Рабочая программа учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»
СОГЛАСОВАНО
Начальник ФГКУ «7 отряд ФПС по Самарской области» ___________ В.А. Матиевский
«___» _______________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «Сызранский
политехнический техникум» ________________ Н.В. Котяев
«_____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА
«Профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Сызрань, 2015
ОДОБРЕНО
предметно-цикловой комиссией
общепрофессиональных и электротехнических дисциплин
Председатель_________________ Л.Н. Жужукина
«____» _____________________ 2015 г.
Составитель: Жужукина Л.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Колбехина Е.Н., методист ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»
Содержательная экспертиза: Жужукина Л.Н., председатель предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и электротехнических дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Ташлинцев В.А., преподаватель ФГБОУ ДПО Самарский учебный центр ФПС
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 354.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
\
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Название разделов
Стр.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
Структура и содержание учебной дисциплины
7
Условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
14
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум» по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Термодинамика, теплопередача и гидравлика входит в профессиональный цикл ППССЗ, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
использовать законы идеальных газов при решении задач;
решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;
определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;
осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;
осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;
основные понятия и определения, смеси рабочих тел;
законы термодинамики;
реальные газы и пары, идеальные газы;
газовые смеси;
истечение и дросселирование газов;
термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;
термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;
теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;
топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;
термогазодинамику пожаров в помещении;
теплопередачу в пожарном деле;
основные законы равновесия состояния жидкости;
основные закономерности движения жидкости;
принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;
принципы работы гидравлических машин и механизмов.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 142 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;
самостоятельной работы студента 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
142
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
20
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа студента (всего)
47
в том числе:
проработка конспектов занятий, составление плана и тезисов ответов,
решение задач, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, подготовка к контрольной работе
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
зачёт
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Термодинамика, теплопередача и гидравлика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1
Термодинамика
45
Тема 1.1
Общие сведения из технической термодинамики
Содержание учебного материала:
Предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний.
Основные параметры состояния газа. Смеси рабочих тел.
Уравнение состояния идеального газа. Реальные газы и пары, идеальные газы.
Газовые смеси.Теплоёмкость. Количество теплоты.
Истечение и дросселирование газов. Сопло Лаваля.
Термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении.
12
ознакомительный
репродуктивный
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия:
Применение законов идеальных газов для определения основных параметров состояния рабочего тела.
Определение теплоёмкости с помощью формул и таблиц.
Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости.
Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива.
8
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений
Ответы на контрольные вопросы.
10
Тема 1.2
Законы термодинамики
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия и работа термодинамической системы.
Первый закон термодинамики. Энтальпия газа.
Второй закон термодинамики. Энтропия газа.
Прямые и обратные циклы. Цикл Карно и его термодинамическое значение.
Термодинамика потоков, фазовые переходы, химическая термодинамика.
10
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений.
5
Раздел 2
Теплопередача
51
Тема 2.1
Виды теплообмена
Содержание учебного материала:
Теплопроводность при стационарном режиме. Закон теплопроводности Фурье. Коэффициент теплопроводности.
Теплопроводность однослойной и многослойной плоских стенок. Теплопроводность однослойной и многослойной цилиндрических стенок.
Конвективный теплообмен при естественной конвекции. Конвективный теплообмен при вынужденном движении жидкости. Теплообмен при кипении жидкостей и конденсации пара.
Теория конвективного теплообмена в пожарном деле.
Баланс лучистого теплообмена. Законы лучистого теплообмена. Лучистый теплообмен при наличии экранов.
Излучение газообразных продуктов сгорания.
12
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практическое занятие:
Определение коэффициента теплопроводности расчетным путем.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений.
Ответы на контрольные вопросы.
7
Тема 2.2
Сложный теплообмен
Содержание учебного материала:
Сложный теплообмен. Понятие о теплопередаче.
Передача теплоты через однослойную и многослойную плоские стенки.
Передача теплоты через однослойную и многослойную цилиндрические стенки.
Теплопередача в пожарном деле.
8
репродуктивный
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия:
1. Определение коэффициента теплоотдачи расчетным путем.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Ответы на контрольные вопросы.
5
Тема 2.3
Нестационарная теплопроводность
Содержание учебного материала:
Дифференциальное уравнение теплопроводности.
Термогазодинамика пожаров в помещении. Схема пожара.
Алгоритмы прогнозирования изменяющейся во времени термогазодинамической картины пожара в помещении.
6
репродуктивный
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений.
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
3
Тема 2.4
Теплообменные аппараты
Содержание учебного материала:
Классификация теплообменных аппаратов. Схемы и расчёт теплообменных аппаратов.
2
репродуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольная работа:
1. Теплопередача.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответы на контрольные вопросы.
2
Раздел 3
Гидравлика
46
Тема 3.1
Гидростатика
Содержание учебного материала:
Основные физические свойства и механические характеристики жидкости.
Основное уравнение гидростатики. Приборы для измерения давления жидкостей.
4
репродуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
2
Тема 3.2
Гидродинамика
Содержание учебного материала:
Виды и режимы движения жидкости.
Уравнение Бернулли для идеальной, реальной жидкости и газов.
Движение жидкостей и газов по трубам.
6
продуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия:
Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: напор, расход.
Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: потери напоров, гидравлических сопротивлений.
Определение избыточных давлений при гидроударе.
Определение избыточных давлений при движении жидкости.
8
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Ответы на контрольные вопросы.
7
Тема 3.3
Истечение жидкости из отверстий и насадок
Содержание учебного материала:
Истечение жидкости через малое отверстие в тонкой стенке.
Истечение жидкости из насадок. Насадки для пожарных стволов.
Истечение жидкости через короткие трубопроводы.
6
репродуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Ответы на контрольные вопросы.
3
Тема 3.4
Гидравлические машины и механизмы
Содержание учебного материала:
Классификация гидравлических машин и механизмов.
Принципы работы гидравлических машин и механизмов.
Классификация насосов. Основные параметры насосов.
Применение насосов в пожарном деле.
7
репродуктивный
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Подготовка сообщений.
Ответы на контрольные вопросы.
3
Тематика курсовой работы(проекта)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
Всего:
142
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета термодинамики, теплопередачи и гидравлики и лаборатории термодинамики, теплопередачи и гидравлики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
кодоскоп;
мультимедийный проектор;
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
лабораторные стенды.
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основная литература
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции./ Под ред. В.М. Филина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015.
Интернет-ресурсы:
http://infosait.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дополнительная литература
Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учеб. – М.: Академия, 2004
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции. / Под ред. С.П. Стесина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008.
Прибытков И.А. Теоретические основы теплотехники: учеб. – М.: Академия, 2004. Теплотехника: учеб. / Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 2002 .
Ухин Б.В. Гидравлика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать законы идеальных газов при решении задач;
решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;
определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;
осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;
осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;
основные понятия и определения, смеси рабочих тел;
законы термодинамики;
реальные газы и пары, идеальные газы;
газовые смеси;
истечение и дросселирование газов;
термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;
термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;
теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;
топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;
термогазодинамику пожаров в помещении;
теплопередачу в пожарном деле;
основные законы равновесия состояния жидкости;
основные закономерности движения жидкости;
принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;
принципы работы гидравлических машин и механизмов.
формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1- 10.
подготовка и защита сообщений;
подготовка и проведение презентаций;
формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1, № 7, № 8.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515