неудовлетворительно» - менее 1 баллов.
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он выполнил работу на 70 %;
- оценка «не зачтено» - если работа выполнена менее чем на 70%.
Составитель ________________________ О.В. Подосокорская (подпись)
«____»_______________20 г.