РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ СПОУ
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР И.о. директора
______________ Е.Ф. Репка __________И.Г. Голос
«____»_____________2016 г. «____»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств»
2016 г
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25 августа 2015 г. № 425, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР от 01.09.2015 г. № 430.
Организация-разработчик: Донецкий политехнический техникум
Разработчики:
Логвинов Александр Валериевич, преподаватель технических дисциплин, специалист высшей квалификационной категории.
Рецензенты:
1. Батехин Александр Петрович, преподаватель специальных дисциплин, специалист первой квалификационной категории Донецкого колледжа технологий и дизайна Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
2. Пашкова Ирина Гургеновна, преподаватель специальных дисциплин, специалист первой квалификационной категории Донецкого политехнического техникума
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией физико - химических дисциплин
протокол № 1 от «_31_»___августа______2016 г.
Председатель ЦК__________ А. В. Логвинов
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25 августа 2015 г. № 425, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР от 01.09.2015 г. № 430.
Опыт работы не требуется.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является вариативной частью ОПОП математического и общего естественнонаучного цикла.
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению основами рационального природопользования в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования. Учебная дисциплина учитывает межпредметные связи с другими естественнонаучными и экономическими дисциплинами.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Характеризовать проблемы экологии;
Различать понятия экологии как науки и этического движения;
Давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на неё деятельностью человека.
Характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком;
Объяснять значение охраны животных и растений;
Составлять план города с учетом зонирования и агроклиматических факторов.
Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды;
Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Классификацию факторов окружающей среды;
Черты приспособленности организмов к окружающей среде;
Закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
Классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации.
Строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;
Способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;
Способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;
Принципы зонирования антропогенных ландшафтов;
Цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.
Основы законодательства ДНР в области охраны окружающей среды;
Формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студент 32 часов;
самостоятельной работы студента 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лекции
26
практические занятия
6
Самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
реферат
доклад
12
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Общие понятия экологии
20
Тема 1.1. Основные понятия экологии
Содержание учебного материала
2
Общая характеристика экологии. Термины и законы экологии. Среды обитания организмов. Вид, его критерии.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы:
1. «Проблема народонаселения»
2. «Природные ресурсы биосферы»
2
Тема 1.2. .Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Содержание учебного материала
2
1.Природные ресурсы и их классификация. Природопользование, его формы и виды.
2.Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы:
1. Генетически модифицированные продукты.
2. Добавки в пищевых продуктах.
2
Тема 1.3.
Краткая характеристика обмена веществ и энергии и его роли в природных экологических процессах
Содержание учебного материала
2
Краткий обзор обмена веществ и энергии в организмах. Фотосинтез и его экологическая роль
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы:
1. «Общая характеристика загрязнений»
2
Тема 1.4.
Антропогенное воздействие на окружающую среду
1
Содержание учебного материала
2
1. Общая характеристика антропогенных факторов и оболочек планеты Земля
2
2. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, возникающих на поверхности Земли и их классификация
Практические занятия
1.Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Общая характеристика воздействия человека на природу»
2. Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Краткая характеристика направлений деятельности человека, которые измеряют равновесие в природных экосистемах»
3. Выполнение практических заданий на поиск и применение информации на тему «Обзор экологических проблем, возникающих за счет воздействия антропогенных факторов»
2
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы:
1. Антропогенное воздействие на атмосферу
2. Антропогенное воздействие на гидросферу
3. Антропогенное воздействие на литосферу
4. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы
5. Экстремальные виды воздействия на биосферу
2
4
3
Раздел 2.
Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности
20
Тема 2.1.
Основы промышленной экологии
Содержание учебного материала
6
1. Сырье. Отходы производства и полупродукты. Проблема комплексного использования сырья и отходов
2
2. Общая характеристика загрязнения окружающей среды и параметров ее качества
3. Характеристика мониторинга природной окружающей среды
4. Характеристика круговорота веществ в природе на примере воды и влияние человека на эти процессы
5. Характеристика кругооборота азота и влияние деятельности человека на эти процессы
6. Характеристика круговорота фосфора и влияние антропогенных факторов на эти процессы
Практические занятия
1. Выполнение практических заданий на поиск и применение информации по теме «Основы промышленной экологии»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы:
1. Природоохранные мероприятия. Качество окружающей среды и ее нормирование.
2
Тема 2.2.
Основы природоохранной деятельности
Содержание учебного материала
7
1.Основные понятия природоохранной деятельности и обоснование ее необходимости на современном этапе развития цивилизации
2
2.Принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности
3. Экономико-правовые основы природоохранной деятельности
4. Краткая характеристика охраны атмосферы
5. Краткая характеристика охраны гидросферы
6. Краткая характеристика природоохранной деятельности при эксплуатации литосферы
7. Краткая характеристика природоохранной деятельности органического мира Земли
Практические занятия
1. Выполнение практических заданий на поиск и применение информации по теме «Основы природоохранной деятельности»
2
Подготовка сообщений на темы:
1. Особо охраняемые территории
2. Экологическое законодательство ДНР. Государственные органы охраны природы. Экологическая паспортизация. Экологический мониторинг, Экологический контроль, экспертиза. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
3. Эколого – географическая характеристика Донецкой области
3
Раздел 3.Общая характеристика экологического воздействия отраслей промышленности и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях этих отраслей
8
Тема 3.1. Экологическое влияние отраслевых комплексов на среду обитания и общая характеристика природоохранной деятельности на этих предприятиях
Содержание учебного материала
4
1. Влияние сельского хозяйства на природную окружающую среду
2
2. Обзор природоохранной деятельности в агропромышленном комплексе
3. Характеристика воздействия транспортных средств на природную окружающую среду
4. Обзор природоохранных мероприятий, проводимых при эксплуатации транспортных средств
5.Влияние бытовой деятельности на природную окружающую среду
6. Особенности природоохранной деятельности в быту
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к контрольной работе по темам «Основные понятия экологии» - «Особенности природоохранной деятельности в быту»
2
Контрольная работа «Основные понятия экологии» - «Особенности природоохранной деятельности в быту»
2
Всего:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к средствам вывода звуковой информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2012.- 236 с.
Белова С.В. Охрана окружающей среды. Учебник для техн. спец. ВУЗов. – М: Высшая школа, 2010. – 342 с.
Воронцов А.И. Охрана природы. Учебное пособие для техникумов. – М: Агропромиздат, 2012. – 126 с.
Корчак И.А. Основы экологии и охрана природы. – Самара, 2013. – 166 с.
5. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009.
6. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2007.
7. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.
8. Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2009.
9. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
10. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2010.
11. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.: Проспект, 2008. – 512с.
12. Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. – М.: РГОТУПС, 2005г. – 11с.
Дополнительные источники:
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012.
Экология./ Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2010.
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
знать:
правовые вопросы экологической безопасности;
экологические принципы рационального природопользования;
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Текущий контроль:
- работа на занятии;
- внеаудиторная самостоятельная работа;
- практическое занятие.
Промежуточный контроль:
- рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2;
- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Итоговый контроль:
- дифференцированный зачет.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Заголовок 115