Рабочая программа по внеурочной деятельности Поиграем в сказку
Пояснительная записка.
Образовательная программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Школьник– читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя ученика в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – девяти лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание программы курса создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой - увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника (аудио -видео - компьютерная) , дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев. Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желания рассмотреть её, прочитать - вот важная задача педагога.
Актуальность программы.
Занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями. Глубокий духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Новизна заключается в том, что предлагаемая программа предоставляет ребенку материал для переживаний, протягивает ниточку между ним и его предками, его культурным наследием. Осознанное чувство базируется на знании, поэтому программа ставит своей целью не только ознакомление ребенка с устным народным творчеством, но и обязывает дать понятие о самой жизни русского народа, его быте, труде, отдыхе, понимании прекрасного. Все это будет подано, в обрамлении фольклора, так как устным народным творчествам русские люди украшали любой момент своего бытия. Большое внимание в данной программе уделено чтению сказок - кладезю народной мудрости.
Цель программы.
Формирование учеников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника. Ознакомление с бытом, творчеством и традициями русского народа. Развитие речевой активности через воспроизведение малых фольклорных форм и понимание условий возникновения фольклора.
Задачи программы.
- Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
- Знакомить детей с малыми формами устного народного творчества, побуждать к внедрению их в свою обиходную речь ( пословицы и поговорки).
- Тренировать память на материале устного народного творчества.
- Воспитание бережного отношения к книге;
- Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родин
- Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
- Развитие устной речи, навыков общения;
- Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
- Дать понятие о жизни, быте, декоративно-прикладном творчестве, праздниках, мифологии русского народа.
Общая характеристика программы.
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Фольклорный материал подается в сопровождении рассказов о быте, несловесном творчестве, духовной культуре русского народа, что , безусловно, обогащает и углубляет понимание устного творчества наших предков.
Сроки реализации программы.
В соответствии с образовательной программой в 2,3 классах на изучение курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты реализации программы.
Личностные УУД:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать своё отношение к героям , к их поступкам.
Регулятивные и познавательные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
-Учиться работать по предложенному плану.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;
- Подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Слушать и понимать речь других;
- Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
- Соблюдать правила общения
Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:
1.Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;
2. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
3.Пересказывать текст полностью, кратко;
4. Составлять устный рассказ по иллюстрации
5. Общее представление о жизни и быте русского народа.
6. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народа и чувства сопереживания культурному опыту предков.
Содержание программы.
Игровые программы с загадками, викторинами, встречами со сказочными героями, просмотры кинофильмов и сказок.
Прослушивание и сравнение русских народных сказок и сказок других народов,
иллюстрирование, обыгрывание
по ролям, поделки из бумаги способом оригами, лепка из пластилина, аппликация, прослушивание
сказок в грамзаписи, инсценировки, проектные работы и презентации.
Знакомство с авторскими сказками С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, В. Сутеева, В.П.Катаева.
Выявление отличительных признаков
авторской и народной сказки.
Прослушивание, чтение, рассматривание и пересказ сказок зарубежных писателей: Ш.Перро
"Кот в сапогах". Г.Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", братья Гримм "Семеро храбрецов"
по иллюстрациям. Рисование героев по выбору. Литературная игра "По дорогам сказок зарубежных писателей".
Творческая мастерская "Моя любимая сказка". Изготовление элементов костюмов, декораций для инсценировки любимых сказок.
Выставка поделок, рисунков, портфолио.
Литературный праздник "Что за прелесть эти сказки".
Формы и методы занятий.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, заучивание наизусть, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники, проектные работы. Предполагается проведение экскурсий.
Методы контроля.
Непосредственное наблюдение за речевой активностью детей, беседы о понимании ими смысла пословиц, коллективный пересказ близко к тексту сказок, инсценировки отдельных эпизодов сказок.
Итоги реализации программы.
Выставка детского творчества (проектные работы, рисунки, поделки), проведение фольклорных праздников, приуроченных к русским народным сказкам.
Содержание курса (первый год обучения)
2,3 классы -34 часа.
Отражение в русском фольклоре черт человеческого характера.
Пословицы и поговорки о чертах характера (трудолюбие – лень, смелость – трусость, доброта – злость.)
Чтение и пересказ сказки «Василиса прекрасная»
Чтение сказки «Лиса и журавль» с последующей инсценировкой.
Практическая работа. Дидактическая игра «подбери пословицу».
Слава русского оружия.
Старинное русское оружие. Меч-кладенец.
Родина наша – колыбель героев. Богатыри. Пословицы и поговорки о храбрости русских воинов.
Чтение и пересказ сказки «Никита Кожемяка».
Чтение сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Игровая инсценировка сказки.
Экскурсия в музей. Проектная работа «Богатыри».
Быт русского народа.
Старинная крестьянская одежда. Пословицы и поговорки об одежде.
Чтение сказки «Дочь-семелетка». Беседа по содержанию сказки.
Русская печь. Чтение сказки «По щучьему веленью». Демонстрация иллюстраций.
Пословицы и поговорки о еде. Хлеб – всему голова.
Трудолюбие русского народа. Чтение сказки «Царевна лягушка».
Сказки «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк». Анализ и сравнение положительных и отрицательных героев.
Экскурсия в музей самовара. Проектная работа «Моя любимая сказка».
Авторские сказки.
А.С. Пушкин. Формирование у детей интереса к художественному слову. Чтение сказки « Сказка о золотом петушке».
А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино». Беседа о дружбе.
К.И.Чуковский «Айболит». Чтение и коллективный пересказ.
В.П.Катаев «Цветик-семицветик». Беседа о дружбе и самостоятельности, жадности и доброте.
Практическая работа. Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Зарубежные сказки.
Сказки народов мира. «Гора самоцветов». Сравнение и анализ с русскими сказками.
Г.Х.Андерсон. Сказки немецкого народа. «Огниво», «Дикие лебеди». Чтение и пересказ.
Ш. Перро. Сказки французского народа. «Ослиная шкура», «Золушка». Чтение и пересказ.
Братья Гримм. Немецкая мифология в сказках. «Семеро смелых», «Гензель и Греталь ». Чтение и пересказ.
Проектная работа «Сказки народов мира».
Сказки о животных.
Потешки, поговорки о животных. Чтение сказки «Зимовье зверей».
Образы медведя, волка, лисы и зайца в русских народных сказках. Чтение сказок: «Зайкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и кот».
Практическая работа. Инсценировка сказки «теремок».
Времена года в русских сказках.
Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о временах года.
Чтение и пересказ сказки «Морозко». Сравнение положительных и отрицательных героев.
Чтение и пересказ сказки «Мужик и медведь». Демонстрация иллюстраций.
Практическая работа. Просмотр сказки и изготовление поделок из природного материала.
Отчетное занятие. Выставка работ.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/пДата
проведение Количество
часов Содержание
(тема урока) Примечание
Т П1 1 Пословицы и поговорки о чертах характера человека. Знакомство детей с понятиями труд и лень, смелость и трусость.
2 1 Чтение и пересказ сказки «Василиса прекрасная». Знакомство детей со сказкой.
3 1 Чтение и пересказ сказки «Лиса и журавль». Знакомство детей со сказкой и последующая инсценировка.
4 1 Дидактическая игра «Подбери пословицу». Проведение игры.
5 1 Старинное русское оружие. Меч-кладенец. Знакомство детей с настоящим и сказочным оружием.
6 1 Родина наша-колыбель героев. Богатыри. Пословицы и поговорки о храбрости русских воинов. Знакомство детей с настоящими и сказочными героями.
7 1 Чтение и пересказ сказки «Никита Кожемяка». Знакомство детей со сказкой.
8 1 Чтение сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо». Знакомство детей со сказкой и игровая инсценировка.
9 1 Экскурсия в музей. Проектная работа «Богатыри». Анализ проектной работы.
10 1 Старинная крестьянская одежда. Пословицы и поговорки об одежде. Знакомство детей с одеждой крестьян.
11 1 Чтение сказки «Дочь семилетка». Беседа по содержанию сказки. Знакомство детей со сказкой.
12 1 Русская печь. Чтение сказки «По щучьему велению». Знакомство детей со сказкой.
13 1 Пословицы и поговорки о еде. Хлеб – всему голова. Знакомство детей с хлебом.
14 1 Трудолюбие русского народа. Чтение сказки «Царевна лягушка». Знакомство детей со сказкой. Анализ героев.
15 1 Сказки «Сивка Бурка», «Иван царевич и серый волк». Знакомство детей со сказками, анализ и сравнение положительный и отрицательных героев.
16 1 Экскурсия в музей самоваров. Проектная работа «Моя любимая сказка». Обсуждения экскурсии и проекта.
17 1 А.С.Пушкин. формирование у детей интереса к художественному слову. Чтение сказки «Сказка о золотом петушке». Знакомство детей с А.С.Пушкиным и его сказками.
18 1 А.Н.Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». Знакомство детей со сказкой. Анализ героев.
19 1 К.И. Чуковский. «Айболит». Чтение и пересказ. Знакомство детей со сказкой.
20 1 В.П.Катаев. «Цветик Семицветик». Беседа о дружбе, жадности и доброте. Знакомство детей со сказкой. Анализ героев.
21 1 Практическая работа. Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Инсценировка и обсуждения .22 1 Сказки народов мира. «Гора самоцветов». Знакомство детей со сказками народов мира. Сравнение и анализ с русскими сказками.
23 1 Г.Х.Андерсен. сказки немецкого народа. «Огниво», «Дикие лебеди». Чтение и пересказ. Знакомство детей с творчеством Андерсена.
24 1 Ш.Перо. Сказки французского народа. «Ослиная шкура», «Золушка». Чтение и пересказ. Знакомство с творчеством Ш.Перо.
25 1 Братья Грим. Немецкая мифология в сказках. «Семеро смелых», «Гензель и Греталь ». Чтение и пересказ. Знакомство детей с творчеством Братьев Грим.
26 1 Проектная работа «Сказки народов мира». Обсуждение проектной работы.
27 1 Потешки, поговорки о животных. Чтение сказки «Зимовье зверей». Знакомство детей со сказками о животных.
28 1 Образы медведя, волка, лисы и зайца в русских народных сказках. Чтение сказок «Зайкина избушка», «Лиса и волк», «Лиса и кот». Анализ и сравнение положительных и отрицательных героев. Инсценировка сказки «Зайкина избушка».
29 1 Практическая работа Инсценировка сказки «Теремок». Инсценировка и обсуждение сказки.
30 1 Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о временах года. Знакомство детей с русским фольклором.
31 1 Чтение и пересказ сказки «Морозко». Сравнение положительных и отрицательных героев сказки.
32 1 Чтение и пересказ сказки «Мужик и медведь». Беседа с детьми о сказке.
33 1 Просмотр сказки. Изготовление поделок из природного материала. Обсуждение сказки.
34 1 Отчетное занятие. Выставка работ.