Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на тему«Красота человека в труде» (4 класс)4 класс)
Ф.И.О Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».
Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В Островская, под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012.
Учебник: Л.А.Неменская «Каждый народ – художник», под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2013г.
Тема четверти: «Истоки родного искусства».
Урок № 6.. Тема урока «Красота человека в труде»
Ноябрь
Цель
и задачи:
формирование понимания образа красоты человека в труде. Приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Образовательная:
характеризовать образ мужской красоты и женской красоты в труде.
понятие о сохранении традиционного труда и ношении русского костюма.
знакомиться с различными видами сельского труда через произведения художников.
использовать выразительные средства для создания образов людей сельского труда: косарь, жнец, земледелец, хлебороб и др.
Воспитательная:
воспитывать в детях чувство восхищения красотой человека, занятого трудовой деятельностью;
воспитание патриотических чувств: любви и уважения к людям сельского труда.
Развивающая:
развивать понимание роли Братьев-Мастеров в творческой работе;
развивать умения и навыки изображения мужского и женского образа в движении.
Тип урока комбинированный
Форма работы индивидуально-фронтальная. Индивидуально-коллективная.
Планируемые образовательные результаты Личностные:
формировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
умение организовать место занятий;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование мировоззрения детей, возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
Предметные:
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.
использование выразительных средств: создание образа человека крестьянского труда.
овладеваем навыками работы графическими материалами.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, личностно-ориентационные
Музыкальный ряд: Русские народные песни
Литературный ряд: Стихи Кольцова.
Материал: Пастель, восковые мелки, акварельные карандаши.
Задание: Изображение фигуры человека за работой.
Оборудование Проектор, компьютер, презентация «Красота человека в труде.» НДМ (наглядно-демонстративный материал) Репродукции картин Венецианова, Пластова, Кустодиева, Яблонская и др.
Основные понятия Пахарь, земледелец, косарь, жнец, жатва, ток, сено, скирд, композиция, панно.
План урока 6:
Организационный этап (2 минуты)
Мотивация (2 минуты)
Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
Ход урока.
1.Организационный этап (2 минуты). Личн.УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация своего рабочего места. Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.
Вступительное слово учителя. Создание положительного эмоционального настроя обучающихся Ученики и учитель приветствуют друг друга, дети готовят рабочее место.
2. Мотивация (2 минуты). Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. Просмотр репродукции, Проблемная ситуация. Определить тему и задачу урока. Слайд №1 Задаёт наводящие вопросы. Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Определение темы урока. Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом традиционным, сельским.
А точнее тема урока « Красота человека в труде».
Можно было назвать и «Воспевание труда в искусстве»
3. Приобретение знаний (8 минут). Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем. Познавательные, развивающие. Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. Участие Братьев-Мастеров в создании художественного образа. Изучение материала в учебнике. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ. Ученики делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали ТАКИЕ КАРТИНЫ? Просмотр слайдов презентации.
Слайд 1. Репродукция картины А. Пластова «Жатва». Ребята. Как вы понимаете, что такое жатва?
Ученик: - это уборка хлеба – пшеницы, ржи.
Что показал художник на этой картине?
- на этой картине изображены крестьяне. Они вяжут снопы.
-взгляд зрителя останавливается на человеке в красной рубахе. Он пьёт воду. Потому что очень жарко, и он устал. Мы не видим лица этого человека, но каким он нам кажется?
- трудолюбивым, сильным, здоровым
- обратите внимание на очень важную деталь. Как он пьёт воду?
Он пьёт с жадностью. Так пьют те люди, которые очень сильно трудятся, спешат убрать урожай до дождей.
А. Пластов изобразил людей, которые чувствуют ответственность за уборку урожая и даёт понять зрителю какой ценой даётся людям хлеб.
Глядя на это произведение, определите, как будет называться тема урока.
- труд красит человека.
- человек красив в труде.
Точнее красота человека в труде.
Слайд 2. Картина А. Пластова созвучна картине Т.Яблонской «Хлеб». Образ сельского труженика, вдохновенно отдающего свои силы, свою любовь земле, будет неустанно вызывать гордость и уважение к себе. Готовность трудиться щедро, самоотверженно на благо всех людей есть проявление высшей красоты человека.
Учитель:
- Ребята, кто знает, что такое колхозный ток?
Дети:
- Колхозный ток, это место, где подготавливают зерно к хранению.
Учитель:
Что же художник показал зрителю?
Дети:
- На картине художника Яблонской «Хлеб» изображён колхозный ток, где работают люди.
- они заготавливают хлеб-пшеницу.
Учитель:
- здесь на картине видны работающие машины. На которые грузят зерно. Но главное внимание художницы приковано к людям. Они кормят страну хлебом, и мастер показывает нам, как нелегок их труд.
Слайд 3. Учитель:
-На какие фигуры в первую очередь мы обращаем внимание?
Дети:
- Слева, крупно изображены три женщины: одна вяжет мешки, другая что-то говорит через весь ток, а третья – перебирает зёрна, а дальше показаны группы людей, занятых погрузкой готовых мешков на машины. Но главное богатство этой картины - зерно. Золотым руном лежит оно под ногами, ручьем льется из веялок, горой лежит в центре картины. Поэт Долгопятов сравнил зерно со светящимся солнцем. На току, куда ни глянешь, солнце.
Подставляю руку под струю:
Солнце в зёрнах с транспортёра льётся,
По колено в солнце я стою.
Тёплое, весомое, живое,
Ручейком бежит, рекой…
Хлеб идёт! И нам не до покоя.
Только в зёрнах светится покой.
Яблонская хорошо показала напряжение трудовых будней колхозников, их тяжелый труд. И хорошо, что не иссякает поток зерна, чем больше его, тем лучше будут жить люди.
Слайд 4. В картине «Сенокос» художник Борис Кустодиев показывает процесс труда крестьян.
-Чем они заняты?
-Они убирают сухое сено и складывают в скирды.
-что такое сено?
Сено – это сухая трава.
Что такое скирд?
-Это такая горка из сухой травы, то есть из сена.
Посмотрите, какая одежда у людей?
- Они одеты в традиционные одежды, расшитые узором.
- На картине изображены в ярких, русских народных костюмах образы русских людей - крестьян и крестьянок.
И природа яркая, ликующая, праздничная - дарит людям свои богатства.
Слайд 5. Вот ещё изображён «Сенокос». Только изобразил такой процесс труда другой художник. Его фамилия прозвучала в картине «Жатва».
- Кто написал эту картину «Сенокос»?
- Эту картину написал А.Пластов.
- Молодец, запомнил.
- У Аркадия Пластова много картин с изображением сельского труда. Художник вырос в деревне, сельский труд ему был знаком с детства. Художник увидел такую картину в жизни и запечатлел на картине.
-Какие чувства вызывает эта картина?
-Картина пронизана чувством радости и счастья.
В центр картины автор поместил крестьян, которые косят траву. По их одинаковым движениям видно, что труд для этих людей привычное и важное дело. На переднем плане нас поражают своим разноцветьем луговые травы и цветы. Эти цвета помогают автору передать красоту уходящего лета. Справа художник изобразил берёзы - символ России. Солнечный свет, переливается, играет в кроне белоствольных берёз. На заднем плане мы видим полосу леса, которая отдаёт сине-зелёной прохладой. Возможно, именно туда косцы отправятся отдохнуть после завершения трудового дня. Слайд 6. Вот так изобразил пору сенокосную художник Пётр Петрович Кончаловский. В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского - одно из центральных.
Только в этой картине больше внимание уделено природе.Слайд 7. Воспевали труд селян и поэты в своих стихах. Воронежский поэт Алексей Васильевич Кольцов воспел труд крестьянина в своих стихах – песнях.
А художник Аркадий Пластов нарисовал к ним иллюстрации акварелью, гуашью.
Слева картинка. Вот так раньше сеяли зерно.
Горстью полноюХлеб раскидывать;И давай пахатьЗемлю плугами, Очень трудная работа. Ведь засевать приходилось огромные площади земли. Справа изображён косарь. Как он сосредоточен, ведь его задача – не только скосить траву, НО И НЕ ПОРАНИТЬ НИКОГО, ВЕДЬ КОСЫ очень острые, тупой косой травы не скосишь.
Раззудись, плечо! Освежи, взволнуй,Размахнись, рука! Степь просторную!Ты пахнИ в лицо, Зажужжи, коса,Ветер с пОлудня! Как пчелиный рой!..
На слайде 8 изображён процесс жатвы хлеба. Если траву крестьяне косят косами, то хлеб убирали с помощью серпа.
Выйдет в поле травка -Вырастет и колос,Станет спеть, рядитьсяВ золотые ткани…
Заблестит наш серп здесь,Зазвенят здесь косы;
Слайд 9. Слайд 10. Вот так изобразил жатву на Украине художник Пимоненко. Стихи о труде крестьянина.
Хочу воспеть простой крестьянский труд. Для всех людей, повсюду, он основа. Если они товар не создадут, Не будет и другого никакого.
Во истину геройский это труд.
Без пафоса, тяжёл и повседневен,
Но звания за это не дают,
Как будто этот труд совсем не ценен.
Доить коров и удобрять поля.
Для многих это очень не престижно.Но только наша матушка земля,Даёт всё то, что нужно нам для жизни.
4. Физкультминутка (1 мин). Здоровьесберегающие технологии. Выполнение упражнений на движение. Учитель контролирует и помогает выполнению упражнений. Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….
5. Переход к практической работе (3 минуты). Рисуем образ сельского труженика: пахаря, , косца, жницу и др. Учитель показывает как изобразить фигуру человека в движении. Ученики слушают и смотрят. Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: показывает последовательность выполнения фигуры человека в движении.
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Ребята давайте представим, что мы приехали оказать помощь крестьянам. Нам дали в руки предметы труда лукошко, в котором насыпаны зёрна; лейку, тяпку, серп, косу.
Из лукошка вы зёрна побросаете в обработанную землю. Затем зёрна посеянные польёте.
Ростки взошли, вы их пополете.
Затем мальчики окосят траву вокруг хлеба-ржи или пшеницы.
А девочки будут жать хлеб, и собирать в снопы.
Что будем выполнять . После физкультминутки выполним фигурки человека в технике «аппликация». Фигурки в движении с орудиями труда. Затем эти фигурки мы прикрепим к панно.
Вспомните как одевались в старину крестьяне.
Слайд 11. Посмотрите на русскую крестьянку Венецианова. Как она одета.
- на крестьянке красный сарафан и белая рубашка, на голове – кокошник.
А как одевались мужское население летом.
- Мужская одежда – это рубашка белая или красная. Наверное, и другого цвета могла бы быть.
Вначале что мы вырежем. Основу. Фигурку человека: чуть наклонившуюся в одну сторону, кто-то изобразит наклон в другую сторону, а кто то изобразит фигуру человека во время жатвы. Не забудьте украсить одежду, допустим полосками бумаги.
6. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут). Личност. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа избы, церкви, храма.
Предм. УУД. Умеем видеть образ в создаваемых формах. Фантазируем, представляем и создаём
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Учитель контролирует работу учеников. Создаём образ человека труда карандашом и для выразительности цветом фломастерами. Затем вырезаем и создаём общее панно. Воспевание сельского труда в искусстве.
7. Подведение итогов занятия (2 мин). Анализируем работы. Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненной работе. Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Подведение итогов занятия 8.РЕФЛЕКСИЯ: определяют эмоциональное состояние на уроке;
Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… Рисунки с урока № 6 сохранить для коллективного панно.
А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью смайликов. Если вам понравился урок, прикрепите поднимите смайлики с улыбкой жёлтого. Если не понравилось, то подняли синего цвета.
Домашнее задание - записывают материал к следующему уроку.
Уборка рабочего места. Желаю вам добра. Спасибо за работу на уроке.